ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 26.12.2024, 10:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Акмеология [11]
Психология развития [9]
О методах активизации творчества [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Психология » Акмеология

Субъектно-психологическое описание характеристик конкретных изобретателей игр по продуктам их творчества (СКАЧАТЬ ТЕКСТ)
07.02.2009, 22:43

Общее, особенное и индивидуальное в характеристиках субъектно-деятельностного акме

                Поскольку автор статьи имеет 4 изобретения в области игр, было интересно  провести самоисследование и сопоставить свои результаты с другими авторами.  Приведём все зафиксированные в нашей базе данные относительно собственных творческих продуктов, и определим мотивационный, операционно-технический и  субъектно-динамический компонент. Исходные данные:

1) 1992г. А 63Н 15/06 № 1819394 Игрушка: расширения игровых возможностей. Уровень целеполагания: Деятельность (Д);

2) 1995г. А 63Н 33/08 № 2037324 Конструктор: выработка навыков составления и комбинирования узоров вязания, развитие творческого  воображения при моделировании и составлении выкройки трикотажного изделия, а также облегчение составления выкроек изделий путём использования шаблонов. Уровень целеполагания: Личность (Л);

3) 1998г.  А 63 F 3/04  № 2111785  Настольная игра: повышение занимательности, информативности игры, обучение системному подходу, принятию решений в условиях реальных жизненных ситуаций - риска, неопределённости, конфликта. Уровень целеполагания: Личность (Л);

4) 1999г. А63 F 3/06  ПМ  № 10102 Игра в карты: повышение занимательности и информативности игры. Уровень целеполагания: Деятельность (Д).

Мотивационный компонент

На основании  исходных данных мы можем записать формулу уровней целеполагания:

Ц (Козырева Н.А, 4) =  2Д+2Л                                                                          (1)

и свести данные формулы в таблицу 1.

Таблица 1.

Целевой профиль изобретательской активности  ФИО:  Козырева Н.А. (4) Годы: 1992-99

                                     ВНИМАНИЕ!!!!  ТАБЛИЦА ВЫСЫЛАЕТСЯ ПО ЗАПРОСУ НА e-mail nellydelf@mail.ru

 
Проанализируем  - что могут сказать нам об авторе формула и профиль целевой изобретательской активности. В формуле целевой изобретательской активности сразу обращает на себя внимание, что заявленные уровни целей достаточно высоки при пока невысокой творческой продуктивности. Однако формула не показывает нам сферу интересов автора – это отображает профиль целевой изобретательской активности. В нём мы видим, что  реализует свои цели автор в трёх различных видах игр, т.е. сразу демонстрирует интерес к широкому кругу игр.

Что касается модальности мотивации, то по названиям и целям изобретений автора мы не можем отнести их к какой-либо из выделенных нами модальностей мотивации. В названиях изобретений нет ни выраженной Я-концепции, ни имён близкого окружения, ни обозначения мест или национальностей, не прослеживается по целям изобретений особая авторская программа в отдельном виде игр или построении особого авторского мира игры.

Саморефлексия мотивационного компонента:

Действительно, при создании своих изобретений я сознательно старалась поставить более интересные цели (которые зафиксированы как «высокий уровень целеполагания»), чтобы создать более насыщенные развивающим эффектом игры и игрушки чем те, которые я видела – как на прилавках магазинов, так и  патентной библиотеке. И широта интересов к различным играм также зафиксирована совершенно точно. Так же точно не зафиксирована модальность мотивации – поскольку она была сугубо внутренней, личностной, и никак не отражалась в целях и названиях моих изобретений.

 

Операционно-технический компонент

Результаты патентно-технического анализа четырёх изобретений Козыревой Н.А. можно представить в следующем виде:

Все изобретения относятся к разным рубрикам МКИ (коэффициент гибкости  кГ =  4).

Переноса схем решений на другие свои изобретения не зафиксировано (коэффициент переноса  кП = 0).

Коэффициент  дивергентности  кД=10,25 (41 пункт формул из./4 из.)

