ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 26.04.2024, 02:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [35]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [27]
ИннАрт
Курс "Даешь патент на изобретение" [2]
Материалы по курсу обучения созданию игр, игрушек и защиты своей интеллектуальной собственности
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ
06.07.2011, 19:55
 

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ РАЗРАБОТКУ ИГР И ИГРУШЕК

 Н.А. КОЗЫРЕВА, г. Москва, аспирантка ПИ РАО

 Доклад на Интернет-конференции «Педагогика и ТРИЗ: проблемы интеграции и развития», Саратов, 2008

 

Переход к инновационному пути развития современной Российской экономики ставит задачу формирования кадров, обладающих инновационным мышлением. Само понятие «инновационное мышление» ранее связывалось только с созданием новых идей (творческое мышление), но не имело отношения к практической реализации этих идей. Однако России в ближайшие годы предстоит разработать и произвести большое количество конкурентоспособных на мировом рынке товаров. Кто придумает эти новые товары? Мы предлагаем решать эту сложную задачу, начиная с детства готовить тех людей, которые будут способны и творить на мировом уровне новизны, и внедрять свои идеи в производство, и эффективно реализовывать новые товары на рынке, т.е. формировать инновационное мышление детей и молодежи [6] .

Нами разработана и апробирована Программа формирования инновационного мышления у детей и подростков на примерах создания игрушек-изобретений [4]. При разработке Программы мы выдвигаем рабочее определение:

ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ – это:

·     умение использовать творческие методы генерации новых идей и воображение для создания конкурентоспособных на мировом рынке товаров,

·        стратегическое планирование организации их эффективного производства и сбыта   и

·       умение находить и соединять ресурсы (команда, финансы, материальная база) для достижения максимального результата.

Актуальность Программы определяется:

·           социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей профессиональной деятельности, генерировать и эффективно реализовывать новые идеи;

·           важностью создания психолого-педагогически обоснованных условий и игровой среды, способствующих развитию творческого стиля жизни молодого человека и его творческой самореализации.

Цель Программы: создать такую культурную инновационную среду, в которой дети и молодежь могут не только развить свои творческие способности, но и научатся воплощать в жизнь свои идеи, развивать предпринимательские способности. Причём принципиально важным является намеренное задание «высокой планки»: необходимо научить доводить идеи до уровня конкурентоспособного на мировом рынке товара. 

При разработке данной Программы мы руководствовались следующими принципами, характеризующими психическое развитие ребенка (научная школа Выготского-Леонтьева-Эльконина, принципы Зинченко):

- ведущая роль социокультурного контекста развития;

- совместная деятельность взрослых и детей как движущая сила развития ребенка, присвоения им в общении со взрослыми культурных достижений человечества в научно-технической сфере.

- творческий характер развития, когда ребёнок уже с детства выступает как Субъект культуры;

- особая значимость сензитивного периода 10-14 лет для осознания, усвоения и присвоения законов предметного мира через социокультурный контекст и  иерархизацию собственных мотивов и потребностей;

- принцип единства аффекта и интеллекта, проявляющийся в становлении сознания в результате взаимодействия его образующих – деятельностной, аффективной и личностной составляющих.

При этом мы исходим из положения Л.С. Выготского о том, что «среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и её специфических человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда играет роль не обстановки, а источника развития» [1]. Резко усложнившееся в настоящее время функционирование подросткового социума требует от взрослых специального конструирования детских сообществ и построения особой деятельности, способной обеспечить самоутверждение растущих людей как социально значимых членов общества. В частности, это требует развертывания такой учебно-воспитательной деятельности, которая обеспечивает целенаправленное осуществление процесса социального созревания в двух непременных позициях социализации-индивидуализации, создающих ребенку возможности индивидуализироваться, развивая свою социальную сущность, самовыражаясь в обществе для общества. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми.

Согласно нашей Программе, в творческой деятельности по созданию новых технических объектов на уровне изобретений реализуется потребность подростка в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности, что отвечает  мотивационно-потребностной сфере личности подростка. Главное для него – не просто приобретение качеств взрослого человека, а раскрытие этих качеств через творческую активность, задающую его новую социальную позицию и признаваемую обществом.  В этом случае не просто воспитываются личностные качества, но и задается принципиально иная структура потребностей и мотивов деятельности.

 С проблемой иерархии мотивов тесно связан вопрос о целях, поскольку именно цель превращает активность в деятельность. Исследуя те цели, которые ставили перед собой взрослые изобретатели игр, дети имеют возможность выбора – «присвоить» ранее уже ставившиеся другими авторами цели при изобретении новых игр, или  разработать свою уникальную, личностно значимую цель для создания своего изобретения, что позволяет формировать жизненную стратегию творческой личности (ЖСТЛ). Это предполагает среди прочих обучение таким навыкам, как умение выбрать Достойную цель и разработать реальную программу её выполнения, контролировать выполнение и осуществлять коррекцию цели или способов её достижения. При этом овладение ТРИЗ как техникой решения творческих, нестандартных задач, которые встречаются на пути к цели, является только одной из задач. Очень важно показать ребёнку и взрослому - какие этапы ему придётся пройти на пути к его ДЦ, какие специалисты (Наставники) могут помочь ему реализовать ДЦ, научить реально оценивать свою идею, конструктивно общаться с людьми [2]. 

С учетом современной инфраструктуры инновационного предпринимательства Программа может быть реализована в организационной форме молодежного бизнес-инкубатора. А сущностной его составляющей станет интерактивная выставка-музей игрушек-изобретений. Игрушки-изобретения являются особым культурным феноменом, они выделяются из общей массы игрушек, которыми уже заполнены наши магазины. В игрушках-изобретениях «зашифрована мысль» автора, которую мы можем наглядно показать ребёнку, и сначала приобщить его к творчеству автора, а затем – научить как превзойти эту идею. На игрушках-изобретениях можно интересно и легко обучать детей от 7 лет и подростков. Для этого предусмотрена организация экспозиции особым образом, в частности - расстановка экспонатов по различным линиям развития игрушек, использование наглядных схем, объясняющих принцип изобретения и позволяющих увидеть «движение мысли» авторов. Это позволяет «запустить» самостоятельную мыслительную работу ребёнка. Посетители могут принять участие в мини-занятиях, которые проводятся в каждом зале несколько раз в день. Разработана и апробирована методика их проведения.

Но мы  ставим задачу научить детей и подростков не только творить, изобретать, используя Теорию решения изобретательских задач (типовые приемы изобретательства, методы РТВ, закономерности развития систем, стандарты на решение изобретательских задач и др. элементы ТРИЗ), но и последовательно помогать в воплощении в реальность придуманного детьми творческого продукта, обучая дорабатывать его до уровня конкурентоспособного товара. Для этого необходимо познакомить со всеми этапами творческого пути изобретателей,  с теми видами работ, которые необходимо осуществить на каждом этапе, со специалистами, которые могут помочь решить возникающие проблемы, научить подбирать команду для реализации идеи. Такую помощь авторам оказывают бизнес-инкубаторы. Именно поэтому мы предлагаем реализовать Программу как молодежный бизнес-инкубатор «Выставка-музей игрушек-изобретений», поскольку такое организационное решение позволяет сочетать культурную обучающе-развлекательную среду, и продвижение инновационных идей молодежи.

Выставка рассчитана на индивидуальное, семейное или групповое посещение: родителей с детьми от 7 лет, классов школьников, подростков, студентов и взрослых. Организация расположения игрушек на экспозиции предполагает использование принципа «самообучения» посетителя за счет наглядности - расстановки экспонатов по различным линиям развития игрушек, использования схем, объясняющих принцип изобретения и позволяющих увидеть «движение мысли» авторов [3]. Предлагаем создать модульную систему залов (более 10 видов), в т. ч. с учетом направленности промышленности региона – например, зал только авиа- или авто-игрушек-изобретений. Это позволит использовать для обучения наших детей и зарубежный, и отечественный опыт, привлекать к формированию экспозиции российских производителей игрушек и крупнейшие западные фирмы.

Предусмотрено проведение различных видов занятий, которые учитывают психологические характеристики детей (от 5 лет), подростков и студентов для эффективного развития личности. Разработаны занятия с использованием методик ТРИЗ-педагогики, на которых происходят развитие творческого воображения и логического мышления, дети пробуют себя в литературном и техническом творчестве, в иллюстрации собственных произведений и в дизайне игрушек, в компьютерном проектировании макетов своих идей и реальном их изготовлении в Мастерской [7]. Предусмотрена система постоянных занятий (2-3 раза в неделю) по ТРИЗ для детей, подростков, студентов разных специальностей – инженерных и психолого-педагогических. Дети 5-7 лет могут развить своё творческое воображение в «залах сказок» на занятиях по РТВ. Дети 7-14 лет смогут также развить своё творческое воображение в этом зале - но уже не на сказках, а на примерах фантастики (в т.ч. используя фантограммы, регистр фантастических идей Г.С. Альтшуллера, разработки Д. Трифонова и др).  Поиграть с любыми экспонатами дети смогут в зале-Игротеке под руководством специалистов.

Творческие занятия в залах с использованием игр-изобретений направлены на создание собственных игрушек, которые превосходят по уровню мысли выставленные экспонаты. Тем самым мы учим детей работать на уровне мировой новизны. Занятия для старшеклассников позволят научиться применять физические, химические, математические эффекты, приложить изучаемую в школе теорию к изобретению новых игр и игрушек, тем самым поддерживая познавательную активность ребят.

Дети и подростки научатся придумывать новые игрушки, и обязательно - в Мастерской с помощью взрослых (молодых инженеров и студентов-практикантов) изготавливать макет своей идеи (можно также в компьютерной графике 3D). Гиды-дизайнеры помогут придать новому товару красивый внешний вид. Таким образом, ребенок может уйти с Выставки не только с новыми впечатлениями, но и с макетом новой игры. Создание своего собственного творческого продукта в режиме «пришёл-придумал-сделал», радость от успешного воплощения своей идеи в жизнь может стать тем незабываемым событием, которое определит для ребенка и подростка выбор профессии.

Но сегодня уже мало только умения генерировать новые идеи. Важнейшим навыком становится умение воплощать свои идеи в жизнь. Поэтому мы идём дальше, чем просто развитие технического творчества. Мы формируем инновационное мышление, навыки предпринимательства. Наш девиз: ПРИДУМАЛ СВОЮ ИГРУ -  СОЗДАЛ СВОЁ ДЕЛО.

Авторам тех идей, которые после экспресс-патентной проверки (в том числе с использованием разработанной на основе элементов ТРИЗ компьютерной программы «Техоптимайзер) покажут свою мировую новизну и оригинальность, мы предлагаем перейти в следующий зал – инновационный. Это зал последовательного воплощения идеи в конкурентоспособный товар. С помощью студентов-маркетологов, экономистов, инновационных менеджеров Посетитель увидит и пройдёт дальнейшие этапы реализации своей Идеи. В частности, быстрое исследование конкурентоспособности товара на рынке также можно делать на компьютере с помощью Интернет и имеющихся результатов  отраслевого мониторинга рынка. Исследование покажет, что, возможно, автору необходимо доработать идею (довести до уровня конкурентоспособности), в чём тоже помогут специалисты Выставки. После этого автору предлагают помочь разработать инновационный проект, привлечь инвестиции, создать малое предприятия для реализации Идеи и производства опытной партии игры.  По желанию автора идеи он  может пройти этот путь с командой Выставки (при заключении договора) или с привлеченными инвесторами. Родители могут принять также решение о создании семейного предприятия для реализации идеи своего ребёнка. К созданию малых инновационных предприятий мы предлагаем привлекать представителей региональной системы поддержки инновационного молодежного предпринимательства, для которых необходимо выделить рабочие места на Выставке.

В результате работы такого молодежного бизнес-инкубатора мы получим постоянный поток инновационных проектов в одной области, с конкурентоспособными товарами. Это, с одной стороны, создает кластер новой российской игрушки - XXI века, создаваемой для себя молодым поколением. Появляется возможность готовить новое поколение разработчиков и дизайнеров, которое будет мыслить современными категориями, тем самым закладывая основу для нового витка развития отрасли  российских игрушек.

С другой стороны, этот поток проектов создает базу для практики и занятости студентов в инновационном предпринимательстве. Работая гидами в залах, студенты технических, педагогических, психологических и экономических ВУЗов, управленцы, дизайнеры могут приобрести на выставке важные профессиональные навыки: придумывать идеи, конструктивно прорабатывать и экономически их просчитывать, разрабатывать инновационный проект внедрения товара и его дизайн, составлять бизнес-планы и договора, изготавливать макеты товара, обучать посетителей творческим методикам, способствовать развитию и самоактуализации личности посетителя (от ребенка до взрослого).

Даже при «однократном» посещении выставки у посетителя есть возможность узнать и УСПЕШНО пройти творческий инновационный путь: придумать новую идею; проверить её на мировую новизну и оригинальность; доработать до уровня конкурентоспособности; получить охранный документ Выставки на интеллектуальную собственность; изготовить модель, опытный образец своего нового товара; заключить с инвесторами «лицензионный договор» на  выпуск  изобретения или создать предприятие для реализации своей идеи (естественно, с участием родителей детей-авторов) [8]. Этот опыт успешности ребёнка в реализации своей Идеи – залог инновационной активности во взрослой жизни, в любой профессии. Так, организуя «цепочку успешности», мы переходим от обучения только творческому мышлению - к обучению мышлению инновационному: умению реализовывать свои идеи на практике.

Таким образом, главная психологическая цель Программы - дать успешный опыт инновационной деятельности: от создания идеи до её внедрения в производство. При этом происходит

- обучение методам ТРИЗ (развития воображения, решения изобретательских задач) как для решения творческих задач в области создания нового предметного мира, так и для решения проблемных ситуаций в межличностном общении и в бизнесе;

- личностное развитие ребенка: развитие самоосознания своих личностных качеств, повышение самооценки,

- знакомство с профессиональной деятельностью широкого круга специалистов - патентоведов, инновационных менеджеров, дизайнеров, маркетологов, экономистов, предпринимателей, инвесторов - которое будет способствовать самоопределению подростка в культурной среде, объединяющих специалистов инновационной экономики, выбору им

- развитие эмоционального интеллекта, навыков создания команды для реализации своей идеи, воспитание навыков работы в творческом коллективе;

- обогащение знаний о предметном мире, технологиях производства, экономических и правовых аспектах  изобретательской деятельности.

Практически все элементы этой структуры, молодежного бизнес-инкубатора на основе интерактивной выставки игрушек-изобретений - успешно существуют в разных странах, в разных организациях, выполняя свои специальные, узкие функции (выставочные залы по отдельным игрушкам, физическим эффектам, библиотеки игр (игротеки), экспресс-патентная проверка, прогнозирование дальнейшего развития идеи с помощью ТРИЗ-программ (Forecasting), творческие мастерские (станции юных техников) [5].

Однако для решения принципиально новой задачи, поставленной Президентом - для развития инновационного мышления молодежи - необходимо по-новому соединить эти известные, но разрозненные элементы в единое целое - в одном месте, в одно время - для получения нового системного эффекта. Это позволит создать непрерывный процесс вовлечения детей и молодежи в инновационную деятельность: создать «центр кристаллизации» мысли от рождения идеи до её воплощения в жизнь, в реальный товар, изначально ориентированный ТОЛЬКО на мировой уровень новизны, оригинальности и конкурентоспособности. Таким образом, уникальная инновационная культурная среда создается из известных элементов. Проект имеет мобильную, блочную структуру, и рассчитан на максимальное использование ресурсов созданной в регионе инфраструктуры поддержки молодежного инновационного предпринимательства. Реализация этого проекта позволит создать единую систему развития инновационной активности и предпринимательства детей, молодежи и взрослых в любом регионе России. 

Программа формирования инновационного мышления путём создания молодежного бизнес-инкубатора «Выставка игрушек-изобретений» имеет общественную поддержку следующих организаций: Национальная Ассоциация игрушечников России (НАИР), Межрегиональная общественная организация Московская Ассоциация предпринимателей (МАП), Российская ассоциация инновационного развития (РАИР), Международная Ассоциация ТРИЗ (МАТРИЗ).

ИКР: Реализация проекта

Сформулируем ИКР для посетителей: Дети и взрослые, отдыхая, «играючи», одновременно «самообучаются» навыкам успешной творческой самореализации. 

Сформулируем ИКР для организаторов: Выставка возникает «сама» (по желанию и усилиями надсистем).

Наша задача: создать условия для того, чтобы достичь ИКР: инвесторы САМИ хотят осуществить Проект. В процессе решения этой задачи нам придётся достичь многих других, более «мелких» ИКР, например:

ИКР №1: Инвесторы-фирмы производители игрушек САМИ  предоставляют на Выставку свои игры-изобретения в необходимых количествах  - как выпускаемые ныне, так и «устаревшие».

ИКР №2: Инвесторы-фирмы производители программного обеспечения для конструкторов, программных продуктов на основе ТРИЗ (например,  "TechOptimiser”) САМИ должны захотеть предоставить нам своё программное обеспечение (плюс компьютеры, плюс оплата труда своих инженеров-преподавателей).

ИКР №3: Инвесторы-фирмы разработчики патентных баз - должны сами захотеть  патентные базы по игрушкам. предоставить нам свои

ИКР №4: Творческая Мастерская САМА создаёт экспонаты для Выставки в процессе обеспечения самофинансирования Выставки (выпуская малыми партиями игрушки по «устаревшим» патентам, осваивая никогда не выпускавшиеся ранее игрушки, выдавая реализуемый  в залах «рекламный продукт»).

Для реализации предлагаемого проекта нужны усилия многих ТРИЗ-специалистов, поскольку придётся решить много нестандартных, творческих задач, разрешить немало противоречий. Например, как получить при минимальных затратах достаточное для начала работы, для обучения на мини-курсах количество  игрушек-экспонатов, компьютеров, программного обеспечения для патентного поиска, специалистов по  программным продуктам на основе ТРИЗ; и т.д.

Приглашаем все заинтересованные организации и специалистов принять участие в реализации этой Программы в своем регионе.

Примечания:

1.      Выготский Л.С., т.4, 1984, с.395.

2.      Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель/ В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: Издательство Буковского, 1995. - 60с.

8.      Козырева Н.А. Проект «Выставка игрушек» http://trizland.ru/projects-toys.php

 

Об авторе:

Козырева Нелли Арнольдовна, http://kozyreva.ucoz.ru/index/0-2

Кандидат психологических наук, руководитель направления инновационного консалтинга Московского городского центра инноваций и высоких технологий (МИВТ-Центра),
Изобретатель (6 патентов на изобретения),
Автор системы развития творческого инновационного мышления детей и взрослых.

Скачать полный список публикаций Н.А. Козыревой с гиперссылками можно вверху страницы  http://kozyreva.ucoz.ru/load/kozyreva_n_moi_publikacii/31-1-0-172 (он виден и доступен ТОЛЬКО зарегистрированным пользователям сайта!)

Вы можете также посмотреть портфолио Н.А. Козыревой в Power Point. Для этого нужно зарегистрироваться как "пользователь" на сайте, и на странице http://kozyreva.ucoz.ru/load/kozyreva_n_mojo_portfolio/31-1-0-169 нажать ссылку "скачать с сервера" (вверху страницы)

 

ЧТО ещё почитать  по  проекту «ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ»

1.      Kozyreva N. Capabilities of training adult and children  to elements of TRIZ in places of mass rest. Thesises of the report  ETRIA World conference "TRIZ FUTURE 2002 ", Strasbourg, 6-8 November, 2002.   http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-9, http://kozyreva.ucoz.ru/load/36-1-0-91

2.       Козырева Н.А. Обучение инновационной деятельности: от рождения идеи до её воплощения в жизнь. Тезисы докладов международной научной конференции «Система непрерывного экономического образования: проблемы и перспективы». Горный Алтай, 30 июня – 5 июля 2003г. http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-7

3.       Козырева Н.А. Выставка игрушек-изобретений как  системообразующий центр для пропаганды и обучения ТРИЗ, ЖСТЛ, РТВ. Тезисы докладов  научно-практической конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ». Петрозаводск, 18-20 июля 2003г.  http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/10-1-0-8

4.       Козырева Н.А. Всемирная постоянно действующая выставка-музей игрушек-изобретений

http://forum.trizland.com/trizba.php?id=142,         The presentation for: World permanent exhibition - museum of toys – inventions

5.      Козырева Н.А.  Проект «Выставка игрушек» http://trizland.ru/projects-toys.php, http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-12

6.       Козырева Н.А. Проект создания молодежного бизнес-инкубатора   «Выставка игрушек-изобретений» (КРАТКО) http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-12

7.      Козырева Н.А.  КОНЦЕПЦИЯ Проекта создания молодежного бизнес-инкубатора  «Выставка игрушек-изобретений»  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-13

8.       Козырева Н.А.  «Приглашаю на Выставку!» http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/10-1-0-9,  http://trizland.ru/trizba.php?id=139

9.   Козырева Н.А.  Детский инновационно-развлекательный центр. Программа формирования инновационного мышления детей и подростков через разработку игр и игрушек.  Доклад на симпозиуме, Москва, 2008 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-11, http://www.jlproj.org/this_bibl/Kozyreva1.pdf

10.   Козырева Н.А.  Проект создания молодежного бизнес-инкубатора  «Выставка игрушек-изобретений» - Лауреат  V  всероссийского конкурса «Лидер в области высоких технологий». Кратко о проекте, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11

11.   Козырева Н.А. Инновационное развитие России: Концепция проекта Молодежного бизнес-инкубатора «Выставка  игрушек-изобретений» (в ТПП РФ),  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-14

По методике «НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ»

12.   Козырева Н.А. Методика обучения приёмам устранения противоречий на примере запатентованных игрушек «Ванька-Встанька». Тезисы докладов  научно-практической конференции «Творчество во имя достойной жизни». Великий Новгород, 11-12 июля 2001г. http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-1

13.   Козырева Н.А.  Рассылка "Изобретаем Неваляшку" http://www.trizland.ru/lists.php, http://www.trizland.ru/trizba.php?id=161(раздел – рассылки, архив, скачать)

14.  Козырева Н.А.  Исследовательская деятельность школьников в области технического творчества.  Тезисы доклада на  Российской педагогической конференции «Исследовательская деятельность школьников», Москва, МПГУ, 2005 http://issl.redu.ru/sb/1/     http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/8-1-0-5


          


Категория: ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ | Добавил: kozyreva | Теги: инновационное мышление, Козырева Н., дети изобретатели, НТТМ, молодежные инновации, бизнес-инкубатор, выставка игр, программа развития, ТРИЗ педагогика, РТВ
Просмотров: 2754 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz