Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности (СКАЧАТЬ ТЕКСТ)
07.02.2009, 23:48
Обычно, если говорят об уровне работы,определяют ее новизну и оригинальность, т.е. отличие от имеющихся аналогов и прототипов. Итак, новизна – нечто новое в чём-нибудь (Ожегов). Подразумевается что-то, созданное впервые. Прототип – первоначальный образец, прообраз (там же).Причем чтобы определить разницу, НЕОБХОДИМО вообще эти аналоги и прототипы знать, иначе можно искренне восхищаться «придуманными» ребенком стихами «Я помню чудное мгновенье».. Кажется, это смешно. Однако наблюдая различные работы детей на выставках научно-технического творчества и исследовательской деятельности, приходиться с горечью констатировать, что учителя поощряют абсолютно примитивные работы детей, только потому что эти дети хоть ЧЕМ-ТО хотят заниматься.На мой взгляд, это этически недопустимо. Необходимо ВЕСТИ ребёнка по пути увеличения уровня его творчества.Для этогоучитель должен сам СОЗНАТЕЛЬНО повышать свой творческий уровень.И для этого есть очень простая и интересная методика.
Марат Семенович Гафитулин, канд. пед. наук, мастер ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)предложил определять уровень новизны работы, проекта, разработки через совокупностьцели деятельности, диагностики результата и способа достижения этого уровня.
1-й уровень – РЕПРОДУКТИВНЫЙ (новизны нет) ( к этому уровню относится изготовление МАКЕТОВ известных предметов и т.д.- в т.ч.игровыекомплекты-конструкторы, где есть заданные схемы-образцы для сборки)
Деятельность – направлена на повторениепрототипа (ранее известного замысла, образца, идеи, методики…)
Вид результата: повтор прототипа. Выполненное полностью копирует прототип (сходный или ранее известный замысел, образец, идею, методику…)
Способ достижения:копирование прототипа без каких-либо изменений.
Девиз: « Так может каждый»
Анекдот: Учёные обнаружили племя, живущее рядом с огромным водопадом. У всех членов племени были оттопыренные уши, а у вождя во лбу вмятина. Учёные решили наблюдать за ними и выяснили, что каждое утро туземцы выходят на берег, оттопыривают уши и таинственно говорят:
- Что-то шу- ми-и-т..
На что вождь, с досадой стуча себе по лбу:
- Глупцы!!! Это же во-до-па-а-ад!
Надо сказать, что этот репродуктивный уровень автор всё-таки относит к творчеству, поскольку даже при повторениичужого произведения человеку придется решать много творческих задач (вспомним, чтоодин из способов обучения живописи – копировать работы великих мастеров).
2-й уровень – РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть)
Деятельность: направленана самостоятельное небольшое изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом не меняющая первоначального образца.
Вид результата: Прототип изменён в элементах. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими его к новому качеству.
Способ достижения: Новизна за счёт изменения ( замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа ( размера, формы, цвета, положения или ориентации в пространстве…), выделения какой-либо частности.
Девиз: «Так может большинство!»
Анекдот:
- Скажи, дорогая, почему тыделаешьфрикаделькиразного размера?
-Но ты же сам просил разнообразить наше питание.
3-й уровеньТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ ( новизна есть)
Деятельность: направлена на значительное изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом меняющая первоначальный образец.
Вид результата:Выполненное базируетсяна прототипе, значительно изменяя его и приводя к новому качеству. Видоизменение прототипа. Выход за рамки задания.
Способ достижения: новизна за счёт
-снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются;
-выполнения известного другим способом, другими средствами;
-расширение сферы применения известного ( многофункциональность);
-включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо чем-то другим;
-решение противоречия: прототип есть и его нет.
Девиз: «Так могут только некоторые!»
Анекдот:Мышь слышит мяуканье кошки и притаилась в норке. Послышался лайсобаки. Мышь подумала:
-Если поблизости собака, то кошка наверняка убежала. Теперь можно вылезти наружу.
-Кошка тут же поймала мышь и, проглотив её, довольно произнесла:
-Как хорошо знать иностранный язык!
4-й уровень- ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть)
Деятельность: Направлена на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального
Вид результата: Родоизменение прототипа. Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.
Способ достижения: Новая идея за счёт:
-замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновения признаков первоначального образца и появления новых элементов для реализации новой функции;
-высокого уровня обобщенияи выхода на методологический уровень.
Девиз: «Такможет только один!»
Анекдот:На уроке математики учитель объясняет условие задачи:
-Лестница строящегося дома имеет 5 пролётов, каждый из которых состоит из двадцати ступенек. Сколько ступенек нужно пройти, чтобы попасть на последний этаж?
-Все, - уверенно отвечает маленький Пётр.
Предложенная М. Гафитулиным методика позволяет не только оценивать уровень новизны разработок детей и учителей, но и… ПРОГНОЗИРОВАТЬ, сознательно ЗАДАВАТЬ уровень новизны для будущей своей творческой разработки!
Посмотрите – ведь ниже приведенная таблица позволяет вам пошагово УВЕЛИЧИТЬ уровень новизны всего, что вы собирались создать – будь это новое кулинарное чудо (в домашних условиях), или новая методика преподнесения какой-либо темы на уроке, или самодельный подарок для соседки по парте.. .
Попробуйте творить, используя методику М.Гафитулина!
Ждем ваших отзывов и описаниясозданных вами по этой методике творческих продуктов. Просим присылать их на e-mailnellydelf@mail.ru и самостоятельно оценивать уровень новизны своей работы!
Самооценкавыполненного творческогозадания
Я выполнил (а) задание на _______уровне
Уровень
Действие
1
Повторил известное(исходное)
2
Немного изменил известное за счёт изменения (замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа( размера, формы, цвета, положения или ориентации в пространстве…), выделения какой-либо частности.
Нет качественного изменения
При переходе на 3-4 уровень сумел перешагнуть через ложные ограничения
3
Качественно изменил известное (выполнил известное другим способом, другими средствами; расширил сферы применения известного (многофункциональность);
включил прототип как часть целого, т.е. объединил с прототипом;
поставил и разрешил противоречие
4
Придумал своё новоепутём
-замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновения признаков первоначального образца и появления новых элементов для реализации новой функции;
-высокого уровня обобщенияи выхода на методологический уровень
Что еще почитать по этой теме:
Прочитать полностьюстатью о методикеМ. Гафитулина можно в журнале
Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получение новизны. В ж. "Адукацыя i выхаванне”, - Минск, № 7/94.
Гафитулин М.С. УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА или РОЖДЕНИЕ НОВИЗНЫ
Гафитулин М.С. Уровни новизны способа. /Марат Гафитулин, Сергей Ефремов. //Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ, IX межд. научно-практ. конф., Челябинск, 26-28 июня 2006г.: тез. Доклада - Челябинск, 2006.- 312 с.