Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников(на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007
Настоящее исследование посвящено развитию творческих способностей детей. Очевидно, что становление творческих качеств личности начинается уже в дошкольном возрасте. Между тем традиционное понятие «творчество» как создание нового и культурно-значимого продукта (Кудрявцев Т.В., Рубинштейн С.Л., Ярошевский М.Г. и др.) не всегда применимо к дошкольникам, которые не создают нечто значительное для культуры.
Для описания творческого процесса в разных сферах жизнедеятельности дошкольника наиболее адекватным является термин «творческая позиция», котораяпроявляется в самых разных ситуациях жизнедеятельности ребёнка. Творческая позиция ребёнка является фундаментальной предпосылкой становления творчества как стиля жизни человека и творческих способностей в специальных областях.
творчество, творческая позиция, креативный ребенок, дошкольник, идея, обучение ТРИЗ, психология творчества, акмеология, развивающая игра ТЕРЕМОК СКАЗОК, игры по ТРИЗ, игры со сказками, развитие речи дошкольников
Все мы хотим видеть своихдетей умными, сообразительными, творчески мыслящими, самостоятельными. Это невозможно без обучения. А обучение в последнее время,к счастью, все больше связывают с играми.
Умеем - играючи! Именно так, интересно и увлекательно, построено обучение детей в игре «Теремок Сказок». «Теремок сказок» - это название игры, которая состоит из сюжетных картинок (с отверстиями разных форм и размеров)известных ребенку сказок и вкладышей с героями.
развивающая игра ТЕРЕМОК СКАЗОК, творчество, креативный ребенок, идея, обучение ТРИЗ, психология творчества, акмеология, восприятия, мышление, воображение, память, речь дошкольника, игры по ТРИЗ для дошкольников
В статье приведены результаты экспериментально-психологического исследования развития творческой позиции дошкольников. Описан разработанный для её формирования метод – игры с открытыми правилами (с противоречиями) «ТЕРЕМОК СКАЗОК». Описана процедура формирующего эксперимента. В этой игре со знакомыми ребенку сказкамивоспитатель предъявляет ему противоречие, связанное с наличием в сказке «чужого» героя, и предлагаетиспользовать способы разрешения этого противоречия, основанные наметодах активизации творческого мышления. Приведены примеры игровых заданий. Проанализированы линии развития поведения, мышления, воображении и речидетей при решениипротиворечивых ситуаций. Описаны этапы развития творческой позиции старших дошкольников. Приведены результаты констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной и контрольной группах детей.
детское творчество, развивать речь, творческие способности, творческая позиция, развитие творческой позиции, игры с открытыми правилами, игры с противоречиями, старшие дошкольники, игры со сказками, развивать дошкольников, сочинение сказок, «ТЕРЕМОК СКАЗОК», игры по ТРИЗ
на диссертацию Н.А.Козыревой «Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием)», представленную на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология
Официальный оппонент,
доктор психологических наук,
профессор
В.Т.Кудрявцев
4.03.2007
Насыщенная экспериментальным материалом и во многом «практико-ориентированная» диссертация Н.А.Козыревой фактически охватывает фундаментальную тематику природы детского творчества, его критериев, условий, закономерностей и механизмов развития. Вероятно, именно то, что автор избрал не «кабинетный» и даже не лабораторный способ работы в русле данной тематики, а попытался выстроить содержание этой работы в процессе живого творческого общения с детьми и педагогами, обусловило, в том числе, теоретическую весомость полученных ею результатов.
В игре ребёнок учится создавать оригинальные сюжеты с помощью карточек с картинками из знакомых авторских и народных сказок. Методика содержит систему заданий разного уровня сложности. Может использоваться для одного ребёнка (в семье) и для группы детей (в центрах развития или в детском саду).
Среди основных преимуществ :
вариативность (от 30 до 110 вариантов игр с одним комплектом),
описания - 30 игр в одном комплекте (на развитие речи, воображения, логического и творческого мышления, коммуникативных навыков),
этапные уровни сложности,
описание творческих приемов (приёмы РТВ - ТРИЗ)
уникальная технология «игры-противоречия».
Один игровой набор «ТЕРЕМОК СКАЗОК» позволит вам несколько лет работать над развитием творческого и логического мышления ребенка в увлекательной игровой форме!
При выполнении игровых заданий по методике «ТЕРЕМОК СКАЗОК» у ребенка развиваются: (см. подробнее...)
6 февраля 2010 годав рамках Второго Международного сказкотерапевтического
фестиваля «Психология сказки и Сказка психологии»(МГППУ, Центр практической психологии образования http://cppo.ru)прошел мастер-класс кандидата психол. наук Н.А.
Козыревой"ТЕРЕМОК СКАЗОК: как сказки помогают стать автором своей
жизни".
В
апреле авторская развивающая методика-настольная
игра «ТЕРЕМОК СКАЗОК» для детей 4-7 лет (автор – Н.А.
Козырева) поступает в продажу в сети
специализированных магазинов развивающих игр и литературы «Маленький Гений»в
Москве и Санкт-Петербурге http://litgen.ru/
С помощью 30 разноплановых игровых заданий авторская
развивающая методика «ТЕРЕМОК СКАЗОК» (ТРИЗ для дошкольников) одновременно работает на развитие речи
детей, воображения, образного и логического мышления, сенсорных навыков (мелкая
моторика), внимания и памяти.
В игре ребёнок научится
создавать оригинальные сюжеты с помощью карточек с картинками из знакомых
авторских и народных сказок, используя "мини-алгоритмы" творческого мышления - типовые приёмы фантазирования (приёмы РТВ-ТРИЗ).
"ТЕРЕМОК СКАЗОК" может использоваться родителями, педагогами образовательного учреждения в
группе детей, психологами при индивидуальной работе и в коллективной игре
детей.
Спрашивайте «ТЕРЕМОК СКАЗОК»в магазинах«Маленький Гений» в Москве:
М "ПУШКИНСКАЯ" Б.Козихинский пер., 6, тел. 8(495) 691-21-47
М.Курская, ТРК "АТРИУМ", ул.Земляной Вал,
33 (4 этаж), тел. 8(495)775-23-40
детей
4-7 лет на основе авторской развивающей настольно-печатной игры
состоится 17 апреля 2010г., суббота, 11.00-17.00, г. Москва
Ведущий: автор,кандидат психологических наук Н.А. Козырева
На 6-часовом семинаре воспитатели и родители
научатся использовать авторскую методику
«ТЕРЕМОК СКАЗОК» для:
-
развития образного и логического мышления детей,
-
развития воображения (приёмы РТВ
(развития творческого воображения) - ТРИЗ),
-
развития речи, внимания и памяти.
Методика содержит систему заданий разного уровня
сложности. Может использоваться для одного ребёнка (в семье) и для группы детей
(в центрах развития или в детском саду).
Будут такжерассмотрены:
-
варианты индивидуальной работы с детьми, работы с парами и подгруппами детей
(до 6 чел.),
-
психокоррекционной работы с детьми и взрослыми (сказкотерапия).
Слушателям семинара выдаются
сертификаты.
Записаться на семинар можно по тел. (495) 641-82-65,8-916-943-29-41..
Стоимость участия в семинаре – 1800 руб.Каждый слушатель в подарок получает один
игровой набор «Теремок сказок». В
игровой набор входят:
1. Пособие для родителей: 30
игр-занятий по авторской методике "ТЕРЕМОК СКАЗОК"
2. Комплект из 16
двусторонних картонных карточек (12 с сюжетами и 4 - с отдельными вкладышами)
3. Упаковка - прозрачная
пластиковая сумочка с замочком, которая позволит удобно хранить карточки и
книжку.
Место проведения семинара: Москва, ул. Шатурская, д. 35, МИВТ-Центр.
Как добраться:
1) от м. Рязанский пр-т (первый вагон из центра), маршрутное такси 151.
Остановка - кинотеатр "Восход"
2) электричкой от Казанского вокзала до ст. Плющево (18 мин.)