1. НАВЫК ТВОРЧЕСТВА ( Об использовании системного подхода для освоения приема "Точка зрения")
Начнем разговор - о навыках творчества. О том, как некоторые понятия ТРИЗ позволяют научить фантазировать. О том, что могут 8 - 9-летние дети.
Под разговоры о "звездных" детях, о редких личностях, с богатой фантазией - видятся почему-то иные картины: отрешенные, растерянные взгляды малышей, впервые осознавших: они не могут ничего выдумать, они - неинтересны… За это даже не ругают, не ставят двоек: школа, конечно, не всегда справедлива к детям, но все же требует, как правило, то, чему действительно может научить. Навыки счета, чтения, даже грамотного письма - это другое дело, это по силам почти всякому. А творчество - не каждому дано.
В нашем классе, где второй год идет тризовский эксперимент, двойки за сочинения тоже не ставятся. Но, кажется, нет у нас ни одного маленького человека, не ощутившего хотя бы однажды законную гордость: могу придумывать, нашел идею, получилось то, чего ни у кого другого в мыслях не было! Скромная эта победа в море профессиональных проблем дает мне право поделиться с коллегами опытом, наработанным при помощи ТРИЗ.
2. "КИТ И КОТ" (один прием придумывания сказок)
В занятиях РТВ с детьми неизбежно наступает момент, когда от решения сказочных задач, генерации "волшебных" идей, составления загадок пора перейти к более серьезному и самостоятельному творчеству - созданию сказки. К такому важному этапу преподаватель подходит почти с "пустыми руками" [Некоторые приемы создания сказочных сюжетов описаны в книге Дж. Родари "Грамматика фантазии" (М., "Дет. пит.", 1978). Наиболее интересен "бином фантазии"]. Данная работа - попытка восполнить этот пробел.
Предлагаемый прием позволяет придумать сюжет сказки. Идея работы принадлежит Г.С.Альтшуллеру, а метод "подсмотрен" в известной сказке Б.Заходера "Кит и кот" [Б.Заходер "Избранное". М., "Дет. лит.", 1981].
Статья опубликована на сайте: http://www.trizminsk.org/e/prs/232026.htm
3. «ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАМ АНАЛИЗА И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ ТВОРЧЕСКИХ ТЕКСТОВ (по материалам ТРИЗ-эксперимента)»
Признаюсь: планируя работу по введению инструментов Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) в учебный процесс, я не собиралась уделять особое внимание созданию творческих текстов. Сочинительство предполагалось использовать, в основном, в развитии творческого воображения (для описания придуманных учениками фантастических объектов). Однако вскоре выяснилось, что обучение речевому творчеству на базе ТРИЗ позволяет формировать способность управлять собственным мышлением. И, что очень важно, ученики получали эти инструменты для такого управления не напрямую, «в лоб», а косвенно; осваивали их как средство достижения значимых для них целей.
Статья опубликована на сайте: http://www.jlproj.org/this_bibl/html_bibl/cre-texts.htm
4. «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
Известно: писать без вдохновения нельзя. Бывает, что ребенок выполнит все, как учили, — а работа все равно выйдет "мертвая", неинтересная. И мало сказать на уроке: погрузитесь, мол, дети, в атмосферу зимнего леса... Потому что погружаться — ведь этому тоже надо научить. Как?
Статья опубликована на сайте http://www.trizminsk.org/e/2314.htm
5. СЕКРЕТЫ ТВОРЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Долгое время меня мучил вопрос - почему многие ученики (порой - большая часть детей в классе) - равнодушны к проблемным задачам в русском языке, природоведении, математике, не воспринимают их как свои собственные, почему мотив - главный двигатель любой деятельности (и учебной - в том числе) "заклинивает" в развивающем обучении гораздо чаще, чем это предусмотрено расчетом методистов? Как получаются удачные развивающие уроки, на которых с этим двигателем все в порядке у всех детей - все хотят работать, все работают? Почему в одном случае приходится тянуть к учебной задаче со скрипом и скрежетом, в другом - урок, как легкая волна, выносит нас на самый гребень проблемы - и от полета захватывает дыхание? Есть ли рецепты, позволяющие создать мотив?
Мотив - великое чудо. Он заставляет соображать неспособных, писать - непишущих, трудиться - ленивых. Он освещает урок изнутри загадочным и мощным светом, объединяя всех его участников в едином радостном порыве. Сколько людей удивленно остановятся перед "загадкой Вашего педагогического мастерства", если Вы всего-навсего сумеете грамотно мотивировать работу своих учеников, если у Вас хватит смелости сделать этот маленький шаг вперед.
Создание мотива... Не пора ли снять покров таинственности с действительно непростой проблемы?
Статья опубликована на сайте: http://www.trizminsk.org/e/23205.htm
6. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ ЧЕРЕЗ ИХ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Как научить детей понимать, анализировать характеры и мотивы поступков литературных героев?
Этот вопрос, один из самых важных в школьном курсе преподавания литературы, можно задать иначе:
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА, ПОДРОСТКА РАЗБИРАТЬСЯ В ЛЮДЯХ, ПОНИМАТЬ ЛЮДЕЙ?
Вопрос не литературный, скорее - психологический. Но литература на сегодня - единственный предмет, где этот вопрос можно решать.
Статья опубликована на сайте: http://www.trizminsk.org/e/prs/233024.htm
7. "ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ" СЮЖЕТЫ СКАЗОК
Цели работы:
· научиться писать "элементарные сюжеты",
· освоить работу над синтезом изобретательских задач,
· получить выход на исследование характеров,
· получить навыки ведения и первичной обработки картотеки
Статья опубликована на сайте: http://www.trizminsk.org/e/prs/233023.htm
8. СТРАНА ЗАГАДОК
Проблемой развития творческих способностей детей серьезно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители. Обозначились несколько путей решения этой проблемы.
Одни специалисты подробно изучают структуру и качество творческого мышления и воображения. По существу, они проводят тренинг способностей, делая основной акцент на выполнении заданий типа: "Придумайте как можно больше различных применений данному предмету" или "Составьте предложения, включающие заданный набор слов" и т.д. Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат. Развивать творческие способности, не приучая к творчеству, на наш взгляд, все равно что учить плавать только на суше. Захочется ли когда-нибудь нашему ученику применить свои способности к настоящему творчеству? Сумеет ли он это сделать?
Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми — лепят, рисуют, играют пьески, сочиняют сказки, не особенно задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают. На всю жизнь прививая детям вкус к творчеству, они, однако, не оставляют им осознанных инструментов для самостоятельного движения вперед. Своим уникальным опытом созидания эти люди практически не имеют возможности поделиться. Ведь только осознанный, выраженный в четких правилах и приемах опыт вполне инструментален.
В этом смысле ТРИЗ дает уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое, т. е. творить, пользуясь конкретными правилами, понятиями, приемами. Основанная на объективных законах развития окружающего мира, теория решения изобретательских задач позволяет решать творческие задачи любому, кто вникнет в ее правила.
Статья опубликована на сайте: http://www.trizminsk.org/e/23105.htm
9. ДЕТСКОЕ НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО — ПОДЛИННИК ИЛИ КОПИЯ?
Конференции школьников, соросовская программа "Шаг в будущее", льготы в ВУЗах для абитуриентов, пытавшихся заниматься наукой — власть, общественность и даже Запад пытаются поддержать школы, вступившие на этот путь. Детская исследовательская работа становится престижной, этого уже не просто ждут от нас — требуют...
Очень хотелось бы начать статью именно так. Но я не рискну. Ведь творчество — как любовь: оно также требует терпения, упорства и смелости, и его также просто заменить дешевой копией, не требующей ничего, кроме денег.
Нет сомнений, детская научная работа будет развиваться, охватывая все новых учеников, новых учителей, новые школы. Вопрос в другом: оправдает ли этот процесс ожидания педагогов-новаторов? Будет ли присутствовать в нем настоящее ТВОРЧЕСТВО? Об этом и хочется повести сегодня речь.
Статья опубликована на сайте: http://www.trizminsk.org/e/251001-8.htm
|