ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 26.12.2024, 10:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Акмеология [11]
Психология развития [9]
О методах активизации творчества [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Психология » О методах активизации творчества

Кратко о мозговом штурме (brainstorm) СКАЧАТЬ ТЕКСТ
20.12.2008, 17:36
Кратко о мозговом штурме (brainstorm)
 

Мозговой штурм (brainstorm) создал 30-е г.г. 20 века Алекс Осборн. В настоящее время существует более 50 модификацийМозгового штурма (brainstorm)
Суть: Разделение этапов выдвижения и анализа идей при решении проблем. 
Цель: выдвижение как можно большего числа разнообразных идей.

Во время сеанса мозгового штурма (brainstorm) происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Новые идеи возникают подобно электрической искре при контакте с мыслями и идеямидругих людей.

Зона оптимальности использования Мозгового штурма (brainstorm) 
  1. Задачи, когда мы ещё не обладаем большими знаниями об объекте исследования, и нужно выявить направления решения проблемы. На этом этапе мы пока не можем применить логику. Допустим, проблема возникла недавно.
  2. Задачи на проектирование новых товаров, идей рекламы.
  3. "Обратные" задачи - как ухудшить товар, процесс, услугу. Решаются эти задачи для того, чтобы после обратного мозгового штурма (brainstorm) найти "лишние звенья" и исключить из бизнес-процессов ненужные и вредные процедуры.

 

Рекомендации по проведению мозгового штурма (brainstorm)

В мозговом штурме (brainstorm) участвуют ведущий и 2 группы людей: генераторы идей и критики-аналитики.
Всего - не более 6-10 чел. разных специальностей.

Требования к участнику: генератор идей

Задача генератора идей: непрерывно выдвигать идеи по поставленной проблеме или задаче.
Требования к генераторам: выдвижение по широкому спектру тем большого количества идей, основанных на новых принципах, перенос идей из различных областей, использование ярких неожиданных аналогий. Использование ранее выдвинутых идей другим генератором. Должна быть присуща вера в то, что лучшие идеи ещё впереди, оптимизм. Недопустимо включать в группу генераторов прирождённых скептиков и критиканов.

Отбор генераторов идей и формирование группы
  1. По психологическим признакам творческой личности, личные наблюдения, тесты. Типичный генератор активно выдвигает идеи по любой предложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики ("фонтан идей"). Теневой генератор - активно выдвигает идеи индивидуально. Инертный генератор - положительная установка на творчество, но нет опыта, низкий уровень притязаний.
  2. В ходе учебного мозгового штурма (brainstorm).
  3. Группе людей рассказывается о задачах генераторов идей и аналитиков. Затем каждый пишет, в какой группе он хотел бы видеть себя и других присутствующих.
  4. Разнообразие опыта (желательно наличие людей с разным образованием - экономистов, снабженцев, конструкторов и т.д. и людей из совсем других отраслей - повар, проводник, парикмахер и т.д.)
  5. Желательно иметь в группе генераторов женщин и мужчин.
  6. Недопустимо наличие в группе генераторов идей отношений служебной подчинённости.

Требования к участнику: критик-аналитик

Задача критика-аналитика: выявление рационального зерна в каждой предложенной к анализу идее на основе глубокого знания теории и практики, понимания специфики проблемы (задачи), способности к обобщению. Ему должна быть присуща вера в то, что лучшая идея - это та, которая анализируется в данный момент, оптимизм.
Хорошие аналитики могут выявить новые принципы решения задачи после классификации принципов, выдвинутых генераторами. Очень часто самое ценное в мозговом штурме (brainstorm) - новое направление поиска, а не конкретное решение.

Требования к участнику: ведущий

Ведущий обеспечивает качество регулированием хода мозгового штурма (brainstorm).
1. Отвечает за процедуру и регламент работы (соблюдение правил). Прерывает неконструктивное поведение участников - "перетягивание каната", "павлиний хвост" и др.
2. Обеспечивает психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно положительно оценить любую идею).
3. Управляет процессом поиска идей(необходимо постоянно уточнять формулировки задачи, расширять поле поиска, выделять новые направления и аспекты решений, задавать новые области поиска решений для участников).

Правила для участников мозгового штурма (brainstorm)

  • Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Высказывайте свои идеи короткими предложениями - не более 30 сек.
  • Абсолютно запрещена критика предложенных идей, неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки (например: А что скажет директор? Для практики это не годится! Это же чепуха и бред сивой кобыл! Так ещё никогда не делали!…)
  • Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разны направлениях. Возможно всё!
  • Очень способствует продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.
  • Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.
  • Обеспечивайте между участниками мозгового штурма (brainstorm) свободные, дружеские и демократические отношения. Не допускается после сеанса зло шутить над идеями других участников.


Организация проведения мозгового штурма (brainstorm)

Приглашать на участие в мозговом штурме (brainstorm) надо за 2-3 дня. Нежелательно сообщать формулировку задачи.
Помещение: закрытое на ключ, без посторонних шумов и без телефонов. Тёплая, уютная обстановка. Возможна негромкая фоновая музыка. В помещении не должно быть никаких посторонних людей!
Стол: круглый. Можно чай или кофе, напитки, но без съестного.

Средства повышения эффективности мозгового штурма (brainstorm)

  1. Показ перед мозговым штурмом (brainstorm) короткометражного фильма, заставляющего забыть заботы дня, или фильма по теме задачи.
  2. Показ натурального образца, макета или эскиза объекта, который надо улучшить.
  3. Показ на экране случайных предметов слов (существительных, глаголов).
  4. Объявление перед сеансом о гонораре, вручаемом сразу после окончания совещания (это могут быть интересные сувениры, билеты в сауну, лотерейные билеты или деньги и т.д).

Оформление результатов мозгового штурма (brainstorm)

  • Запись всех идей стенографистом или каждый участник записывает свои идеи.
  • Диктофон, магнитофон.

Этапы мозгового штурма (brainstorm)

1. Этап генерации идей

Продолжительность сеанса мозгового штурма (brainstorm) - 1,5-2 часа

А) представление участников друг другу (новичков - с лестными характеристиками) и ознакомление их с правилами проведения мозгового штурма (brainstorm) (5-10 мин.)
Б) постановка проблем ведущим с ответами на вопросы (10-15 мин.)

Как формулировать задачи

Представить проблему надо в таком виде, чтобы она не вызывала психологических барьеров (без специальных терминов), снять уровень ответственности за свои предложения. При представлении проблемы должны быть чётко сформулированы 2 момента:

  • Что в итоге желательно получить или иметь.
  • Что мешает получению желаемого.
Виды формулировки проблемы

1. В виде формулировки проблемы-аналога.
2. Формулирование проблемы в обобщённом виде.
3. Проблема как она дана (самый слабый вид формулировки).

В) проведение мозгового штурма (brainstorm) (20-30 мин.). Обычно фиксируются следующие фазы мозгового штурма (brainstorm):
Включение
Наполнение
Прорыв (новое оригинальное направление)
Индукция (идеи после окончания штурма. Иногда они идеи "выскакивают" в течение нескольких дней)

Г) перерыв 10 мин.
Д) Составление отредактированного списка идей (предварительный анализ и индукция: наиболее приемлемые и легко реализуемые идеи для решаемой задачи; наиболее эффективные идеи; перспективные и т.д.) (30-45 мин.)

2. Этап анализа идей

Продолжительность - до недели.
Процедуры этапа анализа для каждой идеи:

  • Уяснение идеи в виде, сформулированном на этапе генерации.
  • Обобщение идеи. Выявление принципа. (Ведение классификации принципов, дополнение классификации).
  • Оценка перспективы принципа (обязателен специалист).
  • Наполнение принципа конкретным содержанием (желателен специалист).
  • Развитие полученной идеи (не для всех идей).

Желательно вывести идеи на одинаковый уровень общности, например:

  1. Формулировка целей и целей альтернатив.
  2. Обобщённые (функциональные) принципы достижения цели.
  3. Структурные принципы реализации функции.
  4. Физические принципы реализации структуры.
  5. Технические устройства, осуществляющие каждый принцип.
Опубликовано на http://www.trizland.ru/trizba.php?id=327
 
 

        Что ещё можно почитать по  методам активизации творческого мышления:   

     хороший англоязычный ресурс по мозговому штурму - Mindmapping and Brainstorming tools   http://blog.brainstore.com

 

Кратко о методе фокальных объектов (МФО)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-4, http://kozyreva.ucoz.ru/load/33-1-0-40

 

Кратко о морфологическом анализе (МА)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-5, http://kozyreva.ucoz.ru/load/33-1-0-41

 

Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО»

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 
Игры и  методики для развития творческих способностей:

 

Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007

       http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21

 

Отзыв официального оппонента В.Т. Кудрявцева на диссертацию Н.А. Козыревой

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-5, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-46

http://www.vtk.interro.ru/book/3/325/2.htm

http://www.tovievich.ru/book/3/325/3.htm

 

Для детей 3-7 лет:   Теремок сказок

  

Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 

Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК  СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество// Школьный психолог,  2007

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-22

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701114

 

«ТЕРЕМОК СКАЗОК»  Семинар для воспитателей и родителей детей от 3 до 7 лет

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-26

 

 

Для детей 7-12  лет:   игра «Хоровод сказок» для обучения работе с противоречиями (элементы ТРИЗ), развитию творческого воображения

 

Козырева Н.А. Игра «Хоровод  сказок»  

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-11, http://kozyreva.ucoz.ru/load/37-1-0-104

 

А.В. Корзун. О мотивации учащихся к осознанному выбору темы исследования

http://www.jlproj.org/this_bibl/Korzun_s08-2.pdf

 

А.В. Корзун. ОТСМ-ТРИЗ как технология подготовки специалистов в обраовании

http://www.jlproj.org/this_bibl/pedkollej_ETRIA_ru.pdf

 

 

Для детей от 9 лет:  методика «Неваляшка»

Козырева Н.А.   Методика обучения элементам ТРИЗ с помощью  игрушки "Неваляшка"

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-1

 

Козырева Н.А. ТРИЗ:  Рассылка "Изобретаем Неваляшку"

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/8-1-0-3

http://www.trizland.ru/trizba.php?id=161

 

Козырева Н.А.. Компьютерная игра "Неваляшка учит изобретать" (ТРИЗ)

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-4

http://www.triz-journal.com/archives/2002/08/a/index.htm

 

Для детей от 10 лет:  творчество в бизнесе в  экономической стратегической игре «Выбираю Успех!» (обучение инновационной деятельности)

 

Козырева Н.А. Экономическая  деловая  игра-тренинг   «Выбираю Успех!»

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-5, http://kozyreva.ucoz.ru/load/21-1-0-42

 

Деловая игра «Выбираю Успех!»: заключение психолого-педагогической экспертизы

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-5, http://kozyreva.ucoz.ru/load/21-1-0-44

 

Козырева Н.А. Что такое бизнес-тренинг?

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-5, http://kozyreva.ucoz.ru/load/21-1-0-43

 

 Завершился салон «Архимед-2008»

http://www.izmaylovo.ru/wiki-izmaylovo/NEWS/detail.php?ID=6631

 

Категория: О методах активизации творчества | Добавил: kozyreva | Теги: обратный МШ, мозговой штурм, техники креативности, Козырева Н., брейнсторминг
Просмотров: 2132 | Загрузок: 119
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz