Операционно-технические характеристикитворческой деятельностиизобретателей игр (элементы ТРИЗ)
(рукопись)
В данной работе исследуются УЖЕ состоявшиеся сценарии творческих личностей – изобретателей игр в СССР и России (1971-2002г.).Анализируютсяих изобретения, выявляются "методы творчества”, особенности креативности, операционно-технические характеристики их творческой деятельности.
ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ В ТВОРЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ ИГР (1971-2002)
Н.А. Козырева, Беларусь-Россия
TRIZ-Fest, Москва, 2007
Приводятся результаты мониторинга творчества российских изобретателей игр, таблицы частоты применения различных элементов ТРИЗ. Приводятся факты использования разработчиками игрушек типовых приемов изобретательства, в том числе не описанных в фонде ТРИЗ.
произведений игра бытия: сравнительный анализБытие игры или
Й.Хейзинга "Homoludens: Человек играющий" и Х.-Г. Гадамер "Истина и метод"
Весь текст философских посланий "HOMOLUDENS" и "Истина и метод"может быть прочитан под таким углом зрения, и мы увидим игровые аспекты человеческого бытия, изображенные на герменевтико-феноменологическом языке. Назначение нижеследующей работы в попытке разобратьсяс этимивопросами, опираясь на философскиетруды немецкого философа ХХ века Х.-Г. Гадамера инидерландского историка Й.Хейзинги.
Читать дальше... игровая концепция культуры Гадамера и Хейзинги.
В концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» предусматривается следующее:
В
старшей школе будут реализованы социально-гуманитарный, физико-математический,
информационно-технологический профили. Дети также смогут осваивать интересное и
важное для каждого из них содержание из других профилей.
В учебный план введен
ряд технологических элективных курсов, максимально разнообразных, оригинальных,
гибких и интересных по содержанию, но небольших по продолжительности (от 6 до
16 часов), позволяющих формировать информационную компетентность,
обеспечивающих профилизацию и социализацию учащихся.
Элективный
курс заканчивается выполнением подростком проекта.
В нём он должен применить усвоенные ранее
метанавыки творческого мышления по ТРИЗ: умение самостоятельно приобретать
знания; увидеть новые задачи (потребности, недостатки, «белые пятна» и т.д.);
решать проблемы, которые пока ещё не видны (но прогнозируемы);выдвигать идеи, используя методы
творческого мышления, анализ ключевых противоречий, ресурсов и закономерности
развития систем.
Фактически, учащийся должен стать «исследователем будущего» в
данной проблемной области, предложив преподавателю-постановщику задачи своё
уникальное видение ситуации, вариантов её развития и решения.
Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников(на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007
Настоящее исследование посвящено развитию творческих способностей детей. Очевидно, что становление творческих качеств личности начинается уже в дошкольном возрасте. Между тем традиционное понятие «творчество» как создание нового и культурно-значимого продукта (Кудрявцев Т.В., Рубинштейн С.Л., Ярошевский М.Г. и др.) не всегда применимо к дошкольникам, которые не создают нечто значительное для культуры.
Для описания творческого процесса в разных сферах жизнедеятельности дошкольника наиболее адекватным является термин «творческая позиция», котораяпроявляется в самых разных ситуациях жизнедеятельности ребёнка. Творческая позиция ребёнка является фундаментальной предпосылкой становления творчества как стиля жизни человека и творческих способностей в специальных областях.
творчество, творческая позиция, креативный ребенок, дошкольник, идея, обучение ТРИЗ, психология творчества, акмеология, развивающая игра ТЕРЕМОК СКАЗОК, игры по ТРИЗ, игры со сказками, развитие речи дошкольников
Все мы хотим видеть своихдетей умными, сообразительными, творчески мыслящими, самостоятельными. Это невозможно без обучения. А обучение в последнее время,к счастью, все больше связывают с играми.
Умеем - играючи! Именно так, интересно и увлекательно, построено обучение детей в игре «Теремок Сказок». «Теремок сказок» - это название игры, которая состоит из сюжетных картинок (с отверстиями разных форм и размеров)известных ребенку сказок и вкладышей с героями.
развивающая игра ТЕРЕМОК СКАЗОК, творчество, креативный ребенок, идея, обучение ТРИЗ, психология творчества, акмеология, восприятия, мышление, воображение, память, речь дошкольника, игры по ТРИЗ для дошкольников
В статье приведены результаты экспериментально-психологического исследования развития творческой позиции дошкольников. Описан разработанный для её формирования метод – игры с открытыми правилами (с противоречиями) «ТЕРЕМОК СКАЗОК». Описана процедура формирующего эксперимента. В этой игре со знакомыми ребенку сказкамивоспитатель предъявляет ему противоречие, связанное с наличием в сказке «чужого» героя, и предлагаетиспользовать способы разрешения этого противоречия, основанные наметодах активизации творческого мышления. Приведены примеры игровых заданий. Проанализированы линии развития поведения, мышления, воображении и речидетей при решениипротиворечивых ситуаций. Описаны этапы развития творческой позиции старших дошкольников. Приведены результаты констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной и контрольной группах детей.
детское творчество, развивать речь, творческие способности, творческая позиция, развитие творческой позиции, игры с открытыми правилами, игры с противоречиями, старшие дошкольники, игры со сказками, развивать дошкольников, сочинение сказок, «ТЕРЕМОК СКАЗОК», игры по ТРИЗ
Статья опубликована в журнале «Пачатковая школа», Минск, № 3-8 за 1997 г.
Развиваем творческое мышление
Проблемой развитиятворческих способностей детей серьезно интересуются сегодняпсихологи, педагоги, родители.Большое внимание уделяется воспитаниюв ребенке качеств творческой личности, сильного мышления.Этомуспособствует приход в детские сады и школы педагогов,применяющихоснованные на ТРИЗразработки.Применениепредлагаемой системы настольных развивающих игрвпрактике общения, воспитания и обучения ребенкапозволит, по мнению автора,сделать процесстворческого развитияличности более увлекательным длядетей и взрослых.
Предлагаемая вниманиючитателей статья состоит из трех частей:Часть1 - Обзор системы настольных развивающих игр. Часть2 -Применение игры "Хоровод сказок”науроках "Мир Человека” по методикеС.Гин. Часть3 - Применение игры "Хоровод сказок” для обучения элементамсистемного мышления
ЧАСТЬ 1 ОБЗОРСИСТЕМЫНАСТОЛЬНЫХРАЗВИВАЮЩИХИГР
Педагогика творчества строится на принципиальной посылке: "учение должно быть радостью”. Эволюцией выработан мощнейший механизм увлекательного обучения и тренировки - игры, необычайную притягательность которых ( и отнюдь не только вдетстве) знает каждый.Игры как вспомогательное средство в обучении использовались в той или иной мере всегда. Последние десятилетия все шире распространяются способы обучения,основанные на играх - деловые и ролевые игры, метод конкретных ситуаций, метод погружения, компьютерные обучающие системы и т.п.
Воспитатели иучителя на занятиях вводят элементы методов поиска новых решенийи развитиятворческого воображения - фокального анализа,мозгового штурма,синектики,метода гирлянд ассоциаций, морфологического анализа, фантограмм,ТРИЗ. Педагогам,стремящимся обучать по-новому, нужны новые"вспомогательные инструменты”.
Автор разрабатываетсистемунастольных печатных игр, призванныхоблегчить и детям, ивзрослымпуть к овладению методологиейтворческого поиска.
Nelly
Kozyreva, Belarus-TRIZ, Mogilev, Repablic of Belarus, Aachen, 2003 (доклад на
конференцииевропейской ассоциации ТРИЗ в Аахене,
Германия, http://kozyreva.ucoz.ru/load/34
)
ТРИЗ и НЛП -две мощнейшие
методологиидляповышения
уровня креативности людейи эффективности их
деятельности. Они возникли
и развиваются независимо друг от друга во второй половине 20 века[1],
однако очень многие инструменты этих методикмогут бытьуспешно использованы
для расширения и повышения эффективностидруг друга.
ТРИЗ позволяет пользуясь одной системой
понятийформализовать, описать и решить
технические
проблемы из разных отраслей.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) -
это гуманитарная технология,
задачами которой являются решение личностных проблем, формализация
успешного
креативного опыта для обучения ему людей / lit2/.
Язык НЛП в единой системе терминов описывает различные процессы,
происходящие в
таких областях, как маркетинг, менеджмент, психология, педагогика и т.д.
Это
позволяет переносить и использовать достижения из одних дисциплин и
процессов в
другие. Описания на языке НЛП превращаются в систему алгоритмов и
приемов, т.е.
в НЛП-технологию.
А можем ли мысравнить
между собой
эти два формализованных языка,чтобы
использовать достижения НЛП в областирешения личных, межличностных проблем и организаций – для ТРИЗ
специалистов, а достижения ТРИЗ – для НЛП?
В докладеприводитсяанализ инекоторые
возможностисоединенияинструментов
ТРИЗ и НЛП для повышения личной
успешности ТРИЗ-специалистов и фирм, в которых они работают.
1. Аналогии между
инструментами ТРИЗ и НЛП
1.1. Модель мира
ByNLP: Креативность –
непрерывный процесс постоянного
увеличения гибкости и расширения «карт мира», по которым мы живём. Она
имеет
огромноезначениедляуспешной адаптации человека, потому, чтомы живём – работаем, взаимодействуем с другими людьми – в среде,
изобилующей неопределённостью, вариативностью и изменениями. Для
успешной
адаптации чрезвычайно значимо уметь занимать различные позиции
восприятия
реальности.В
НЛП утверждается, что если
ты способен обогатитьили расширить свою
карту мира», то в той же самой реальности ты увидишь больше альтернатив.
Те
люди, которые успешно справляются со своими проблемами, обладают такой
«картой
мира», которая позволяет им видеть величайшее множество перспектив и
возможностей выбора.
Процессы,
способствующиеразвитию
и повышению
креативности – репрезентация чего-либо посредством метафор, символов,
рисунков.
Различные виды репрезентаций по-разномурасставляют акценты в проблемном пространстве, придают значение
различным факторам и их взаимосвязям.
Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной стратегиис помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.
Опубликовано: Тезисы докладовнаучно-практической конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ». Петрозаводск, 18-20 июля 2003г.
В докладе описанасистема настольных, ролевых и компьютерных игр для обучения элементам ТРИЗ. Приводится таблица, по которойможно выбрать игру для обучения тому или иному ТРИЗ-навыку.
В последние годынаметился рост интереса к обучению ТРИЗ со стороны системы образования. Элементы ТРИЗ преподают и в детских садах, и в начальной и средней школе, в педагогических колледжах и технических ВУЗах, в системе повышения квалификации работников образования. При этом до сих пор нет стандартов на ТРИЗ-обучение, и каждый преподаватель «даёт» такие составные части ТРИЗ, какие именно он считает нужным для своих учеников-слушателей, и в таком объёме часов, какой «спущен» сверху, то есть исходя из возможностей надсистемы. ТРИЗ – это очень сложная система взаимосвязанных приёмов, методов, стандартов, закономерностей, и на освоение её до уровня когнитивного творческого навыка нужно очень много времени.