ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 01.12.2024, 04:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Акмеология [11]
Психология развития [9]
О методах активизации творчества [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Психология » Психология развития

О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО» СКАЧАТЬ ТЕКСТ
20.12.2008, 12:25

Возникновение понятия «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. Последний  понимал творчество в широком смысле слова: творить, по Аристотелю, означает создавать то, чего ранее не существовало. Это определение включает в себя не только творчество в области психического, но сюда относится и материальное воплощение замысла, его реализация.

В  различных формулировках и определениях творчества можно выделить общие существенные черты: во всех случаях речь идёт о создании чего-то нового, оригинального. Однако в понятии нового требуется уточнение. Бытует мнение, что новое следует трактовать как новое для данного субъекта, а не в общечеловеческом смысле. Известна и другая трактовка этого понятия: новизна  («оригинальность») рассматривается не в индивидуальном, а в социальном смысле, т.е. продукт творчества соотносится не с теми знаниями, которые имелись у человека до начала творческой деятельности, а с продуктами деятельности других людей. Именно такая трактовка оригинальности принята в патентном законодательстве России.

В представленных выше трактовках феномен творчества определяется через его продукт. Существует также ряд определений творчества, которые акцентируют внимание на качествах мышления творческой личности. Обобщая различные определения творчества, Холмен пишет: «Творчество представляет собой сплав восприятий, осуществлённый новым способом (Маккелланд), способность находить новые связи (Кюби), возникновение новых отношений (Роджерс), появление новых сочинений (Меррей), предрасположение совершать и создавать новшества (Лассауэль), деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерар), трансформацию опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин)»[1].

Дж. Гилфордом введены понятия «дивергентное мышление» и «креативность»[2], которые психологами с 1950г. стали употребляться как синонимы. Он указывает, что «творческий потенциал может быть определён как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению»[3]. В основе его концепции лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как тип мышления, идущего в различных направлениях. Оновные признаки дивергентного мышления таковы: способность видеть проблему; генерализованная чувствительность, чуткость к восприятию дефектов, недостающих элементов, к дисгармонии (обострённая реакция на них); дивергентность мышления (разнообразие вариантов); гибкость мышления (переключаемость на разные задачи); быстрота, количество идей в единицу времени; богатство фантазии; развитое творческое воображение.

Концепцию Дж. Гилфорда развивал Е.П. Торренс. Под креативностью Е.П. Торренс также понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях и др. Он разработал для выявления показателей креативности батарею тестов, которые позволяют определить «субъективную креативность» деятельности личности безотносительно к объективной новизне и значимости её результатов.

 



[1] Hallmann R.J. The necessary and sufficient cinditions of creativity / Creativity: its educational implications.- N.Y. –L. – Sidney, 1967, p. 21

[2] Guilford J.P. Creativity. American psychology. – N.Y. 1950

[3] Guilford J.P. Intellectual factors in productive thinking// Exploration in creativity. N.Y., 1967. p. 96
 
Что ещё можно почитать по этой теме:
 

Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе         

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66

 

Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

Козырева Н.А. Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52

 

Козырева Н.А. Субъектно-психологическое описание характеристик конкретных изобретателей игр по продуктам их творчества  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-65

 

Козырева Н.А.   Операционно-технические характеристики  творческой деятельности  изобретателей игр (элементы ТРИЗ) (рукопись) http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-18

 

Козырева Н.А. Элементы ТРИЗ в творчестве российских изобретателей игр (1971-2002) 

TRIZ-Fest, Москва, 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-19

 

Козырева Н.А.  Акмеологические аспекты ТРИЗ-педагогики  как фактора, способствующего достижению субъектно-деятельностного акме учителя  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-15

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 

Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007

       http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21

 

Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 

см. также

http://antscon.ucoz.ru/load/4

 
Категория: Психология развития | Добавил: kozyreva | Теги: акмеология, Козырева Н., психология творчества, инновационное предпринимательство, оценка изобретений
Просмотров: 13615 | Загрузок: 99
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz