Необычное занятие в творческой мастерской "Дети- изобретатели",Н.Н. Хоменко провел, когда был в Москве. Вместе с детьми, которые уже в столь юном возрасте (9-12 лет) занимаются теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ), он рассуждал о том, зачем вообще нужно изобретать что-то новое? Как спрогнозировать будущее различных предметов?
Хоменко показал детям Альтшуллеровскую схему сильного мышления. Они поговорили про бесконечность трех осей схемы сильного мышления и про бесконечное количество экранов по каждой из этих трех осей: Время (1); Иерархия систем (2); анти-системы (3).Развитие мышления по этой схеме ставит перед собой классическая ТРИЗ. С помощью этой знаменитой схемы сильного мышления (один из инструментов ТРИЗ увеличивать силу своего мышления можно до бесконечности. Дети пришли к выводу, что же на самом деле значит "думать". Освоили некоторые понятия из физики, химии и многие другие необычные вещи, которые понадобятся изобретателю для усовершенствования пока что привычных предметов, придания им в будущем необычных, фантастических свойств.
Ссылки на некоторые публикации Н.Н. Хоменко, которые будут полезны педагогам и родителям, ПОСМОТРЕТЬ
Михаил ведет активный здоровый образ жизни, замечательно играет на гитаре,переводит с английского. Его сайт - http://www.cmmogilev.narod.ru/
ГУБИМ ДЕТЕЙ СОЗНАТЕЛЬНО ИЛИ ПО НЕВЕЖЕСТВУ?
Дети - наше будущее, наше продолжение. Это - самое дорогое, что у нас есть, даже если осознаём мы это слишком поздно. От их гармоничного развития зависит не только их будущее, но и будущее нашей общей семьи - нашей Родины, нашей Беларуси. Глядя на мирно играющих в песочнице детей, никогда не подумаешь, какая угроза над ними нависла уже сегодня.
Предыстория: Мой друг-дизайнер, студент Иерусалимской Академии Искусств, в предверии сессии взмолился о помощи.
Ему дали простенькое задание - создать композицию из красного кружка и текста в 250 символов. Казалось бы, такое легкое задание не требует дополнительной помощи. Но ко времени сессии творческие силы растрачены за семестр на более серьезные задания, и сгенерировать достойную идею все сложнее.
От меня требовалось подсказать графический ход, какую-то идею, и я решила провести эксперимент - использовать изобретательские приемы ТРИЗ для решения арт-задачи.
Нестеренко А.А. - кандидат педагогических наук, ТРИЗ-специалист, занимается ОТСМ-ТРИЗ-педагогикой
Участвовала более чем в 20 научно-практических конференциях по ТРИЗ и ТРИЗ-педагогике. В 2002 г. была приглашена в качестве ключевого докладчика на 2-ю конференцию Европейской Ассоциации ТРИЗ (Страсбург), в 2007 году выступила с ключевым докладом на конференции Института Альтшуллера TRIZCON2007 в Луивилле (США).
Опубликовала более 30 статей в Российских журналах: «Школьные технологии», «Пачатковая школа», «Педагогические технологии», «Журнал ТРИЗ», «Технологии творчества» и книгу «Страна Загадок» (1992).
Провела более 30 учебных курсов по ТРИЗ- и ОТСМ-ТРИЗ педагогике в России (Ленинград, Жуковский, Челябинск, Череповец, Калининград, Ульяновск, Петрозаводск), Украине (Киев, Запорожье), Беларуси (Минск), Китае (Харбин), в том числе – совместные курсы с преподавателями А.Б. Селюцким, Э.С. Злотиной, В.М. Петровым, М.С. Рубинным, М.С. Гафитулиным, И.Н. Мурашковской, Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун, Г.В. Тереховой.
Подробнее резюме и ВСЕ РАБОТЫА. Нестеренко можно посмотреть
Далее -«выжимки» из нескольких статей А.Нестеренко, посвященных обучению творчеству.
Жил-был Дельфиненок. Он очень хотел стать артистом. А для этого он cтаралсяпридумать что-нибудь такое, чего никто из дельфинов не умеет.
- Смотрите, смотрите, чему я научился! - радостно закричал он взрослым дельфинам из своей стаи. - Я умею выпрыгивать из воды высоко-высоко, выше волны!
- Малыш, ты молодец, но мы все умеем выпрыгивать из воды, это не очень интересно.
Дельфиненок огорчился, но не разрешил себе долго расстраиваться. Он опять придумал кое-что новое.
Жила-была в глубине моря Маленькая Рыбка. Вода в этой части моря была темной, холодной, ведь поверхность воды была очень высоко - свет и тепло не могли сюда проникнуть. Поэтому у рыб, живущих вокруг, были большие глаза, а некоторые из них даже могли светиться тусклым светом. Как-то раз, укладывая спать Маленькую Рыбку, мама-рыба рассказала ей удивительную сказку.
- Высоко-высоко над нами, там, где кончается вода…
- А разве есть такое место, где кончается вода? - удивленно спросила Маленькая Рыбка.
- Не знаю, может и есть, - ответила мама-рыба. - Это же сказка. Так вот, там находится чудесная Рыбная страна. Там все время тепло, много еды – мелких рачков и водорослей. А главное, там начинается воздушное море. В этом воздушном море совсем нет рыбы, оно синее-синее и все сверкает.
Комаров Александр ЮрьевичРуководитель инвестиционного департамента ЗПИФ венчурных инвестиций «Максвелл Биотех», внештатный эксперт «Национального содружества бизнес-ангелов» СБАР, преподаватель: МИРБИС, МГУ (Корпоративный университет «Система»). Автор спецкурса "Привлечение бюджетных и внебюджетных инвестиций в условиях кризиса: формы и методы"
Ключ Наталия ВалериевнаЭксперт-консультант МИВТ-Центра, преподаватель Московскойфинансовой академии, ГАСИС. Преподаватель курсов развития творческого воображения,повышения стрессоустойчивости, презентации проектов перединвесторами.
Тимохов Виктор ИвановичКонсультант-эксперт по ТРИЗ. Преподает и консультирует в области креативного маркетинга, управления, стратегии развития бизнеса, решения технических и бизнес-задач, создания уникальных товаров и услуг. Автор развлекательно-развивающего сайта trizland.ru.
Подкатилин Алексей ВасильевичИзвестный в мире специалист по ТРИЗ. Имеет 34-летний опыт технического консультирования. 26 лет преподает ТРИЗ и ТЭР (технологию эффективных решений)
Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогических технологий социально – педагогического колледжа г. Ульяновска, ТРИЗ-специалист, участник Международного проекта «Джонатан Ливингстон» (координатор проекта Н.Н.Хоменко, Страсбург, Франция),руководитель 10-ти экспериментальных площадок по использованию ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном и школьном образовании России
Владимир Красноухов, известный изобретатель логических, занимательных игр и головоломок, член Нидерландского Международного клуба изобретателей головоломок, постоянно ездит на международные чемпионаты.
Ирина Новичкова тоже изобретает головоломки и давно работает вместе с Красноуховым.
Механические головоломки общеизвестны и очень популярны.
Самые простые из них можно давать детям 2-2,5 лет для развития интеллекта, пространственного мышления. Целью игры может быть:
·собрать целостную модель (Кубик Рубика, Змейка, Пирамида);
разобрать сложное соединение деталей (Гвозди, Резинки, Узлы);
собрать целую картину из множества деталей (паззлы);
вывести объект из специальной локации или довести до локации (Лабиринт, Куб);
выстроить разрозненные объекты в определенном порядке (Пятнашки, другие игры на перестановку объектов на поле).
В более старшем возрасте – от 4-х лет, детям становятся доступны десятки других видов головоломок
Все головоломок ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ для развития интеллекта, пространственного и образного, нетривиального, нестереотипного мышления детей.
Они позволяют также родителям занять ребенка во время длительных поездок.
Поразгадывать вместес ребенком головоломку может папа – для него это окажется достойным мужчины занятием.
Так что, уважаемые женщины, имейте в виду, что головоломки можно использовать в качестве подарка для мужчин и не только! Стоитпосмотреть на те красивые загадки, которые представлены на официальной странице российских изобретателей головоломок Владимира Красноухова и Ирины Новичковой - Планета Головоломок - http://www.planetagolovolomok.ru