Козырева Н.А. Бытие игры или игра бытия: сравнительный анализ произведений
Й.Хейзинга "Homoludens: Человек играющий" и Х.-Г. Гадамер "Истина и метод"
Всё есть игра...
Й.Хейзинга, "HomoLudens"
ВВЕДЕНИЕ
В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться. Эти поиски являются фундаментом человеческого существования.
За века, прошедшиесо времени Парменида, под бытием понимали многое - мышление, мир идей, Бога, материя и т.д.В началеХХ векаМ.Хайдеггерв своей работе "Время и бытие"обосновываетнеобходимость и актуальностьновой постановки вопросао бытии: с какого же сущего следует считывать смысл бытия. Сущим мы называем очень многое. Согласно его учению, которое получило название "фундаментальной онтологии",к бытию необходимо подходить с точкизрения такого сущего,которое способно раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самое себя, т.е. нужно указать на такое сущее, в котором бытиесамо себя обнаруживает. Хайдеггер подчеркивал, что такоебытие, понимание, истина, должно определяться в горизонте времени.
Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера опирается на идеи своего учителяМ.Хайдеггера. Опубликованный в 1961 г.фундаментальный труд Х.-Г. Гадамера "Истина и метод"ставит и отвечает на вопрос:как возможно понимание окружающего нас мира, как в этом понимании воплощается истина бытия? Онсоглашается с Хайдеггеромв постановкепроблематики философии: вопросе о бытии самопонимания. "Сам этот вопрос существенно расширяет горизонты самопонимания.Раскрывая скрытое его основание - время, - философия … раскрывает для себя доселеневыявленный опыт, превосходящий мышлениена субъективистской основеи названный Хайдеггером бытием" [1, стр.145]. Интерпретациябытия с горизонтов времени не означает, по его мнению, что бытие таким образом радикально "овременяется", что оно уже не можетрассматриваться как всебытие или вечное, а целиком сводится к своему собственному времени и собственному будущему.
Гадамерпоставил и решил задачуобоснования художественного опыта в качестве метода познания истины, ставит художественный опыт не перед вопросом о том, что он мыслито себе самом, но перед вопросом о том, что он собой представляет на самом деле и какова его истина. Гадамер рассматривает игрукак возможность выхода из неразрешимости привнесенных в искусство человеческих притязаний в некое изолированное, амбивалентное пространство, которое он в своей философской герменевтикеназывает- "преображенный мир" как "самостоятельный и превосходящий тип бытия", то, чтов культурологии игры Й.Хейзингиполучило название "отчужденная земля".
Однако необходимо иметь в виду, что игровая субстанция помимо своей "онтологии"имеет иконкретно-специфические, исторические и индивидуальные формы, широкаяпанорама которыхблестяще описана Йоханом Хейзинга вработе "HOMOLUDENS".
Имя выдающегося нидерландского историка Й.Хейзингипрочно связано смасштабными гипотезамиотносительновозникновения и развития мировой культуры. Произведения великого философа истории, имевшие огромный успех при егожизни и продолжающие оказывать неослабевающее влияние на современность,являются одним из значительнейших в истории философии. Очарованиемысли Хейзинга огромно.Человек, однажды попавший в орбиту ее влияния,рискует остаться там навсегда. С момента публикации работы "HOMOLUDENS" в 1938 году и вплоть до последних лет своей жизни Й. Хейзинга неуставал повторять, что в центре его внимания находится проблема бытия "человека играющего". Идея игры как важнейшего культурообразующего фактора, о природе социального человека как "человека играющего" принесла ему исключительную популярность среди прогрессивной общественности. И вся современная игровая концепция культуры - это "игра гениев" - Гадамера и Хейзинги.
В основе произведения -идея игры как онтологическогостатусасуществования людей, социальной жизни. Культура рассматривается с точки зрения реализации в ней всеобщего - онтологически человеку присущегоигрового начала.
Он открывает скорее экзистенциальные смыслы бытия, акцентирует установку на игру как форму свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможногои развертываетсялибо в виде состязания,либо в видепредставления (исполнения, репрезентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний. Но как и всякая игра,это игра до известного предела, финал и результат которой могут читаться по-разному. В ней все противоречия переплавляютсякак состояния, имеющие один источник, одну основу -изначально врожденное, глубинное, под- и до-сознательное ощущение дара выделенности из наличного состава жизни, побуждающего к преодолению и "снятию"этогосостава, к снятию действительности в ее истине.
Для Хейзинги главной проблемой были условия понимания чужой культуры, и в своих размышлениях он значительнопредвосхитил актуализацию герменевтики, которая связывается нами прежде всего с именем немецкого философа Гадамера.В своем фундаментальном труде "Истина и метод" Гадамер анализирует теорию игры Хейзингив качестве условия понимания произведения искусства, творческого процесса, бытия самопонимания.
Бытие, Игра, Сущее, Дух, Искусство, имменентное Нечто…Своеобразие подхода Хейзинги и Гадамерафокусируется впроблеме формулирования определений: они словно стремятся снять пределы каждого из направлений, что сказываетсяв парадоксальной "глобальности", емкости, явной некатегоричностиформулировок. У нихнет единой, неизменной, тождественной самой себе формулировке понятия "игра". Но ведь в этом тоже ярко выражен игровой момент.
Весь текст "HOMOLUDENS" и "Истина и метод"может быть прочитан под таким углом зрения, и мы увидим игровые аспекты человеческого бытия, изображенные на герменевтико-феноменологическом языке. Назначение нижеследующей работы в попытке разобратьсяс этимивопросами, опираясь на философскиетруды немецкого философа ХХ века Х.-Г. Гадамера инидерландского историка Й.Хейзинги.
Глава 1.Й.Хейзинга.Онтологиябытия игры
Глава 2. Х.-Г. Гадамер. Отнология игры бытия
ТЕКСТпропущен из-за ограничений Ucoz на объем материала.
ВНИМАНИЕ!
статью в сокращенном виде зарегистрированные пользователи сайта могут скачать по ссылке вверху страницы. Полный текст статьи высылается по запросу на nellydelf@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, онтология Бытия Гадамера представляет собой онтологию понимания игры Бытия, новую герменевтику, научный фундамент для которой был заложен Й.Хейзингой в его онтологии бытия игры. Й.Хейзинга полагал, что "… одна из добродетелей действительно зародилась в сфере аристократической и агональной жизни ранней эпохи, а именно верность. Верность есть преданность какому-то лицу, делу либо идее, безусловная преданность, исключающая всякие дискуссии о причинах и не допускающая сомнений в ее постоянной обязательности.
Это позиция, в сильной степени свойственная самой сути игры" [2, стр.123].
Собственная философская мысль Й.Хейзинги и Х.-Г. Гадамера осталась верна игре, не высвободилась из игровой сферы, расширила игру до беспредельности бытия.
Благодаря этим двум великим философам, мы понимаем, как "игра превращается в серьезное, а серьезное - в игру" [2, стр.60].
Поскольку все есть игра, то плох тот герменевтик, который воображает, что он может или должен был бы сохранить за собой последнее слово… Игра продолжается. Кто следующий?
ЛИТЕРАТУРА
1.Х.-Г. Гадамер. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988
2.Й.Хейзинга. "HomoLudens".- М.: Прогресс-Академия, 1992
3.Х.-Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. - М., 1991
Вы можете свободно использовать мои тексты: в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт www.kozyreva.ucoz.ru и моего мейла nellydelf@mail.ru.
Если будете размещать мои тексты на своих сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки на nellydelf@mail.ru.