Уникальность
Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»
Ключевая
проблема образования сегодня, при постоянных изменениях и росте новых знаний:
отсутствие мотивации педагогов развиваться самим за пределы когда-то усвоенной
в пединституте предметной «зоны комфорта», и отсутствие мотивации учащихся к
заучиванию массы стремительно устаревающей информации.
Решая эту проблему, команда Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» предлагает:
1. Выстраивать индивидуальные траектории развития для каждого
принимаемого на работу воспитателя и педагога – с учетом его
личностных интересов, выявления индивидуальных мотиваторов, профессиональных
амбиций, ключевых преимуществ, самореализации и интересов детей. Создать
систему постоянного повышения квалификации «на рабочем месте»
(сопровождение методистом-тьютором организовано дистанционно, через портал http://moodle.jlproj.org) и погружением в сетевую среду заинтересованных в
развитии этого направления педагогов (www.ta-teachers.eu). Учитель станет для ученика
мотивирующим примером успешной самореализации.
2. Повысить
мотивацию детей, учащихся к обучению за счет включения их в проектную
(межпредметную, изобретательскую, инновационную) деятельность, которая требует
актуализации и СИНТЕЗА знаний, полученных по основной образовательной
программе, а также самостоятельного «добывания» новых знаний, зачастую из
областей, выходящих за рамки школьной программы. Таким образом каждый ребёнок
получит возможность развиваться как Творческая Личность, умение работать в
реальном проектном многоязычном коллективе. Выстраивая индивидуальные
траектории развития для каждого поступающего в детсад-школу ребёнка (на основе
бесед с ним, родителями и тестирования способностей), мы планируем не только
различные уровни освоения предметов основной образовательной программы, но и
организацию включения ребёнка в те внешкольные виды деятельности, которые
помогут максимально раскрыть его способности и повысить конкурентоспособность
на рынке интеллектуального труда 21 века.
3.
Мы даём детям дополнительный к обязательным по основной образовательной
программе набор навыков. Тех новых метанавыков, которые помогут детям
быть успешными в современной динамично меняющейся жизни и сознательно строить
успешную карьеру в любой стране: умение видеть проблему (в т.ч. умение видеть
скрытые для других возможности); определять ключевые противоречия и ставить
правильные задачи для решения; разрешать противоречия; изобретать; решать
проблему; осуществлять выбранные решения, собирать для этого необходимую
команду и использовать ресурсы; прогнозировать дальнейшее развитие систем и
предвидеть появление новых проблем и задач на различных системных уровнях;
навыки понимания языков, которые они никогда не изучали (intercomprehension).
4.
Мы обеспечиваем приобретение учащимися этих универсальных навыков для решения
жизненных задач, с помощью:
·
направленного развития
системного творческого дивергентного мышления детей, используя для этого
современный инструментарий креативных методик, алгоритмических и интуитивных
(ТРИЗ, ОТСМ-ТРИЗ, морфологический анализ, синектику, OpenInnovation, др.), системы инструментов для организации информации, прямо
ориентированной на работу с проблемами;
·
разработанной нами гибкой
модульной системы творческих заданий на основе проектного
проблемно-ориентированного подхода, передающих и знания, и метанавыки
ТРИЗ изобретательства и успешного решения проблем, которые интегрально
встроены в предметы основного обучения, во все виды дополнительного
образования, в программы тематических курсов в лагерях летнего/зимнего отдыха,
в проектную деятельность по созданию новых идей, решению социальных и
технических проблем, изобретению предметов и др.;
·
разработанной нами
предметно-игровой и информационной среды, развивающей творческие
способности детей на каждом возрастном этапе развития – от детского сада до
старшей школы, с учетом сензитивных периодов развития и актуальных потребностей
личности. Игровой среды, которая «сама обучает» детей: малышей – создавать
новые сказки, в начальной школе – новые игрушки, предметы и свои мультфильмы,
дальше – решать реальные изобретательские задачи, становиться инновационным
предпринимателем. Эта среда «завлекает» детей к самостоятельному познанию и
преобразованию мира с авторской позиции Творца, развивает инновационное
мышление, учит от замысла творческого продукта переходить к его воплощению и
реализации в мире.
5. Мы
даём детям опыт самореализации и социализации, развивая их инновационное
мышление и лидерские качества - т.е. умение реализовывать свои идеи, развивая
при этом социокультурную среду Сколково. Учащиеся применят полученные
метанавыки в международных командах, участвуя в реальных исследовательских
проектах ведущих фирм мира, резидентах Сколково, с соблюдением политики
конфиденциальности. Команда ТРИЗ-специалистов разработчиков Концепции обеспечит
этот опыт молодым лидерам, сотрудничая с центрами обучения фирм, во многих из
которых организовано обязательное изучение ТРИЗ для специалистов центров
R&D. Участие старшеклассников в Start-up фирмах Сколково будет полезно для
анализа и улучшения разрабатываемой ими новой продукции: с помощью применения
метанавыков ТРИЗ по решению проблем, изобретательству,
анализу
закономерностей развития систем.
6.
Мы даём возможность родителям взаимодействовать с образовательным комплексом
на различном системном уровне: личностного развития (обучим методам раннего
развития детей) и со-творчества с детьми в проектной деятельности, тьютора,
преподавателя своей области знаний, эксперта в конкурсах, постановщика реальных
задач для ребят, инвестора в предпринимательские проекты учащихся. Это позволит
создать единое образовательное пространство в социуме Сколково, познакомить детей
с теми нерешенными научными, технологическими, техническими проблемами, которые
еще ждут своих Творцов, помочь им в профориентации.
7.
За любой небольшой период нахождения в Школе Сколково (даже за 2-3 года) за
счет модульности обучения, ребёнок любого возраста усвоит набор конкретных
навыков, дополнительных к учебным, который позволит ему более успешно
адаптироваться к другой среде, быть более мотивированным на успешную
самореализацию, искать и осуществлять свою Достойную Творческую Цель, находить
друзей и Наставников в многоязычной среде. При этом ребёнок, прошедший школу
«СОЗИДАТЕЛЬ» с детсада до 11 класса, будет иметь качественно иной и более
богатый творческий опыт, понимание реальных трудностей и опыт их преодоления,
научится «держать удар», планировать и корректировать свои жизненные планы,
осознанно строить свою самореализацию и карьеру, отношения с людьми.
8.
Концепция «Детсад-Школа «СОЗИДАТЕЛЬ» содержит универсальные модули,
которые могут быть использованы для обучения воспитателей/учителей, для решения
управленческих задач организаторами образовательного процесса, для
взаимодействия с родителями, и конечно – для обучения детей различных возрастов
и в разных видах учебной и внеучебной деятельности. Таким образом,
обеспечивается возможность тиражировать Концепцию (франчайзинг) или отдельные
её модули в разные регионы страны, хотя максимальный эффект от внедрения будет
при системном переносе всех разработанных модулей.
Концепция «СОЗИДАТЕЛЬ» разработана
многонациональным коллективом ученых и практиков, педагогов,
ТРИЗ-консультантов, имеющих опыт участия и руководства в международных
проектах. Она соединяет проверенные по
отдельности методики обучения детей метанавыкам на основе ТРИЗ в единую систему
для создания прорывной, уникальной системы - Детсад-Школа будущего, которая
станет образцом не только для всей страны, но и мира в целом.
Что
еще почитать о Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» (Конкурс «Школа Сколково»)
Миссия
школы
Уникальность Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»
Кратко
- тезисы
Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»
О
Команде разработчиков Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»
О Конкурсе «Школа Сколково»
Список
Победителей первого этапа Конкурса Отдельные материалы к Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»
Как
школа будет развивать и поддерживать предпринимательские компетенции и
инициативы учащихся
Возможность
для учащегося выстроить технологический профиль
Соответствие
возрасту образовательной, информационной среды Принципы
подбора персонала Требования
к подготовке учителя Функции
педагога и уровни их реализации Школьный
уклад Публикации
членов команды
Бояркина В.И.
Козырева Н.А.
Крохина И.Н.
Корзун А.В.
Нестеренко А.А.
Мурашковска И.Н.
Сидорчук Т.А. часть 1
Сидорчук Т.А. часть 2
Тамберг Ю.Г. Терехова Г.В. Sokol A.
Центр креативных технологий "Идеальные
решения", г. Москва
Guided Brainstorming LLC (USA)
Более подробно материалы к Концепции вы можете посмотреть на
http://skolkovo.wikispaces.com
Хочется отметить, что данная Концепция писалась под ТЗ
(и соответствующую структуру документа),
рекомендованное Экспертным советом Сколково - для команд участниц данного
конкурса. Поэтому в ряде разделов нам - для полноты Документа - пришлось
несколько раз повторить часть тезисов из нашей Концепции. Надеемся, что это не
помешает Вам вникнуть в основные мысли/положения нашей Концепции.
Мы надеемся получить, пожелания, замечания, вопросы от Вас -
и вообще - завязать дискуссию, найти партнеров. Мы постараемся ответить на все
Ваши вопросы, соображения… Пишите нам на nellydelf@mail.ru.
|