ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 20.04.2024, 04:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [35]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [27]
ИннАрт
Курс "Даешь патент на изобретение" [2]
Материалы по курсу обучения созданию игр, игрушек и защиты своей интеллектуальной собственности
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ

Развитие творческой активности личности
06.07.2011, 20:54

Развитие творческой активности личности по методике

 «Обучение типовым приёмам  разрешения противоречий на примере игрушек Неваляшка»

 Козырева Н.А., психолог

рукопись, 2005г.

 

Психолого-акмеологическое исследование патентов на изобретения в области игр (мониторинг за период 1971-2002 г.г. в СССР и России) позволило выделить мотивационные, субъектно-динамические и операционно-технические характеристики субъектно-деятельностного акме изобретателей игр. Эти компоненты акме стали для нас ориентирами в проектировании игр и методик для целенаправленного формирования творческой личности в игровой деятельности. В данной работе описана методика «Обучение типовым приёмам  разрешения противоречий на примере игрушек Неваляшка» для обучения слушателей (старшеклассники, студенты и взрослые) типовым приёмам устранения противоречий по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) [1]. Структура методики была продумана таким образом, чтобы на каждом занятии происходило определённое развитие и мотивационного, и операционно-технического, и динамического компонента  акме, с учётом возрастных особенностей детей и подростков, на интересном для них содержательном материале, в частности:

-          осознанный выбор целей, уровня целеполагания и характера мотивации (для развития мотивационного компонента);

-          повышение степени дивергентности, гибкости, быстроты мышления, переноса ранее найденных решений в другие области; обучение использованию типовых приёмов, эффектов и закономерностей развития систем описанных в ТРИЗ (для развития операционно-технического компонента);

-          развитие творческой активности личности (для развития субъектно-динамического компонента).

Основой данной методики послужило изобретение автора «Игрушка» [2]. Цель изобретения: расширение игровых возможностей. Ещё в процессе подготовки заявки на изобретение при патентном поиске автором были обнаружены многие игрушки «Ванька-Встанька», в которых было отмечено использование типовых приёмов ТРИЗ. Синтезируя опыт многих изобретателей, удалось создать методику обучения типовым приёмам разрешения противоречий на примере этих игрушек для подростков и студентов. При этом сами игрушки стали дидактическим средством обучения опосредованно - в виде схем изобретений-игрушек, выполненных на карточках. Это позволяет иллюстрировать как можно не просто изучить некоторые типовые изобретательские приёмы, но, кроме того, обучать слушателей создавать новые изделия на уровне изобретения. Цели изобретений, выделенные в ходе мониторинга изобретательского творчества, в данной методике стали играть комплиментарную функцию: каждый играющий сам выбирает цель своего будущего изобретения исходя из собственных мотивов, опираясь на опыт «настоящих изобретателей». Причём играющий имеет возможность самокоррекции, изменения первоначально выбранной им цели изобретения.

Отличия предлагаемой методики в том, что:

1. Специально создаётся ситуация успешности: использованием в качестве примеров только патентов на игрушку.

2. Используются одновременно два канала восприятия: визуальный и вербальный.

3. Обучение типовым приёмам проводится на одном «сквозном» объекте - игрушка "Ванька-Встанька" (класс МКИ А 63Н 15/06).

4. Урок состоит из  этапов пассивного, полуактивного и активного  усвоения материала и обратной связи.

5. В процессе обучения слушатели создают свои собственные «изобретения».

6. Обратная связь (самооценка уровня решения задания)  применяется в виде исследовательской задачи:  найти место своему техническому решению  в фонде известных изобретений (учебной картотеке).

7. На этапе активного усвоения слушатель последовательно использует содержание приёма для решения задач  в близкой (игрушки), средней (предметы быта) и дальней (социальные системы) областях.

8. Для обучения закономерностям развития технических систем используется специальная таблица.

Рассмотрим подробнее некоторые компоненты методики [3].

 Создание ситуации успешности

Это является важнейшим психологическим элементом методики. На каждом этапе занятия  слушатель должен ощущать своё успешное продвижение, освоение знаний и навыков,  и в конце занятия у него должен быть  явно видимый положительный результат его усилий (якорь) [4]. Нами  специально  подобраны для примеров  именно запатентованные игрушки, поскольку изобретения  имеют  большую  значимость в  глазах людей. Для  "преобразуемого объекта"  игрушки идеально подходят - они хорошо знакомы как детям, так и взрослым любых профессий. Задания на придумывание игрушек создают благоприятную эмоциональную атмосферу  для усвоения и закрепления  рассматриваемых на  занятии  приёмов. И когда в процессе решения учебных заданий слушатель повторяет или превосходит  запатентованное решение, это  сразу даёт высокую независимую оценку его решения и повышает ценность получаемых  навыков.

Картотека примеров

Игрушки кажутся простыми и доступными для понимания  взрослым и детям. Многие творческие приёмы можно продемонстрировать простыми игрушками "Неваляшка". Неваляшка под разными именами известна во множестве стран, например - "Ванька -Встанька" в России, "Bob of toy" ("Tilting doll") в Америке, «Poussah»  или "Culbuteur" во Франции, «Дарума» в Японии. Собрана картотека учебных  примеров из патентов России, США, Франции, Германии на "Неваляшки". Картотека  содержит схемы  изобретений.  Для каждого занятия подготовлен раздаточный материал в виде серии отдельных листов, каждый из которых выдаётся слушателю после  выполнения предыдущего задания .

Этапы урока

Каждый урок состоит из нескольких частей (этапов). Возможно совмещение нескольких уроков в течение одного дня.

На пассивном этапе преподаватель объясняет, как применяется творческий приём на игрушках, слушатели изучают схемы игрушек  на раздаточном материале.

На полуактивном этапе слушатели решают задачу: как дальше применить этот же приём к игрушкам (из раздаточного материала), при этом они могут воспользоваться помощью преподавателя. Первые изобретения у слушателей появляются  уже на этом этапе. Они рисуют схемы и идеи придуманных ими игрушек на отдельных  карточках. У каждого слушателя – свой цвет карточек с его идеями. С каждым занятием   растёт фонд собственных «изобретений» слушателя. Очень часто  изучение  последующего материала позволяет  им улучшить  найденные ранее  решения. Это создает у слушателей  ощущение успеха и высокую мотивацию  к изучению курса.

На этапе обратной связи все предложенные слушателями решения  рассматриваются группой. В процессе решения исследовательской задачи они находят изобретения, которые совпадают по идее с предложенными ими решениями, или хуже их собственнных. Таким образом на этом этапе мы решаем одновременно две задачи: расширяем  запас известных слушателю решений (при этом часто слушатель  совершенствует и  их)   и  учим его  объективно оценивать свою идею. Часто решения слушателей превосходят по оригинальности патенты из учебной картотеке. Мы понимаем, что «изобретение» слушателя не тождественно патенту на изобретение, поэтому  используем термин изобретение применительно их идеям  «в кавычках».

На этапе активного усвоения слушатель получает домашнее задание: последовательно использовать изученный творческий приём в близкой (игрушки), средней (предметы быта) и дальней (социальные системы) областях. На этом этапе мы обращаем внимание слушателей на цели, которые ставит перед собой изобретатель. Анализируя изобретения-игры в СССР, мы выделили несколько направлений целеполагания изобретателя. Одни обращают внимание только на улучшение технических характеристик объекта. Другие создают игры и игрушки исключительно для развлечения человека. Третьи совершенствуют сам процесс игры, изменяя её структуру и техническую оснащённость. Но есть авторы, для которых цель изобретения – развитие, обучение и воспитание личности в игре. А также – освоение личностью ролевой структуры социума, взаимоотношений между людьми, помощь в адаптации в обществе людей с различными физиологическими особенностями. Некоторые изобретатели решают с помощью своего технического решения задачи, которые стоят перед различными институтами общества (например, «повышение налоговой культуры плательщиков» в играх-лотереях). Задача преподавателя – дать понимание того, что свой новый интеллектуальный ресурс – ТРИЗ – слушатель может сознательно использовать для постановки целей различного уровня влияния на общество.

В процессе выполнения домашнего задания слушатели создают картотеку своих собственных идей и технических решений. Часто изучение последующего материала позволяет улучшить найденные ранее решения. Кроме того, использование типовых приемов устранения противоречий в социальной области позволяет слушателям проанализировать и решить собственные личностные проблемы.

По предлагаемой методике разработана

ПРОГРАММА КУРСА

Урок 1. Краткий обзор ТРИЗ. Законы развития систем, Методы   устранения противоречий. (Урок 1 в данной статье не приводится)

Урок 2. Игрушка "Ванька-Встанька – техническая система.

Урок 3. АРИЗ. Перенос полученных решений на другие области.

Урок 4 Приём № 1 «Дробление»

Урок 5.  Приём № 7 «Матрёшка»

Урок 6.  Приём № 13 «Наоборот»

Урок 7.  Приём № 14 «Сфероидальность»

Урок 8.  Приём № 15 «Динамизация»

Урок 9.  Приём № 28 «Замена механикой системы»

Урок 10. Приём № 29 «Гидро- и пневмоконструкции»

Урок 11. Приём № 32 "Изменение окраски".

Урок 12. Приём № 35 "Изменение физ-хим параметров

Урок 13. Приёмы № 2-6. Самостоятельная работа по применению приёмов к "Ваньке-встаньке".

Урок 14. Приёмы № 8-12 Самостоятельная работа применению приёмов к "Ваньке-встаньке".

Урок 15. Приёмы № 16-27 Самостоятельная работа по применению приёмов к "Ваньке-встаньке",

Урок 16. Приёмы № 30, 31, 33, 34, 36-40. Самостоятельная работа слушателей по применению приёмов к "Ваньке-Встаньке»

Урок 17. АРИЗ. Часть 8.3 (продолжение). Перенос решений на другие области. Как использовать полученный ответ при решении других задач?

Урок 18. Игрушка "Ванька-Встанька": Источник энергии - Двигатель - Трансмиссия - Рабочий орган - Орган управления.

Урок 19. Изучение законов развития систем на изобретениях по Ваньке-встаньке.

Урок 20. Прогнозирование развития технической системы "Ванька-Встанька".

Апробация

Методика была сначала апробирована как настольная игра с карточками для старшеклассников и студентов машиностроительного ВУЗа. Чтобы сделать методику более доступной и распространенной, на ее основе разрабатывается интерактивная компьютерная игра «Научи Неваляшку кланяться». Разработана структура и содержание игры, изготовлен демонстрационный образец [5]. Он демонстрирует основную идею и некоторые игровые возможности, дает возможность управлять поведением игрушки-«образца». Он апробирован для воспитателей дошкольных учреждений, для участников трёх конференций по ТРИЗ (более 200 человек). После этого с учётом коррекции восприятия различных схем игрушек по результатам апробации была создана электронная обучающая рассылка в Интернете (по данным сайта, число подписчиков рассылки на 1.01.2004 г. – 1350 чел.). Она позволяет осуществлять обратную связь с играющими, ведётся анализ поступающих отзывов подписчиков и их творческих решений [6].

Результаты апробации методики «Обучение типовым приёмам  разрешения противоречий на примере игрушек Неваляшка» показали, что также наблюдается повышение успешности её освоения при общей положительной мотивации на творческую деятельность у подростков, студентов и взрослых. Проявились возрастные особенности у подростков и студентов, связанные с тем, что в этих возрастных периодах наибольшее значение в игре имеет с одной стороны, возможность осуществить индивидуальный успех (придумать новое), и с другой стороны, возможность этот успех продемонстрировать в микросреде и быть принятым ею. По результатам апробации были внесены изменения в методические рекомендации, позволяющие преподавателю оптимально сочетать коллективную и индивидуальную деятельность играющих.

Урок 2

Один из самых  эффективных способов усвоения знаний и навыков - игра. А что может быть интереснее,  чем, обучаясь, придумывать новые и новые игры и игрушки? Вот я и приглашаю вас в такое  игровое  путешествие-обучение. А путешествовать мы будем в пространстве - с многочисленными изобретателями из разных стран (Россия, США, Германия,  Великобритания, Франция) и ... во времени (с начала 20 века до его конца).

Дети разных стран всегда с интересом играли с  Неваляшкой. Неваляшка под разными именами известна во множестве стран, например -  "Ванька -Встанька" в России, "Bob of toy"  или  "Tilting doll" в Америке, «Poussah» или "Culbuteur" во Франции, «Дарума» в Японии. Наверное, это самая старая игрушка, в которой человек сознательно использовал принцип  устойчивого равновесия. Получить человечка, которого никак не уложишь,  очень просто: можно взять просто болванку со сферическим основанием, а в нём закрепить  кусочек свинца. В России  "Ванек" делали с любовью -  точили из дерева на токарном станке, расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась от старших младшим...

Кажется, что можно изобрести в такой простой игрушке? Очень многое! И у каждого из вас к концу нашего путешествия-обучения    появятся свои собственные изобретенные Ваньки-встаньки и другие игрушки.

Для начала  давайте разберемся, из каких составных частей состоит игрушка "Ванька-Встанька". Обычно  "тело" Ваньки  состоит из головы и сферического основания. Иногда   у него есть руки,  ещё реже - ноги. Внутри  основания есть  груз, или нижняя часть  основания выполняется из очень тяжелого материала - чтобы  центр тяжести игрушки  всегда был ниже центра качения.

Итак, поскольку наша игрушка сделана руками человека, по его замыслу, она является Техническим объектом, или Технической системой. И, как у любой технической систем, у "Ваньки"  есть главная функция, которая  описывает его назначение. Казалось бы, что проще, чем ответить на вопрос: каково назначение игрушки "Ванька-Встанька"? Не сомневаюсь, что многие из вас  ответили бы примерно так:  кататься, переваливаясь с боку на бок,  по столу, по полу  и веселить малышей.  И с точки зрения постороннего зрителя, родителя, покупателя игрушек вы были бы совершенно правы. Но мы с вами учимся быть изобретателями, а это значит -  учимся смотреть "в глубь" вещей,  находить необычные ответы в обычных ситуациях.

Чтобы  определить главную функцию любой  технической системы,  профессор А.И. Половинкин предлагает ответить на  4 вопроса:

1.      Какое действие производит техническая система?

2.      На какой объект предмет (объект) направлено это действие?

3.      При каких особых условиях и ограничениях выполняется это действие?

4.      Какой результат получается после произведенного действия?

Найти  "единственный правильный" ответ на каждый из этих простых   вопросов, как ни странно, удается далеко не сразу, а часто это просто невозможно, потому что  "правильных" ответов  бывает так много, как и авторов (сравните с житейской мудростью -  у каждого своя истина…). Иногда приходится несколько раз "передумывать". Так что если нет у вас одного "правильного" ответа, знайте, что вы такой же, как и все изобретатели - у вас просто несколько вариантов " правильного", и это  правильно!

Свои Первые Изобретения вы можете сделать уже сейчас, на этапе анализа  главной функции нашей игрушки. Для этого вам надо  только внимательно  присмотреться, какие варианты ответов на каждый из поставленных вопросов вообще возможны. И…ответить!

Давайте попробуем ответить на  предложенные выше вопросы, например, так:

1.      Какое действие производит техническая система? - Качение, перекатывание.

2.       На какой объект предмет (объект) направлено это действие? - На предмет со сфероидальной поверхностью.

3.       При каких особых условиях и ограничениях выполняется это действие? - По плоскости.

4.      Какой результат получается после произведенного действия? – Смех и улыбки детей и взрослых

Итак, на 1-й вопрос  мы ответили "качение, перекатывание". Можно ли ответить иначе? Конечно, можно!  В известных изобретениях  "Ваньки"  выписывают  различные геометрические фигуры, лежат на боку, стоят на голове,  вытягивают шею, поворачивают голову, размахивают руками.  Разнообразные движения  сопровождаются звуковыми и световыми эффектами: зажигаются лампочки, "Ваньки" подмигивают, пищат и исполняют музыкальные мелодии. Но, естественно,   изобретатели  еще не  исчерпали весь арсенал всевозможных действий,  движений и эффектов. Поэтому выполните: Творческое Задание №1 Найдите новые варианты ответов на первый вопрос: какое действие производит техническая система "Ванька-Встанька".

На второй вопрос мы ответили "предмета со сфероидальной поверхностью". Но если  внимательно  проанализировать каждое из понятий, входящее в  это описание - "предмет", "поверхность", "сфера" - то появляются нестандартные варианты… Творческое Задание №2  Найдите новые варианты ответов на второй вопрос: на какой объект (предмет) направлено это действие?

На третий вопрос "При каких особых условиях и ограничениях выполняется это действие?" мы ответили "по плоскости". Мы не уточняли,  по горизонтальной плоскости или наклонной (или вертикальной…), какой твердости ( или вязкости, или липучести…) должна быть  поверхность,   может ли плоскость местами становиться "не-плоскостью",  и вообще где дело происходит - на Земле, в воздухе, под водой или…  А какие есть ограничения у нашей игрушки - во времени, в пространстве, в движениях, в материалах, в воздействиях, или еще в чем либо? Итак, вам уже понятно, что "традиционные" изобретатели "Ванек-Встанек"  вообще-то даже и не пытались   ставить перед игрушкой какие-либо препятствия. А вы попробуйте. Творческое Задание №3 Найдите новые варианты  особых условий и ограничений для "Ваньки-встаньки".

А вот есть ли результат у нашей технической системы?  Можно ли считать "результатом" игрушки улыбки и  смех ребенка?

Можно! Для этого нам нужно  подумать,  как связаны между собой  система-игрушка и система – человек (взрослый или ребенок).  Есть ли вообще  изолированные, ни с чем и никак не связанные системы?  Ученые считают, что мир системен, и   на каждую систему найдется своя "надсистема", т.е.  каждая система является  составной частью  системы более высокого уровня. Причем одна система может входить в несколько разных надсистем - в разное время,  в разных местах, выполняя разные действия, или на разных стадиях своего жизненного цикла (сокращённо – ЖЦ). Для технических систем ЖЦ обычно состоит из этапов  создания, проектирования системы,  изготовления и  испытания  опытного образца,  серийного изготовления   на производстве,   доставки  в магазин или потребителю, эксплуатации, ремонта и, увы,  этапа утилизации.

Например,  наша игрушка может входить в  такие надсистемы, как  рука человека (который изготавливает опытный образец или играет), токарный станок, конвейер – на заводе; коробка, упаковочный ящик – на складе и при перевозке в магазин, прилавок магазина – при продаже, полиэтиленовый пакет или сумка – для переноски домой;  стеллаж, кроватка – дома, при  хранении  и т.д.  

И каждый раз, когда  мы рассматриваем систему как входящую в некоторую надсистему, может изменяться Функция системы! При этом именно надсистема задаёт главную функцию системе, т.е. говорят, что система должна удовлетворять некоторую потребность надсистемы! Так, на прилавке магазина игрушка должна выполнять функцию "бросаться в глаза, быть привлекательной для покупателя". На складе – игрушка должна быть «удобно упакованной»

А поскольку  система входит в разные надсистемы, то нам нужно  на этапе создания, проектирования учесть все  требования различных надсистем, чтобы наш объект  был "хорошим для всех". Поэтому  ответ на вопрос  "Какой результат получается после произведенного действия?"  позволяет нам  самим задать  НОВУЮ потребность надсистемы (или учесть требования разных надсистем!), которую  будет удовлетворять та техническая система, которую мы создаём! А может быть, и  «включить» нашего Ваньку-Встаньку в те надсистемы, в которых его раньше не было!!! Например, в канцелярские товары…

Итак, наша игрушка   должна  будет   выполнять те действия, показывать тот результат, который мы сами "запроектируем"! Но  если мы сразу не зададим нужный результат, то  мы его  и не получим!

Вернёмся к нашему ответу на четвёртый вопрос -  можно ли считать  смех и улыбки ребёнка  «результатом» действия игрушки? Теперь вы уверенно ответите: да, можно. Если  только вы не дополните этот результат чем-то ещё…  Для этого вам надо   по-новому ответить на 4-й вопрос, т.е. самим задать потребность надсистемы, которую  будет удовлетворять новая, созданная вами техническая система "Игрушка Ванька-Встанька"!

Творческое Задание №4

Найдите новые варианты  надсистем и потребностей, которые может  удовлетворять игрушка Ванька-Встанька. 

Ждём ваших изобретений!

Об авторе:

Козырева Нелли Арнольдовна, http://kozyreva.ucoz.ru/index/0-2

Кандидат психологических наук, руководитель направления инновационного консалтинга Московского городского центра инноваций и высоких технологий (МИВТ-Центра), Изобретатель (6 патентов на изобретения), Автор системы развития творческого инновационного мышления детей и взрослых.

Скачать полный список публикаций Н.А. Козыревой с гиперссылками можно вверху страницы  http://kozyreva.ucoz.ru/load/kozyreva_n_moi_publikacii/31-1-0-172 (он виден и доступен ТОЛЬКО зарегистрированным пользователям сайта!)

Вы можете также посмотреть портфолио Н.А. Козыревой в Power Point. Для этого нужно зарегистрироваться как "пользователь" на сайте, и на странице http://kozyreva.ucoz.ru/load/kozyreva_n_mojo_portfolio/31-1-0-169 нажать ссылку "скачать с сервера" (вверху страницы)

 

Что еще почитать  по методике обучения изобретательству «НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ»

 1.   Козырева Н.А. Методика обучения приёмам устранения противоречий на примере запатентованных игрушек «Ванька-Встанька». Тезисы докладов   Великий Новгород, 11-12 июля 2001г. http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-1

2.        Козырева Н.А. Обучение приёмам устранения противоречий  и законам развития систем на примере запатентованных игрушек ,   http://www.igrologia.ru/Konferens_2003/37_Kozireva.htm

Категория: НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ | Добавил: kozyreva | Теги: Ванька-Встанька, Козырева Н., дети изобретатели, юный изобретатель, психолого-акмеологическое, НТТМ, Неваляшк, приемы ТРИЗ, урок изобретать, инженер игрушек
Просмотров: 1365 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz