ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 22.11.2024, 09:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Акмеология [11]
Психология развития [9]
О методах активизации творчества [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Психология » Акмеология

Изобретательское творчество Кайе В.А.
30.05.2010, 23:02

Мотивационный компонент

Целевой профиль изобретательской активности

ФИО:  Кайе В.А. (24)                      

Годы: 1981-92

Ц (В.А. Кайе) = 22П+1(О+П)+1Д+1Л

Социум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личность

 

 

 

    1

 

 

      

 

 

 

 

 

Деятель-ность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1

 

Объект+

Процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Процесс

 

 

 

 

 

  2

 

 

 

 

11

8

 

Объект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивные игры

 

Кегли

Бильярд

Настоль-

ные игрs

Электрон-

ные игры

Комнатные игры с движущ. предметами

Голово-

ломки

Качели, горки, карусели

Куклы, фигурки Неваляшки

Транс-

портные

Игрушки

Прочие игрушки

Калейдоскоп

 

В. Кайе создал 24 изобретения в широком диапазоне игрушек (водная игрушка, игрушечное судно, игрушечная ракетная установка, летающая игрушка) и настольных игр. Он преимущественно использует процессуальные цели в двух группах игрушек. В. Кайе использовал такие формулировки целей изобретения уровня "процесс" (22 раза) - повышение занимательности, повышение игровой занимательности, повышение удобства в эксплуатации. Расширение уровней целей изобретений носит единичный характер: "объект+процесс" (упрощение конструкции и повышение занимательности), "деятельность" (повышения  игрового эффекта путём обеспечения возможности отделения объектов при ударе о преграду), "личность" (повышения занимательности и развития пространственного воображения).

Модальность мотивации по названиям и целям изобретений В.А. Кайе установить не удалось, хотя он два раза использовал в названии собственное имя: «Игрушечный самосвал В.Кайе», и «Игрушечная ракетная установка В.Кайе».

Операционно-технический компонент

Было изучено методом патентно-технического анализа  21 описание изобретения этого автора из 24  зарегистрированных.

В творчестве В.Кайе чётко просматриваются две доминирующие темы – водные игрушки (корабли) и игрушечные ракетные установки. По одному разу изобретатель обращает своё творчество на разные игрушки, например головоломка, танк, самосвал. Зарегистрированы они по 12 рубрикам МКИ, коэффициент гибкости  кГ =  12.

Среди ведущих авторов игр В.А. Кайе отличается тем, что в его изобретениях проявляется  наибольшее количество  различных  типовых приёмов изобретательства – 17.

Причём  своеобразия его стиля проявляется в том, что  в одном техническом решении он использует, синтезируя, одновременно большее число  приёмов – от трёх до шести, применяя их к разным частям  системы.  Поэтому его игрушки  отличаются разнообразием «поведения» (большим динамизмом) и  зрелищностью. В этом проявляется и подтверждается  описанный еще Г.С.Альтшуллером  усиления эффективности технического решения  при использовании одновременно нескольких  типовых приёмов изобретательства [ссылку].

                Однако, помимо синтеза многих приёмов в одном изобретении,  В.А. Кайе идёт дальше других изобретателей игр. В его игрушках чётко прослеживается использование ещё более мощных инструментов ТРИЗ – закономерностей развития технических систем, а именно -  закономерности перехода моно-системы к би- и поли-системам.

Так, сначала объединяя в би-систему  два  корабля (а.с. 1146074), он добивается эффекта «совместной деятельности» – или сопровождения, или преследования.  Далее развивая эту тему,  переходя к поли-системе (несколько кораблей, соединённых  невидимыми гибкими тягами),  в новой игрушке (а.с. 1155280) он добивается  усиления  и расширения этого эффекта. – появлется возможность создать имитацию манёвров нескольких судов. Следующий переход,  к  более разнообразной поли-системе (то есть с разнородными составляющими элементами) был им осуществлён  путём синтеза в одной конструкции и игрушечного корабля, и фигурок морских животных  (или мин), также связанных невидимыми  тягами с кораблём (а.с. 1196017). При движении игрушки получается эффект   сопровождения корабля дельфинами или охраны дельфинами корабля от мин.

Такой же переход –  сначала к би-системе, а потом к полисистеме – был  осуществлён В.Кайе примерно  в то же время в другой его основной теме – ракетных установках. Время фиксировалось по датам подачи заявок в Патентное ведомство: по кораблям - с июля 1983г. по июль 1984г., по ракетным установкам -  с сентября 1983г. по сентябрь 1984г. Сначала им была создана игрушечная ракетная установка «Залп» (а.с. 1163877),  в которой он  сделал возможным производить одновременный запуск двух моделей ракет (би-система). Затем  появилась игрушечная ракетная установка  (а.с. 1215729), в которой были объединено большее число ракет (с возможностью применять  в одной игрушке модели ракет разных видов и  борющихся сторон), т.е. появилась поли-система  с однородными и разнородными ( по выбору игрока) элементами. Таким образом  В.Кайе получил новый эффект для игрока - возможность осуществлять различные виды  совместной военной деятельности – или  производить одновременный  старт «своих» ракет, или имитация действий ПВО (при совмещении в установке  моделей ракет противников).

Ещё раз вернулся к би-системе В.Кайе в летающей игрушке  чуть позже (заявка подана в апреле 1985г.). Самолёт и ракета совмещены в одном игровом устройстве (а.с. 1301422),  позволяющем имитировать преследование самолёта ракетой, то есть фактически используется  его же схема, ранее применённая для  соединения  в би-систему  двух  кораблей, с эффектом преследования (а.с. 1146074). Время между созданием этих изобретений – около двух лет. Коэффициент переноса кП=2.

Но наиболее эффектное использование перехода к поли-системам произошло когда  В. Кайе объединил в своем изобретении  две самые любимые им темы – ракеты и водные игрушки. Его «Игрушечная ракетная установка В.Кайе» ( а.с. 1159585)  не только может запускать ракеты  в воздухе, но – и  из-под воды. В воде же возможна имитация движений водолаза (если «запускать не ракету, а фигурку),  или имитация произрастания и распускания цветка (если «запускать» цветок). Уже эти новые возможности указывают на  появление сверхэффекта от  объединения разнородных элементов в поли-систему, однако совсем неожиданный сверхэффект от этого изобретения  проявился  не в воздухе, не  в воде,  а там, где его казалось бы совсем нельзя ожидать – «на суше». Творческая мысль В.Кайе  настолько оригинальна, что создала  «универсальные» элементы: отдельные части этой разборной  поли-игрушки могут использоваться малышами в качестве обычных совков и формочек для игры с песком.

Таким образом, мы видим устойчивое использование одной закономерности -  перехода к  би-полисистемам – в разных темах, что позволяет говорить об осознанном использовании этой закономерности, или переносе известных закономерностей из одной области в другую.

В последнем изобретение также просматривается ещё  одна из закономерностей развития технических систем, а именно – "увеличение степени идеальности системы”. Это проявляется в увеличении  главной полезной функции системы «Игрушечная ракетная установка В.Кайе» ( а.с. 1159585), поскольку эта одна игрушка фактически "заменяет " несколько других игрушек.

 

Результаты патентно-технического анализа  изобретений В.А. Кайе:

Коэффициент  дивергентности  кД=  46/21=2,2

Коэффициент гибкости  кГ = 12

Коэффициент переноса  кП = 2

Коэффициент быстроты кБ =  24/10=2,4

Количество выявленных типовых приёмов по ТРИЗ –  17

Количество выявленных закономерностей развития систем по ТРИЗ –  3

Количество выявленных геометрических эффектов по ТРИЗ –  нет

 

Субъектно-динамический компонент

Рассмотрим  график изобретательской активности В.А. Кайе. Он представлен на таблице 3. По горизонтали расположены годы изобретательской деятельности. По вертикали – количество изобретений. зарегистрированных в этот год на его имя.

Мы видим на графике все описанные выше типичные фазы, кроме 4-й фазы – «ухода». Фаза «старт»  начинается у В.А. Кайе с 1 изобретения, и через нескольких лет фазы «плато» (с 2 изобретениями) начинается фаза «акме» – высокий взлёт продуктивности (10 изобретений в 1985 году).  После этого фаза  «финиш» продолжалась долго – пять лет (по 2 или 1 изобретению в год).

 

 

Вернуться к обсуждению результатов:

http://kozyreva.ucoz.ru/load/16, http://kozyreva.ucoz.ru/load/kozyreva_n_analiz_tvorchestva_vedushhikh_izobretatelej_igr/16-1-0-160

 

 

Вы можете свободно использовать мои тексты:

в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт www.kozyreva.ucoz.ru и моего мейла nellydelf@mail.ru.

 

Если будете размещать мои тексты на своих сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки на  nellydelf@mail.ru.

 

Спасибо!

Нелли Козырева

nellydelf@mail.ru

http://twitter.com/nellydelf

 

 

Что ещё можно почитать по этой теме:

 

 

Козырева Н.А.  Пространство игры и игрушки в творчестве советских изобретателей (1971-1992г.г.)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-16

 

Козырева Н.А. Анализ  российской изобретательской деятельности в области игр и игрушек, 1971- 2002 г.г.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2,  http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-17

 

Козырева Н.А. О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО»

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе         

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66

 

 

Козырева Н.А. Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52

 

 

Козырева Н.А. Субъектно-психологическое описание характеристик конкретных изобретателей игр по продуктам их творчества

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-65

 

Козырева Н.А. Элементы ТРИЗ в творчестве российских изобретателей игр (1971-2002) 

TRIZ-Fest, Москва, 2007
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-19

 

 Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 

а также

http://igrology.ru/25470

Категория: Акмеология | Добавил: kozyreva | Теги: психология творчест, Козырева Н.А., творчество, ТРИЗ, Кайе В., акмеология, изобретатели игр, инновационное предпринимательство, оценка изобретений
Просмотров: 4491 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz