ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 20.04.2024, 11:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Игра как творчество [11]
Творчество друзей [12]
ссылки на творческие работы моих друзей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Творчество - в жизни » Игра как творчество

Хейзинга и Гадамер: Бытие игры или игра бытия?
20.10.2008, 23:53

Друзья, рада сообщить что в 2018 г. на основе этой статьи издана книга.


Подробности про книгу  читайте  

 

Козырева Н.А. Бытие игры или  игра бытия: сравнительный анализ  произведений

Й.Хейзинга "Homo ludens: Человек играющий"  и   Х.-Г. Гадамер "Истина и метод"

Всё есть игра...

Й.Хейзинга, "Homo Ludens"

ВВЕДЕНИЕ

В современной  философии, как и во всей предшествующей истории философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой.  Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия.  Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой,  религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться.  Эти поиски являются фундаментом человеческого  существования.

           За века, прошедшие  со времени Парменида, под бытием понимали многое - мышление, мир идей, Бога, материя и т.д.  В начале  ХХ века  М.Хайдеггер  в своей работе "Время и бытие"  обосновывает  необходимость и актуальность  новой постановки вопроса  о бытии: с какого же сущего следует считывать смысл бытия. Сущим мы называем очень многое. Согласно его учению, которое получило название "фундаментальной онтологии",  к бытию необходимо подходить с точки  зрения такого сущего,  которое способно раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самое себя, т.е. нужно указать на такое сущее, в котором бытие  само себя обнаруживает. Хайдеггер подчеркивал, что такое  бытие, понимание, истина, должно определяться в горизонте времени.

Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера опирается на идеи своего учителя  М.Хайдеггера. Опубликованный в 1961 г.  фундаментальный труд Х.-Г. Гадамера "Истина и метод"  ставит и отвечает на вопрос:  как возможно понимание окружающего нас мира, как в этом понимании воплощается истина бытия? Он  соглашается с Хайдеггером  в постановке  проблематики философии: вопросе о бытии самопонимания. "Сам этот вопрос существенно расширяет горизонты самопонимания.  Раскрывая скрытое его основание - время, - философия … раскрывает для себя доселе   невыявленный опыт, превосходящий мышление  на субъективистской основе  и названный Хайдеггером бытием" [1, стр.145]. Интерпретация  бытия с горизонтов времени не означает, по его мнению, что бытие таким образом радикально "овременяется", что оно уже не может  рассматриваться как всебытие или вечное, а целиком сводится к своему собственному времени и собственному будущему. 

Гадамер  поставил и решил задачу  обоснования художественного опыта в качестве метода познания истины, ставит художественный опыт не перед вопросом о том, что он мыслит   о себе самом, но перед вопросом о том, что он собой представляет на самом деле и какова его истина. Гадамер рассматривает игру  как возможность выхода из неразрешимости привнесенных в искусство человеческих притязаний в некое изолированное, амбивалентное пространство, которое он в своей философской герменевтике  называет  - "преображенный мир" как "самостоятельный и превосходящий тип бытия", то, что  в культурологии игры Й.Хейзинги  получило название "отчужденная земля".

Однако необходимо иметь в виду, что игровая субстанция помимо своей "онтологии"  имеет и   конкретно-специфические, исторические и индивидуальные формы, широкая панорама которых  блестяще описана Йоханом Хейзинга в   работе "HOMO LUDENS".

Имя выдающегося нидерландского историка Й.Хейзинги   прочно связано с масштабными гипотезами  относительно  возникновения и развития мировой культуры. Произведения великого философа истории, имевшие огромный успех при его  жизни и продолжающие оказывать неослабевающее влияние на современность,  являются одним из значительнейших в истории философии. Очарование мысли Хейзинга огромно.  Человек, однажды попавший в орбиту ее влияния, рискует остаться там навсегда. С момента публикации работы "HOMO LUDENS" в 1938 году и вплоть до последних лет своей жизни Й. Хейзинга не уставал повторять, что в центре его внимания находится проблема бытия "человека играющего". Идея игры как важнейшего культурообразующего фактора, о природе социального человека как "человека играющего" принесла ему исключительную популярность среди прогрессивной общественности. И вся современная игровая концепция культуры - это "игра гениев" - Гадамера и Хейзинги.

            В основе произведения -  идея игры как онтологического статуса  существования людей, социальной жизни. Культура рассматривается с точки зрения реализации в ней всеобщего - онтологически человеку присущего  игрового начала.

Он открывает скорее экзистенциальные смыслы бытия, акцентирует установку на игру как форму свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного  и развертывается  либо в виде состязания,  либо в виде  представления (исполнения, репрезентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний. Но как и всякая игра,  это игра до известного предела, финал и результат которой могут читаться по-разному. В ней все противоречия переплавляются  как состояния, имеющие один источник, одну основу -  изначально врожденное, глубинное, под- и до-сознательное ощущение дара выделенности из наличного состава жизни, побуждающего к преодолению и "снятию"   этого  состава, к снятию действительности в ее истине.

Для Хейзинги главной проблемой были условия понимания чужой культуры, и в своих размышлениях он значительно  предвосхитил актуализацию герменевтики, которая связывается нами прежде всего с именем немецкого философа Гадамера.  В своем фундаментальном труде "Истина и метод" Гадамер анализирует теорию игры Хейзинги  в качестве условия понимания произведения искусства, творческого процесса, бытия самопонимания.

Бытие, Игра, Сущее, Дух, Искусство, имменентное Нечто…  Своеобразие подхода Хейзинги и Гадамера   фокусируется в  проблеме формулирования определений: они словно стремятся снять пределы каждого из направлений, что сказывается  в парадоксальной "глобальности", емкости, явной некатегоричности  формулировок. У них  нет единой, неизменной, тождественной самой себе формулировке понятия "игра". Но ведь в этом тоже ярко выражен игровой момент.

Весь текст "HOMO LUDENS" и "Истина и метод"  может быть прочитан под таким углом зрения, и мы увидим игровые аспекты человеческого бытия, изображенные на герменевтико-феноменологическом языке. Назначение нижеследующей работы в попытке разобраться  с этими  вопросами, опираясь на философские  труды немецкого философа ХХ века Х.-Г. Гадамера и  нидерландского историка Й.Хейзинги.

 

Глава 1.  Й.Хейзинга.  Онтология  бытия игры

Глава 2. Х.-Г. Гадамер. Отнология игры бытия

  

ТЕКСТ  пропущен из-за ограничений Ucoz на объем материала.

ВНИМАНИЕ!

статью в сокращенном виде зарегистрированные пользователи сайта могут скачать по ссылке вверху страницы.   Полный текст статьи высылается по запросу на  nellydelf@mail.ru

                      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, онтология Бытия  Гадамера  представляет собой  онтологию понимания игры Бытия, новую герменевтику, научный фундамент для  которой был заложен Й.Хейзингой в его онтологии бытия игры.  Й.Хейзинга полагал, что "… одна из добродетелей  действительно зародилась в сфере  аристократической и агональной  жизни ранней эпохи, а именно верность. Верность есть преданность какому-то лицу, делу либо идее, безусловная преданность, исключающая всякие дискуссии о причинах и не допускающая сомнений в ее постоянной обязательности.

Это позиция, в сильной степени свойственная самой сути игры" [2, стр.123].  

Собственная философская мысль Й.Хейзинги и Х.-Г. Гадамера  осталась верна игре, не высвободилась из игровой сферы, расширила  игру до  беспредельности бытия.

Благодаря  этим двум великим философам, мы понимаем, как "игра превращается в серьезное, а серьезное - в игру" [2, стр.60].

            Поскольку все есть игра, то плох тот герменевтик, который воображает, что он может или должен был бы сохранить за собой последнее слово…          
                                                                     Игра продолжается. Кто следующий?

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Х.-Г. Гадамер. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988

2.        Й.Хейзинга. "Homo Ludens".- М.: Прогресс-Академия, 1992

3.        Х.-Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. - М., 1991

4.        В. Дильтей. Описательная психология. - Спб., 1996

5.        И. Кант. Критика чистого разума. Собр. Соч., т.3 - М., 1964

6.        В.Г. Кузнецов. Герменевтика и гуманитарное познание.- М., 1991

7.        П. Рикёр . Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М., 1995

8.        А.А. Михайлов. Современная философская герменевтика. - Мн., 1984

9.        Теории познания. Т.4, - М., 1995

10.      М. Хайдеггер. Время и бытие. - М., 1993

11.      А. Хюбшер . Мыслители нашего времени. - М., 1994

12.      Ф. Шеллинг. Философия искусства. - М., 1966

         

 Что ещё можно почитать по этой теме:

 

Козырева Н.А.  Пространство игры и игрушки в творчестве советских изобретателей (1971-1992г.г.)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-16

 

Козырева Н.А. Анализ  российской изобретательской деятельности в области игр и игрушек, 1971- 2002 г.г.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-17

 

Козырева Н.А.    О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО»  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Н.А. Козырева. Подборка афоризмов о творчестве http://kozyreva.ucoz.ru/publ/3

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр. http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 

Козырева Н.А.   Методика обучения элементам ТРИЗ с помощью  игрушки "Неваляшка"

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-1

 

Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007    http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21

 

 

Вы можете свободно использовать мои тексты: в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт www.kozyreva.ucoz.ru и моего мейла nellydelf@mail.ru

Если будете размещать мои тексты на своих сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки на  nellydelf@mail.ru.  

Спасибо!

Нелли Козырева

nellydelf@mail.ru

http://twitter.com/nellydelf  


 

Категория: Игра как творчество | Добавил: kozyreva | Теги: теория игры Хейзинга, Гадамер, Homo ludens, Культурология, герменевтика, игровые концепции культуры, бытие игры, жизнь игра, игра бытия
Просмотров: 5344 | Загрузок: 102
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz