акмеология, психология творчества, творческая личность, креативность, патенты, изобретения, научно-техническое творчество, изобретатели игр, игрушки-изобретения, психолого-акмеологическое исследование, исследование акме: мотивационного компонента акме, операционно-технического компонента акме, субъектно-динамического компонента акме, секрет творчества, методы творчества, типовые приемы изобретательства, ТРИЗ
Обоснование подхода
Изучение психологии творчества в современной ситуации научно-технического прогресса является важнейшей темой, но, как отмечает М.Г. Ярошевский «это требует от нашей науки новых исследовательских программ, новых теоретических схем, интегрирующих в самой сердцевине психологического познания - его теоретических моделях и эмпирических орудиях - личностное, социальное и предметно-созидательное в общении человека с миром» [1].
Такую новую теоретическую схему мы пытались найти для изучения психологических характеристик изобретателей игр по продуктам их творчества, используя акмеологический подход. Акмеология изучает процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности, достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. И.Н. Семёнов вводит концепцию творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала [2]. Этот положение даёт нам основание для того, чтобы использовать акмеологический подход к анализу творчества изобретателей, понимая, что изобретательство не является для них «профессией» в общеупотребительном смысле этого слова, но получение патента является «творческим акме», что, по И.Н. Семёнову, является эквивалентом профессионального достижения.
Применение этого подхода в контексте поставленных нами задач позволило выстроить стратегию конкретного психолого-акмеологичекого исследования. Она включает:
- Исследовательскую составляющую (анализ продуктов творчества всех изобретателей игр России за 1971-2002 годы);
- Диагностическую (разработка критериев оценки акме и выявление различных уровней их проявления в творчестве изобретателей игр);
- Проектировочную (создание игровых методик на основе акмеологических технологий для развития выявленных в работе составляющих акме изобретателей игр).
Методика исследования
Объектом нашего исследования стали описания изобретений, выданных в СССР в 1971-2002г. в области игр и игрушек, всего 2152 изобретения [3]. Был разработан критериально-диагностический аппарат, который позволяет описать общие и особенные характеристики изобретателей игр по совокупности описаний изобретений, используя для выявления
а) мотивационного компонента акме - «уровни целеполагания»; формулу и таблицу «целевой профиль изобретательской активности»; характер мотивации;
б) операционно-технического компонента акме - коэффициенты дивергентности, гибкости, быстроты, переноса; количество использованных типовых приёмов и закономерностей по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);
в) субъектно-динамического компонента акме - тип творческой активности.
Для изучения операционно-технических характеристик творческой деятельности был проведен патентно-технический и количественно-качественный анализ. Анализируются изобретения, выявляются проявленные изобретателями игр "индивидуальные методы творчества” особенности креативности, дивергентности, гибкости, переноса, быстроты, типовых приёмов, эффектов и закономерностей развития систем по ТРИЗ.
В данном докладе мы остановимся лишь на результатах исследования только одной из операционно-технических характеристик творческой деятельности изобретателей игр, а именно – на использовании в их изобретениях элементов ТРИЗ (типовых приёмов, эффектов и закономерностей развития систем).
Нас интересовал вопрос: присуще ли использование элементов ТРИЗ творчеству только наиболее «продуктивных» изобретателей? Будут ли они наблюдаться у авторов с меньшей творческой продуктивностью, или у начинающих изобретателей?
Для ответа на этот вопрос мы выборочно исследовали описания изобретений лидеров (от 20 до 35 изобретений), авторов из «средней группы», количество изобретений у которых от 10 до 19, и «начинающих» авторов (от 1 до 9 изобретений).
ТЕКСТ пропущен
ВНИМАНИЕ! Полный текст статьи высылается по запросу на
Результаты исследования
Предложенная нами методика количественно-качественного анализа операционно-технических характеристик творческой деятельности изобретателей игр позволила описать индивидуальный творческий стиль каждого автора дистанционно, на основе анализа продуктов их деятельности (описаний изобретений). При этом у каждого автора – и лидирующих по количеству изобретений, и начинающих – оказывается возможным выделить индивидуальный творческий стиль.
Прямой связи между элементами ТРИЗ и продуктивностью творчества изобретателей не выявлено. Их используют и начинающие авторы (3 изобретения), и лидеры (более 20). Лидер по количеству изобретений Р.Л. Фельдман (имеет 35 изобретений) использовал 10 типовых приёмов ТРИЗ, а отстающий от него в два раза по количеству изобретений В.М. Таран (17 изобретений) в то же время опережает его по количеству использованных приёмов ТРИЗ (15 приёмов).
В использовании типовых приёмов, эффектов и закономерностей развития систем, описанных в ТРИЗ, тоже удалось выявить яркие индивидуальные различия авторов. От полного неиспользования элементов ТРИЗ (Генель В.С.), до очень широкого их применения в творчестве В.А. Кайе (17 приёмов и три закономерности развития систем).
Все полученные индивидуальные результаты использования элементов ТРИЗ изобретателями игр были обработаны и сведены в таблицу 2.
Мы видим, что:
- не все типовые приёмы ТРИЗ представлены в творчестве изобретателей игр;
- частота использования различных приемов имеет ярко выраженный индивидуальных характер;
- геометрические эффекты слабо представлены в творчестве изобретателей игр;
- имеются не описанные в ТРИЗ «авторские» типовые приемы, которые заслуживают дополнительного изучения и включения в информационный фонд ТРИЗ
Проведенное исследование послужило научной основой для разработки методики обучения типовым приемам изобретательства с помощью игрушек «Неваляшка учит изобретать» и компьютерной обучающей игры «Научи Неваляшку кланяться».
Таким образом, руководствуясь акмеологическим подходом, представилось возможным не только провести анализ уже созданных творческих продуктов в сфере игр и выявить некоторые личностные психологические характеристики их авторов, но и предложить практические методы для саморефлексии и саморазвития изобретателей игр. Они послужат основой для прогнозирования и проектирования будущей игровой среды, для выявления путей и способов развития творческой личности.
Литература
1. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. – 1985, № 6. - с. 14-26.
2. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. - Запорожье, 1992.
3. Козырева Н.А. Пространство игры и игрушки в изобретательском творчестве// Московская игротека.Вып.3, М., 2003,С.34-45.
4. Козырева Н.А. Пространство игры и игрушки в творчестве советских изобретателей.
http://www.trizland.ru/trizba/books/1752
5. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняске, 1989
6. Викентьев И.Л., Ефремов В.И. Кривая, которая всегда вывезет. Геометрия для изобретателей. В кн.: Правила игры без правил/ сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1989. – 280с.
Что ещё можно почитать по этой теме:
Козырева Н.А. Пространство игры и игрушки в творчестве советских изобретателей (1971-1992г.г.)
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-16
Козырева Н.А. Анализ российской изобретательской деятельности в области игр и игрушек, 1971- 2002 г.г. http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-17
Козырева Н.А. О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО»
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53
Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности в отечественной и зарубежной литературе
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66
Козырева Н.А. Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов изобретателей игр
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52
Козырева Н.А. Операционно-технические характеристики творческой деятельности изобретателей игр (элементы ТРИЗ) (рукопись)
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-18
Козырева Н.А. Субъектно-психологическое описание характеристик конкретных изобретателей игр по продуктам их творчества
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-65
Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67
Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной стратегии с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25
Козырева Н.А. Методика обучения элементам ТРИЗ с помощью игрушки "Неваляшка"
http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-1
Козырева Н.А. ТРИЗ: Рассылка "Изобретаем Неваляшку"
http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/8-1-0-3
http://www.trizland.ru/trizba.php?id=161
Козырева Н.А.. Компьютерная игра "Неваляшка учит изобретать" (ТРИЗ)
http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-4
http://www.triz-journal.com/archives/2002/08/a/index.htm
Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21
Козырева Н.А. Развитие творческой позиции старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23
Козырева Н.А. ТЕРЕМОК СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество. - М.: Школьный психолог. 2007, № 9. http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-22
|