ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 25.12.2024, 11:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Акмеология [11]
Психология развития [9]
О методах активизации творчества [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Психология » Акмеология

Акмеологические аспекты ТРИЗ-педагогики (СКАЧАТЬ ТЕКСТ)
20.10.2008, 00:05

обучение учителей, воспитателей, креативная идея, изобретение, ТРИЗ, НТТМ, психология творчества, акмеология, развивающая игра ТЕРЕМОК СКАЗОК, инновационные методики обучения

Акмеологические аспекты ТРИЗ-педагогики  как фактора,
способствующего достижению субъектно-деятельностного акме учителя

 

Н.А. Козырева, психолог, член БелООТРИЗ

    Доклад на  областной методической конференции

«Проектирование учебной деятельности как  средство обеспечения личностного роста учителя», 

Могилев, 22-23 апреля 2004г.

"Образование заключается не только в расширении памяти и просветлении разума. Главная задача образования – научиться управлять своими желаниями".

Жозеф Жубер, эссеист.

 Концепция реформы образования Республики Беларусь ставит задачу образования и воспитания человека как личности и субъекта, чтобы став взрослым, в постоянно изменяющихся обстоятельствах жизни, он активно реализовывал себя как гражданин, творчески и продуктивно работающий профессионал, постоянно совершенствующий себя во всех ипостасях взрослого социально зрелого человека. Акмеология, исследуя только выдающихся представителей в различных профессиональных областях, позволяет поставить и решить задачу разработки такой стратегии организации жизни человека, которая поможет ему оптимально проявлять себя в достижении, в частности,  субъектно-деятельностного акме на ступени взрослости и быть конкурентноспособным на рынке труда.  Нужна модель учебного процесса, позволяющая массово раскрывать творческий потенциал людей.
 Теоретические и практические разработки в области акмеологии  Б. Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, А.В. Петровского, Л.А. Рудкевича,  Е.И. Степановой, показывают возросший интерес к выявлению и развитию именно творческого потенциала педагога как одного из личностных факторов, необходимых для достижения высшего уровня мастерства в своей профессии. Акмеологические исследования белорусских учёных Н.В. Кухарева и В.С. Решетько формирования педагогического мастерства ставят целью становление именно педагога-творца как саморазвивающейся личности [5].
Задача обучения творчеству, расширения  творческих возможностей человека в последние годы рассматривается психологами как самый эффективный способ активного развития личности.  При этом всё чаще само понятие "творчество"  рассматривается в более широком смысле: как способность человека  гибко относиться к самой своей жизни, как способность  находить альтернативные  варианты решений проблем, как способность добиваться успеха в реализации своих идей. В работах американских исследователей подчёркивается,  что особенно важным является изучение творческого подхода в условиях резких перемен в общественной жизни, ибо творческий подход позволяет преодолеть всевозможные трудности, наметить новые неожиданные цели, обеспечить большую свободу выбора, и, следовательно, большую свободу в действиях.
Цель ТРИЗ-педагогики   воспитание Творческой Личности, способной гармонично жить в динамично изменяющемся мире. Для этого решаются задачи обучения следующим операционно-техническим компонентам творческого мышления:
-        развитию творческого воображения (РТВ).
-        умению решать проблемы на основе ТРИЗ-инструментария (40 типовых приёмов разрешения противоречий; АРИЗ, 10 типовых схем конфликтных ситуаций, стандарты на решение нестандартных задач)
-       умению прогнозировать на основе 9-экранной схемы мышления и закономерностей развития систем (чтобы уметь спрогнозировать возможные последствия своих решений, последствия невмешательства в проблему и, наконец, естественный ход событий, который мало зависит от конкретного вмешательства, но подчиняется единым законам развития систем);
-      умению исследовать на основе Алгоритма исследования проблемных ситуаций АИПС (чтобы понять первопричины возникших проблем, которые предстоит решать
Известно, что воспитать творческую личность может только творческая личность. В Могилёвском областном институте повышения квалификации работников образования большое внимание уделяется расширению личного творческого потенциала слушателей на основе методов ТРИЗ-педагогики. Работа проводилась (и проводится) с 2001 года – для воспитателей дошкольных учреждений в объёме от 8 до 46 часов (132 чел.), и для учителей физики и математики в объеме от 8 до 30 часов (89 человек).
В зависимости от объёма часов мы занимаемся или только развитием творческого воображения, или методами решения проблем и прогнозированием развития систем с использованием только одного из инструментов ТРИЗ – а именно 40 типовых приёмов разрешения противоречий.
Эта работа проводится на основе авторских методик ТРИЗ-педагогики «ТЕРЕМОК СКАЗОК» и «НЕВАЛЯШКИ», разработанных в рамках диссертационной работы «Психолого-акмеологический анализ развития изобретательского творчества в сфере игры» (этап практической апробации) под руководством кандидата психологических наук ст. научн. сотрудника Московского института открытого образования Григорьева С. В.
На основе концепции блочно-модульного обучения (С.Я.Батышев) нами принята следующая методика распределения творческих заданий по блокам-модулям (каждый по 4 учебных часа).
1 блок Сначала по методике «ТЕРЕМОК СКАЗОК», выполняя творческое задание сочинить новую сказку по различным предложенным алгоритмам, соответствующим типовым приёмам разрешения противоречий ТРИЗ – происходит индивидуальное изучение нескольких простейших из них (дробление, объединение, инверсия, динамичность, копирование, принцип предварительного действия, принцип «обратить вред в пользу»). После этого работая в парах, слушатели закрепляют изученные приёмы, перенося их на новую  общую, так сказать, коллективную сказку.
2 блок связан с переносом изученных типовых приёмов на профессиональную почву: учителя получают творческие задания составить учебные задачи по своим новым сказкам, соответственно, с физическим или математическим содержанием. Для воспитателей рекомендуется включить в свои новые сказки проблемные вопросы, которые должны решить герои сказки,  например экологической, нравственной или эстетической направленности.
3 блок связан с переносом изученных типовых приёмов разрешения противоречий на проектирование новых предметов домашнего обихода, канцтоваров: воспитатели и  учителя получают творческие задания  придумать новые.
Такие задания  для детей входят в раздел «Мир науки и техники» программы «Пралеска», и рекомендуются для использования в кружковой работе по физике, с одарёнными детьми. Поэтому мы считали важным научить педагогов  предлагаемым ТРИЗ-педагогикой  творческим инструментам для выполнения таких заданий.
4 блок связан с расширением количества изучаемых типовых приёмов ТРИЗ по методике «Неваляшка», когда учителям предъявляются схемы изобретений в области игрушек «Ванька-Встанька». Индивидуальные творческие задания связаны с выявлением в этих игрушках известных физических явлений, модификацией игрушек с помощью новых типовых приёмов разрешения противоречий, составления учебных задач по своим новым игрушкам (соответственно, с физическим или математическим содержанием). Выполняя коллективные творческие задания в малых группах по 5-7 человек, слушатели обобщают все идеи, придуманные ими игрушки и выстраивают из них будущую линию наглядных пособий для изучения того или иного раздела в рамках своего предмета. Для воспитателей этот блок заданий не проводится.
5 блок заданий связан с переносом изученных типовых приёмов разрешения противоречий на решение личностных, профессиональных и социальных проблем, предлагаемых слушателями. На этом этапе происходит их ознакомление с новыми инструментами ТРИЗ:  10 типовыми схемами конфликтных ситуаций и закономерностями развития социальных систем. Поскольку наши слушатели уже умеют пользоваться некоторыми приёмами разрешения противоречий, то после  записи схемы конфликта в предлагаемой ТРИЗ стандартной форме, с выделением противоречий, они применяют ранее полученные при  работе со сказками и  игрушками типовые приёмы и получают несколько вариантов решений своей проблемной ситуации. Происходит осознание того факта, что инструменты ТРИЗ (типовые приёмы разрешения противоречий, схемы конфликтных ситуаций и закономерности развития систем) могут  применяться ими не только в профессиональной деятельности, но и разрешения личностных проблемных ситуаций. То есть часть проблем, которые вызывали у личности фрустрацию из-за непонимания сути происходящего и отсутствия конструктивного ответа на вопрос  «А что же делать?», с помощью ТРИЗ-инструментария переводятся в так называемые психологами рациональные приёмы разрешения конфликтов.
Таким образом, обучая педагогов только одному инструменту ТРИЗ - типовым приёмам разрешения противоречий – мы не только даём им методический инструмент для решения профессиональных задач, но и обучаем сохранению психического здоровья в стрессогенной среде.
Важнейшим психологическим элементом обучения является намеренное создание ситуации успешности для каждого слушателя при выполнении творческих заданий, что организуется  когнитивной опорой на хорошо известное предметное содержание (сказки и игрушки) и повышенным эмоциональном фоном, вызванном намеренным же «возвращением в детство». Именно на таком фоне предъявленные новые алгоритмы быстро присваиваются личностью и становится возможным их успешный перенос на другие области деятельности.
На каждом этапе занятия слушатель должен ощущать своё успешное продвижение, и в конце занятия он должен получить явно видимый положительный результат его усилий по освоению новых творческих навыков (якорь) – выполненное творческое задание. Для саморефлексии мы даём слушателям применяемую в ТРИЗ-педагогике методику  М.Гафитулина «5 квадратов» оценки уровни новизны творческого продукта. В частности, одно из творческих заданий, которое выполняли учителя физики, состояло в соотнесении  критериев уровней новизны по методике Гафитулина и применяемой 10-бальной системой оценки. Высказывания слушателей показывают, что эта методика поможет им в дальнейшем использовать более чёткие критерии для оценки творческих заданий своих учеников.
                Конечно, поскольку  количество часов на различных курсах варьируется от 8 до 46, то исходя из конкретных возможностей, даются различные блоки заданий.
 
ТЕКСТ  ПРОПУЩЕН
СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ можно вверху...
 
                Таким образом, на наш взгляд, имеется зависимость между показателями увеличения таких характеристик творческого мышления, как оригинальность и новизна созданных слушателями продуктов творчества, и количеством часов, выделенным на изучение методов ТРИЗ-педагогики.
Хочется отметить, что слушатели также понимают роль ТРИЗ-педагогики как фактора для своего личностного развития. Хочу привести некоторые их  высказывания...
 Учителя физики:
"Я буду частично элементы ТРИЗ применять в своей работе. Частично потому, что надо материал переосмыслить  и подобрать больше литературы по данной методике".
  не буду  применять ТРИЗ в полном объёме, потому что я многое ещё не знаю (теоретически). Но элементы ТРИЗ-педагогики я буду применять уже с начала учебного года совместно с детьми. А когда разберусь с ТРИЗ полностью, научусь применять её, и сама буду тогда, наверное, другим человеком".
"Откровенно говоря, ТРИЗ показался мне интереснейшей технологией, и какие-то элементы (вероятно, простейшие) я всё-таки постараюсь применять. Но лично мне для работы по ТРИЗ понадобятся: а) более глубокие знания в этой области; б) наличие свободного времени для отработки практических навыков".
Воспитатели:  по листкам.
 
Но успешное творчество в жизни не сводится только к способности генерировать новые идеи. Необходимо  вырабатывать у людей три различные составляющие успешной творческой самореализации:
1.        Собственно  творческую: умение находить  новые интересные  идеи, выходить за рамки принятых норм, видеть скрытые для других возможности.
2.        Аналитическую: способность анализировать и оценивать идеи, предвидеть последствия внедрения новых идей, решать проблемы и принимать решения.
3.        Практическую: умение реализовывать идеи. Даже самая великолепная идея бесполезна, пока её не воплотят в реальном мире в виде эффективного решения, пока она не принесёт своих плодов.
ТРИЗ предлагает человеку готовые инструменты для творческой и аналитической составляющей успеха: типовые приёмы разрешения противоречий (проблемных и конфликтных ситуаций), 9-Windows схема мышления, закономерности развития систем,  Алгоритм решения изобретательских и исследовательских задач (АРИЗ), методы развития творческого воображения (РТВ).
В настоящее время  ТРИЗ-педагогика работает над тем, чтобы научить педагогов и детей реализовывать свои идеи, быть активными созидателями хорошего будущего. 
 Б.Г. Ананьев поставил вопрос о том, что наука обязана показать, что представляет собой человек, достигший расцвета в своём физическом и  психическом развитии, а также какой путь каждый человек должен одолеть, чтобы подняться на более высокую ступень совершенства и состояться как яркая личность, действительно талантливый субъект деятельности, богатая духовно и самобытная индивидуальность [1].
Акме (вершина) в развитии каждого человека характеризуется неповторимым своеобразием, и за ним стоит единственный в своём роде жизненный путь того, кто поднялся именно к такому, а не другому акме. Однако в биографиях многих выдающихся  людей  просматривается присутствие у них своеобразных микроакме на каждой возрастной ступени жизни, которые А.А. Бодалев считает предвестниками большого акме в будущем (с.68).
Такую попытку – создания Теории развития творческой личности (ТРТЛ) предприняли автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер и его ученик И.Верткин [2 ]. Анализируя биографии многих выдающихся творческих личностей, они выделили шесть устойчивых личностных качеств, присущим этим людям. С точки зрения характеристик субъектно-деятельностного акме мы позволили себе разнести выделенные ими качества на различные компоненты акме, а именно
Мотивационный компонент:
Умение выбрать достойную цель. Цель должна быть конкретной и в то же время не излишне узкой. Новая достойная цель, как правило, опережает своё время, и при её достижении отсутствует конкуренция.
Способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение "держать удар", сохранять верность цели.
Операционно-технический компонент:
Владение техникой решения творческих, нестандартных  задач, которые встречаются на пути к цели
Способность разработать реальную программу (на всю жизнь, на пять лет, на год, на месяц, на день) и регулярно контролировать её выполнение. В большинстве случаев план включают также приобретение знаний, необходимых для достижения цели, которые чаще всего оказываются за пределами имеющейся специальности.
Высокая работоспособность, обеспечивающая выполнение намеченных планов.
 
Содержательный компонент:
Достижение соответствия результатов поставленной цели. При отсутствии положительных результатов необходимо проверить правильность выбранной цели, выявить просчёты в планировании, изменить план её достижения.
 ТРИЗ-педагогика выполняет важную акмеологическую задачу: сформировать систему ценностей и способности к ее реализации [ Нестеренко],  используя подход А.Н. Леонтьева "структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри  себя иерархизованных мотивационных линий",
 
Американские  учёные утверждают, что для США выявление и выращивание творческих личностей является проблемой общесоциального значения, поскольку, как отмечает К.Тейлор, «творческая деятельность оказывает огромное внимание не только на научный прогресс, но и на всё общество в целом, а те государства, которые сумеют лучше всего опознать творческие личности, развивать их и создавать для них самые благоприятные условия, будут иметь большие преимущества». [8]
В нашем обществе утверждается новая ценность «успешность человека». И ТРИЗ-педагогика может быть востребована в новых экономических реалиях.
 
Литература
1. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
2. Г.С. Альтшуллер и его ученик И.Верткин [2 ].
[3]Бахтин, 1975
[4]Бодалев.
[5] Н.В. Кухарева и В.С. Решетько
[6].  Osborn A. Applied imagination. N.Y., 1957, p.7-8.
[7] Smith S. Setting conditions for creative teaching in elementary school. Boston, 1966, p. 49)
[8] Taylor C.W. The Minnesota studies of creative thinking// Widening horizons in creativity. N.Y., 1964, p.2)
[9] Штернберг
[10] Д.Б. Богоявленская, «Психология творческих способностей»
 
                             Что ещё можно почитать по этой теме:
Козырева Н.А. О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО» СКАЧАТЬ ТЕКСТ

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе         

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66

 

Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 
Козырева Н.А. Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52


Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 

Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" - где купить

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/kupit_teremok_skazok/2010-06-27-2

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК»: авторская игровая методика развития творческого мышления. 30 развивающих игр-занятий со сказками для детей 4-7 лет.  Пособие для родителей. - М., 2009 http://teremok-skazok.ucoz.ru/load/posobie_dlja_roditelej_quot_teremok_skazok_quot_30_razvivajushhikh_igr_s_rebjonkom/1-1-0-16

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» -110 развивающих игр со сказками. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/110_razvivajushhikh_igr_so_skazkami_teremok_skazok/2010-07-28-3

 

Кудрявцев В.Т. Отзыв на диссертацию Н.А. Козыревой. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/publ

 

Н.А. Козырева. Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"  для  преподавания отдельных элементов ТРИЗ. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load

 

Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ с игрой «ТЕРЕМОК СКАЗОК»

      http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/vospitateljam_detsadov/2

     

      Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ на основе сказки «Красная Шапочка»,      http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/vospitateljam_detsadov/2

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» в работе логопедов. М., 2010. http://teremok-skazok.ucoz.ru/load

 

Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия). - М., 2010, http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

 

см. также

http://antscon.ucoz.ru/load/4

Категория: Акмеология | Добавил: kozyreva | Теги: креативность, изобретения, творческая личность, акмеология, психология творчества, игрушки-и, патенты, научно-техническое творчество
Просмотров: 2915 | Загрузок: 132 | Комментарии: 5
Всего комментариев: 2
avatar
2 kozyreva • 12:15, 13.03.2010
спасибо, Анатолий, за добрые слова! про rss ленты я только слышала, но даже не видела никогда... так что даже и сказать на могу на что нажимать.. я попробую разобраться в настройках, может она у меня и есть.. попробуйте через пару дней зайти. может я её у себя и найду :- )) мой e-mail nellydelf@mail.ru . если пришлете свой, то я вам сообщу когда я её настрою.
avatar
1 kozyreva • 20:48, 12.03.2010
так вы укажите свой адрес - я же знаю куда высылать. мой адрес nellydelf@mail.ru
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz