ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 29.03.2024, 03:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Акмеология [11]
Психология развития [9]
О методах активизации творчества [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Психология » О методах активизации творчества

Кратко о методе фокальных объектов СКАЧАТЬ ТЕКСТ
28.11.2008, 07:31
Метод фокальных объектов, МФО, изобретательство, креативность в бизнесе, творчество, креативная идея, изобретение, обучение МФО, креативный менеджер,  психология творчества, инновации
 
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО  МЕТОДУ ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)*
  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)
  2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 ИНТЕРЕСНЫХ слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)
  3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль
  4. Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются
  5. ВСЕ полученные сочетания новых творческих идей развиваются путём свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

 *ВНИМАНИЕ!

В приведенном алгоритме, в отличие от «классических схем»,  работа по методу фокальных объектов начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?

Практика применения МФО показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то  он бессознательно подбирает  близкие слова и их «подходящие» свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз  при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.

Например, при практической работе по методу фокальных объектов с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч. «забор».  Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства «дырявый, грязный». И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель.

В результате развития ассоциаций по словосочетаниям «грязный скальпель», «дырявый скальпель» он разработал несколько новых видов хирургического инструмента. «Грязный скальпель» -  на него наносят нужное для операции покрытие из лекарств (т.н. «грязь») – для остановки крови,  анестезии, обеззараживания и т.д. Один из вариантов «грязи» - заиндевевший скальпель, т.е. сильно замороженный. Им легко и безболезненно можно выполнять простые операции.

Если бы  мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как «грязный» и «дырявый». А именно они дали самые сильные необычные решения.

Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если вы  сделаете себе «домашнюю заготовку»  из 50-100 слов и их свойств, то вы сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу  по методу фокальных объектов (МФО) по ЛЮБЫМ фокальным объектам.

 

Рекомендации по применению  метода фокальных объектов :

1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.

2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом  они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки,  которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор – застрявший, ветер – завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор – грязный, покосившийся, кошка – голодная, цветок – дырявый.

 

3. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования – это будет  критерием, по которому потом будут отбираться идеи.

 

4. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект – будильник, то надо выписать ВСЕ  варианты  – голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут при

 

5.При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно  развивать цепочки ассоциаций,   давать несколько  вариантов ответов на вопросы:

«Что ЭТО может быть?», «Где ЭТО можно использовать?». Вопрос «Кому ЭТО  надо?» поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет «ЭТО» покупать и платить за «ЭТО» деньги.

 

6. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют  экспертов.

 

Метод фокальных объектов раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать новые творческие идеи и  решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне «отсекают» кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

  Статья опубликована на http://trizland.ru/trizba.php?id=321
  

Что ещё можно почитать по этой теме:

Гин Светлана. Мир фантазии. Урок 16. Метод фокальных объектов. http://www.trizway.com/art/book/6_1.html 

 

Амнуэль П. МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ ФАНТАЗИИ http://www.trizminsk.org/e/246006.htm Придумайте фантастические идеи с помощью метода фокальных объектов

 

Кратко о морфологическом анализе (МА)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-5, http://kozyreva.ucoz.ru/load/33-1-0-41

 

Кратко о мозговом штурме (brainstorm)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/33-1-0-54

 

Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО»

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Игры и  методики для развития творческих способностей:

 

Для детей 3-7 лет:   Теремок сказок

 

Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007

       http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21

 

Отзыв официального оппонента В.Т. Кудрявцева на диссертацию Н.А. Козыревой

http://www.vtk.interro.ru/book/3/325/2.htm

http://www.tovievich.ru/book/3/325/3.htm

 

Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 

Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК  СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество// Школьный психолог,  2007

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-22

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701114

 

Что ещё можно почитать по этой теме:
Козырева Н.А. О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО» СКАЧАТЬ ТЕКСТ

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе         

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66

 

Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 
Козырева Н.А. Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52

Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 

Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" - где купить

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/kupit_teremok_skazok/2010-06-27-2

 Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК»: авторская игровая методика развития творческого мышления. 30 развивающих игр-занятий со сказками для детей 4-7 летПособие для родителей. - М., 2009 http://teremok-skazok.ucoz.ru/load/posobie_dlja_roditelej_quot_teremok_skazok_quot_30_razvivajushhikh_igr_s_rebjonkom/1-1-0-16 

 Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» -110 развивающих игр со сказками. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/110_razvivajushhikh_igr_so_skazkami_teremok_skazok/2010-07-28-3

 Кудрявцев В.Т. Отзыв на диссертацию Н.А. Козыревой. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/publ

 Н.А. Козырева. Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"  для  преподавания отдельных элементов ТРИЗ. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load

      Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ на основе сказки «Красная Шапочка»,      http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/vospitateljam_detsadov/2

     Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия). - М., 2010, http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

 см. также  http://antscon.ucoz.ru/load/4

 

Для детей 7-12  лет:   игра «Хоровод сказок» для обучения работе с противоречиями (элементы ТРИЗ), развитию творческого воображения

 Козырева Н.А. Игра «Хоровод  сказок»  

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-11, http://kozyreva.ucoz.ru/load/37-1-0-104

 А.В. Корзун. О мотивации учащихся к осознанному выбору темы исследования

http://www.jlproj.org/this_bibl/Korzun_s08-2.pdf

 А.В. Корзун. ОТСМ-ТРИЗ как технология подготовки специалистов в обраовании

http://www.jlproj.org/this_bibl/pedkollej_ETRIA_ru.pdf

  Для детей от 9 лет:  методика «Неваляшка»

       Козырева Н.А.   Методика обучения элементам ТРИЗ с помощью  игрушки "Неваляшка"

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-1

 

      Козырева Н.А. ТРИЗ:  Рассылка "Изобретаем Неваляшку"

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/8-1-0-3

http://www.trizland.ru/trizba.php?id=161

 Козырева Н.А.. Компьютерная игра "Неваляшка учит изобретать" (ТРИЗ)

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-4

http://www.triz-journal.com/archives/2002/08/a/index.htm

 

Для детей от 10 лет:  творчество в бизнесе в  экономической стратегической игре «Выбираю Успех!» (обучение инновационной деятельности)

 Козырева Н.А. Экономическая  деловая  игра-тренинг   «Выбираю Успех!»

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-5, http://kozyreva.ucoz.ru/load/21-1-0-42

Деловая игра «Выбираю Успех!»: заключение психолого-педагогической экспертизы

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-5, http://kozyreva.ucoz.ru/load/21-1-0-44

Козырева Н.А. Что такое бизнес-тренинг?

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-5, http://kozyreva.ucoz.ru/load/21-1-0-43

       

А.Захаров. Схема ЗРТС и неалгоритмические Методы активизации творческого мышления (Мозговой штурм, Синектика, Метод контрольных вопросов, Метод фокальных объектов, Морфологический анализ) http://www.metodolog.ru/00557/00557.html

Категория: О методах активизации творчества | Добавил: kozyreva | Теги: изобретательство, эвристика, МФО, Метод фокальных объектов, развить креативность, креативность в бизнесе
Просмотров: 4334 | Загрузок: 153
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz