ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 25.11.2024, 11:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Акмеология [11]
Психология развития [9]
О методах активизации творчества [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Психология » Акмеология

В категории материалов: 11
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Акмеологические аспекты ТРИЗ-педагогики  как фактора,
способствующего достижению субъектно-деятельностного акме учителя

 

Н.А. Козырева, психолог, член БелООТРИЗ

                                                                            Доклад на  областной методической конференции

«Проектирование учебной деятельности как  средство обеспечения личностного роста учителя», Могилев, 22-23 апреля 2004г.

 

 читать...

Акмеология | Просмотров: 2907 | Загрузок: 132 | Добавил: kozyreva | Дата: 20.10.2008 | Комментарии (2)

Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр

© Козырева Н.А., рукопись, Москва, 2006

 

Обоснование подхода

Изучение психологии творчества в современной ситуации научно-технического прогресса является важнейшей темой, но, как отмечает  М.Г. Ярошевский «это требует от нашей науки новых исследовательских программ, новых теоретических схем, интегрирующих в самой сердцевине психологического познания - его теоретических моделях и эмпирических орудиях - личностное, социальное и предметно-созидательное в общении человека с миром» [1]. Такую новую теоретическую схему мы пытались найти для изучения характеристик субъектно-деятельностного акме изобретателей игр по продуктам их творчества.

Одним из принятых нами в данной работе является субъектно-деятельностный подход (А.В.Брушлинский), который основывается на следующей конструкции: личностные, мотивационные, интеллектуальные предпосылки Þ  работа субъекта Þ  орудия (метод). Таким образом, при анализе творчества изобретателей возникают две исследовательские задачи: описать работу субъекта, в которой преломляются личностные и когнитивные качества, и метод, составляющий секрет творчества. В нашей работе предложены некоторые подходы к решению этих двух задач. Так, мы исследуем результаты творческой работы (описания изобретений), в которых, по нашей гипотезе, отражены личностные (а именно: мотивационные и субъектно-динамические) и когнитивные свойства создавшего их субъекта. И, одновременно, мы исследуем патентно-техническую сущность всей совокупности творческих продуктов ведущих авторов изобретений, чтобы выявить в них «метод», авторский стиль, секрет творчества.

 Поскольку изобретательская деятельность предполагает наличие высокого уровня профессионализма в данной сфере (необходимого для обеспечения оригинальности и мирового уровня новизны технического решения),  осуществляется субъектом на протяжении некоторого достаточно длительного промежутка времени, в котором могут быть свои подъёмы и спады, связанные как с личностными качествами автора,  так и с воздействием  социальной внешней среды, то, на наш взгляд, актуальным представляется использование возможностей не только субъектно-деятельностного, но и привлечение возможностей акмеологического подхода.

Основной категорией, характеризующей взаимодействие  акмеологии с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: мастерство, развитие, зрелость, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексия, сознание, личность, индивидуальность и ряд других. Согласно системно-функциональному подходу  И.Н.  Семенова к акмеологии она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом её культурологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой - результат длительного, часто противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант [2]. Таким образом И.Н. Семёнов вводит концепцию творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала. Этот положение даёт нам основание для того, чтобы  использовать акмеологический подход к анализу творчества изобретателей, понимая, что изобретательство не является для них «профессией» в общеупотребительном смысле этого слова, но получение патента является «творческим акме», что, по И.Н. Семёнову, является эквивалентом профессионального достижения.

читать дальше...

Акмеология | Просмотров: 11554 | Загрузок: 90 | Добавил: kozyreva | Дата: 20.12.2008 | Комментарии (0)

Субъектно-психологическое описание характеристик конкретных изобретателей игр по продуктам их творчества

© Козырева Н.А., рукопись, Москва, 2006

 

        Проведенные теоретический анализ, эмпирические исследования и полученные результаты позволили нам приступить к решению других задач, а именно к демонстрации применения предложенного критериально-диагностического аппарата к анализу продуктов творчества конкретных изобретателей игр. Нам предстоит также показать, как выявленные характеристики субъектно-деятельностного акме изобретателей игр можно использовать в проектировании игр для формирования творческой активности личности, и обосновать необходимость психолого-акмеологического сопровождения изобретательского творчества в сфере игры.


 Саморефлексия

Изобретательское творчество Козыревой Н.А. (4 изобретения в 1986-92 г.г.)

  ( Из статьи Козырева Н.А.«Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр http://kozyreva.ucoz.ru/load/16 http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52)

Широко известным источником получения сведений о протекании творческого процесса и особенностей творческой личности с раннего периода исследований творчества были биографии, автобиографии, мемуары, содержащие «самопризнания» учёных, изобретателей, творцов. Основываясь на этом известном методе «саморефлексии» мы сочли возможным уже после проведения теоретико-эмпирического исследования всей совокупности выборки российских изобретателей игр обратиться к анализу собственного изобретательского творчества с использованием предложенного критериально-диагностического аппарата.

читать далее...


Акмеология | Просмотров: 9099 | Загрузок: 72 | Добавил: kozyreva | Дата: 07.02.2009 | Комментарии (0)

Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе          

©  Н.А.Козырева, рукопись, Могилев, 2005

 

Творческая личность как субъект деятельности

 

… Мы поставили «обратный  вопрос»: а если творческие продукты уже имеют экспертную, государственную оценку новизны и оригинальности, говорит ли это о каких-либо показателях «субъективной креативности» создавшего их интеллекта? И предположили, что поскольку продукты творческой деятельности изобретателей уже получили высокую оценку на соответствие критериям  «мировая новизна» и  «оригинальность» со стороны официального государственного Патентного ведомства, то мы можем найти в этих творческих продуктах следы «субъективной креативности» создавшего их творческого мышления. Для этого необходимо провести сравнительный патентно-технический анализ сущности изобретений ведущих авторов, и сопоставить признаки «субъективной креативности» тем характеристикам, которые удастся выявить в результате исследования конкретных изобретений. В качестве критериев нами в дальнейшем рассматривались параметры, аналогичные выделенным Д.Гилфордом в его концепции  креативности как универсальной познавательной творческой способности.

Для обоснования нашего подхода к поиску ответа на поставленные в исследовании вопросы были проанализированы работы, посвящённые творчеству, творческой личности, творческой деятельности, продуктам творческой деятельности, субъектам творческой деятельности, акмеологическим исследованиям творческих личностей, достигших высших достижений - «акме» -  в своей области.

читать дальше...

Акмеология | Просмотров: 13197 | Загрузок: 180 | Добавил: kozyreva | Дата: 07.02.2009 | Комментарии (0)

Обсуждение результатов

анализа  творчества ведущих российских  изобретателей игр

с помощью предложенного критериально-диагностического аппарата

( Из статьи Козырева Н.А.«Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр http://kozyreva.ucoz.ru/load/16 http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52)

Таким образом, предложенная нами схема психолого-акмеологического анализа с помощью разработанного критериально-диагностического аппарата позволяет по продуктам творчества изобретателей игр сделать определённые выводы относительно характеристик субъектно-деятельностного акме авторов. При этом у каждого автора оказывается возможным выделить индивидуальный творческий стиль. Интересным представляется ...
читать далее...»
Акмеология | Просмотров: 3194 | Загрузок: 0 | Добавил: kozyreva | Дата: 30.05.2010 | Комментарии (0)

Изобретательское творчество Кайе  В.А. (24 изобретения в 1981-92 г.г.)

 (Из статьи Козырева Н.А.«Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр, 2006. http://kozyreva.ucoz.ru/load/16 http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52

Проанализируем  творчество ведущих  изобретателей игр с помощью предложенного критериально-диагностического аппарата.

 Рассмотрим мотивационный, операционно-технический и  субъектно-динамический компонент субъектно-деятельностного акме этого изобретателя по продуктам его творчества.

читать далее...

Акмеология | Просмотров: 4492 | Загрузок: 0 | Добавил: kozyreva | Дата: 30.05.2010 | Комментарии (0)

Изобретательское творчество Лазарева К.П. (25 изобретений в 1981-92 г.г.)

  ( Из статьи Козырева Н.А.«Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр http://kozyreva.ucoz.ru/load/16 http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52)

 

Проанализируем  творчество ведущих  изобретателей игр с помощью предложенного критериально-диагностического аппарата.

Рассмотрим далее  мотивационный и операционно-технический компонент субъектно-деятельностного акме этого изобретателя по продуктам его творчества.
читать далее...
Акмеология | Просмотров: 2968 | Загрузок: 0 | Добавил: kozyreva | Дата: 30.05.2010 | Комментарии (0)

Изобретательское творчество Фельдмана Р.Л.  (35 изобретений  в  1985-93 г.г.)

( Из статьи Козырева Н.А.«Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр http://kozyreva.ucoz.ru/load/16 http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52)

 Проанализируем  творчество ведущих  изобретателей игр с помощью предложенного критериально-диагностического аппарат. Рассмотрим мотивационный, операционно-технический и  субъектно-динамический компонент субъектно-деятельностного акме изобретателя по продуктам его творчества.

читать далее...»

Акмеология | Просмотров: 2997 | Загрузок: 0 | Добавил: kozyreva | Дата: 30.05.2010 | Комментарии (0)

Изобретательское творчество Свинаренко А.С. (22 изобретения)

(Из статьи Козырева Н.А.  Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр  http://kozyreva.ucoz.ru/load/16, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52)

 Количественно-качественный анализ творческих продуктов ведущих изобретателей игр позволяет проследить некоторые операционно-технические характеристики,  с помощью которых мы можем описать индивидуальный творческий стиль автора.

читать далее...»

Акмеология | Просмотров: 2639 | Загрузок: 0 | Добавил: kozyreva | Дата: 30.05.2010 | Комментарии (0)

ТРИЗ для людей: психологические аспекты

Nelly Kozyreva, Belarus-TRIZ, Mogilev, Repablic of Belarus, Aachen, 2003 (доклад на конференции  европейской ассоциации ТРИЗ в Аахене, Германия, http://kozyreva.ucoz.ru/load/34 )

ТРИЗ и НЛП -   две мощнейшие методологии  для  повышения уровня креативности людей  и эффективности их деятельности. Они возникли и развиваются независимо друг от друга во второй половине 20 века[1], однако очень многие инструменты этих методик  могут быть  успешно использованы для расширения и повышения эффективности  друг друга.

ТРИЗ позволяет пользуясь одной системой понятий  формализовать, описать и решить технические проблемы из разных отраслей.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это гуманитарная технология, задачами которой являются решение личностных проблем, формализация успешного креативного опыта для обучения ему людей / lit2/. Язык НЛП в единой системе терминов описывает различные процессы, происходящие в таких областях, как маркетинг, менеджмент, психология, педагогика и т.д. Это позволяет переносить и использовать достижения из одних дисциплин и процессов в другие. Описания на языке НЛП превращаются в систему алгоритмов и приемов, т.е. в НЛП-технологию.

 А можем ли мы  сравнить между собой эти два формализованных языка,  чтобы использовать достижения НЛП в области  решения личных, межличностных проблем и организаций – для ТРИЗ специалистов, а достижения ТРИЗ – для НЛП?

 В докладе  приводится  анализ и  некоторые возможности  соединения  инструментов ТРИЗ и НЛП для повышения личной успешности ТРИЗ-специалистов и фирм, в которых они работают.

1. Аналогии между инструментами ТРИЗ и НЛП

1.1. Модель мира

By NLP: Креативность – непрерывный процесс постоянного увеличения гибкости и расширения «карт мира», по которым мы живём. Она имеет огромное  значение  для    успешной адаптации человека, потому, что  мы живём – работаем, взаимодействуем с другими людьми – в среде, изобилующей неопределённостью, вариативностью и изменениями. Для успешной адаптации чрезвычайно значимо уметь занимать различные позиции восприятия реальности.  В НЛП утверждается, что если ты способен обогатить  или расширить свою карту мира», то в той же самой реальности ты увидишь больше альтернатив. Те люди, которые успешно справляются со своими проблемами, обладают такой «картой мира», которая позволяет им видеть величайшее множество перспектив и возможностей выбора.

Процессы, способствующие  развитию и повышению креативности – репрезентация чего-либо посредством метафор, символов, рисунков. Различные виды репрезентаций по-разному  расставляют акценты в проблемном пространстве, придают значение различным факторам и их взаимосвязям.

читать далее...»

Акмеология | Просмотров: 1308 | Загрузок: 6 | Добавил: kozyreva | Дата: 31.07.2010 | Комментарии (0)

1-10 11-11
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz