«Проектирование учебной деятельности каксредство обеспечения личностного роста учителя»,
Могилев, 22-23 апреля 2004г.
"Образование заключается не только в расширении памяти и просветлении разума. Главная задача образования – научиться управлять своими желаниями".
Жозеф Жубер, эссеист.
Концепция реформы образования Республики Беларусь ставит задачу образования и воспитания человека как личности и субъекта, чтобы став взрослым, в постоянно изменяющихся обстоятельствах жизни, он активно реализовывал себя как гражданин, творчески и продуктивно работающий профессионал, постоянно совершенствующий себя во всех ипостасях взрослого социально зрелого человека. Акмеология, исследуя только выдающихся представителей в различных профессиональных областях, позволяет поставить и решить задачу разработки такой стратегии организации жизни человека, которая поможет ему оптимально проявлять себя в достижении, в частности,субъектно-деятельностного акме на ступени взрослости и быть конкурентноспособным на рынке труда.Нужна модель учебного процесса, позволяющая массово раскрывать творческий потенциал людей.
Теоретические и практические разработки в области акмеологииБ. Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, А.В. Петровского, Л.А. Рудкевича,Е.И. Степановой, показывают возросший интерес к выявлению и развитию именно творческого потенциала педагога как одного из личностных факторов, необходимых для достижения высшего уровня мастерства в своей профессии. Акмеологические исследования белорусских учёных Н.В. Кухарева и В.С. Решетько формирования педагогического мастерства ставят целью становление именно педагога-творца как саморазвивающейся личности [5].
Задача обучения творчеству, расширениятворческих возможностей человека в последние годы рассматривается психологами как самый эффективный способ активного развития личности.При этом всё чаще само понятие "творчество"рассматривается в более широком смысле: как способность человекагибко относиться к самой своей жизни, как способностьнаходить альтернативныеварианты решений проблем, как способность добиваться успеха в реализации своих идей. В работах американских исследователей подчёркивается,что особенно важным является изучение творческого подхода в условиях резких перемен в общественной жизни, ибо творческий подход позволяет преодолеть всевозможные трудности, наметить новые неожиданные цели, обеспечить большую свободу выбора, и, следовательно, большую свободу в действиях.
Цель ТРИЗ-педагогики –воспитание Творческой Личности, способной гармонично жить в динамично изменяющемся мире. Для этого решаются задачи обучения следующим операционно-техническим компонентам творческого мышления:
-развитию творческого воображения (РТВ).
-умению решать проблемы на основе ТРИЗ-инструментария (40 типовых приёмов разрешения противоречий; АРИЗ, 10 типовых схем конфликтных ситуаций, стандарты на решение нестандартных задач)
- умению прогнозировать на основе 9-экранной схемы мышления и закономерностей развития систем (чтобы уметь спрогнозировать возможные последствия своих решений, последствия невмешательства в проблему и, наконец, естественный ход событий, который мало зависит от конкретного вмешательства, но подчиняется единым законам развития систем);
-умению исследовать на основе Алгоритма исследования проблемных ситуаций АИПС (чтобы понять первопричины возникших проблем, которые предстоит решать
Известно, что воспитать творческую личность может только творческая личность. В Могилёвском областном институте повышения квалификации работников образования большое внимание уделяется расширению личного творческого потенциала слушателей на основе методов ТРИЗ-педагогики. Работа проводилась (и проводится) с 2001 года – для воспитателей дошкольных учреждений в объёме от 8 до 46 часов (132 чел.), и для учителей физики и математики в объеме от 8 до 30 часов (89 человек).
В зависимости от объёма часов мы занимаемся или только развитием творческого воображения, или методами решения проблем и прогнозированием развития систем с использованием только одного из инструментов ТРИЗ – а именно 40 типовых приёмов разрешения противоречий.
Эта работа проводится на основе авторских методик ТРИЗ-педагогики «ТЕРЕМОК СКАЗОК» и «НЕВАЛЯШКИ», разработанных в рамках диссертационной работы «Психолого-акмеологический анализ развития изобретательского творчества в сфере игры» (этап практической апробации) под руководством кандидата психологических наук ст. научн. сотрудника Московского института открытого образования Григорьева С. В.
На основе концепции блочно-модульного обучения (С.Я.Батышев) нами принята следующая методика распределения творческих заданий по блокам-модулям (каждый по 4 учебных часа).
1 блок Сначала по методике «ТЕРЕМОК СКАЗОК», выполняя творческое задание сочинить новую сказку по различным предложенным алгоритмам, соответствующим типовым приёмам разрешения противоречий ТРИЗ – происходит индивидуальное изучение нескольких простейших из них (дробление, объединение, инверсия, динамичность, копирование, принцип предварительного действия, принцип «обратить вред в пользу»). После этого работая в парах, слушатели закрепляют изученные приёмы, перенося их на новуюобщую, так сказать, коллективную сказку.
2 блок связан с переносом изученных типовых приёмов на профессиональную почву: учителя получают творческие задания составить учебные задачи по своим новым сказкам, соответственно, с физическим или математическим содержанием. Для воспитателей рекомендуется включить в свои новые сказки проблемные вопросы, которые должны решить герои сказки,например экологической, нравственной или эстетической направленности.
3 блок связан с переносом изученных типовых приёмов разрешения противоречий на проектирование новых предметов домашнего обихода, канцтоваров: воспитатели иучителя получают творческие заданияпридумать новые.
Такие заданиядля детей входят в раздел «Мир науки и техники» программы «Пралеска», и рекомендуются для использования в кружковой работе по физике, с одарёнными детьми. Поэтому мы считали важным научить педагоговпредлагаемым ТРИЗ-педагогикойтворческим инструментам для выполнения таких заданий.
4 блок связан с расширением количества изучаемых типовых приёмов ТРИЗ по методике «Неваляшка», когда учителям предъявляются схемы изобретений в области игрушек «Ванька-Встанька». Индивидуальные творческие задания связаны с выявлением в этих игрушках известных физических явлений, модификацией игрушек с помощью новых типовых приёмов разрешения противоречий, составления учебных задач по своим новым игрушкам (соответственно, с физическим или математическим содержанием). Выполняя коллективные творческие задания в малых группах по 5-7 человек, слушатели обобщают все идеи, придуманные ими игрушки и выстраивают из них будущую линию наглядных пособий для изучения того или иного раздела в рамках своего предмета. Для воспитателей этот блок заданий не проводится.
5 блок заданий связан с переносом изученных типовых приёмов разрешения противоречий на решение личностных, профессиональных и социальных проблем, предлагаемых слушателями. На этом этапе происходит их ознакомление с новыми инструментами ТРИЗ:10 типовыми схемами конфликтных ситуаций и закономерностями развития социальных систем. Поскольку наши слушатели уже умеют пользоваться некоторыми приёмами разрешения противоречий, то послезаписи схемы конфликта в предлагаемой ТРИЗ стандартной форме, с выделением противоречий, они применяют ранее полученные приработе со сказками иигрушками типовые приёмы и получают несколько вариантов решений своей проблемной ситуации. Происходит осознание того факта, что инструменты ТРИЗ (типовые приёмы разрешения противоречий, схемы конфликтных ситуаций и закономерности развития систем) могутприменяться ими не только в профессиональной деятельности, но и разрешения личностных проблемных ситуаций. То есть часть проблем, которые вызывали у личности фрустрацию из-за непонимания сути происходящего и отсутствия конструктивного ответа на вопрос«А что же делать?», с помощью ТРИЗ-инструментария переводятся в так называемые психологами рациональные приёмы разрешения конфликтов.
Таким образом, обучая педагогов только одному инструменту ТРИЗ - типовым приёмам разрешения противоречий – мы не только даём им методический инструмент для решения профессиональных задач, но и обучаем сохранению психического здоровья в стрессогенной среде.
Важнейшим психологическим элементом обучения является намеренное создание ситуации успешности для каждого слушателя при выполнении творческих заданий, что организуетсякогнитивной опорой на хорошо известное предметное содержание (сказки и игрушки) и повышенным эмоциональном фоном, вызванном намеренным же «возвращением в детство». Именно на таком фоне предъявленные новые алгоритмы быстро присваиваются личностью и становится возможным их успешный перенос на другие области деятельности.
На каждом этапе занятия слушатель должен ощущать своё успешное продвижение, и в конце занятия он должен получить явно видимый положительный результат его усилий по освоению новых творческих навыков (якорь) – выполненное творческое задание. Для саморефлексии мы даём слушателям применяемую в ТРИЗ-педагогике методикуМ.Гафитулина «5 квадратов» оценки уровни новизны творческого продукта. В частности, одно из творческих заданий, которое выполняли учителя физики, состояло в соотнесениикритериев уровней новизны по методике Гафитулина и применяемой 10-бальной системой оценки. Высказывания слушателей показывают, что эта методика поможет им в дальнейшем использовать более чёткие критерии для оценки творческих заданий своих учеников.
Конечно, посколькуколичество часов на различных курсах варьируется от 8 до 46, то исходя из конкретных возможностей, даются различные блоки заданий.
ТЕКСТ ПРОПУЩЕН
СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ можно вверху...
Таким образом, на наш взгляд, имеется зависимость между показателями увеличения таких характеристик творческого мышления, как оригинальность и новизна созданных слушателями продуктов творчества, и количеством часов, выделенным на изучение методов ТРИЗ-педагогики.
Хочется отметить, что слушатели также понимают роль ТРИЗ-педагогики как фактора для своего личностного развития. Хочу привести некоторые ихвысказывания...
Учителя физики:
"Я буду частично элементы ТРИЗ применять в своей работе. Частично потому, что надо материал переосмыслитьи подобрать больше литературы по данной методике".
"Яне будуприменять ТРИЗ в полном объёме, потому что я многое ещё не знаю (теоретически). Но элементы ТРИЗ-педагогики я буду применять уже с начала учебного года совместно с детьми. А когда разберусь с ТРИЗ полностью, научусь применять её, и сама буду тогда, наверное, другим человеком".
"Откровенно говоря, ТРИЗ показался мне интереснейшей технологией, и какие-то элементы (вероятно, простейшие) я всё-таки постараюсь применять. Но лично мне для работы по ТРИЗ понадобятся: а) более глубокие знания в этой области; б) наличие свободного времени для отработки практических навыков".
Воспитатели:по листкам.
Но успешное творчество в жизни не сводится только к способности генерировать новые идеи. Необходимовырабатывать у людей три различные составляющие успешной творческой самореализации:
1.Собственнотворческую: умение находитьновые интересныеидеи, выходить за рамки принятых норм, видеть скрытые для других возможности.
2.Аналитическую: способность анализировать и оценивать идеи, предвидеть последствия внедрения новых идей, решать проблемы и принимать решения.
3.Практическую: умение реализовывать идеи. Даже самая великолепная идея бесполезна, пока её не воплотят в реальном мире в виде эффективного решения, пока она не принесёт своих плодов.
ТРИЗ предлагает человеку готовые инструменты для творческой и аналитической составляющей успеха: типовые приёмы разрешения противоречий (проблемных и конфликтных ситуаций), 9-Windows схема мышления, закономерности развития систем,Алгоритм решения изобретательских и исследовательских задач (АРИЗ), методы развития творческого воображения (РТВ).
В настоящее времяТРИЗ-педагогика работает над тем, чтобы научить педагогов и детей реализовывать свои идеи, быть активными созидателями хорошего будущего.
Б.Г. Ананьев поставил вопрос о том, что наука обязана показать, что представляет собой человек, достигший расцвета в своём физическом ипсихическом развитии, а также какой путь каждый человек должен одолеть, чтобы подняться на более высокую ступень совершенства и состояться как яркая личность, действительно талантливый субъект деятельности, богатая духовно и самобытная индивидуальность [1].
Акме (вершина) в развитии каждого человека характеризуется неповторимым своеобразием, и за ним стоит единственный в своём роде жизненный путь того, кто поднялся именно к такому, а не другому акме. Однако в биографиях многих выдающихсялюдейпросматривается присутствие у них своеобразных микроакме на каждой возрастной ступени жизни, которые А.А. Бодалев считает предвестниками большого акме в будущем (с.68).
Такую попытку – создания Теории развития творческой личности (ТРТЛ) предприняли автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер и его ученик И.Верткин [2 ]. Анализируя биографии многих выдающихся творческих личностей, они выделили шесть устойчивых личностных качеств, присущим этим людям. С точки зрения характеристик субъектно-деятельностного акме мы позволили себе разнести выделенные ими качества на различные компоненты акме, а именно
Мотивационный компонент:
Умение выбрать достойную цель. Цель должна быть конкретной и в то же время не излишне узкой. Новая достойная цель, как правило, опережает своё время, и при её достижении отсутствует конкуренция.
Способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение "держать удар", сохранять верность цели.
Операционно-технический компонент:
Владение техникой решения творческих, нестандартныхзадач, которые встречаются на пути к цели
Способность разработать реальную программу (на всю жизнь, на пять лет, на год, на месяц, на день) и регулярно контролировать её выполнение. В большинстве случаев план включают также приобретение знаний, необходимых для достижения цели, которые чаще всего оказываются за пределами имеющейся специальности.
Высокая работоспособность, обеспечивающая выполнение намеченных планов.
Содержательный компонент:
Достижение соответствия результатов поставленной цели. При отсутствии положительных результатов необходимо проверить правильность выбранной цели, выявить просчёты в планировании, изменить план её достижения.
ТРИЗ-педагогика выполняет важную акмеологическую задачу: сформировать систему ценностей и способности к ее реализации [ Нестеренко],используя подход А.Н. Леонтьева "структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутрисебя иерархизованных мотивационных линий",
Американскиеучёные утверждают, что для США выявление и выращивание творческих личностей является проблемой общесоциального значения, поскольку, как отмечает К.Тейлор, «творческая деятельность оказывает огромное внимание не только на научный прогресс, но и на всё общество в целом, а те государства, которые сумеют лучше всего опознать творческие личности, развивать их и создавать для них самые благоприятные условия, будут иметь большие преимущества». [8]
В нашем обществе утверждается новая ценность «успешность человека». И ТРИЗ-педагогика может быть востребована в новых экономических реалиях.
Литература
1. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
2. Г.С. Альтшуллер и его ученик И.Верткин [2 ].
[3]Бахтин, 1975
[4]Бодалев.
[5] Н.В. Кухарева и В.С. Решетько
[6].Osborn A. Applied imagination. N.Y., 1957, p.7-8.
[7] Smith S. Setting conditions for creative teaching in elementary school. Boston, 1966, p. 49)
[8] Taylor C.W. The Minnesota studies of creative thinking// Widening horizons in creativity. N.Y., 1964, p.2)
спасибо, Анатолий, за добрые слова! про rss ленты я только слышала, но даже не видела никогда... так что даже и сказать на могу на что нажимать.. я попробую разобраться в настройках, может она у меня и есть.. попробуйте через пару дней зайти. может я её у себя и найду :- )) мой e-mail nellydelf@mail.ru . если пришлете свой, то я вам сообщу когда я её настрою.