Статья опубликована в журнале «Пачатковая школа», Минск, № 3-8 за 1997 г.
Развиваем творческое мышление
Проблемой развитиятворческих способностей детей серьезно интересуются сегодняпсихологи, педагоги, родители.Большое внимание уделяется воспитаниюв ребенке качеств творческой личности, сильного мышления.Этомуспособствует приход в детские сады и школы педагогов,применяющихоснованные на ТРИЗразработки.Применениепредлагаемой системы настольных развивающих игрвпрактике общения, воспитания и обучения ребенкапозволит, по мнению автора,сделать процесстворческого развитияличности более увлекательным длядетей и взрослых.
Предлагаемая вниманиючитателей статья состоит из трех частей:Часть1 - Обзор системы настольных развивающих игр. Часть2 -Применение игры "Хоровод сказок”науроках "Мир Человека” по методикеС.Гин. Часть3 - Применение игры "Хоровод сказок” для обучения элементамсистемного мышления
ЧАСТЬ 1 ОБЗОРСИСТЕМЫНАСТОЛЬНЫХРАЗВИВАЮЩИХИГР
Педагогика творчества строится на принципиальной посылке: "учение должно быть радостью”. Эволюцией выработан мощнейший механизм увлекательного обучения и тренировки - игры, необычайную притягательность которых ( и отнюдь не только вдетстве) знает каждый.Игры как вспомогательное средство в обучении использовались в той или иной мере всегда. Последние десятилетия все шире распространяются способы обучения,основанные на играх - деловые и ролевые игры, метод конкретных ситуаций, метод погружения, компьютерные обучающие системы и т.п.
Воспитатели иучителя на занятиях вводят элементы методов поиска новых решенийи развитиятворческого воображения - фокального анализа,мозгового штурма,синектики,метода гирлянд ассоциаций, морфологического анализа, фантограмм,ТРИЗ. Педагогам,стремящимся обучать по-новому, нужны новые"вспомогательные инструменты”.
Автор разрабатываетсистемунастольных печатных игр, призванныхоблегчить и детям, ивзрослымпуть к овладению методологиейтворческого поиска.
Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной стратегиис помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.
Опубликовано: Тезисы докладовнаучно-практической конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ». Петрозаводск, 18-20 июля 2003г.
В докладе описанасистема настольных, ролевых и компьютерных игр для обучения элементам ТРИЗ. Приводится таблица, по которойможно выбрать игру для обучения тому или иному ТРИЗ-навыку.
В последние годынаметился рост интереса к обучению ТРИЗ со стороны системы образования. Элементы ТРИЗ преподают и в детских садах, и в начальной и средней школе, в педагогических колледжах и технических ВУЗах, в системе повышения квалификации работников образования. При этом до сих пор нет стандартов на ТРИЗ-обучение, и каждый преподаватель «даёт» такие составные части ТРИЗ, какие именно он считает нужным для своих учеников-слушателей, и в таком объёме часов, какой «спущен» сверху, то есть исходя из возможностей надсистемы. ТРИЗ – это очень сложная система взаимосвязанных приёмов, методов, стандартов, закономерностей, и на освоение её до уровня когнитивного творческого навыка нужно очень много времени.
Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников(на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007
Настоящее исследование посвящено развитию творческих способностей детей. Очевидно, что становление творческих качеств личности начинается уже в дошкольном возрасте. Между тем традиционное понятие «творчество» как создание нового и культурно-значимого продукта (Кудрявцев Т.В., Рубинштейн С.Л., Ярошевский М.Г. и др.) не всегда применимо к дошкольникам, которые не создают нечто значительное для культуры.
Для описания творческого процесса в разных сферах жизнедеятельности дошкольника наиболее адекватным является термин «творческая позиция», котораяпроявляется в самых разных ситуациях жизнедеятельности ребёнка. Творческая позиция ребёнка является фундаментальной предпосылкой становления творчества как стиля жизни человека и творческих способностей в специальных областях.
творчество, творческая позиция, креативный ребенок, дошкольник, идея, обучение ТРИЗ, психология творчества, акмеология, развивающая игра ТЕРЕМОК СКАЗОК, игры по ТРИЗ, игры со сказками, развитие речи дошкольников
Все мы хотим видеть своихдетей умными, сообразительными, творчески мыслящими, самостоятельными. Это невозможно без обучения. А обучение в последнее время,к счастью, все больше связывают с играми.
Умеем - играючи! Именно так, интересно и увлекательно, построено обучение детей в игре «Теремок Сказок». «Теремок сказок» - это название игры, которая состоит из сюжетных картинок (с отверстиями разных форм и размеров)известных ребенку сказок и вкладышей с героями.
развивающая игра ТЕРЕМОК СКАЗОК, творчество, креативный ребенок, идея, обучение ТРИЗ, психология творчества, акмеология, восприятия, мышление, воображение, память, речь дошкольника, игры по ТРИЗ для дошкольников
В статье приведены результаты экспериментально-психологического исследования развития творческой позиции дошкольников. Описан разработанный для её формирования метод – игры с открытыми правилами (с противоречиями) «ТЕРЕМОК СКАЗОК». Описана процедура формирующего эксперимента. В этой игре со знакомыми ребенку сказкамивоспитатель предъявляет ему противоречие, связанное с наличием в сказке «чужого» героя, и предлагаетиспользовать способы разрешения этого противоречия, основанные наметодах активизации творческого мышления. Приведены примеры игровых заданий. Проанализированы линии развития поведения, мышления, воображении и речидетей при решениипротиворечивых ситуаций. Описаны этапы развития творческой позиции старших дошкольников. Приведены результаты констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной и контрольной группах детей.
детское творчество, развивать речь, творческие способности, творческая позиция, развитие творческой позиции, игры с открытыми правилами, игры с противоречиями, старшие дошкольники, игры со сказками, развивать дошкольников, сочинение сказок, «ТЕРЕМОК СКАЗОК», игры по ТРИЗ
на диссертацию Н.А.Козыревой «Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием)», представленную на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология
Официальный оппонент,
доктор психологических наук,
профессор
В.Т.Кудрявцев
4.03.2007
Насыщенная экспериментальным материалом и во многом «практико-ориентированная» диссертация Н.А.Козыревой фактически охватывает фундаментальную тематику природы детского творчества, его критериев, условий, закономерностей и механизмов развития. Вероятно, именно то, что автор избрал не «кабинетный» и даже не лабораторный способ работы в русле данной тематики, а попытался выстроить содержание этой работы в процессе живого творческого общения с детьми и педагогами, обусловило, в том числе, теоретическую весомость полученных ею результатов.
В игре ребёнок учится создавать оригинальные сюжеты с помощью карточек с картинками из знакомых авторских и народных сказок. Методика содержит систему заданий разного уровня сложности. Может использоваться для одного ребёнка (в семье) и для группы детей (в центрах развития или в детском саду).
Среди основных преимуществ :
вариативность (от 30 до 110 вариантов игр с одним комплектом),
описания - 30 игр в одном комплекте (на развитие речи, воображения, логического и творческого мышления, коммуникативных навыков),
этапные уровни сложности,
описание творческих приемов (приёмы РТВ - ТРИЗ)
уникальная технология «игры-противоречия».
Один игровой набор «ТЕРЕМОК СКАЗОК» позволит вам несколько лет работать над развитием творческого и логического мышления ребенка в увлекательной игровой форме!
При выполнении игровых заданий по методике «ТЕРЕМОК СКАЗОК» у ребенка развиваются: (см. подробнее...)