Коэффициент быстроты кБ =  0,5  (4из./8 лет)

Элементы ТРИЗ в изобретениях:

Количество выявленных типовых приёмов –  6.

Количество выявленных закономерностей развития систем –  нет.

Количество выявленных геометрических эффектов –  нет

Использована жизненная стратегия творческой личности – 1 раз.

                По этим коэффициентам можно сделать предположение о высокой вариативности и гибкости мышления автора  (кД= 10,25, кг =4). Прослеживается целенаправленное применение нескольких приёмов ТРИЗ, в частности, индивидуальный творческий стиль – использование нескольких приёмов в изобретении одновременно. Все решения отличаются разнообразием (нет переноса ранее опробованных схем на другие изобретения). Однако скорость продуцирования технических решений уровня изобретений невысока (кБ=0,5).

Саморефлексия операционно-технического компонента

                Меня интересовали разные игры, что правильно зафиксировано в коэффициенте гибкости кГ =  4.

К каждому варианту основного технического решения  мною специально разрабатывались от 6 до 20 зависимых пунктов формулы изобретения, что и нашло отражение в  высоком коэффициенте дивергентности кД=10,25. При их создании осознанно использовались типовые приёмы ТРИЗ, поскольку к тому времени, как я занялась разработкой игр, был личный позитивный опыт  их применения  при решении технических проблем в области сварки (и получила два а.с. на изобретения, которые в рамках данной работы не учитываются). Наиболее часто (в каждом изобретении) я использовала типовой приём «принцип дробления» – 4 раза. Но в а.с. 2111785 «Настольная игра»  этот приём был применен не столько к  элементам игры, сколько к одному из элементов ТРИЗ, а именно - жизненной стратегии творческой личности. Наиболее сложным было  вычленить общие этапы жизненного пути для участников инновационного процесса (изобретателя, промышленника и торговца), и «раздробить» жизненные задачи на  отдельные блоки, которые затем  стали основой игрового поля. Использование типовых приёмов вовсе не предполагает простоты решения, поскольку, даже зная «что делать» остаётся нерешённым вопрос – «а как именно это сделать». Вот над этим вопросом я думала около года при разработке данной игры. В трёх других изобретениях я использовала не один типовой приём, а разные связки сразу из трёх типовых приёмов. Это требовало размышлений, поэтому и «скорость» получения патентов невысока – все творческие решения тщательно анализировались, отсеивались несущественные.

                Таким образом, вышеприведенные коэффициенты правильно отражают результат операционно-технических составляющих творческой деятельности при создании изобретений, но при этом внутренние механизмы индивидуального творчества не подлежат раскрытию, это задача других методов исследования.

 

Субъектно-динамический компонент

Поскольку динамика получения патентов – один патент в год, причём с перерывами (1992, 1995, 1998, 1999), то мы можем отнести такой вид субъектной активности к «точечному». Нет ярко выраженного «взлёта», который мы могли бы охарактеризовать как акме.

Саморефлексия субъектно-динамического компонента

Действительно, моя творческая деятельность как изобретателя разворачивалась постепенно и равномерно. Однако каждое получение решения о признании каждого моего технического решения  патентом являлось, несомненно, событием высокой личностной значимости, причём событием такого уровня, равного которому не было в тех профессиональных сферах деятельности, которыми я занималась в разные годы своей жизни. И эмоциональная значимость для меня такого события субъективно осознавалось как преодоление планки "мирового уровня”, как выигрыш чемпионата мира "по играм”, то есть как личностное акме. При этом и сам процесс "нахождения” нужного творческого решения, после долгой работы над каждым изобретением, тоже переживался мною эмоционально как значимое личностное событие, как достижение. Но – достижение внутреннее, поскольку не было "внешней оценки”. И поскольку  таких найденных мною решений было гораздо больше, чем поданных заявок на изобретения и полученных патентов, то на основании собственных субъективных ощущений от этих событий, считаю, что официальное признание  всё же более подходит под понятие "акме”.

Если продолжить ряд значимых для меня фактов, связанных с изобретениями, то необходимо отметить ещё два важных события. Первое - момент внедрения изобретения в производство, радость от получения первых отпечатанных игр. Второе - длительный период после этого, когда я имела возможность наблюдать "взаимодействие” созданного мною объекта (игры) с субъектами (детьми и взрослыми), переживая чувства удовлетворённости своим произведением, реализацией заложенных в нём смыслов (а иногда и чувство неудовлетворённости, желание изменить созданное).

 

Почитать о результатах  исследования продуктов творчества других  изобретателей игр:

Фельдмана Р.Л., http://kozyreva.ucoz.ru/load/16,

http://kozyreva.ucoz.ru/load/izobretatelskoe_tvorchestvo_feldmana_r_l/31-1-0-163

                                                                          

Лазарева К.П., http://kozyreva.ucoz.ru/load/16,

http://kozyreva.ucoz.ru/load/izobretatelskoe_tvorchestvo_lazareva_k_p/31-1-0-162

 

Кайе В.А., http://kozyreva.ucoz.ru/load/16,

 http://kozyreva.ucoz.ru/load/izobretatelskoe_tvorchestvo_kaje_v_a/31-1-0-161

 

Свинаренко А.С., http://kozyreva.ucoz.ru/load/16,

 http://kozyreva.ucoz.ru/load/izobretatelskoe_tvorchestvo_svinarenko_a_s/31-1-0-164



Вернуться к обсуждению результатов анализа  творчества ведущих  изобретателей игр с помощью предложенного критериально-диагностического аппарата:  http://kozyreva.ucoz.ru/load/16, http://kozyreva.ucoz.ru/load/kozyreva_n_analiz_tvorchestva_vedushhikh_izobretatelej_igr/16-1-0-160
 




Что еще почитать по этой теме:

 

Козырева Н.А. О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО» СКАЧАТЬ ТЕКСТ

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе         

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66

 

Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

Козырева Н.А. Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52

 

Козырева Н.А.   Операционно-технические характеристики  творческой деятельности  изобретателей игр (элементы ТРИЗ) (рукопись) http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-18

 

Козырева Н.А. Элементы ТРИЗ в творчестве российских изобретателей игр (1971-2002) 

TRIZ-Fest, Москва, 2007
http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-19

 

Козырева Н.А. Акмеологические аспекты ТРИЗ-педагогики  как фактора, способствующего достижению субъектно-деятельностного акме учителя

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-15

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 

Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21

 

Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 

Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК  СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество. - М.:  Школьный психолог. 2007,  № 9.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-22


Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" - где купить

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/kupit_teremok_skazok/2010-06-27-2

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК»: авторская игровая методика развития творческого мышления. 30 развивающих игр-занятий со сказками для детей 4-7 лет.  Пособие для родителей. - М., 2009 http://teremok-skazok.ucoz.ru/load/posobie_dlja_roditelej_quot_teremok_skazok_quot_30_razvivajushhikh_igr_s_rebjonkom/1-1-0-16

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» -110 развивающих игр со сказками. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/110_razvivajushhikh_igr_so_skazkami_teremok_skazok/2010-07-28-3

 

Кудрявцев В.Т. Отзыв на диссертацию Н.А. Козыревой. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/publ


Н.А. Козырева. Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"  для  преподавания отдельных элементов ТРИЗ. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load

 

Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ с игрой «ТЕРЕМОК СКАЗОК»

      http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/vospitateljam_detsadov/2

     

      Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ на основе сказки «Красная Шапочка»,      http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/vospitateljam_detsadov/2

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» в работе логопедов. М., 2010. http://teremok-skazok.ucoz.ru/load

 

Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия). - М., 2010, http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

 

       см. также

http://antscon.ucoz.ru/load/4

 
Категория: Акмеология | Добавил: kozyreva | Теги: акмеология, акме, Козырева Н., инновационное предпринимательство, оценка изобретений, инженер игрушек, психология творчества
Просмотров: 9135 | Загрузок: 72
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz