У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ
РАЗРАБОТКУ ИГР И ИГРУШЕК
Н.А. КОЗЫРЕВА, г. Москва,
ПИ РАО
Доклад на
Интернет-конференции «Педагогика и ТРИЗ: проблемы интеграции и развития»,
Саратов, 2008
Переход к инновационному пути развития современной
Российской экономики ставит задачу формирования кадров, обладающих
инновационным мышлением. Само понятие «инновационное мышление» ранее
связывалось только с созданием новых идей (творческое мышление), но не имело
отношения к практической реализации этих идей. Однако России в ближайшие годы
предстоит разработать и произвести большое количество конкурентоспособных на
мировом рынке товаров. Кто придумает эти новые товары? Мы предлагаем решать эту
сложную задачу, начиная с детства готовить тех людей, которые будут способны и
творить на мировом уровне новизны, и внедрять свои идеи в производство, и
эффективно реализовывать новые товары на рынке, т.е. формировать инновационное
мышление детей и молодежи [6] .
Нами разработана и апробирована Программа формирования
инновационного мышления у детей и подростков на примерах создания
игрушек-изобретений [4]. При разработке Программы мы выдвигаем рабочее
определение:
ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ – это:
·умение использовать творческие методы генерации новых идей и воображение
для создания конкурентоспособных на мировом рынке товаров,
·стратегическое планирование организации их эффективного производства и
сбыта и
·умение находить и соединять
ресурсы (команда, финансы, материальная база) для достижения максимального
результата. читать далее...
Опубликовано: Журнал «Академия игры». Москва, 2000, с. 117-119
Цель выставки - собрать ВСЕ когда либо запатентованные в мире игрушки
(игрушка, накоторуюполученпатент на изобретение-признается имеющей высший мировой уровень новизны и оригинальности) и создать на основесобранных игрушек Центр творческого развития «ИГРА».
Такую выставку можно создатьвпарках развлечений - например, Дисней-ленде, аквапарках.При массовом обучении детей и их родителей приёмам творчества, изобретательства, изготовлениюпридуманных ими игрушек возможно достижение системного эффекта:воспитаниепоколения инициативной молодёжи, способной самостоятельно решать творческие задачи по преобразованию предметного мира, предпринимать активные действия для улучшения собственной жизни, сохранениюокружающей среды.
Развитие
творческой активности личности по методике
«Обучение типовым приёмамразрешения противоречий на примере игрушек
Неваляшка»
Козырева Н.А., психолог
рукопись, 2005г.
Психолого-акмеологическое
исследование патентов на изобретения в области игр (мониторинг за период
1971-2002 г.г. в СССР и России) позволило выделить мотивационные,
субъектно-динамические и операционно-технические характеристики
субъектно-деятельностного акме изобретателей игр. Эти компоненты акме стали для
нас ориентирами в проектировании игр и методик для целенаправленного
формирования творческой личности в игровой деятельности. В данной работе
описана методика «Обучение типовым приёмамразрешения противоречий на примере игрушек Неваляшка» для обучения
слушателей (старшеклассники, студенты и взрослые) типовым приёмам устранения
противоречий по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) [1]. Структура
методики была продумана таким образом, чтобы на каждом занятии происходило
определённое развитие и мотивационного, и операционно-технического, и
динамического компонентаакме, с учётом
возрастных особенностей детей и подростков, на интересном для них
содержательном материале, в частности:
-осознанный
выбор целей, уровня целеполагания и характера мотивации (для развития
мотивационного компонента);
-повышение
степени дивергентности, гибкости, быстроты мышления, переноса ранее найденных
решений в другие области; обучение использованию типовых приёмов, эффектов и
закономерностей развития систем описанных в ТРИЗ (для развития
операционно-технического компонента);
-развитие
творческой активности личности (для развития субъектно-динамического
компонента).
Основой данной методики послужило изобретение автора
«Игрушка» [2]. Цель изобретения: расширение
игровых возможностей. Ещё в процессе подготовки заявки на изобретение при
патентном поиске автором были обнаружены многие игрушки «Ванька-Встанька», в
которых было отмечено использование типовых приёмов ТРИЗ. Синтезируя опыт
многих изобретателей, удалось создать методику обучения типовым приёмам
разрешения противоречий на примере этих игрушек для подростков и студентов. При
этом сами игрушки стали дидактическим средством обучения опосредованно - в виде
схем изобретений-игрушек, выполненных на карточках. Это позволяет иллюстрировать как можно не просто изучить некоторые типовые
изобретательские приёмы, но, кроме того, обучать слушателей создавать новые
изделия на уровне изобретения. Цели изобретений, выделенные в ходе
мониторинга изобретательского творчества, в данной методике стали играть
комплиментарную функцию: каждый играющий сам выбирает цель своего будущего
изобретения исходя из собственных мотивов, опираясь на опыт «настоящих
изобретателей». Причём играющий имеет возможность самокоррекции, изменения
первоначально выбранной им цели изобретения.
Отличия предлагаемой методики
в том, что (читать далее...)
В части 2 описаны типовые ошибки в постановке задач и способы
"распутывания" истинных задач в массе предъявляемой клиентам
информации. читать дальше...
21.
Принцип проскока A.вести процесс или отдельные
его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.
22.Принцип "обратить
вред в пользу" A.использовать вредные факторы
(в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта;
B.устранить вредный фактор за
счет сложения с другими вредными факторами;
C.усилить вредный фактор до
такой степени, чтобы он перестал быть вредным.
23.Принцип обратной связи
A.ввести обратную связь;
B.
если обратная связь есть, изменить ее.
24.Принцип
"посредника" A.использовать промежуточный
объект, переносящий или передающий действие;
B.на время присоединить к
объекту другой (легкоудаляемый) объект.
Многие обращаются ко мне с вопросами – а что
почитать "не-технарям" по ТРИЗ
(Теории решения изобретательских задач)?
Отсылать воспитателей детсадов или журналистов
к классике «железной ТРИЗ» (Найти идею и т.д.) просто глупо.
Так родился это список – той литературы, которую может
прочитать любой человек, интересующийся – что это за зверь такой ТРИЗ.
Почитать - и взять для себя какие-либо простые ОТДЕЛЬНЫЕ элементы
ТРИЗовского мышления… и попробовать применить. И получить удовлетворение
от того, что – РАБОТАЕТ! А иначе – зачем нам любые теории, если они не
работают в НАШЕЙ жизни?
Список литературы по ТРИЗ - конечно неполный, и
коллеги могут создавать свои списки рекомендаций.
«Как научиться изобретать» - в книге с таким названием советский инженер, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер ещё в 1961 году изложил основы своей методики решения изобретательских задач. С тех пор новая, научная технология творчества получила название ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач. Большой коллектив исследователей продолжает развивать идеи Г.С. Альтшуллера. Сегодня ТРИЗ изучают в сотнях школ технического творчества и институтах России, ближнего и дальнего зарубежья.
ТРИЗ, как и всякая наука, содержит более простые и более сложные разделы.
Азбукой ТРИЗ, основным элементом теории, на котором построены все её эффективные инструменты, считается понятие «противоречия». Именно противоречия порождают все конфликты в нашей жизни, в развитии любой технической системы. И разрешение противоречий позволяет устранить нежелательные эффекты, добиться выполнения наших требований к системе.
Для этого в ТРИЗ разработаны Типовые Приёмы Разрешения Противоречий.
Их всего 40. И называются они часто сокращённо - 40 приёмов ТРИЗ.
Для того чтобы подобрать нужный типовой приём, для технических систем существует специальная таблица. Но их можно использовать и для разрешения любых «бытовых» проблем, конфликтов а также бизнес-задач.
Автор/патентообладатель
Д.Шостин, патент РФ №102525 на полезную модель «ЭЛЕМЕНТ
ДЛЯ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕМНЫХ И/ИЛИ ПЛОСКИХ ТЕЛ» http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet
. Приоритет (дата подачи заявки): 13.04.2010
Итак, что мы имеем? В очередной раз журналисты в стране, где
заявляется создание «инновационной экономики» продемонстрировали вопиющую
некомпетентность, которую они очень успешно транслируют в разных
СМИ – посмотрите их замечательную активность в Яндексе по
запросу «Д.Шостин изобрёл».
В
чём же ошибки журналистов?
1.
Авторские свидетельства выдавались в давно ушедшей стране – СССР. Уже с
1 июля 1991 г. по
Закону СССР «Об изобретениях в СССР» начали выдаваться только ПАТЕНТЫ. И в
России выдаются – тоже только ПАТЕНТЫ.
2. для обывателей
характерно называть «изобретением» всё, что бы человек ни придумал. Но для
профессионалов, журналистов – разница огромная, и путать
журналистам эти понятия – «изобретение» и полезная модель» -
непростительно. Итак, ликбез – см. на http://kozyreva.ucoz.ru/load/triz/deti_izobretateli/40-1-0-224
3. неверно:
«единственный из подростков» … более корректно Д.Шостин назван в заметке на http://fedpress.ru/tv/video/id_3223.html
«единственный в Свердловской области школьник за последние 20 лет»,
но и там прежняя фактическая ошибка – « получивший патент на свое изобретение».
Вероятно, уральские
журналисты действительно других детей-изобретателей не знают. Но это не дает им права своё
незнание так помпезно тиражировать. Могли бы и в Интернете разные
поисковые запросы сделать… потому что действительно, в патентной базе
Роспатента не указывается возраст авторов, и «ВЫЧИСЛИТЬ» среди них
детей просто невозможно. Есть дети с патентами на полезные модели, но гораздо
меньше – тех, кто имеет патенты на изобретения.
Вот чему надо поучиться у пиарщиков Данила Шостина –
так это действительно их восхищению талантливым ребёнком и его активному
продвижению в СМИ. Радостно, что при такой
поддержке юному таланту удалось получить грант 337 тыс. руб. от губернатора
(честь и хвала ему!) http://www.uralweb.ru/news/n387052.html