Козырева Н. Анализ творчества ведущих изобретателей игр
30.05.2010, 22:45
Интересным
представляется проведениеличного
тестированияизобретателей игр по тестам
Торранса, сравнение и интерпретация результатов, изучение их мотивации [10]. Но
это уже – тема для других исследований.
Обобщая
вышеописанные результаты исследования продуктов творчества изобретателей
на
предмет выявления в них характеристик субъектно-деятельностного акме автора, мы
можем констатировать, что изобретение как модель микроакме автора является информационно
насыщенной. С помощью разработанного нами критериально-диагностического
инструментария удалось выделить в характеристиках изобретения и описать
мотивационно-целевой, операционно-технический и динамическийкомпонент субъектно-деятельностного акме.
При
этом для описания субъектно-динамического компонента мы рекомендуем
использовать:
-общие характеристики, такие как
продуктивность деятельности изобретателя и динамика её проявления;
-особенные
характеристики, такие как типы индивидуальной творческой активности;
-единичные
характеристики, такие как индивидуальная динамика проявления творческой
активности.
Для
описания мотивационно-целевого компонента мы рекомендуем использовать:
- общие
характеристики, такие как уровни целеполагания; модальность мотивации,
отражённой в названиях и целях совокупности изобретений автора;
-
особенные характеристики, такие как диапазон уровней целей и модальностей
мотивации, которые использует автор;
-
единичные характеристики, такие как индивидуальные предпочтения формулировок
целей изобретений, их уникальность и направленность на осуществление особых
авторских замыслов, индивидуальные предпочтения модальностей названий
изобретений.
Для
описания операционно-технического компонента мы рекомендуем использовать:
-общие характеристики, такие как коэффициенты
дивергентности, гибкости, быстроты, переноса, количества использованных
элементов ТРИЗ;
-особенные
характеристики, такие как вариативность мышления (коэффициенты дивергентности и
переноса), гибкость мышления (диапазон классификационных рубрик), проявленная
творческая активность (коэффициент быстроты), диапазон элементов ТРИЗ;
-единичные
характеристики, основанные на анализе совокупности коэффициентов
дивергентности, гибкости, быстроты, переноса; а также индивидуальные
предпочтения классификационных рубрик и элементов ТРИЗ; уникальность и
направленность использования приёмов на осуществление инициативных авторских
замыслов в индивидуально предпочитаемом виде игр.
Литература
1.Ярошевский М.Г. Психология творчества и
творчество в психологии // Вопросы психологии. – 1985, № 6. - с. 14-26.
2.Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная
психология и педагогика творческого мышления. - Запорожье, 1992.
3.Михайлов Г.С. Методология и стратегия акмеологического
исследования: Дис. канд. психол. наук. – М., 1998.
4.Описания изобретений СССР, России 1971-2002г.
по классификации игр, всего 2152 экз.
5.Козырева Н.А. Пространство игры и игрушки в
изобретательскомтворчестве//
Московская игротека.Вып.3, М., 2003, С.34-45.
6.Guilford
J.P. Intellectual factors in productive thinking// Exploration increativity. N.Y., 1967 p. 21-33
7.Брушлинский
А.В. Мышление и прогнозирование. -М.:
Мысль, 1979, 230 стр.
8.Альтшуллер
Г.С. Алгоритм изобретения. - М: Московский рабочий, 1969. - 272 с.
9.Викентьев
И.Л., Ефремов В.И.Кривая, которая
всегда вывезет. Геометрия для изобретателей. В кн.: Правила игры без правил/
сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1989. – 280с.
10.Torrance E.P. Educational and
creativity// Creativity: progress and potential. N.Y.; San-Francisco; Toronto; L., 1964. P
214-218.
в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном
указании моего авторства, активной ссылки на сайт www.kozyreva.ucoz.ru
и моего мейла nellydelf@mail.ru.
Если будете размещать мои тексты на своих сайтах, блогах и
пр., пожалуйста, присылайте ссылки наnellydelf@mail.ru.