ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 25.11.2024, 10:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Игра как творчество [11]
Творчество друзей [12]
ссылки на творческие работы моих друзей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Творчество - в жизни » Игра как творчество

Элементы ТРИЗ в творческой деятельности изобретателей игр (СКАЧАТЬ ТЕКСТ)
20.10.2008, 22:42

акмеология, психология творчества, творческая личность, креативность, патенты, изобретения, научно-техническое творчество, изобретатели игр, игрушки-изобретения, психолого-акмеологическое исследование, секрет творчества, методы творчества, типовые приемы изобретательства, ТРИЗ

 
Субъектный подход к исследованию творческой личности основывается на следующей конструкции: личностные, мотивационные, интеллектуальные предпосылки ® работа субъекта  ® орудия ( метод достижения).  Д.В. Ушаков предлагает один из способов описания работы субъекта – перечень возможных сценариев становления творческой личности [1, с. 219]. При этом возможно решить  две исследовательские задачи: описать работу субъекта, в которой преломляются  личностные и когнитивные свойства, и метод, составляющий "секрет творчества”.
Креативность определяется как совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуального окрашенного стиля деятельности личности.  Дж. Гилфорд указывает, что «творческий потенциал может быть определён как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению» [2, с. 96].  Он выделяет следующие основные свойства, признаки  мышления творческой личности:

способность видеть проблему;

«генерализованная» чувствительность», чуткость к восприятию недостатков, дефектов, пробелов, недостающих элементов, к  дисгармонии (обострённая реакция на них);

дивергентность мышления (разнообразие вариантов);

гибкость мышления (переключаемость на разные задачи);

быстрота, количество идей в ед. времени;

богатство фантазии;

развитое творческое воображение.

 

Г.С. Альтшуллер в рамках Теории решения изобретательских задач (далее - ТРИЗ) описывает  следующие характеристики мышления творческой личности [3]:

предположение последствий (прогнозирование), 

выход за пределы задачи, за границы условностей

перенос решений на другие области или из других областей жизни.

Проанализировав  десятки тысяч патентов на изобретения,  Г.С. Альтшуллер выделил и  описал  40  типовых приемов,  часто применяемых изобретателями для достижения своих творческих целей [4] .  Причём он особо подчёркивает, что изобретатель может и не осознавать  использования приёма, для него это может быть результатом "озарения” после долгого, часто – месяцами или годами длящегося процесса творческого поиска, перебора вариантов. Только описание  в ТРИЗ таких  типовых приёмов, а в дальнейшем – их соединений  между собой, цепочек ( названных "стандартами”),  геометрических, физических, химических эффектов, закономерностей развития систем открыло перед изобретателями возможность осознанного использования  этих знаний как инструментария для эффективной творческой деятельности. Перевод неосознанных, интуитивных решений в сознание и их использование в дальнейшей творческой деятельности подтверждается в исследованиях А.В. Брушлинского, который писал: «живой, реальный мыслительный процесс есть непрерывное взаимодействие осознанного и неосознанного. [5, с. 206].

Е.Торранс разработал для выявления показателей креативности батарею тестов [6, с. 214-218] Они  позволяют определить «субъективную креативность» деятельности личности безотносительно к объективной новизне и значимости её результатов.

А если творческий продукт уже имеет оценку новизны и оригинальности, говорит ли это о каких-либо показателях «субъективной креативности» создавшего их  интеллекта? Предположим, что  поскольку  продукты творческой деятельности изобретателей уже получили высокую оценку  на соответствие критериям  «мировая новизна» и  «оригинальность» -  со стороны официального государственного Патентного ведомства, то мы можем найти в этих  творческих продуктах следы «субъективной креативности» создавшего их творческого мышления. По крайней мере, поискать эти следы. Для этого мы провели сравнительный патентно-технический анализ сущности  изобретений  ведущих авторов, и  сопоставили признаки «субъективной креативности» тем характеристикам, которые нам удалось выявить в результате исследования изобретений.

Согласно А.В. Брушлинскому, «мыслительный, творческий процесс формируется и развивается на основе  единого, универсального  психологического "механизма" - анализа через синтез. Благодаря этому всеобщему "механизму"  прежние, "старые" продукты творчества включаются в новые связи и тем самым обеспечивается непрерывная преемственность всего творческого процесса в его историческом и онтогенетическом развитии». [5, с. 210] Проявляется ли подобная преемственность, перенос старых» продуктов творчества в новые в творчестве изобретателей игр?

Данная работа – это попытка  качественно-количественной оценки некоторых показателей субъективной креативности изобретателей игр по продуктам их творческой деятельности.

Некоторые показатели - чуткость к восприятию недостатков, дефектов, пробелов, недостающих элементов, к  дисгармонии (обострённая реакция на них) и предположение последствий (прогнозирование), кажется, должны быть свойственны всем изобретателям, поскольку их деятельность изначально носит характер устранения недостатков существующих  материальных объектов, и  создания несуществующего пока  в реальности  образа, т.е. перевод  этого образа от идеи в материальный план, для начала – в схемы, чертежи,  заявки на изобретения, и далее – в  реальное производство  товара на основе изобретения. В рамках данного исследования  не было возможности  количественно  оценить «степень» наличия у изобретателей этих  качеств, однако в  собственно их наличии у нас сомнений нет.

                                                                            

                                                                                        Методика исследования

 

            Для изучения вариантов проявленных  изобретателями игр  дивергентности, гибкости, переноса,  быстроты, типовых приёмов, эффектов и закономерностей развития систем по ТРИЗ,  был проведен  патентно-технический и количественно-качественный анализ  124 изобретений.

Для  количественной оценки разнообразия вариантов (дивергентности) мы  считали количество пунктов формул изобретения, поскольку в них  проявляется и официально зафиксирована вариативность предложенного технического решения. Коэффициент  дивергентности мы  вычисляли по формуле:

кД= å(пункты ФИ)/ N,  где

å(пункты ФИ) – суммарное количество пунктов во всех формулах изобретений этого автора (нами исследованных);

N – количество его исследованных изобретений.

Например, количество пунктов –35, исследованных изобретений – 16.  кД=  35/16 = 2,2

Гибкость (переключаемость на разные задачи) можно определять по количеству классификационных рубрик,  в которых  зафиксированы изобретения. Например, один изобретатель  занимается только головоломками, но разных видов ( А 63F 9/06,  9/08). Для него  коэффициент гибкости  кГ будет равен 2 (два подкласса). Другой  автор сделал изобретения в  5  классификационных  рубриках ( А 63H 27/14, A63H 17/36, A 63H 23/00, A 63H 23/12, А 63F 9/06). Для него кГ =5.

Поскольку мы  исследуем одну узкую общность людей, то «быстрота, количество идей в единицу времени»,  сугубо для  этой общности  может трактоваться как  собственно количество изобретений, делённое на количество лет занятия изобретательской деятельностью.  Например, при наличии 24  изобретений за 5 лет  кБ=24/5= 4,8;  при наличии 10 изобретений за 4 года – кБ=2,5.

Перенос решений на другие области или из других областей жизни в  нашей узкой области – изобретениях игр -  может трактоваться как  наличие одинаковых по идее схем решений в разных изобретениях. Для  выявления такого переноса необходим тщательный патентно-технический анализ  совокупности всех изобретений автора. Коэффициент переноса  кП может быть равен  суммарному количеству  использования таких   аналогичных схем. Например,  один изобретатель  использовал  подобную схему технического решения для двух различных  видов игрушек – для самолётов и для корабля, для него кП=2.  Другой изобретатель  одну схему использовал в двух различных видах  головоломок (плоскостных и объёмных), а  другую схему использовал  в трёх видах игрушек (плоскостная и объёмная головоломка,  настольная игра с шариками). Для него кП=5

Наличие «следов» такого показателя  субъектной креативности  автора как «выход за пределы задачи, за границы условностей»,  в рамках нашего исследования изобретений-игрушек не удалось установить. Хотя возможно,  постановка новых целей изобретений, которые  ранее никто не ставил, выход на новый уровень целей, тоже может быть расценен как «выход за пределы задачи, за границы условностей».  Так, например, «Лотерейная игра»  ( а.с. 2182834) с целью: «повышение  налоговой культуры налогоплательщиков, ускорение поступления налоговых платежей, снижение налогового бремени для владельцев выигрышей, исключения возможности подделки лотерейных билетов, повышения удобства пользования участниками  лотереи, предупреждения возможности проведения недобросовестного розыгрыша»   конечно, явно выходит за рамки  ранее существующих для создания игр целей. Но всё-таки вопрос о том, что именно  является в изобретениях носителем такого показателя как  «выход за пределы задачи, за границы условностей», пока остаётся открытым.

 

Количественно-качественный анализ  творческих продуктов

ведущих изобретателей игр

 

Фельдмана Р.Л., http://kozyreva.ucoz.ru/load/16,

http://kozyreva.ucoz.ru/load/izobretatelskoe_tvorchestvo_feldmana_r_l/31-1-0-163

                                                                          

Лазарева К.П., http://kozyreva.ucoz.ru/load/16,

http://kozyreva.ucoz.ru/load/izobretatelskoe_tvorchestvo_lazareva_k_p/31-1-0-162

 

Кайе В.А., http://kozyreva.ucoz.ru/load/16,

 http://kozyreva.ucoz.ru/load/izobretatelskoe_tvorchestvo_kaje_v_a/31-1-0-161

 

Свинаренко А.С., http://kozyreva.ucoz.ru/load/16,

 http://kozyreva.ucoz.ru/load/izobretatelskoe_tvorchestvo_svinarenko_a_s/31-1-0-164

 

Количественно-качественный анализ  творческих продуктов

изобретателей с меньшей продуктивностью
 

Таран В.М. (17)  ТЕКСТ  пропущен

Б.Д. Литовчин (10) ТЕКСТ  пропущен

Генель В.С. (6)  ТЕКСТ  пропущен

Арест М.Я., Красноруцкий Е.В. (3)  ТЕКСТ  пропущен
Опыт саморефлексии
   Козыревой Н.А.  http://kozyreva.ucoz.ru/load/16, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-65
 
ВНИМАНИЕ! Полный текст статьи высылается по запросу на  nellydelf@mail.ru
 

Что ещё можно почитать по этой теме:


Козырева Н.А.  Пространство игры и игрушки в творчестве советских изобретателей (1971-1992г.г.)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-16

 

Козырева Н.А. Анализ  российской изобретательской деятельности в области игр и игрушек, 1971- 2002 г.г.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2,  http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-17

 

Козырева Н.А. О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО»

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе         

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66

 
Козырева Н.А. Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52

 
Козырева Н.А. Субъектно-психологическое описание характеристик конкретных изобретателей игр по продуктам их творчества

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-65

 

Козырева Н.А. Элементы ТРИЗ в творчестве российских изобретателей игр (1971-2002) 

TRIZ-Fest, Москва, 2007
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-19

 
Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25


а также

http://igrology.ru/25470

 

  
Категория: Игра как творчество | Добавил: kozyreva | Теги: инженер игрушек, патенты, изобретатели игр, психология творчества, НТТМ, изобретения, творческая личность, акмеология, креативность, игрушки
Просмотров: 2056 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz