ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 25.11.2024, 19:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Акмеология [11]
Психология развития [9]
О методах активизации творчества [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Психология » Акмеология

Методика психолого-акмеологического анализа СКАЧАТЬ ТЕКСТ
20.12.2008, 12:02

 

Применение акмеологического подхода предполагает в качестве центральной задачи осуществление психолого-акмеологического анализа, на основе которого определяются акмеологические закономерности, условия и факторы, главные детерминанты личностного и личностно-профессионального развития (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан). Г.С. Михайловым в кандидатской диссертации  по методологии  и стратегии акмеологического исследования показано, что незаданность, неконечность оптимального качества, которое составляет цель развития и совершенствования личности, является  основным продуктивным противоречием акмеологии [3]. На наш взгляд, именно такие характеристики – незаданность и неконечность цели развития, применимы и к описанию творческой деятельности изобретателя, что делает возможным применение акмеологического подхода в нашем исследовании.

В соответствии с логикой психолого-акмеологического подхода эмпирическое исследование включает три этапа: уточнение содержания понятия «акме» в данной сфере деятельности, определение уровней акме у группы ведущих профессионалов, выявление и  анализ характеристик направленности ведущих профессионалов. Структура акмеологического исследования строится по функционально-смысловому принципу, где исследование не только проверяет теоретические гипотезы, а позволяет определить стратегию операционных акмеолого-практических средств поддержки субъекта – внешних и внутренних (рефлексивных).

Применение этого подхода к структуре нашей работы в контексте поставленных задач позволило выстроить стратегию конкретного психолого-акмеологичекого исследования.  Она включает:

-          Исследовательскую составляющую (анализ продуктов творчества всех изобретателей игр России за 1971-2002 годы);

-          Диагностическую (разработка критериев оценки акме и выявление различных уровней их проявления в творчестве изобретателей игр);

-          Проектировочную (создание игровых методик на основе акмеологических технологий для развития выявленных в работе  составляющих акме изобретателей игр).

  
                                            Методика исследования
Отметим, что в созданных нами игровых методиках заложена акмеологическая технология саморазвития, поскольку обеспечивает формирование и развитие самоуправляющих механизмов личности (самоанализ, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, саморегуляция и др.), направленные на стимулирование саморазвития личности в любой области. На этапе самой психолого-акмеологической поддержки (игротехники, тренингов) она ориентирует на субъекта, его рефлексию как на самостоятельные способы умножения личностью своего потенциала, как на средства расширения её сознания.

Таким образом, руководствуясь акмеологическим подходом, представляется возможным не только провести анализ уже созданных творческих продуктов в сфере игр и выявить некоторые личностные характеристики их авторов, но и предложить практические методы для саморефлексии и саморазвития изобретателей игр. Они послужат основой для прогнозирования будущей игровой среды, выявления путей и способов развития творческой личности.

Объектом нашего исследования стали описания изобретений, выданных в СССР и России в 1971-2002г. [4]. Нас интересовали только изобретения тех классификационных групп, в названии которых есть указание на игры, игрушки и устройства для массовых развлечений. В результате патентного поиска было выявлено и изучено 2152 описаний изобретений в этой области (около 95% от выданных), что позволяет решить поставленные в работе задачи. Место проведения исследования - фонды патентной документации Республиканской научно-технической библиотеки в Минске и её Могилёвском филиале. Метод исследования - контент-анализ формулировок  целей изобретения, изложенных в официальных документах (опубликованных описаниях изобретений). Для проведения контент-анализа была разработана структура представления информации и создана компьютерная база данных на 2152 изобретения в

Excel. Использование функций сортировки и обработки данных в Excel позволило провести контент-анализ по следующим признакам:  рубрика МКИ, год выдачи, фамилия автора (и соавторов), название и цель изобретения.

Мы проанализировали содержательный компонент субъектно-деятельностного акме изобретателя игр, фиксируя все изобретения автора, широту его творческой активности (все классификационные рубрики).

Мотивационный компонент субъектно-деятельностного акме изобретателя игр мы анализировали, фиксируя все цели изобретений автора, проведя контент-анализ модальности названий, целей изобретений.

Операционно-технический компонент субъектно-деятельностного акме изобретателя игр мы анализировали,  фиксируя по описанию изобретения рубрику МКИ, год регистрации, количество пунктов формулы изобретения. При проведении патентно-технического и количественно-качественного анализа изобретений мы фиксировали наличие переноса использованных ранее автором схем решений в другие свои изобретения, выявляли использование типовых приёмов, эффектов и закономерностей развития технических систем.

Субъектно-динамический компонент субъектно-деятельностного акме изобретателя игр мы анализировали фиксируя продуктивность автора в разные годы его деятельности. Статистический анализ позволил нам выявить различные группы авторов по продуктивности: лидеров, среднепродуктивных, авторов единственных изобретений.  На основании этих данных мы рисовали графики продуктивности, выявляли типовые виды творческой активности конкретных субъектов-изобретателей и коллективных субъектов в различных группах.

Для некоторых специально выделенных групп изобретателей (лидеров и «средних») проводился также патентно-технический анализ их изобретений, что позволило оценить операционно-техническую составляющую субъектно-деятельностного акме,

 Критериально-диагностический аппарат

Нами разработан критериально-диагностический аппарат, который позволяет описать общие и особенные характеристики изобретателей игр по совокупности описаний изобретений, используя для  определения:

а) мотивационного компонента  - «уровни целеполагания»; формулу и таблицу  «целевой профиль изобретательской активности»; характер мотивации;

б) операционно-технического компонента -  коэффициенты дивергентности, гибкости, быстроты, переноса; количество использованных типовых приёмов и закономерностей по ТРИЗ;

в) субъектно-динамического компонента - тип творческой активности.

В статье [5]  были  даны  принципы определения уровня целеполагания,  составления формулы и таблицы  «целевой профиль изобретательской активности» для ведущих изобретателей. Рассмотрим кратко остальные составляющие критериально-диагностического аппарата.

А) Характер мотивации автора, который можно выявить по названиям и целям совокупности его изобретений, имеет следующие модальности: «Я-концепция: продолжение себя”, "Ближайшее окружение”, "Отечество”, "Мир”.

Модальность мотивации «Я-концепция» как продолжение себя как субъекта можно увидеть в названиях изобретений. Патентное законодательство разрешает авторам давать свою фамилию произведениям, однако не все авторы этим правом пользуются. Из ведущих изобретателей воспользовались только пятеро – Ю.И. Гуркин, В.А. Гнездилов, В.Г. Вохмянин, В.С. Проскуров и В.А. Кайе.

Модальность мотивации "Ближайшее окружение”  позволяет  по названиям всей совокупности изобретений автора «угадать» имена близких ему людей, его ближайшего окружения. Нам кажется что это является расширенной концепцией «продолжение себя» – через воссоздание и вне себя виртуального пространства близких автору людей. Так, в творчестве К.П. Лазарева (25 изобретений) встречаются названия: «Головоломка «Двойняшки», «Головоломка «Елена», «Головоломка «Ренат», «Головоломка «Денис», «Головоломка «Слава», «Головоломка «Ирина», «Головоломка «Малышки», «Игра «Роман», «Игра «Антон».

Модальность мотивации "Отечество” - эта направленность мотивации автора, на наш взгляд, проявляется в использовании в своих изобретениях названий родных (предположительно) мест, национальности. Например, семья Михайловых  - ВВ. и А.В.- создала изобретения: «Качели «Омские», "Омская игра-головоломка», «Головоломка «Омская головоломка», «Головоломка «Сибирская». Демидов Ю.П. в 1988-92г.г. создал изобретения: «Головоломка «Миасс», «Головоломка «Ленинград», «Головоломка «Урал», «Головоломка «Златоуст».

Модальность мотивации "Мир” -  показывает наличие у изобретателя своей особенной программы, направленной на проектирование мира игры по своему замыслу. Мы можем увидеть эту модальность и в совокупности названий изобретений, и в совокупности его целей изобретений, и в «узконаправленности» автора на определённые виды игр, которые он совершенствует. Например, Корогородский Ф.Н. в 1993г. совершенствовал шашки и шахматы, получив патенты сразу на 6 изобретений. По их названиям видно, что он последовательно использовал для этого различные геометрические формы поля  - треугольник, круг, кольцо, крест: «Настольная игра "Треугольные шашки-макси", «Игра «Круговые шашки-макси восемь», «Игра «Кольцевые шашки-макси», «Игра «Крестовые шашки тринадцать». И при совершенствовании шахмат он также использовал различные геометрические формы поля  - круг и кольцо:  «Игра «Круговые шахматы»,  «Игра «Кольцевые шахматы». Можно сказать, что созданный им мир – это мир геометрически разнообразных шашек и шахмат, мир настольных игр.

 

Б) За ориентир в поиске характеристик операционно-технического компонента в изобретениях нами были приняты следующие показатели

- по Дж.Гилфорду: дивергентность мышления (разнообразие вариантов); гибкость мышления (переключаемость на разные задачи); быстрота, количество идей в единицу времени [6];

-          по А.В. Брушлинскому: перенос «старых» продуктов творчества в новые в творчестве изобретателей игр [7];

- по ТРИЗ: типовые приемы разрешения противоречий; закономерности развития технических систем; геометрические, физические и химические эффекты [8-9].

Однако для их выявления по продуктам творчества не существует адекватной методики, поэтому нам пришлось разработать и  ввести условные коээфициенты.

Для  количественной оценки разнообразия вариантов (дивергентности) мы  считали количество пунктов формул изобретения, поскольку в них  проявляется и официально зафиксирована вариативность предложенного технического решения. Коэффициент  дивергентности мы  вычисляли по формуле:

кД= å(пункты ФИ)/ N,  где

å(пункты ФИ) – суммарное количество пунктов во всех формулах изобретений этого автора (нами исследованных);

N – количество его исследованных изобретений.

Например, количество пунктов –35, исследованных изобретений – 16.  кД=  35/16 = 2,2

Гибкость (переключаемость на разные задачи) можно определять по количеству классификационных рубрик,  в которых  зафиксированы изобретения. Например, один изобретатель  занимается только головоломками, но разных видов ( А 63F 9/06,  9/08). Для него  коэффициент гибкости  кГ будет равен 2 (два подкласса). Другой  автор сделал изобретения в  5  классификационных  рубриках ( А 63H 27/14, A63H 17/36, A 63H 23/00, A 63H 23/12, А 63F 9/06). Для него кГ =5.

Поскольку мы  исследуем одну узкую общность людей, то «быстрота, количество идей в единицу времени»,  сугубо для  этой общности  может трактоваться как  собственно количество изобретений, делённое на количество лет занятия изобретательской деятельностью.  Например, при наличии 24  изобретений за 5 лет  кБ=24/5= 4,8;  при наличии 10 изобретений за 4 года – кБ=2,5.

Перенос решений на другие области или из других областей жизни в  нашей узкой области – изобретениях игр -  может трактоваться как  наличие одинаковых по идее схем решений в разных изобретениях. Для  выявления такого переноса необходим тщательный патентно-технический анализ  совокупности всех изобретений автора. Коэффициент переноса  кП может быть равен  суммарному количеству  использования таких   аналогичных схем. Например,  один изобретатель  использовал  аналогичную схему технического решения для двух различных  видов игрушек – для самолётов и для корабля, для него кП=2.  Другой изобретатель  одну схему использовал в двух различных видах  головоломок (плоскостных и объёмных), а  другую схему использовал  в трёх видах игрушек (плоскостная и объёмная головоломка,  настольная игра с шариками). Для него кП=5

Патентно-технический анализ изобретения позволит нам также выявить – имеются ли в техническом решении описанные в ТРИЗ типовые приемы разрешения противоречий, закономерности развития технических систем; геометрические, физические и химические эффекты. Подсчитывая их число в совокупности всех изобретениях автора, мы можем зафиксировать их например, подобным образом: Количество выявленных типовых приёмов –  10; Количество выявленных закономерностей развития систем – 1; Количество выявленных геометрических эффектов –  выявлено одно применение архимедовых сил для сортировки элементов головоломки.

 

В) Мы построили индивидуальные графики изобретательской активности как ведущих авторов, так и изобретателей с небольшим количеством изобретений. Анализируя временные и количественные характеристики этих графиков, нам удалось выделить некоторые типичные этапы, или фазы проявления изобретательской активности.

 

Психолого-акмеологический количественно-качественный анализ

творческих продуктов ведущих  изобретателей игр  ...  

ввиду ограничений на размер текста
полностью тест статьи можно скачать по ссылке вверху
 

Что ещё можно почитать по этой теме:

 

Козырева Н.А.    О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО»

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

               Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе         

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66

 

Козырева Н.А. Субъектно-психологическое описание характеристик конкретных изобретателей игр по продуктам их творчества  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-65

 

Козырева Н.А.   Операционно-технические характеристики  творческой деятельности  изобретателей игр (элементы ТРИЗ) (рукопись)  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-18

 

Козырева Н.А. Элементы ТРИЗ в творчестве российских изобретателей игр (1971-2002) 

TRIZ-Fest, Москва, 2007  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-19

 

Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр. http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 

Козырева Н.А.  Пространство игры и игрушки в творчестве советских изобретателей (1971-1992г.г.)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-16

 

Козырева Н.А. Анализ  российской изобретательской деятельности в области игр и игрушек, 1971- 2002 г.г.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2,  http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-17

 

а также

http://igrology.ru/25470

 
Категория: Акмеология | Добавил: kozyreva | Теги: акмеология, Козырева Н., инновационное предпринимательство, оценка изобретений, детское изобретательство, психология творчества, инженер игрушек
Просмотров: 11556 | Загрузок: 90
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz