ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 28.03.2024, 14:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [35]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [27]
ИннАрт
Курс "Даешь патент на изобретение" [2]
Материалы по курсу обучения созданию игр, игрушек и защиты своей интеллектуальной собственности
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ

НТТМ-исследовательская деятельность (СКАЧАТЬ ТЕКСТ)
13.10.2008, 23:15

научно-техническое творчество молодежи,исследовательская инновационная деятельность, поисково-исследовательская активность личности, креативная идея, изобретение, инновационное мышление, обучение ТРИЗ, НТТМ,  игрушки-изобретения, конкурентоспособность, инновационные методики обучения


Психолого-акмеологическое исследование творчества российских изобретателей игр (мониторинг за 1971-2002 годы, см. ссылку ниже) позволило выделить позволило выделить мотивационные, субъектно-динамические и операционно-технические характеристики субъектно-деятельностного акме изобретателей игр.

Нами была поставлена задача воспитания школьника как творческой личности в области технического творчества: формирования такой стратегии организации исследовательской деятельности ребёнка, которая поможет ему оптимально проявлять себя в достижении, в частности, субъектно-деятельностного акме на ступени взрослости и быть конкурентноспособным на рынке труда. Для решения этой задачи в ООО «Умные игры» при разработке образовательно-развивающей программы «Творческая лаборатория «Изобретаем игры» для детей 10-14 лет мы взяли за основу выявленные у взрослых изобретателей характеристики, в частности:

·          развитие творческой, поисково-исследовательской активности личности (для развития субъектно-динамического компонента)
 ·          осознанный выбор целей, уровня целеполагания и характера мотивации (для развития мотивационного компонента);
·          повышение степени дивергентности, гибкости, быстроты мышления, переноса ранее найденных решений в другие области; обучение использованию типовых приёмов, эффектов и закономерностей развития систем описанных в ТРИЗ (для развития операционно-технического компонента);

Цель Программы - создание такой среды, в которой ребенок может не только развить свои творческие способности, но и научится исследовать и реализовывать  возможности воплощать в жизнь свои творческие идеи,  тем самым осознавая и самоопределяя смысл своего существования как творческой личности для общества.  При  этом мы исходим из положения Л.С. Выготского о том, что «среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и её специфических человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда играет роль не обстановки, а источника развития» [1].

Главная психологическая цель Программы - дать детям практический  опыт успешного творческого исследования и проектирования - от создания идеи до её внедрения в производство. При этом происходит

-         обогащение знаний о предметном мире, свойствах материалах, технологиях производства, экономических и правовых аспектах  изобретательской деятельности, о профессиональной деятельности широкого круга специалистов;

-          развитие умений исследовательской деятельности в области технического творчества;

-         обучение методам РТВ, ТРИЗ для решения ряда проблем как в области создания нового предметного мира, так и для решения проблемных ситуаций в межличностном общении и в бизнесе;

-          воспитание навыков работы в творческом коллективе;

-         личностное развитие ребенка: развитие самоосознания своих личностных качеств, повышение самооценки.

Программа обеспечивает развитие самоуправляющих механизмов личности (самоанализ, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, саморегуляция и др.).

Типичный  «творческий путь изобретателя» представляет собой комбинацию из исследовательских и «проектировочных» этапов»:
он исследует недостатки существующих объектов (систем),
придумывает новую идею;
изготавливает модель, опытный образец нового товара;
исследует свою идею на новизну и оригинальность по фонду известных решений;
получает охранный документ (патент на изобретение, на полезную модель, на промышленный образец);
осуществляет поиск  инвесторов,
заключает  с инвесторами «лицензионный договор» на  выпуск  изобретения
или самостоятельно организует  производство.
Таким образом, исследовательская деятельность составляет важную часть творческой работы изобретателя.

Резко усложнившееся в настоящее время функционирование подросткового социума требует от взрослых специального конструирования детских сообществ и построения особой деятельности, способной обеспечить самоутверждение растущих людей как социально значимых членов общества. В частности, это требует развертывания такой учебно-воспитательной деятельности, которая обеспечивает целенаправленное осуществление процесса социального созревания в двух непременных позициях социализации-индивидуализации, создающих ребенку возможности индивидуализироваться, развивая свою социальную сущность, самовыражаясь в обществе для общества. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми. Согласно нашей Программе, в творческой деятельности по созданию новых технических объектов на уровне изобретений реализуется потребность подростка в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности, что отвечает  мотивационно-потребностной сфере личности подростка. Главное для него – не просто приобретение качеств взрослого человека, а раскрытие этих качеств через творческую активность, задающую его новую социальную позицию и признаваемую обществом.  В этом случае не просто воспитываются личностные качества, но и задается принципиально иная структура потребностей и мотивов деятельности. С проблемой иерархии мотивов тесно связан вопрос о целях, поскольку именно цель превращает активность в деятельность. Исследуя те цели, которые ставили перед собой взрослые изобретатели игр, дети имеют возможность выбора – «присвоить» ранее уже ставившиеся другими авторами цели при изобретении новых игр, или  разработать свою уникальную, личностно значимую цель для создания своего изобретения.

Непрерывное социальное развитие личности подростка реализуется, согласно Программе, в двуедином процессе творческой деятельности, где когнитивные аспекты создают новые возможности  для развития социальной зрелости, для нового уровня осознания, присвоения, развития мотивационно-потребностной, аффективной сферы ребенка. В предметно-практической деятельности подросток осваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, исследуя примеры творчества изобретателей игр, что обеспечивает преимущественное формирование интеллектуальной активности. Предметно-практическая деятельность по осмыслению, исследованию и анализу мира вещей на высоком интеллектуальном уровне (уровне изобретений) позволяет ребенку оценить свои возможности и найти аналогии между своими решениями и тем, что сделали взрослые – до него. Это исследование может показать ребенку, что его идеи даже превосходят известный ранее изобретательский уровень в сфере игр, что является хорошей основой для формирования адекватной самооценки подростка.

При разработке Программы учитывается стержневое положение психологии развития, состоящее в том, что любая индивидуальность раскрывается не для себя и не в себе (что приводит к эгоизму), а в оценке себя среди других, другими, как значимого для других. Тогда самооценка подростка становится ценностью и для других. Деятельность в творческом коллективе актуализирует развитие человеческих отношений, способствует формированию оценки себя среди других, утверждению себя среди людей, что воспроизводит подростка как субъекта.

В общественно-признаваемой творческой деятельности по созданию новых игрушек, в составе творческого коллектива происходит развитие как раскрытие внутренних возможностей ребенка. Именно в деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно, растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия, через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному  поведению и самореализации.

            Период с 10 до 14 лет  связан с развертыванием, дальнейшем развитием и структурированием самосознания растущего человека. Основными показателями степени возрастной зрелости  являются личностное самоопределение, качественное изменение социальной позиции в результате собственной успешной творческой деятельности. Меняется содержание и средства общения подростка с обществом. Согласно Программе, подросток выходит «напрямую» на общение с широким миром человеческой культуры в виде новейших достижений научно-технической мысли (патентов на изобретения), в наибольшей степени овладевая позицией «Я и общество». Содержательно это означает, что на данном уровне подростком решается не просто задача занятия определенного места в обществе, но и проблема индивидуального определения себя в обществе и через общество (путем принятия его обществом на желаемом – высоком уровне – через созданные им технические объекты-игрушки на уровне изобретений). Таким образом нами решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым само-определения подростком смысла своего существования.
 
статья опубликована на http://issl.redu.ru/sb/1/
 

Что ещё можно почитать по этой теме:

 

Конференция «исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», 10–11 марта 2005 года http://rl-online.ru/articles/rl01_06/529.html

 

Козырева Н.А.  Образовательно-развивающая программа «Творческая мастерская «Изобретаем игры» (обучение ТРИЗ)

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/8-1-0-6

 

Козырева Н.А. Всемирная постоянно действующая выставка-музей игрушек-изобретений

http://forum.trizland.com/trizba.php?id=142

 

Козырева Н.А. Выставка игрушек-изобретений как системообразующий центр для пропаганды и обучения ТРИЗ, ЖСТЛ, РТВ

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/10-1-0-8

 

Козырева Н.А. Приглашаю на Выставку! http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/10-1-0-9

       http://trizland.ru/trizba.php?id=139

 

Начинает работать Молодежный бизнес-инкубатор "Выставка игрушек-изобретений"

http://kozyreva.ucoz.ru/news/1-0-4

 

Яна Маркина. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: ТОЧКА ОТСЧЕТА
      
http://www.vip-premier.ru/inside.php?action=statia&id=6507&pid=487

 

Козырева Н.А.  Пространство игры и игрушки в творчестве советских изобретателей (1971-1992г.г.)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-16

 

Козырева Н.А. Анализ  российской изобретательской деятельности в области игр и игрушек, 1971- 2002 г.г.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2,  http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-17

 

Козырева Н.А.    О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО»

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе         

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66


Козырева Н.А. Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52

 
Козырева Н.А. Субъектно-психологическое описание характеристик конкретных изобретателей игр по продуктам их творчества

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-65

 

Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 
Категория: НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ | Добавил: kozyreva | Теги: НТТМ, поисково-исследовательская активнос, Козырева Н., инженер игрушек, исследовательская деят, детское изобретательст, инновационная деят
Просмотров: 2831 | Загрузок: 169
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz