ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 25.11.2024, 11:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Акмеология [11]
Психология развития [9]
О методах активизации творчества [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Психология » Психология развития

Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности (СКАЧАТЬ ТЕКСТ)
07.02.2009, 23:48

 Обычно, если говорят об уровне работы,  определяют ее новизну и оригинальность, т.е. отличие от имеющихся аналогов и прототипов. Итак, новизна – нечто новое в чём-нибудь (Ожегов). Подразумевается что-то, созданное впервые. Прототип – первоначальный образец, прообраз (там же).  Причем чтобы определить разницу, НЕОБХОДИМО вообще эти аналоги и прототипы знать, иначе можно искренне восхищаться «придуманными» ребенком стихами «Я помню чудное мгновенье».. Кажется, это смешно. Однако наблюдая различные работы детей на выставках научно-технического творчества и исследовательской деятельности, приходиться с горечью констатировать, что учителя поощряют абсолютно примитивные работы детей, только потому что эти дети хоть ЧЕМ-ТО хотят заниматься.  На мой взгляд, это этически недопустимо. Необходимо ВЕСТИ ребёнка по пути увеличения уровня его творчества.  Для этого  учитель должен сам СОЗНАТЕЛЬНО повышать свой творческий уровень.  И для этого есть очень простая и интересная методика.

Марат Семенович Гафитулин, канд. пед. наук, мастер ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)  предложил определять уровень новизны работы, проекта, разработки через совокупность  цели деятельности, диагностики результата и способа достижения этого уровня.

 

1-й уровень – РЕПРОДУКТИВНЫЙ (новизны нет) ( к этому уровню относится изготовление МАКЕТОВ известных предметов и т.д.- в т.ч.  игровые  комплекты-конструкторы, где есть заданные схемы-образцы для сборки)

Деятельность – направлена на повторение  прототипа (ранее известного замысла, образца, идеи, методики…)

Вид результата: повтор прототипа. Выполненное полностью копирует прототип (сходный или ранее известный замысел, образец, идею, методику…)

Способ достижения:  копирование прототипа без каких-либо изменений.

Девиз: « Так может каждый»

Анекдот: Учёные обнаружили племя, живущее рядом с огромным водопадом. У всех членов племени были оттопыренные уши, а у вождя во лбу вмятина. Учёные решили наблюдать за ними и выяснили, что каждое утро туземцы выходят на берег, оттопыривают уши и таинственно говорят:

- Что-то шу- ми-и-т..

На что вождь, с досадой стуча себе по лбу:

- Глупцы!!! Это же во-до-па-а-ад!

 

Надо сказать, что этот репродуктивный уровень автор всё-таки относит к творчеству, поскольку даже при повторении  чужого произведения человеку придется решать много творческих задач (вспомним, что  один из способов обучения живописи – копировать работы великих мастеров).

 

2-й уровень – РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть)

Деятельность: направлена  на самостоятельное небольшое изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом не меняющая первоначального образца.

Вид результата: Прототип изменён в элементах. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими его к новому качеству.

Способ достижения: Новизна за счёт изменения ( замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа ( размера, формы, цвета, положения или ориентации в пространстве…), выделения какой-либо частности.

Девиз: «Так может большинство!»

Анекдот:

- Скажи, дорогая, почему ты  делаешь  фрикадельки  разного размера?

-          Но ты же сам просил разнообразить наше питание.

 

3-й уровень  ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ ( новизна есть)

Деятельность: направлена на значительное изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом меняющая первоначальный образец.

Вид результата:  Выполненное базируется  на прототипе, значительно изменяя его и приводя к новому качеству. Видоизменение прототипа. Выход за рамки задания.

Способ достижения: новизна за счёт

-          снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются;

-          выполнения известного другим способом, другими средствами;

-          расширение сферы применения известного ( многофункциональность);

-          включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо чем-то другим;

-          решение противоречия: прототип есть и его нет.

Девиз: «Так могут только некоторые!»

Анекдот:Мышь слышит мяуканье кошки и притаилась в норке. Послышался лай   собаки. Мышь подумала:

-          Если поблизости собака, то кошка наверняка убежала. Теперь можно вылезти наружу.

-          Кошка тут же поймала мышь и, проглотив её, довольно произнесла:

-          Как хорошо знать иностранный язык!

 

4-й уровень- ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть)

Деятельность: Направлена на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального

Вид результата: Родоизменение прототипа. Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.

Способ достижения: Новая идея за счёт:

-          замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновения признаков первоначального образца и появления новых элементов для реализации новой функции;

-           высокого уровня обобщения  и выхода на методологический уровень.

Девиз: «Так  может только один!»

Анекдот:На уроке математики учитель объясняет условие задачи:

-          Лестница строящегося дома имеет 5 пролётов, каждый из которых состоит из двадцати ступенек. Сколько ступенек нужно пройти, чтобы попасть на последний этаж?

-          Все, - уверенно отвечает маленький Пётр.

 

Предложенная М. Гафитулиным методика позволяет не только оценивать уровень новизны разработок детей и учителей, но и… ПРОГНОЗИРОВАТЬ, сознательно ЗАДАВАТЬ уровень новизны для будущей своей творческой разработки!

 

Посмотрите – ведь ниже приведенная таблица позволяет вам пошагово УВЕЛИЧИТЬ уровень новизны всего, что вы собирались создать – будь это новое кулинарное чудо (в домашних условиях), или новая методика преподнесения какой-либо темы на уроке, или самодельный подарок для соседки по парте.. .

 

Попробуйте творить, используя методику М.Гафитулина!

 

Ждем ваших отзывов и описания  созданных вами по этой методике творческих продуктов. Просим присылать их на e-mail nellydelf@mail.ru и самостоятельно оценивать уровень новизны своей работы!

 

 

Самооценка  выполненного творческого  задания

 

 

Я выполнил (а) задание на _______  уровне

Уровень

Действие

1

Повторил известное  (исходное)

2

Немного изменил известное за счёт изменения (замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа   ( размера, формы, цвета, положения или ориентации в пространстве…), выделения какой-либо частности.

Нет качественного изменения

 

При переходе на 3-4 уровень сумел перешагнуть через ложные ограничения

3

Качественно изменил известное (выполнил известное другим способом, другими средствами; расширил сферы применения известного (многофункциональность);

включил прототип как часть целого, т.е. объединил с прототипом;

поставил и разрешил противоречие

4

Придумал своё новое  путём

-          замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновения признаков первоначального образца и появления новых элементов для реализации новой функции;

-  высокого уровня обобщения  и выхода на методологический уровень

 

 

 

Что еще почитать по этой теме:

 

Прочитать полностью  статью о методике  М. Гафитулина можно в журнале 
Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получение новизны. В ж. "Адукацыя i выхаванне”, - Минск, № 7/94.

 

Гафитулин М.С. УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА или РОЖДЕНИЕ НОВИЗНЫ

http://www.trizminsk.org/e/23201.htm

 

Гафитулин М.С. Уровни новизны способа. /Марат Гафитулин, Сергей Ефремов. //Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ, IX межд. научно-практ. конф., Челябинск, 26-28 июня 2006г.: тез. Доклада - Челябинск, 2006.- 312 с.

 

Флореску Р.С. Оценивание художественных идей на занятиях изобразительного искусства. http://www.jlproj.org/this_bibl/Floresku.pdf

 

Козырева Н.А. О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО» СКАЧАТЬ ТЕКСТ

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе         

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66

 

Козырева Н.А. Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52

 

Козырева Н.А. Субъектно-психологическое описание характеристик конкретных изобретателей игр по продуктам их творчества http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-65

 

Козырева Н.А.   Операционно-технические характеристики  творческой деятельности  изобретателей игр (элементы ТРИЗ) (рукопись) http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-18

 

Козырева Н.А. Элементы ТРИЗ в творчестве российских изобретателей игр (1971-2002) 

TRIZ-Fest, Москва, 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-19

 

Козырева Н.А. Акмеологические аспекты ТРИЗ-педагогики  как фактора, способствующего достижению субъектно-деятельностного акме учителя

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-15

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр. http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 

Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21

 

Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 

Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК  СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество. - М.:  Школьный психолог. 2007,  № 9. http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-22


Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" - где купить  http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/kupit_teremok_skazok/2010-06-27-2

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК»: авторская игровая методика развития творческого мышления. 30 развивающих игр-занятий со сказками для детей 4-7 лет.  Пособие для родителей. - М., 2009 http://teremok-skazok.ucoz.ru/load/posobie_dlja_roditelej_quot_teremok_skazok_quot_30_razvivajushhikh_igr_s_rebjonkom/1-1-0-16

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» -110 развивающих игр со сказками. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/110_razvivajushhikh_igr_so_skazkami_teremok_skazok/2010-07-28-3

 

Кудрявцев В.Т. Отзыв на диссертацию Н.А. Козыревой. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/publ

      

см. также

http://antscon.ucoz.ru/load/4

М.С. Гафитулин, С.В. Ефремов, Россия. МЕТОД ЭФФЕКТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (МЭР).

http://metodolog.ru/01101/01101.html

 
Категория: Психология развития | Добавил: kozyreva | Теги: инженер игрушек, психология творчества, оценка изобретений, уровень новизны, Козырева Н., уровень творчества, оценить урок, учитель технологи
Просмотров: 17594 | Загрузок: 86
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz