Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников(на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007
Настоящее исследование посвящено развитию творческих способностей детей. Очевидно, что становление творческих качеств личности начинается уже в дошкольном возрасте. Между тем традиционное понятие «творчество» как создание нового и культурно-значимого продукта (Кудрявцев Т.В., Рубинштейн С.Л., Ярошевский М.Г. и др.) не всегда применимо к дошкольникам, которые не создают нечто значительное для культуры.
Для описания творческого процесса в разных сферах жизнедеятельности дошкольника наиболее адекватным является термин «творческая позиция», котораяпроявляется в самых разных ситуациях жизнедеятельности ребёнка. Творческая позиция ребёнка является фундаментальной предпосылкой становления творчества как стиля жизни человека и творческих способностей в специальных областях.
творчество, творческая позиция, креативный ребенок, дошкольник, идея, обучение ТРИЗ, психология творчества, акмеология, развивающая игра ТЕРЕМОК СКАЗОК, игры по ТРИЗ, игры со сказками, развитие речи дошкольников
В статье приведены результаты экспериментально-психологического исследования развития творческой позиции дошкольников. Описан разработанный для её формирования метод – игры с открытыми правилами (с противоречиями) «ТЕРЕМОК СКАЗОК». Описана процедура формирующего эксперимента. В этой игре со знакомыми ребенку сказкамивоспитатель предъявляет ему противоречие, связанное с наличием в сказке «чужого» героя, и предлагаетиспользовать способы разрешения этого противоречия, основанные наметодах активизации творческого мышления. Приведены примеры игровых заданий. Проанализированы линии развития поведения, мышления, воображении и речидетей при решениипротиворечивых ситуаций. Описаны этапы развития творческой позиции старших дошкольников. Приведены результаты констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной и контрольной группах детей.
детское творчество, развивать речь, творческие способности, творческая позиция, развитие творческой позиции, игры с открытыми правилами, игры с противоречиями, старшие дошкольники, игры со сказками, развивать дошкольников, сочинение сказок, «ТЕРЕМОК СКАЗОК», игры по ТРИЗ
Nelly
Kozyreva, Belarus-TRIZ, Mogilev, Repablic of Belarus, Aachen, 2003 (доклад на
конференцииевропейской ассоциации ТРИЗ в Аахене,
Германия, http://kozyreva.ucoz.ru/load/34
)
ТРИЗ и НЛП -две мощнейшие
методологиидляповышения
уровня креативности людейи эффективности их
деятельности. Они возникли
и развиваются независимо друг от друга во второй половине 20 века[1],
однако очень многие инструменты этих методикмогут бытьуспешно использованы
для расширения и повышения эффективностидруг друга.
ТРИЗ позволяет пользуясь одной системой
понятийформализовать, описать и решить
технические
проблемы из разных отраслей.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) -
это гуманитарная технология,
задачами которой являются решение личностных проблем, формализация
успешного
креативного опыта для обучения ему людей / lit2/.
Язык НЛП в единой системе терминов описывает различные процессы,
происходящие в
таких областях, как маркетинг, менеджмент, психология, педагогика и т.д.
Это
позволяет переносить и использовать достижения из одних дисциплин и
процессов в
другие. Описания на языке НЛП превращаются в систему алгоритмов и
приемов, т.е.
в НЛП-технологию.
А можем ли мысравнить
между собой
эти два формализованных языка,чтобы
использовать достижения НЛП в областирешения личных, межличностных проблем и организаций – для ТРИЗ
специалистов, а достижения ТРИЗ – для НЛП?
В докладеприводитсяанализ инекоторые
возможностисоединенияинструментов
ТРИЗ и НЛП для повышения личной
успешности ТРИЗ-специалистов и фирм, в которых они работают.
1. Аналогии между
инструментами ТРИЗ и НЛП
1.1. Модель мира
ByNLP: Креативность –
непрерывный процесс постоянного
увеличения гибкости и расширения «карт мира», по которым мы живём. Она
имеет
огромноезначениедляуспешной адаптации человека, потому, чтомы живём – работаем, взаимодействуем с другими людьми – в среде,
изобилующей неопределённостью, вариативностью и изменениями. Для
успешной
адаптации чрезвычайно значимо уметь занимать различные позиции
восприятия
реальности.В
НЛП утверждается, что если
ты способен обогатитьили расширить свою
карту мира», то в той же самой реальности ты увидишь больше альтернатив.
Те
люди, которые успешно справляются со своими проблемами, обладают такой
«картой
мира», которая позволяет им видеть величайшее множество перспектив и
возможностей выбора.
Процессы,
способствующиеразвитию
и повышению
креативности – репрезентация чего-либо посредством метафор, символов,
рисунков.
Различные виды репрезентаций по-разномурасставляют акценты в проблемном пространстве, придают значение
различным факторам и их взаимосвязям.
Н.А. Козырева, канд. психол. наук, преподаватель методов поиска новых идей и решений
Метод фокальных объектов (кратко - МФО) создал в 1923г. Э. Кунце* - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Этот метод поиска творческих идей отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе фокальных объектов используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Суть - активизация ассоциативного мышления человека.
Сущность метода фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежиткак бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.
Метод фокальных объектов позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форми принципов действия проектируемого объекта.
Эффективность МФО во многом определяетсяумениемчеловекастроить оригинальные ассоциативные цепочки.
Применение: широко используется в изобретательстве и бизнесе - для поиска модификаций известных устройств и способов,расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства, целенаправленного создания инноваций. Метод фокальных объектов (МФО) можно эффективно применять какметод тренировки фантазии (креативности)– и для школьников, и для взрослых. Проводятся специальные тренинги "креативный менеджер" с импользованием МФО для сотрудников предприятяий и организаций, PR-агенств.
* Внимание: объявляется розыск!!! По данным различных печатных источников и Интернета, инициалы профессора Берлинского университета Кунце пишут и как Э. , и как Ф., и даже как Г. или О. , и по датам создания его метода каталога данные расходятся - или в 1923г, в 1926 или в 1932 году. Итак, информация недостоверна.
Давайте установим истину! Я собираю различные ссылки по МФО, и поэтому прошу Вас присылать новые варианты или те, которые вы считаете правильными, со ссылками на источники информации, на e-mail: nellydelf@mail.ru Н.Козырева
Морфологический анализ (другие названия - морфологический синтез, морфологический ящик, МА) является одним из методов изобретательства. Разработал его швейцарский астроном Цвикки в 1942 г.Морфологический анализ основан на построении таблицы (морфологического ящика), в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается возможно большее число известных и ВОЗМОЖНЫХ вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения (морфологический синтез).
Цель морфологического анализа – наметить пути развития, описать всепотенциально возможныерешения данной задачи (построить поле возможных решений).
Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались.
Морфологический анализ и синтез часто используют как способ решения бизнес задач, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, поиска новых рыночных ниш, повышения креативности персонала. Изучив полученный в результате морфологического анализа "морфологический ящик" или "морфологическую таблицу", отсортировав её по значимым для потребителей параметров, можно получить креативную идею для развития бизнеса. На её основе можно "по заказу" изобрести те товары, которые будут обладать максимум потребительской полезности для покупателей и - заданным, желаемым уровнем новизны для производителя ( надо еж оставить себе ещё "несколько вариантов", не выдавать сразу всю линейку дальнейших улучшений, которые вы будете выводить на рынок в течение нескольких лет!).
на диссертацию Н.А.Козыревой «Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием)», представленную на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология
Официальный оппонент,
доктор психологических наук,
профессор
В.Т.Кудрявцев
4.03.2007
Насыщенная экспериментальным материалом и во многом «практико-ориентированная» диссертация Н.А.Козыревой фактически охватывает фундаментальную тематику природы детского творчества, его критериев, условий, закономерностей и механизмов развития. Вероятно, именно то, что автор избрал не «кабинетный» и даже не лабораторный способ работы в русле данной тематики, а попытался выстроить содержание этой работы в процессе живого творческого общения с детьми и педагогами, обусловило, в том числе, теоретическую весомость полученных ею результатов.
Изучение психологии творчества в современной ситуации научно-технического прогресса является важнейшей темой, но, как отмечаетМ.Г. Ярошевский «это требует от нашей науки новых исследовательских программ, новых теоретических схем, интегрирующих в самой сердцевине психологического познания - его теоретических моделях и эмпирических орудиях - личностное, социальное и предметно-созидательное в общении человека с миром» [1]. Такую новую теоретическую схему мы пытались найти для изучения характеристик субъектно-деятельностного акме изобретателей игр по продуктам их творчества.
Одним из принятых нами в данной работе является субъектно-деятельностный подход (А.В.Брушлинский), который основывается на следующей конструкции: личностные, мотивационные, интеллектуальные предпосылки Þработа субъекта Þорудия (метод). Таким образом, при анализе творчества изобретателей возникают две исследовательские задачи: описать работу субъекта, в которой преломляются личностные и когнитивные качества, и метод, составляющий секрет творчества. В нашей работе предложены некоторые подходы к решению этих двух задач. Так, мы исследуем результаты творческой работы (описания изобретений), в которых, по нашей гипотезе, отражены личностные (а именно: мотивационные и субъектно-динамические) и когнитивные свойства создавшего их субъекта. И, одновременно, мы исследуем патентно-техническую сущность всей совокупности творческих продуктов ведущих авторов изобретений, чтобы выявить в них «метод», авторский стиль, секрет творчества.
Поскольку изобретательская деятельность предполагает наличие высокого уровня профессионализма в данной сфере (необходимого для обеспечения оригинальности и мирового уровня новизны технического решения),осуществляется субъектом на протяжении некоторого достаточно длительного промежутка времени, в котором могут быть свои подъёмы и спады, связанные как с личностными качествами автора,так и с воздействиемсоциальной внешней среды, то, на наш взгляд, актуальным представляется использование возможностей не только субъектно-деятельностного, но и привлечение возможностей акмеологического подхода.
Основной категорией, характеризующей взаимодействиеакмеологии с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: мастерство, развитие, зрелость, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексия, сознание, личность, индивидуальность и ряд других. Согласно системно-функциональному подходуИ.Н.Семенова к акмеологии она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом её культурологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой - результат длительного, часто противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант [2]. Таким образом И.Н. Семёнов вводит концепцию творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала. Этот положение даёт нам основание для того, чтобыиспользовать акмеологический подход к анализу творчества изобретателей, понимая, что изобретательство не является для них «профессией» в общеупотребительном смысле этого слова, но получение патента является «творческим акме», что, по И.Н. Семёнову, является эквивалентом профессионального достижения.
Творчество – определение этого термина является одним из самых сложных вопросов психологии. Данный термин крайне неоднозначно трактуется в различных монографиях, статьях. Ведь понятие «творчество» в широком смысле охватывает и социально-историческую обусловленность, и значение, и ценность продуктов творчества, и влияние традиций на творческую деятельность, и взаимодействие школ и направлений, и организацию, и прогнозирование творческой деятельности и т.д.