Возможность для учащегося выстроить
технологический профиль
В концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» предусматривается следующее:
В
старшей школе будут реализованы социально-гуманитарный, физико-математический,
информационно-технологический профили. Дети также смогут осваивать интересное и
важное для каждого из них содержание из других профилей.
В учебный план введен
ряд технологических элективных курсов, максимально разнообразных, оригинальных,
гибких и интересных по содержанию, но небольших по продолжительности (от 6 до
16 часов), позволяющих формировать информационную компетентность,
обеспечивающих профилизацию и социализацию учащихся.
Содержание этих курсов
направлено на освоение самых передовых технологий, чтобы позволить подростку
через освоение практических навыков совершить более осознанный профессиональный
выбор и максимально приблизиться к будущей профессии. Элективные курсы не будут
дублировать курсы базовой образовательной программы и не должны оцениваться. Но
результаты их освоения - законченные защищенные творческие проекты и отзывы о
них, будут размещены в портфолио учащегося.
Кооперация
старшей школы с учреждениями дополнительного образования, Открытого
Университета, СИНТ и других инновационных организаций в рамках Интегрированного
Социокультурного Образовательного Комплекса «Школа Сколково» позволит привлечь
дополнительные образовательные ресурсы. Учащемуся предоставят право выбора
профильного обучения не только в школе, но и в сети кооперированных структур.
Вестись элективные курсы будут с привлечением ведущих ученых, исследователей,
изобретателей, предпринимателей, в т.ч. в лабораториях и современных
конструкторских бюро, креативных агентствах, фирмах-резидентах Сколково. В
элективных курсах важно научить учащихся не только выдвигать теоретические идеи
и гипотезы, но и проверять их на практике, воплощать их в жизнь, овладевая
различными технологиями от информационных до индустриальных, включая технологии
сферы обслуживания и другие.
Каждый
элективный курс будет построен «от проблемы», исходя из того, что технология
должна помочь её решить (например, курс «Как построить личный бренд» может быть
реализован в рамках различных профилей и различными технологиями).
Элективный
курс заканчивается выполнением подростком проекта.
В нём он должен применить усвоенные ранее
метанавыки творческого мышления по ТРИЗ: умение самостоятельно приобретать
знания; увидеть новые задачи (потребности, недостатки, «белые пятна» и т.д.);
решать проблемы, которые пока ещё не видны (но прогнозируемы); выдвигать идеи, используя методы
творческого мышления, анализ ключевых противоречий, ресурсов и закономерности
развития систем.
Фактически, учащийся должен стать «исследователем будущего» в
данной проблемной области, предложив преподавателю-постановщику задачи своё
уникальное видение ситуации, вариантов её развития и решения.
Только
в таким образом специально организуемой общественно полезной деятельности
создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные
отношения со взрослыми.
Развертывание данной модели учебно-воспитательной
деятельности в профильном обучении обеспечивает целенаправленное осуществление
процесса социального созревания подростка в двух непременных позициях
социализации-индивидуализации, создающих ему возможности индивидуализироваться,
развивая свою социальную сущность, самовыражаясь в обществе для общества. В
творческой деятельности по решению проблем (Problem solving) в актуальных для него сферах
реализуется потребность подростка в самоопределении, в самовыражении, в
признании взрослыми его активности, что отвечает мотивационно-потребностной
сфере личности подростка. Главное для него – не просто приобретение качеств
взрослого человека, а раскрытие этих качеств через творческую активность,
задающую его новую социальную позицию и признаваемую обществом. В этом случае не просто воспитываются
личностные качества, но и задается принципиально иная структура потребностей и
мотивов деятельности, характерная для
активного лидера, инициатора перемен.
Модель
построения профильного обучения учащихся, основанная на синтезе множественности
кратких элективных курсов, построенных «от проблемы»; привлечении
высококвалифицированных кадров за счет сетевого взаимодействия организаций;
проектном подходе к обучению;
закреплению применения учащимися метанавыков ТРИЗ к решению реальных
проблем позволит подросткам не просто
получить представление о как можно большем количестве разнообразных современных
технологий, но и столкнуться с теми реальными задачами, которые существуют в
данной области деятельности.
А главное –
понять, что они владеют мыслительными инструментами, кроссотраслевыми компетенциями для успешного
решения этих задач.
Метанавыки
ТРИЗ позволят учащемуся быть успешным и в гуманитарных, и в технических, и в
естественнонаучных областях деятельности, обеспечив его самоутверждение как
социально значимого члена общества.
Овладение этими Метанавыками позволит каждому молодому человеку найти
СВОЁ уникальное место в современном мире, перепробовав различные виды реальной
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, поучаствовав в решении различных видов РЕАЛЬНЫХ жизненных,
общественных и научных задач, научившись сознательно творить свой образ жизни и
взаимоотношений с окружающими, свою компетентностную профессиональную модель,
закладывая прочный фундамент личностной траектории самореализации.
Что
еще почитать о Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» (Конкурс «Школа Сколково»)
Миссия
школы
Уникальность Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»
Кратко
- тезисы
Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» О
Команде разработчиков Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»
О Конкурсе «Школа Сколково»
Список
Победителей первого этапа Конкурса
Отдельные материалы к Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»
Как
школа будет развивать и поддерживать предпринимательские компетенции и
инициативы учащихся
Возможность
для учащегося выстроить технологический профиль
Соответствие
возрасту образовательной, информационной среды
Принципы
подбора персонала Требования
к подготовке учителя
Функции педагога и уровни их реализации
Школьный
уклад Публикации
членов команды
Бояркина В.И.
Козырева Н.А.
Крохина И.Н.
Корзун А.В.
Нестеренко А.А.
Мурашковска И.Н.
Сидорчук Т.А. часть 1
Сидорчук Т.А. часть 2
Тамберг Ю.Г.
Терехова Г.В.
Sokol A.
Центр креативных технологий "Идеальные
решения", г. Москва
Guided Brainstorming LLC (USA)
Более подробно материалы к Концепции вы можете посмотреть на
http://skolkovo.wikispaces.com
Хочется отметить, что данная Концепция писалась под ТЗ
(и соответствующую структуру документа),
рекомендованное Экспертным советом Сколково - для команд участниц данного
конкурса. Поэтому в ряде разделов нам - для полноты Документа - пришлось
несколько раз повторить часть тезисов из нашей Концепции. Надеемся, что это не
помешает Вам вникнуть в основные мысли/положения нашей Концепции.
Мы надеемся получить, пожелания, замечания, вопросы от Вас -
и вообще - завязать дискуссию, найти партнеров. Мы постараемся ответить на все
Ваши вопросы, соображения… Пишите нам на nellydelf@mail.ru.
|