ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 20.04.2024, 18:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Акмеология [11]
Психология развития [9]
О методах активизации творчества [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Психология » Акмеология

ТРИЗ для людей: психологические аспекты
31.07.2010, 13:39

ТРИЗ для людей: психологические аспекты  (продолжение)

By TRIZ: Аналогом понятия «модель мира» в ТРИЗ является  9-Windows (analyze Super-systems, CO-systems, ANTI-systems). Широко используются различные формы репрезентаций. Рисунки -  оперативная зона,  метод маленьких человечков, символы – вепольный анализ, Х-элемент, ИКР,  диаграммы – закономерности развития систем, метафоры – формулирование противоречия,  широко используются в курсе РТВ).               

Вывод: ТРИЗ-специалист обладает достаточными креативными способностями, чтобы повышать свою успешность  в неопределённой, вариативной среде.  Как применить свои  «технически направленные» креативные TRIZ-skills  для улучшения собственной жизни? Методики для этого разработаны в НЛП / lit2 - lit5/.  

1.2.             "Re-framing

Методика НЛП "re-framing” (R. Dilts,1990) призвана помочь людям изменить  взгляд на трудные ситуации и рассматривать их не как проблемы, а как предоставленные жизнью возможности, и сосредотачивать внимание на желаемых результатах / lit3/.  Она позволяет человеку  распознавать ограничивающие его убеждения чтобы  быть более изобретательным в своих реакциях, в преобразовании негативных убеждений. С психологической точки зрения произвести рефрейминг означает преобразовать смысл чего-либо, поместив ЭТО в новую рамку или контекст, отличный от исходного, расширив таким образом наше восприятие этой ситуации.

Анализируя  лингвистическую структуру убеждений, Р.Дилтс установил, что ограничивающие убеждения помещают наш опыт во фрейм «проблемы», «ошибки» или «невозможности».  Если человек строит модель мира на основе таких убеждений, то у него может возникнуть чувство безнадёжности, беспомощности или никчемности по отношению к жизни  в целом или к отдельным своим поступкам. Так, люди, для которых стало привычным постоянно пренебрегать позитивной стороной своего опыта, часто пользуются ограничивающим словом «но»,  создающим в их внутренней карте фрейм «проблемы» и «невозможности».

  Рефрейминг позволяет иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения.  Это происходит за счёт изменения фреймов, в рамках которых эти проблемы воспринимаются, путём помещения  ограничивающего убеждения в более позитивный фрейм. Основная функция  методики  "re-framing”  состоит в том, чтобы научить людей осознанно переключать внимание

1.       с фрейма проблемы на фрейм «результата»

2.       с фрейма ошибки на фрейм «обратной связи»

3.       с фрейма невозможности на фрейм «как если бы».

 Из описанных  Р.Дилтсом  14 приёмов рефрейминга  нам удалось установить аналогии с инструментами ТРИЗ в 12 (!) случаях (see figure 1).  Указанные  на figure 1 TRIZ-tools развивают навыки мышления, необходимые для эффективного применения рейфрейминга.

(схема доступна при скачивании файла для зарегистрированных пользователей сайта)

 Как мы видим, многие из 14 приёмов рефрейминга аналогичны различным инструментам ТРИЗ, в том числе Altshullers Inventive Principals. Но  в ТРИЗ есть 40 приёмов,  и многие из них могут  дополнить набор используемых при рейфрейминге НЛП-приёмов.

Однако чтобы ТРИЗ-специалист мог эффективно использовать Altshullers Inventive Principals для рейфрейминга  собственных убеждений, необходимо осознанное обучение, "перенос” /lit6/. Пока методика  состоит в последовательном  приложении всех Altshullers Inventive Principals  и 9-Windows  к  «изменяемому убеждению» как к  объекту. Однако в дальнейшем  для рефрейминга  убеждений может быть и  должна быть разработана  специальная Conflict Matrix (matrix linking Typical Social System Conflicts with the Altshullers Inventive Principles).   Конечно, многие из Altshullers Inventive Principals надо специально адаптировать к "человеческим”  системам, используя характеристики личности, групп людей. Например, приём №26  «Coping» может звучать как "vizualization”, приём № 28 "Substitution for mechanical means”   может звучать как  «использовать другие каналы репрезентации».  В настоящее время  ведется работа по адаптации  терминологии приёмов № 4, 5, 8, 9, 10, 12, 15, 18, 24 – 28, 32 – 40  для использования в рейфрейминге.

 Вывод: любой ТРИЗ-специалист может использовать знакомые ему Altshullers Inventive Principals  and   9-WindowsAnalyze для самостоятельного рефрейминга тех своих убеждений, которые  он хочет изменить. 

 1.3. Problem solving (решение проблем)

(текст далее  доступен при скачивании файла для зарегистрированных пользователей сайта)


ОПУБЛИКОВАНО:

TRIZ for people: psychological aspects http://www.triz-journal.com/archives/2004/02/2004-02-06.pdf

www.trizland.ru/files/TRIZFuture2003.pdf

 

Psychological Aspects http://unjobs.org/tags/psychological-aspects


Что ещё можно почитать по этой теме:
Козырева Н.А. О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО» СКАЧАТЬ ТЕКСТ

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе         

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66

 

Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 
Козырева Н.А. Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр   http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52


Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 

Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" - где купить

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/kupit_teremok_skazok/2010-06-27-2

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК»: авторская игровая методика развития творческого мышления. 30 развивающих игр-занятий со сказками для детей 4-7 лет.  Пособие для родителей. - М., 2009 http://teremok-skazok.ucoz.ru/load/posobie_dlja_roditelej_quot_teremok_skazok_quot_30_razvivajushhikh_igr_s_rebjonkom/1-1-0-16

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» -110 развивающих игр со сказками. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/110_razvivajushhikh_igr_so_skazkami_teremok_skazok/2010-07-28-3

 

Кудрявцев В.Т. Отзыв на диссертацию Н.А. Козыревой. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/publ

 

Н.А. Козырева. Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"  для  преподавания отдельных элементов ТРИЗ. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load

 

Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ с игрой «ТЕРЕМОК СКАЗОК»

      http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/vospitateljam_detsadov/2

     

      Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия). - М., 2010, http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

 

см. также

http://antscon.ucoz.ru/load/4


Категория: Акмеология | Добавил: kozyreva | Теги: акмеология, Козырева, психология и ТРИЗ, ТРИЗ, конфликтология, типовые приёмы ТРИЗ, НЛП, разрешение противоречий
Просмотров: 1259 | Загрузок: 6
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz