В. Кайе создал 24 изобретения в широком диапазоне
игрушек (водная игрушка, игрушечное судно, игрушечная ракетная установка,
летающая игрушка) и настольных игр. Он преимущественно использует
процессуальные цели в двух группах игрушек. В.
Кайе использовал такие формулировки целей изобретения уровня
"процесс" (22 раза) - повышение занимательности, повышение игровой
занимательности, повышение удобства в эксплуатации. Расширение уровней
целей изобретений носит единичный характер: "объект+процесс"
(упрощение конструкции и повышение занимательности), "деятельность"
(повышенияигрового эффекта путём
обеспечения возможности отделения объектов при ударе о преграду),
"личность" (повышения занимательности и развития пространственного
воображения).
Модальность мотивации по названиям и целям
изобретений В.А. Кайе установить не удалось, хотя он два раза использовал в
названии собственное имя: «Игрушечный самосвал В.Кайе», и «Игрушечная ракетная
установка В.Кайе».
Операционно-технический компонент
Было изучено методом
патентно-технического анализа21
описание изобретения этого автора из 24зарегистрированных.
В творчестве В.Кайе чётко
просматриваются две доминирующие темы – водные игрушки (корабли) и игрушечные
ракетные установки. По одному разу изобретатель обращает своё творчество на
разные игрушки, например головоломка, танк, самосвал. Зарегистрированы они по
12 рубрикам МКИ, коэффициент гибкостикГ
=12.
Среди ведущих авторов игр В.А.
Кайе отличается тем, что в его изобретениях проявляетсянаибольшее количестворазличныхтиповых приёмов изобретательства – 17.
Причёмсвоеобразия
его стиля проявляется в том, чтов одном
техническом решении он использует, синтезируя, одновременно большее числоприёмов – от трёх до шести, применяя их к
разным частямсистемы.Поэтому его игрушкиотличаются разнообразием «поведения» (большим
динамизмом) изрелищностью. В этом
проявляется и подтверждаетсяописанный
еще Г.С.Альтшуллеромусиления
эффективности технического решенияпри
использовании одновременно несколькихтиповых приёмов изобретательства [ссылку].
Однако, помимо синтеза многих
приёмов в одном изобретении,В.А. Кайе
идёт дальше других изобретателей игр. В его игрушках чётко прослеживается
использование ещё более мощных инструментов ТРИЗ – закономерностей развития
технических систем, а именно -закономерности перехода моно-системы к би- и поли-системам.
Так, сначала объединяя в
би-системудвакорабля (а.с. 1146074), он добивается эффекта
«совместной деятельности» – или сопровождения, или преследования.Далее развивая эту тему,переходя к поли-системе (несколько кораблей,
соединённыхневидимыми гибкими
тягами),в новой игрушке (а.с. 1155280)
он добиваетсяусиленияи расширения этого эффекта. – появлется
возможность создать имитацию манёвров нескольких судов. Следующий переход,кболее разнообразной поли-системе (то есть с разнородными составляющими
элементами) был им осуществлёнпутём
синтеза в одной конструкции и игрушечного корабля, и фигурок морских
животных(или мин), также связанных
невидимымитягами с кораблём (а.с.
1196017). При движении игрушки получается эффектсопровождения корабля дельфинами или охраны
дельфинами корабля от мин.
Такой же переход –сначала к би-системе, а потом к полисистеме –
былосуществлён В.Кайе примернов то же время в другой его основной теме –
ракетных установках. Время фиксировалось по датам подачи заявок в Патентное
ведомство: по кораблям - с июля 1983г. по июль 1984г., по ракетным установкам
-с сентября 1983г. по сентябрь 1984г.
Сначала им была создана игрушечная ракетная установка «Залп» (а.с. 1163877),в которой онсделал возможным производить одновременный запуск двух моделей ракет
(би-система). Затемпоявилась игрушечная
ракетная установка(а.с. 1215729), в
которой были объединено большее число ракет (с возможностью применятьв одной игрушке модели ракет разных видов
иборющихся сторон), т.е. появилась
поли-системас однородными и
разнородными ( по выбору игрока) элементами. Таким образомВ.Кайе получил новый эффект для игрока -
возможность осуществлять различные видысовместной военной деятельности – илипроизводить одновременныйстарт
«своих» ракет, или имитация действий ПВО (при совмещении в установкемоделей ракет противников).
Ещё раз вернулся к би-системе
В.Кайе в летающей игрушкечуть позже
(заявка подана в апреле 1985г.). Самолёт и ракета совмещены в одном игровом
устройстве (а.с. 1301422),позволяющем
имитировать преследование самолёта ракетой, то есть фактически
используетсяего же схема, ранее применённая
длясоединенияв би-системудвухкораблей, с эффектом
преследования (а.с. 1146074). Время между созданием этих изобретений – около
двух лет. Коэффициент переноса кП=2.
Но наиболее эффектное
использование перехода к поли-системам произошло когдаВ. Кайе объединил в своем изобретениидве самые любимые им темы – ракеты и водные
игрушки. Его «Игрушечная ракетная установка В.Кайе» ( а.с. 1159585)не только может запускать ракетыв воздухе, но – ииз-под воды. В воде же возможна имитация
движений водолаза (если «запускать не ракету, а фигурку),или имитация произрастания и распускания
цветка (если «запускать» цветок). Уже эти новые возможности указывают напоявление сверхэффекта отобъединения разнородных элементов в
поли-систему, однако совсем неожиданный сверхэффект от этого изобретенияпроявилсяне в воздухе, нев воде,а там, где его казалось бы совсем нельзя
ожидать – «на суше». Творческая мысль В.Кайенастолько оригинальна, что создала«универсальные» элементы: отдельные части этой разборнойполи-игрушки могут использоваться малышами в
качестве обычных совков и формочек для игры с песком.
Таким образом, мы видим
устойчивое использование одной закономерности -перехода кби-полисистемам – в
разных темах, что позволяет говорить об осознанном использовании этой закономерности,
или переносе известных закономерностей из одной области в другую.
В последнем изобретение также
просматривается ещёодна из
закономерностей развития технических систем, а именно – "увеличение степени
идеальности системы”. Это проявляется в увеличенииглавной полезной функции системы «Игрушечная
ракетная установка В.Кайе» ( а.с. 1159585), поскольку эта одна игрушка
фактически "заменяет " несколько других игрушек.
Результаты патентно-технического
анализаизобретений В.А. Кайе:
КоэффициентдивергентностикД=46/21=2,2
Коэффициент гибкостикГ = 12
Коэффициент переносакП = 2
Коэффициент быстроты кБ =24/10=2,4
Количество выявленных типовых приёмов по ТРИЗ –17
Количество выявленных закономерностей развития систем по
ТРИЗ –3
Количество выявленных геометрических эффектов по ТРИЗ –нет
Субъектно-динамический
компонент
Рассмотримграфик изобретательской активности В.А. Кайе.
Он представлен на таблице 3. По горизонтали расположены годы изобретательской
деятельности. По вертикали – количество изобретений. зарегистрированных в этот
год на его имя.
Мы видим на графике все описанные
выше типичные фазы, кроме 4-й фазы – «ухода». Фаза «старт»начинается у В.А. Кайе с 1 изобретения, и
через нескольких лет фазы «плато» (с 2 изобретениями) начинается фаза «акме» –
высокий взлёт продуктивности (10 изобретений в 1985 году).После этого фаза«финиш» продолжалась долго – пять лет (по 2
или 1 изобретению в год).
в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном
указании моего авторства, активной ссылки на сайт www.kozyreva.ucoz.ru
и моего мейла nellydelf@mail.ru.
Если будете размещать мои тексты на своих сайтах, блогах и
пр., пожалуйста, присылайте ссылки наnellydelf@mail.ru.