Название и суть ошибки
|
Пример
|
Приём устранения ошибки
|
1. "Глобализм" - чрезмерно общая
формулировка задачи
|
Заставьте мужа бросить курить, везде окурки, дым. Мы
ссоримся"
|
Конкретизировать задачу, "привязать " её к конкретной ситуации. "Не курить
при детях"
|
2. "Тупик" - постановка задачи направляет
поиск в бесперспективном направлении. Иногда пытаются совершенствовать
систему, ресурсы развития которой исчерпаны. Иногда решение задачи требует не
существующих на сегодня ресурсов (нереальные задачи)
|
Человек, решавший проблему, выбрал одно из возможных
её решений, но успеха не добился. Вместо того, чтобы изменить направление
поиска, он предлагает искать решение в прежнем, тупиковом направлении.
"Муж часто задерживается с работы, и не может
забрать ребенка с д/сада. Мне приходится менять свои планы покупок продуктов,
можем остаться без ужина. Как "привязать " мужа к времени ухода детей из д/сада?"
|
1. Реконструировать исходную ситуацию (
переформулировать задачу).
-перераспределить функции по д/саду, продуктам,
поменять работу (себе, мужу).
2.
Проанализировать ресурсы
- родственники, соседи, коллеги по работе
3. Выбрать другую задачу, решение которой обеспечит
необходимый эффект.
- "как обеспечить нормальный ужин при любом
варианте " забора" ребёнка?
|
3. "Прожектёрство" - вместо решения конкретной
задачи пытаются решить проблему
неизмеримо более сложную
|
|
1. Реконструировать исходную ситуацию (
переформулировать задачу).
2.
Проанализировать ресурсы
3. Выбрать другую задачу, решение которой обеспечит
необходимый эффект.
|
4. "Путанка" - ситуация, когда под видом
одной задачи прячется клубок взаимосвязанных задач
|
|
1. Выделить все элементарные задачи
2. Расположить их в порядке иерархии
3. Выделить ключевую задачу
4. Решать все задачи с предположением, что все остальные
уже решены.
|
5. "Избыток информации" -клиент, пытаясь
облегчить решение, выкладывает массу информации, среди которой нужна
"тонет"
|
|
1. Отбросить несущественное.
2. Выявить все элементарные конфликты.
3. Составить иерархию задач.
|
6. "Недостаток информации" - клиент
упускает важные сведения, ресурсы, считая их общеизвестными. Не показывает
имеющиеся ограничения
|
|
1. Предложить ряд известных ограничений,
ресурсов.
2. Выбрать имеющиеся в данной ситуации.
3. Сформулировать
уникальные ограничения и ресурсы клиента.
|
7. "Избыточные ограничения"
Постановка задачи с требованием "ничего не
менять" или решать строго определенным образом
|
|
1. Уточнить обоснованность тех или иных запретов,
ограничений, их обоснованность.
2. Сформулировать новую задачу, позволяющую обойти
запреты.
|
8."Вторичное объяснение" - клиент
объясняет те или иные особенности не реальными причинами, а ставшими привычными, заблуждением.
|
|
1. Не полагаться на предлагаемые клиентом объяснения.
2. Разобраться в механизме процессов, причинах и
следствиях.
|
9. "Ложные задачи" Случайные
|
|
При более подробном выяснении оказывается, что их
решать не нужно, т.к. это не даёт
никакого эффекта. Задать вопрос: "Какой эффект будет получен, если
задача будет решена?"
|
10. "Близорукая задача" - постановка
задачи без понимания изменения
условий, которые могут произойти за время её решения и осуществления
|
|
1. Выяснить перспективы.
2. Внести поправку на время, требующееся для решения
задачи.
|
11. "Ориентация только на известные
решения". Клиент пытается
навязать не очень подходящие, но известные ему решения и боится новых возможностей,
предлагаемых ему психологом.
|
|
1. Предложить клиенту решить мини-задачу: избавиться
от недостатков известных клиенту решений
2. Осознав тупик, клиент сам предлагает новые решения или соглашается на варианты
психолога.
|
12. "Несистемная задача"
|
Постановка задачи, лежащей на поверхности. После её
решения становится ясно, что предполагаемый эффект не будет достигнут,
т.к. эта задача - лишь звено системы
задач, задерживающих дальнейшее развитие системы
|
1. Выявить всю цепочку задач.
2. Расположить их в порядке иерархии.
3. Выделить ключевую задачу
4. Рассмотреть возможности решения задач, начав с
ключевой.
|