ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 22.11.2024, 08:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Акмеология [11]
Психология развития [9]
О методах активизации творчества [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Психология » О методах активизации творчества

Кратко о морфологическом анализе (морфящике) СКАЧАТЬ ТЕКСТ
28.11.2008, 07:34

Н.А. Козырева

АЛГОРИТМ РАБОТЫ по методу " Морфологический анализ "
 
 1.                  Записать определение объекта (проблемы).

2.                  Определить перечень существенных элементов объекта, параметров и записать их вертикально в таблицу. Пронумеровать их буквами – А, Б, В,…

3.                  Определить перечень вариантов для каждого параметра и записать горизонтально в морфологическую таблицу. Пронумеровать каждый вариант цифрами 1, 2, 3...

4.          Подобрать новый вариант объекта, сочетая ЛЮБОЙ вариант каждого параметра. Записать вариант в виде: А3+Б2+В5+С7+Д12 и т.д. Проанализировать вариант.

5.          Использовать методы оптимизации по ЗАДАННОМУ КРИТЕРИЮ и выбрать оптимальный вариант.

 

Всего количество вариантов в таблице можно определить по формуле

N(объект) = А(n)*Б(n)*В(n)*…, где А(n) – это количество вариантов по параметру А, Б(n) - количество вариантов по параметру Б и т.д.

Морфологические таблицы существенно избыточны.

 

Рекомендации по проведению морфологического анализа:

1. Дать  необходимое ДЛЯ РЕШЕНИЯ  КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ определение объекта. Оно не обязательно должно быть энциклопедическим,  но должно включать функцию объекта, способ её достижения, возможно – некоторые характеристики, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВАС, или подсистемы объекта, которые позволяют их достичь. От корректной постановки задачи морфологического анализа (исследования) будет зависеть тот результат, который вы получите.

Пример определения: кресло - это устройство для комфортного сидения с опорой для спины и рук. Такие определения, не «привязанные» к конкретным деталям объекта, позволяют выйти на новые классы «опор», «комфортности» и т.д.

2. Составить список всех существенных морфологических признаков объекта, т. е. всех важных характеристик и параметров, которые позволяют достичь заданных в  определении целей ( в данном случае – для комфортности спины и рук).  Параметры должны иметь  одинаковую значимость  для решения проблемы.

3.  По каждому существенному признаку надо по горизонтали записать ВСЕ возможные варианты его выполнения. Наибольшую ценность имеют те варианты, которые пока не используются (или  решателю это неизвестно).

4. Новый вариант  объекта получается при сочетании ЛЮБОГО варианта  исполнения  первого признака (А) с любым вариантом второго признака (Б), третьего признака (С) и т.д.

Особенность морфологического ящика: ОН ВСЕГДА ИЗБЫТОЧЕН! И в этом – преимущество метода  морфологического анализа . При правильном составлении  он содержит ВСЕ возможные варианты выполнения объекта.

5. Но для выбора  нужного решения надо отсортировать  параметры и их варианты из морфологического ящика по определенным правилам. 



Вы можете свободно использовать мои тексты:

в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт www.kozyreva.ucoz.ru и моего мейла nellydelf@mail.ru.

 

Если будете размещать мои тексты на своих сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки на  nellydelf@mail.ru.

 

Спасибо!

Нелли Козырева

nellydelf@mail.ru

http://twitter.com/nellydelf

 

 
Подробнее о морфологическом анализе, пример морфологических таблиц см. на http://www.metodolog.ru/00915/00915.html
 
Что ещё можно почитать по этой теме, по методам поиска новых идей и решений, эвристике:

Одрин В.М., Картавов С.С. Морфологический анализ систем,- Киев: Наукова думка, 1977

 

Титов В.В. Морфологический подход http://www.metodolog.ru/00915/00915.html

 

Попов А.Б. Морфологический анализ технических объектов. Методическая разработка Минживмаш,- Люберцы, 1987.

 

Амнуэль П. МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ ФАНТАЗИИ http://www.trizminsk.org/e/246006.htm Придумайте фантастические идеи с помощью метода морфологического анализа (морфологического ящика)

 

П. Амнуэль. Удивительный мир фантазии. Недостатки морфологического метода http://www.amnuel.info/srv87.html

 

Гин Светлана. Мир фантазии. УРОК 9. Прием «Морфологический анализ» http://www.trizway.com/art/book/6_11.html

 

МЕТОДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ. Метод морфологического ящика http://www.metodolog.ru/00445/00445.html

 

Кондратьев Александр Николаевич. Морфологический ящик природы http://www.natm.ru/triz/articles/kondrat/kond01.htm


МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ БИЗНЕС-ЗАДАЧ. 

И.Л. Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС", 2002 г., http://www.triz-chance.ru/morphological_analysis.html


Кратко о методе фокальных объектов (МФО)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-4, http://kozyreva.ucoz.ru/load/33-1-0-40

  

Кратко о мозговом штурме (brainstorm)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/33-1-0-54

  

Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО»

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 

Игры и  методики для развития творческих способностей:

 

Для детей 3-7 лет:   Теремок сказок

 

Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007

       http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21

 

 

Для детей 7-12  лет:   игра «Хоровод сказок» для обучения работе с противоречиями (элементы ТРИЗ), развитию творческого воображения

 

Козырева Н.А. Игра «Хоровод  сказок»  

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-11, http://kozyreva.ucoz.ru/load/37-1-0-104

 

                 Для детей от 9 лет:  методика «Неваляшка»

Козырева Н.А.   Методика обучения элементам ТРИЗ с помощью  игрушки "Неваляшка"

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-1

 

Козырева Н.А. ТРИЗ:  Рассылка "Изобретаем Неваляшку"

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/8-1-0-3

http://www.trizland.ru/trizba.php?id=161

 

Козырева Н.А.. Компьютерная игра "Неваляшка учит изобретать" (ТРИЗ)

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-4

http://www.triz-journal.com/archives/2002/08/a/index.htm

 

Для детей от 10 лет:  творчество в бизнесе в  экономической стратегической игре «Выбираю Успех!» (обучение инновационной деятельности)

 

Козырева Н.А. Экономическая  деловая  игра-тренинг   «Выбираю Успех!»

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-5, http://kozyreva.ucoz.ru/load/21-1-0-42



Ключевые слова: Морфологический анализ, Морфологический ящик,  изобретательство, творчество, креативная идея, изобретать

  

Категория: О методах активизации творчества | Добавил: kozyreva | Теги: инженер игрушек, морфологический анализ, изобретательство, развить креативность, Морфологический ящик, Козырева Н., креатив
Просмотров: 8642 | Загрузок: 157
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz