Формула уровней целеполагания для него выглядит следующим образом:
Ц (Лазарев, 25) = 18П+
2Д+2О + 1Л+ 1С + 1(О+П)
Мы
видим, что преимущественно изобретатель ставил перед собой цели процессуальные
(18 раз), но в поле его целеполаганиянаходятся также цели всех остальных уровней (кроме институционального).
Целевой профиль изобретательской
активности мы не будем приводитьтолько
по одной причине – все изобретения К.П. Лазарева относятся к головоломкам, то
есть он имеет такой же узконаправленный вид, как и у Р.Л. Фельдмана. Здесь, как
и в типах изобретательской активности, они схожи.
По названиям
изобретений К.П. Лазарева можно установить модальность его мотивации:
«Ближайшее окружение». Так, в его творчестве встречаются названия: «Головоломка
«Двойняшки», «Головоломка «Елена», «Головоломка «Ренат», «Головоломка «Денис»,
«Головоломка «Слава», «Головоломка «Ирина», «Головоломка «Малышки», «Игра
«Роман», «Игра «Антон».
Операционно-технический компонент
Было изучено методом
патентно-технического анализа15
описаний изобретения этого автора из 25зарегистрированных.
В творчестве К.П. Лазаревачётко просматриваются одна доминирующая тема
– головоломки (зарегистрированы они по 11 рубрикам МКИ, коэффициент
гибкостикГ =11).Среди рассмотренных нами 15 изобретенийболее половины (9) – это коробочкис прозрачными стенками,внутри
которых есть различного рода перегородки и игровыеэлементы, которые требуетсязагнать в установленные позициичерез различные отверстия в перегородках,преодолеваяпреград. К.П. Лазарев в этих изобретениях решает техническую задачусоздания дополнительных преград и трудностей
для игрока,тем самым повышая
занимательность игрушки, и в них просматриваются изобретательские приёмы
«принцип посредника», «принцип местного качества», «принцип асимметрии»,
«принцип сфероидальности», «принцип перехода в другое измерение».
В трех изобретениях автор
предлагает варианты совершенствования одного узла -ловителя игровых элементов.В поданных в один день заявках (2.02.87г.),
на которые впоследствии были получены а.с. 1416148 и 1417902,ловитель выполненс несимметричным игровым каналом, причемво втором изобретении присутствуют уже два
несимметрично установленных ловителя с заслонками длявременного перекрывания входа для игровых
элементов (видно использование изобретательских приёмов «принцип асимметрии»,
«принцип объединения», «принцип посредника»). А в а.с. 1667883 оба этих решения
как бы синтезированы:там присутствует
всего один ловитель в форме двояковыпуклой линзы, и в нём – несколько разного
размера игровых каналов с заслонками, и сам ловитель установлен несимметрично
впрозрачном корпусе (видно
использование изобретательских приёмов «принцип асимметрии», «принцип
сфероидальности», «принцип посредника»).
В двух изобретениях (а.с. №№
1395349, 1405868) использовано аналогичное техническое решение для разных конструктивных
вариантов игры – переносные перегородки с прорезями, выступы для
переворачивания игровых элементов, таким образом мы можем зафиксировать два
переноса (кП=2).
Наиболее
часто используемые К.П. Лазаревым приёмы –«принцип местного качества», «принцип перехода в другое измерение»,
«принцип посредника» - образуютособый
комплексный инструментарий для решения задачи усложнения дополнительных преград
и создания трудностей для игрока.Так, в
качестве «посредника», выступаютразличные перегородки. С помощью принципа «местного качества» в них
выполняются различные каналы, выступы. Именно они обеспечивают возможность
«перехода в другое измерение» игровых элементов, да и сами перегородки у К.П.
Лазарева преимущественно выполнены передвижными.
Таким образом, мы наблюдаем
индивидуальныйстиль К.П. Лазарева,который использует известные инструменты в
особом, присущем только ему сочетании и для решения своих особых, самостоятельно
поставленных им задач (никто из ведущих изобретателей игрне занимается именно такими видами
головоломок, как К.П. Лазарев).
Результаты
количественно-качественного анализаизобретений К.П. Лазарева:
КоэффициентдивергентностикД= 30/15 =2
коэффициент гибкостикГ =11
Коэффициент переносакП = 2
Коэффициент быстроты кБ =25из./11 лет= 2,3
Количество выявленных типовых приёмов по ТРИЗ –9
Количество выявленных закономерностей развития систем по
ТРИЗ –нет
Количество выявленных геометрических эффектов по ТРИЗ –нет
в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном
указании моего авторства, активной ссылки на сайт www.kozyreva.ucoz.ru
и моего мейла nellydelf@mail.ru.
Если будете размещать мои тексты на своих сайтах, блогах и
пр., пожалуйста, присылайте ссылки наnellydelf@mail.ru.