ТИПОВЫЕ ПРИЁМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ по ТРИЗ часть 2
09.09.2011, 15:19
ТИПОВЫЕ ПРИЁМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ПО ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ
ЗАДАЧ
(40
типовых приёмов ТРИЗ, часть 2, приёмы 21-40)
21.
Принцип проскока A.вести процесс или отдельные
его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.
22.Принцип "обратить
вред в пользу" A.использовать вредные факторы
(в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта;
B.устранить вредный фактор за
счет сложения с другими вредными факторами;
C.усилить вредный фактор до
такой степени, чтобы он перестал быть вредным.
23.Принцип обратной связи
A.ввести обратную связь;
B.
если обратная связь есть, изменить ее.
24.Принцип
"посредника" A.использовать промежуточный
объект, переносящий или передающий действие;
B.на время присоединить к
объекту другой (легкоудаляемый) объект.
25.Принцип
самообслуживания A.
объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные
операции;
B.
использовать отходы (энергии, вещества).
26.Принцип копирования
A.вместо недоступного,
сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его
упрощенные и дешевые копии;
B.заменить объект или систему
объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом
изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии);
C.если используются видимые
оптические копии, перейти к копиям инфракрасным и ультрафиолетовым.
27.Дешевая
недолговечность взамен дорогой долговечности A.заменить дорогой объект
набором дешевых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами
(например, долговечностью).
28.Замена механической
системы A.заменить механическую схему
оптической, акустической или "запаховой";
B.использовать электрические,
магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом;
C.перейти от неподвижных полей
к движущимся, от фиксированных - к меняющимся во времени, от неструктурных - к
имеющим определенную структуру;
D.использовать поля в сочетании
с ферромагнитными частицами.
29.Использование
пневмоконструкций и гидроконструкций A.
вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие;
B.использовать электрические,
магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом: надувные и
гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные.
30.Использование гибких
оболочек и тонких пленок A.вместо обычных конструкций
использовать гибкие оболочки и тонкие пленки
В.
изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок.
31.Применение пористых
материалов A.выполнить объект пористым или
использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т. д.);
B.если объект уже выполнен
пористым, предварительно заполнить поры каким-то веществом.
32.Принцип изменения
окраски A.изменить окраску объекта или
внешней среды;
B.изменить степень прозрачности
объекта или внешний среды.
33.Принцип однородности A.объекты, взаимодействующие с
данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по
свойствам).
34.Принцип отброса и
регенерации частей A.выполнившая свое назначение
или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена
и т. д) или видоизменена непосредственно в ходе работы;
B.
расходуемые части объекта должны быть восстановлены непосредственно в ходе
работы.
35.Изменение физико -
химических параметров объекта A.изменить агрегатное состояние
объекта;
B.изменить концентрацию или
консистенцию;
C.изменить степень гибкости;
D.изменить температуру.
36.Применение фазовых
переходов A.использовать явления
возникающие при фазовых переходах, например, изменение объема, выделение или
поглощение тепла и т. д.
37.Применение теплового
расширения A.использовать тепловое
расширение (или сжатие) материалов;
B.использовать несколько
материалов с разными коэффициентами теплового расширения.
«Как научиться изобретать» - в книге с таким
названием советский инженер, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер ещё в
1961 году изложил основы своей методики решения изобретательских задач. С
тех пор новая, научная технология творчества получила название ТРИЗ -
Теория Решения Изобретательских Задач. Большой коллектив исследователей
продолжает развивать идеи Г.С. Альтшуллера. Сегодня ТРИЗ изучают в сотнях школ
технического творчества и институтах России, ближнего и дальнего зарубежья.
ТРИЗ, как и всякая наука, содержит более простые и
более сложные разделы.
Азбукой ТРИЗ, основным элементом теории, на котором
построены все её эффективные инструменты, считается понятие «противоречия».
Именно противоречия порождают все конфликты в нашей жизни, в развитии
любой технической системы. И разрешение противоречий позволяет устранить
нежелательные эффекты, добиться выполнения наших требований к системе.
Для этого в ТРИЗ разработаны Типовые Приёмы
Разрешения Противоречий. Их всего 40. и
называются они просто - 40 типовых приемов ТРИЗ.
Для того чтобы подобрать нужный типовой приём, для технических
систем существует специальная таблица.
Но их можно использовать и для разрешения любых «бытовых»
проблем, конфликтов а также бизнес-задач.
Просто … просто попробуйте прочитать текст приёма и «применить»
его к своей ситуации. И так – с КАЖДЫМ приёмом (просто «перебором»), пока
найденное количество ВОЗМОЖНЫХ решений вас не устроит.
А потом уже занимайтесь « доводкой» решений - что вам лучше
подойдет в данной конкретной ситуации.
В любом случае постоянная практика использования типовых приёмов
ТРИЗ в ЛЮБЫМ противоречивым ситуациям сформирует у вас свою
собственную интуицию и чутьё, а главное вы поймёте что НЕТ НЕРЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ,
а есть разные варианты решений которые могут быть полезны в тех или иных
конкретных ситуациях.
Естественно, что если в приёме речь идёт о частях объекта, но в
применяя его в отношении человека - это могут быть его мотивация, навыки,
одежда, привычки и т.д., а вовсе не пожелание «расчленёнки» его на физические
части.
То же и о ситуации – там свои «части» - место, обстановка, позиции
сторон, этапы какого-то бизнес-или технологического процесса и т.д.
Типовые приёмы ТРИЗ применяются также в педагогике - с
детьми от 4-х лет, формируя у них творческое изобретательское мышление. Для
детей эти приёмы сформулированы в «сказочном виде» и носят общее название
РТВ-ТРИЗ (Развитие Творческого Воображения-ТРИЗ). Подробнее смотрите методику
«ТЕРЕМОК СКАЗОК» http://kozyreva.ucoz.ru/load/20
Вы можете сами вместе со своими детьми «пройти» и научиться
применять эти творческие приёмы ТРИЗ в сказочном виде!