Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
| | |
|
В категории материалов: 11 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
Акмеологические аспекты ТРИЗ-педагогики как фактора,
способствующего достижению субъектно-деятельностного акме учителя
Н.А. Козырева, психолог, член БелООТРИЗ Доклад на областной методической конференции
«Проектирование учебной деятельности как средство обеспечения личностного роста учителя», Могилев, 22-23 апреля 2004г.
|
Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов изобретателей игр
© Козырева Н.А., рукопись, Москва, 2006
Обоснование подхода
Изучение психологии творчества в современной ситуации научно-технического прогресса является важнейшей темой, но, как отмечает М.Г. Ярошевский «это требует от нашей науки новых исследовательских программ, новых теоретических схем, интегрирующих в самой сердцевине психологического познания - его теоретических моделях и эмпирических орудиях - личностное, социальное и предметно-созидательное в общении человека с миром» [1]. Такую новую теоретическую схему мы пытались найти для изучения характеристик субъектно-деятельностного акме изобретателей игр по продуктам их творчества.
Одним из принятых нами в данной работе является субъектно-деятельностный подход (А.В.Брушлинский), который основывается на следующей конструкции: личностные, мотивационные, интеллектуальные предпосылки Þ работа субъекта Þ орудия (метод). Таким образом, при анализе творчества изобретателей возникают две исследовательские задачи: описать работу субъекта, в которой преломляются личностные и когнитивные качества, и метод, составляющий секрет творчества. В нашей работе предложены некоторые подходы к решению этих двух задач. Так, мы исследуем результаты творческой работы (описания изобретений), в которых, по нашей гипотезе, отражены личностные (а именно: мотивационные и субъектно-динамические) и когнитивные свойства создавшего их субъекта. И, одновременно, мы исследуем патентно-техническую сущность всей совокупности творческих продуктов ведущих авторов изобретений, чтобы выявить в них «метод», авторский стиль, секрет творчества.
Поскольку изобретательская деятельность предполагает наличие высокого уровня профессионализма в данной сфере (необходимого для обеспечения оригинальности и мирового уровня новизны технического решения), осуществляется субъектом на протяжении некоторого достаточно длительного промежутка времени, в котором могут быть свои подъёмы и спады, связанные как с личностными качествами автора, так и с воздействием социальной внешней среды, то, на наш взгляд, актуальным представляется использование возможностей не только субъектно-деятельностного, но и привлечение возможностей акмеологического подхода.
Основной категорией, характеризующей взаимодействие акмеологии с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: мастерство, развитие, зрелость, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексия, сознание, личность, индивидуальность и ряд других. Согласно системно-функциональному подходу И.Н. Семенова к акмеологии она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом её культурологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой - результат длительного, часто противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант [2]. Таким образом И.Н. Семёнов вводит концепцию творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала. Этот положение даёт нам основание для того, чтобы использовать акмеологический подход к анализу творчества изобретателей, понимая, что изобретательство не является для них «профессией» в общеупотребительном смысле этого слова, но получение патента является «творческим акме», что, по И.Н. Семёнову, является эквивалентом профессионального достижения. читать дальше...
|
Субъектно-психологическое описание характеристик конкретных изобретателей игр по продуктам их творчества
© Козырева Н.А., рукопись, Москва, 2006
Проведенные теоретический анализ, эмпирические исследования и полученные результаты позволили нам приступить к решению других задач, а именно к демонстрации применения предложенного критериально-диагностического аппарата к анализу продуктов творчества конкретных изобретателей игр. Нам предстоит также показать, как выявленные характеристики субъектно-деятельностного акме изобретателей игр можно использовать в проектировании игр для формирования творческой активности личности, и обосновать необходимость психолого-акмеологического сопровождения изобретательского творчества в сфере игры.
Саморефлексия Изобретательское
творчество Козыревой Н.А. (4 изобретения в
1986-92 г.г.)
( Из
статьи Козырева
Н.А.«Методика
психолого-акмеологического количественно-качественного анализа
творческих
продуктов изобретателей игр http://kozyreva.ucoz.ru/load/16
http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52)Широко известным источником получения сведений о протекании творческого процесса и особенностей творческой личности с раннего периода исследований творчества были биографии, автобиографии, мемуары, содержащие «самопризнания» учёных, изобретателей, творцов. Основываясь на этом известном методе «саморефлексии» мы сочли возможным уже после проведения теоретико-эмпирического исследования всей совокупности выборки российских изобретателей игр обратиться к анализу собственного изобретательского творчества с использованием предложенного критериально-диагностического аппарата.
читать далее...
|
Исследование акме творческой личности в отечественной и зарубежной литературе
© Н.А.Козырева, рукопись, Могилев, 2005
Творческая личность как субъект деятельности
… Мы поставили «обратный вопрос»: а если творческие продукты уже имеют экспертную, государственную оценку новизны и оригинальности, говорит ли это о каких-либо показателях «субъективной креативности» создавшего их интеллекта? И предположили, что поскольку продукты творческой деятельности изобретателей уже получили высокую оценку на соответствие критериям «мировая новизна» и «оригинальность» со стороны официального государственного Патентного ведомства, то мы можем найти в этих творческих продуктах следы «субъективной креативности» создавшего их творческого мышления. Для этого необходимо провести сравнительный патентно-технический анализ сущности изобретений ведущих авторов, и сопоставить признаки «субъективной креативности» тем характеристикам, которые удастся выявить в результате исследования конкретных изобретений. В качестве критериев нами в дальнейшем рассматривались параметры, аналогичные выделенным Д.Гилфордом в его концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности.
Для обоснования нашего подхода к поиску ответа на поставленные в исследовании вопросы были проанализированы работы, посвящённые творчеству, творческой личности, творческой деятельности, продуктам творческой деятельности, субъектам творческой деятельности, акмеологическим исследованиям творческих личностей, достигших высших достижений - «акме» - в своей области.
читать дальше...
|
Обсуждение результатов
анализа творчества ведущих российских
изобретателей игр
с помощью предложенного
критериально-диагностического аппарата
Таким
образом,
предложенная нами схема психолого-акмеологического анализа с помощью
разработанного критериально-диагностического аппарата позволяет по
продуктам
творчества изобретателей игр сделать определённые выводы относительно
характеристик субъектно-деятельностного акме авторов. При этом у каждого
автора
оказывается возможным выделить индивидуальный творческий стиль.
Интересным
представляется ... читать далее...»
|
Изобретательское творчество Кайе
В.А. (24 изобретения в 1981-92
г.г.)
(Из статьи Козырева
Н.А.«Методика
психолого-акмеологического количественно-качественного анализа
творческих
продуктов изобретателей игр, 2006. http://kozyreva.ucoz.ru/load/16
http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52
Проанализируем творчество ведущих изобретателей
игр с помощью предложенного
критериально-диагностического аппарата.
Рассмотрим
мотивационный, операционно-технический и
субъектно-динамический компонент субъектно-деятельностного акме
этого
изобретателя по продуктам его творчества.
читать далее...
|
Изобретательское творчество Лазарева К.П. (25 изобретений в
1981-92 г.г.)
( Из статьи Козырева
Н.А.«Методика
психолого-акмеологического количественно-качественного анализа
творческих
продуктов изобретателей игр http://kozyreva.ucoz.ru/load/16
http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52)
Проанализируем
творчество ведущих изобретателей
игр с помощью предложенного критериально-диагностического аппарата.
Рассмотрим
далее мотивационный и операционно-технический
компонент субъектно-деятельностного акме этого изобретателя по продуктам
его
творчества. читать далее...
|
Изобретательское творчество Фельдмана
Р.Л. (35 изобретений
в
1985-93 г.г.)
( Из статьи Козырева Н.А.«Методика
психолого-акмеологического количественно-качественного анализа
творческих
продуктов изобретателей игр http://kozyreva.ucoz.ru/load/16
http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52)
Проанализируем
творчество ведущих изобретателей
игр с помощью предложенного критериально-диагностического аппарат. Рассмотрим
мотивационный, операционно-технический и
субъектно-динамический компонент субъектно-деятельностного акме
изобретателя по продуктам его творчества.
читать далее...»
|
Изобретательское
творчество Свинаренко А.С.
(22 изобретения)
Количественно-качественный
анализ
творческих продуктов ведущих изобретателей игр позволяет проследить
некоторые операционно-технические характеристики, с
помощью которых мы можем описать
индивидуальный творческий стиль автора.
читать далее...»
|
ТРИЗ
для людей: психологические аспекты
Nelly
Kozyreva, Belarus-TRIZ, Mogilev, Repablic of Belarus, Aachen, 2003 (доклад на
конференции европейской ассоциации ТРИЗ в Аахене,
Германия, http://kozyreva.ucoz.ru/load/34
) ТРИЗ и НЛП - две мощнейшие
методологии для повышения
уровня креативности людей и эффективности их
деятельности. Они возникли
и развиваются независимо друг от друга во второй половине 20 века,
однако очень многие инструменты этих методик
могут быть успешно использованы
для расширения и повышения эффективности
друг друга.
ТРИЗ позволяет пользуясь одной системой
понятий формализовать, описать и решить
технические
проблемы из разных отраслей.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) -
это гуманитарная технология,
задачами которой являются решение личностных проблем, формализация
успешного
креативного опыта для обучения ему людей / lit2/.
Язык НЛП в единой системе терминов описывает различные процессы,
происходящие в
таких областях, как маркетинг, менеджмент, психология, педагогика и т.д.
Это
позволяет переносить и использовать достижения из одних дисциплин и
процессов в
другие. Описания на языке НЛП превращаются в систему алгоритмов и
приемов, т.е.
в НЛП-технологию.
А можем ли мы сравнить
между собой
эти два формализованных языка, чтобы
использовать достижения НЛП в области
решения личных, межличностных проблем и организаций – для ТРИЗ
специалистов, а достижения ТРИЗ – для НЛП?
В докладе приводится
анализ и некоторые
возможности соединения инструментов
ТРИЗ и НЛП для повышения личной
успешности ТРИЗ-специалистов и фирм, в которых они работают. 1. Аналогии между
инструментами ТРИЗ и НЛП1.1. Модель мира
By NLP: Креативность –
непрерывный процесс постоянного
увеличения гибкости и расширения «карт мира», по которым мы живём. Она
имеет
огромное значение для
успешной адаптации человека, потому, что
мы живём – работаем, взаимодействуем с другими людьми – в среде,
изобилующей неопределённостью, вариативностью и изменениями. Для
успешной
адаптации чрезвычайно значимо уметь занимать различные позиции
восприятия
реальности. В
НЛП утверждается, что если
ты способен обогатить
или расширить свою
карту мира», то в той же самой реальности ты увидишь больше альтернатив.
Те
люди, которые успешно справляются со своими проблемами, обладают такой
«картой
мира», которая позволяет им видеть величайшее множество перспектив и
возможностей выбора.
Процессы,
способствующие развитию
и повышению
креативности – репрезентация чего-либо посредством метафор, символов,
рисунков.
Различные виды репрезентаций по-разному
расставляют акценты в проблемном пространстве, придают значение
различным факторам и их взаимосвязям.
читать далее...»
|
| |
| | |
|
|