Таблица являетсясовмещением структурной матрицы и схемы закономерностейразвития технических систем по ТРИЗ[5, 6]. Это позволяетсистематизировать в одном визуальнообозримом документесовокупность всех технических решений посистеме,используемых типовых приёмов разрешения противоречий, диагностировать этап развития системы и её подсистем, прогнозировать ихдальнейшее развитие на основе ТРИЗ и проводить обучение.
творчество, креативная идея, изобретение, обучение ТРИЗ, НТТМ, психология, инновации, деловая игра
Мы создали рассылку для людей, увлеченных техникой, творчеством, придумыванием и реализацией новых идей. Мы надеемся, что среди наших подписчиков будут как читатели, интересующиеся Теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ), так и: старшеклассники, студенты технических ВУЗов, инженерно-технические работники.
Скачать архив рассылки (22 выпуска) вы можете на сайте
Исследовательская деятельность школьников в области технического творчества.
Тезисы доклада наРоссийской педагогической конференции «Исследовательская деятельность школьников», Москва, МПГУ, 2005
Мы поставили задачу воспитания школьника как творческой личности в области технического творчества:формирования такой стратегии организации исследовательской деятельности ребёнка, которая поможет ему оптимально проявлять себя в достижении, в частности, профессиональных вершин во взрослой жизни и быть конкурентноспособным на рынке труда.
Образовательно-развивающая программа «Творческая мастерская
«Изобретаем игры» (обучение ТРИЗ)
Доклад на IVМеждународной конференции «Игровые технологии развития и обучения детей», Москва, 2006
Дети 21 века, растущие в мире информационных технологий, взрослеют раньше. Они хотят не просто ЗНАТЬ что-то о мире, но и БЫТЬв этом миреЗНАЧИМЫМИ личностями.
акмеология, социализация подростка, творчество, креативная идея, изобретение, обучение ТРИЗ, НТТМ, психология, инновации, деловая игра, тренинг, реализация творческих идей
Ниже приведена глава "Дробим, измельчаем… Что получаем???" из рукописи моей книги "Неваляшка учит изобретать" (готовлю к печати), посвящённая использованию изобретателями типового приёма ТРИЗ "ДРОБЛЕНИЕ" .
В каждой главе книги Козырева Н.А. "Неваляшка учит изобретать" приведены примеры, поясняющие использование определённого типового приёма изобретательства по Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Книга предназначена для самостоятельной работы людей, увлечённо решающих творческие технические задачи: инженеров и изобретателей, студентов технических колледжей и университетов, учащихся старших классов. Она рассчитана на тех читателей, кто заинтересован в получении знаний по изобретательскому творчеству. В книге приводятсяпримеры и задания для изучения одного из инструментов созданной в СССР теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) – типовых приёмов устранения технических противоречий. Обучение всем приёмам осуществляется на примере игрушки «Неваляшка» или «Ванька-встанька», что делает книгу доступной для понимания детей с 12-14 лет.
Картотека примеров поможет преподавателям университетов и руководителям кружков технического творчества организовать обучение ТРИЗ в группе учащихся.
Любой знакомый с чертежами, схемамичеловек может использовать предлагаемый материалв качестве самоучителя творческого мышления - самостоятельно или в компании с друзьями.
посмотреть содержание книги ...»
читать далее про типовой приём ТРИЗ "Дробление" ...»
Козырева Н.А. Неваляшка учит... изобретать! или Самоучитель творческого мышления
книга готовится к печати, выход в 2 кв. 2011 года
Книга
предназначена для самостоятельной работы людей, увлечённо решающих творческие
технические задачи: инженеров и изобретателей, студентов технических колледжей
и университетов, учащихся старших классов. Она рассчитана на тех читателей, кто
заинтересован в получении знаний по изобретательскому творчеству.
В
книге приводятсяпримеры и задания для
изучения одного из инструментов созданной в СССР теории решения
изобретательских задач (ТРИЗ) – типовых приёмов устранения технических
противоречий. Обучение всем приёмам осуществляется на примере игрушки
«Неваляшка» или «Ванька-встанька», что делает книгу доступной для понимания
детей с 12-14 лет.
Картотека
примеров изобретений поможет преподавателям университетов и руководителям кружков
технического творчества организовать обучение ТРИЗ в группе учащихся.
Любой знакомый с
чертежами, схемамичеловек может
использовать предлагаемый материалв
качестве самоучителя творческого мышления - самостоятельно или в компании с
друзьями.
Козырева Н.А. "Неваляшка учит
изобретать" (рукопись, 2010) Глава " А теперь - всё наоборот!"
Приём
ТРИЗ № 13 "Наоборот"
а) вместо
действия, диктуемого условиями задачи,
осуществить обратное действие;
б) сделать движущуюся часть объекта или внешнейсредынеподвижной, а неподвижную - движущейся;
в) перевернуть объект "вверх ногами",
вывернуть его
Изучатьэтот приём мы тоже будем
"наоборот", т.е. с последнего подприёма - 13в: перевернуть
объект "вверх ногами".
«Но если поставить
"Ваньку" на голову, он просто упадёт» - подумаете вы и будете
совершенно правы. Обычный "Ванька" упадёт, но еслигруз
окажется в стоящей на поверхности
голове, то … получатся изобретения!
1516 19
а.с.
СССР № 1347961а.с. СССР № 645661а.с.
СССР № 1349762
Этиигрушки
могут не только стоять на голове, но
и раскачиваться на ней. И форма, и диапазон движений у них будут разные -качаются они на голове или на основании.
Что позволяет этим
игрушкам
стоять и раскачиваться на голове?
В первом изобретении
груз-шарик может перекатываться между двух спиралей. А внутри этих полых
спиралей "пересыпается"дополнительный груз - обыкновенный песок.
Когда ишарик, и весь песок окажутся в
голове «Ваньки» (как вы думаете, как это сделать?), то игрушку можно
поставить
на голову и качнуть. Мне кажется, такой необычной игрушкой можно удивить
не
только ребёнка, но и взрослого.
Во втором
изобретении
«Ваньке» помогают стать на голову … обыкновенныевинт
и гайка. Да, в качестве груза здесь
использована гайка, которая может «свинчиваться» вниз по оси, сделанной в
виде
винта.
А в последнем
изобретении
эффект «стояния на голове» достигается ещё меньшим количеством ресурсов.
Основание этого «Ваньки» выполнено внутри неровным, с подъёмами и
впадинами –
чтобы постоянно изменять вектор движения шарика-груза при раскачивании
игрушки.
В перегородке есть отверстия различного диаметра – через одни шарик
может
проскакивать, а в других застревает. Вот так, отверстия – «простая
пустота» -и делают нашего «Ваньку» способнымдействовать «наоборот».
Развитие
творческой активности личности по методике
«Обучение типовым приёмамразрешения противоречий на примере игрушек
Неваляшка»
Козырева Н.А., психолог
рукопись, 2005г.
Психолого-акмеологическое
исследование патентов на изобретения в области игр (мониторинг за период
1971-2002 г.г. в СССР и России) позволило выделить мотивационные,
субъектно-динамические и операционно-технические характеристики
субъектно-деятельностного акме изобретателей игр. Эти компоненты акме стали для
нас ориентирами в проектировании игр и методик для целенаправленного
формирования творческой личности в игровой деятельности. В данной работе
описана методика «Обучение типовым приёмамразрешения противоречий на примере игрушек Неваляшка» для обучения
слушателей (старшеклассники, студенты и взрослые) типовым приёмам устранения
противоречий по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) [1]. Структура
методики была продумана таким образом, чтобы на каждом занятии происходило
определённое развитие и мотивационного, и операционно-технического, и
динамического компонентаакме, с учётом
возрастных особенностей детей и подростков, на интересном для них
содержательном материале, в частности:
-осознанный
выбор целей, уровня целеполагания и характера мотивации (для развития
мотивационного компонента);
-повышение
степени дивергентности, гибкости, быстроты мышления, переноса ранее найденных
решений в другие области; обучение использованию типовых приёмов, эффектов и
закономерностей развития систем описанных в ТРИЗ (для развития
операционно-технического компонента);
-развитие
творческой активности личности (для развития субъектно-динамического
компонента).
Основой данной методики послужило изобретение автора
«Игрушка» [2]. Цель изобретения: расширение
игровых возможностей. Ещё в процессе подготовки заявки на изобретение при
патентном поиске автором были обнаружены многие игрушки «Ванька-Встанька», в
которых было отмечено использование типовых приёмов ТРИЗ. Синтезируя опыт
многих изобретателей, удалось создать методику обучения типовым приёмам
разрешения противоречий на примере этих игрушек для подростков и студентов. При
этом сами игрушки стали дидактическим средством обучения опосредованно - в виде
схем изобретений-игрушек, выполненных на карточках. Это позволяет иллюстрировать как можно не просто изучить некоторые типовые
изобретательские приёмы, но, кроме того, обучать слушателей создавать новые
изделия на уровне изобретения. Цели изобретений, выделенные в ходе
мониторинга изобретательского творчества, в данной методике стали играть
комплиментарную функцию: каждый играющий сам выбирает цель своего будущего
изобретения исходя из собственных мотивов, опираясь на опыт «настоящих
изобретателей». Причём играющий имеет возможность самокоррекции, изменения
первоначально выбранной им цели изобретения.
Отличия предлагаемой методики
в том, что (читать далее...)
Многие обращаются ко мне с вопросами – а что
почитать "не-технарям" по ТРИЗ
(Теории решения изобретательских задач)?
Отсылать воспитателей детсадов или журналистов
к классике «железной ТРИЗ» (Найти идею и т.д.) просто глупо.
Так родился это список – той литературы, которую может
прочитать любой человек, интересующийся – что это за зверь такой ТРИЗ.
Почитать - и взять для себя какие-либо простые ОТДЕЛЬНЫЕ элементы
ТРИЗовского мышления… и попробовать применить. И получить удовлетворение
от того, что – РАБОТАЕТ! А иначе – зачем нам любые теории, если они не
работают в НАШЕЙ жизни?
Список литературы по ТРИЗ - конечно неполный, и
коллеги могут создавать свои списки рекомендаций.