ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 30.12.2024, 17:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [35]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [27]
ИннАрт
Курс "Даешь патент на изобретение" [2]
Материалы по курсу обучения созданию игр, игрушек и защиты своей интеллектуальной собственности
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » ТРИЗ

Московская школа изобретателей
08.12.2013, 20:26

Московская школа изобретателей

Козырева Н.А., канд. психолог.наук, зам. директора ГБОУ «ИннАрт»

 Козырева Н.А. Московская школа изобретателей. Тезисы докладов V Конференции "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов в бизнесе".- М., 2013, стр. 295-299

 

 Решая задачи многовекторного развития промышленности России в новом технологическом укладе, необходимо со школьной скамьи готовить кадры для инновационной экономики – прививая интерес детей к изобретательству, инженерно-конструкторской деятельности с использованием современных компьютерных технологий, к созданию пользующихся спросом товаров, к умению создавать коллективы и находить ресурсы для решения задач коммерциализации разработок.

В январе 2011 года в системе образования Москвы появилось новое учреждение –Городской центр инноваций и научно-технического творчества «ИннАрт» (ГБОУ «ИннАРТ»). Оно возникло путем слияния двух учреждений, имевших свою давнюю историю и направленность: Московского городского Дома технического творчества, который занимался традиционными видами дополнительного образования школьников научно-технической направленности, и Московского городского центра инноваций и высоких технологий (МИВТ-Центра), который организовывал работу по молодежному инновационному предпринимательству, коммерциализации научно-технических разработок студентов коллежей и ВУЗов Москвы.

Одной из новых функций ГБОУ «ИннАрт», впервые поставленных в столичном образовании, стало сопровождение процесса коммерциализации научно-технических разработок школьников Москвы. Необходимо было проанализировать, перенести и адаптировать ранее разработанные методы и методики на более младший возраст – для детей и молодежи до 18 лет. И разрабатывать новые подходы с учетом возрастных особенностей развития детей, организационных ограничений взаимодействия учреждений в рамках системы дополнительного образования,сложностей с логистикой перемещения детей до 14 лет по Москве (наличие сопровождающего или родителя), а также требований современной экономики к конкурентоспособности новых товаров. 

Для решения этой задачи марте 2013 г. в ГБОУ «ИннАрт» было создано структурное подразделение «Московская  Школа Изобретателей» (далее - МШИ).Чтобы помочь юным авторам (от 10 до 18 лет) пройти непростой путь к воплощению своей разработки в жизнь, в МШИбыла разработана программа сопровождения коммерциализации инженерно-технических проектов школьников. В неё вошли следующие направления работы:

·         Проведение семинаров и круглых столов для педагогов, курсов повышения квалификации.

·   Анализ проектов, отбор патентоспособных и коммерциализируемых, помощь в изучении рынка, привлечении финансирования;

·    Профессиональные консультации для детей по их техническим проектам (на разных стадиях проекта – от идеи до макета-патента-маркетинга-коммерциализации);

·       Помощь в патентовании разработок (родители оплачивают только патентные пошлины);

·       Продвижение проектов на Конкурсах, выставках;

·  Обучение детей 7-18 лет по программам дополнительного образования «Начинаем изобретать» (от 72 час.), «Основы инженерного изобретательского творчества», которые помогут им пройти путь от генерации идеи до её патентования и коммерциализации;

·         Обучение авторов проектов  на краткосрочных семинарах-тренингах «10 уроков Мастера»  (30-40 часов) специалистами по изобретательству, патентоведению, инновационному менеджменту и др. с КОНСУЛЬТИРОВАНИЕМ  и помощью в доработке технического решения, тактики и стратегии его коммерциализации;

·         Разработка индивидуальных траекторий развития и продвижения авторов этих проектов;

·         Помощь в макетировании и 3D-прототипировании разработок;

·  Проведение Московского городского конкурса инженерно-технических проектов «Я-Изобретатель»

·   Наставничество ТРИЗ-специалистов над проектом на разных этапах работы над коммерциализацией проекта (очное и дистанционное);

 

Целью практического применения Программы является создание инновационной среды, в которой в обучение и практику оказываются вовлеченными возрастные группы с различным уровнем подготовки: школьники младших, средних и старших классов, студенты колледжей, студенты и аспиранты московских вузов, а также  представители бизнес-сообщества (предприниматели, отраслевые ассоциации, бизнес-ангелы и инвесторы).

Занятия в рамках Программы дают учащимся Москвы выход на новый уровень понимания ими общепредметных знаний как на ресурс для реализации своих разработок, и обеспечивают получение ими дополнительных профессиональных компетенций в области инновационного предпринимательства.

 Педагоги, руководители проектов играют важнейшую роль в судьбе и проекта и его автора. Организуя  проектную деятельность школьников, педагоги часто ставят перед ними не РЕАЛЬНЫЕ научные и технические задачи, которые детям было бы интересно решать, на которых можно было бы развивать свое творческое мышление, а надуманные «проблемы» или задачи 20-30 летней давности, касающихся таких объектов и технологий, которых в современной промышленности уже не существует. Это, естественно, резко ограничивает возможности дальнейшего продвижения проекта, поскольку «области коммерциализации» для него не существует в принципе. На проведенных нами в апреле-июне 2013г. семинарах «Возможности коммерциализации научно-технических разработок детей и молодежи до 18 лет в системе образования города Москвы»,«Как педагогу выявить возможное изобретение в научно-технической разработке ребенка» педагоги доп.образования впервые задумались о роли постановки задачи, «названия проекта» в его дальнейшей судьбе. Даже небольшой тренинг по переформулированию тем проектов, которые были у их учеников, выявил психологическую проблему: педагоги не готовы были ВИДЕТЬ, что у проектов их учеников могут быть какие-либо перспективы вне рамок школы, т.е. реально занижали уровень, планку, которую дети могут «взять» своей творческой мыслью. Однако показанные перспективы реализации проектов заинтересовали педагогов, они показали свою готовность дальше развиваться, осваивать новые методы и методики обучения детей научно-техническому творчеству для повышения мотивации ребят – ведь перспектива увидеть свою разработку «в реальности» детям намного интереснее, чем просто выполнить очередной учебный проект «по плану».

Важным этапом в привлечении педагогов к сотрудничеству по повышению уровня проектов школьников стало проведение семинаров с привлечением ТРИЗ-мастеров, специалистов Роспатентана стенде Департамента Образования Москвы в рамках XIII Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи  НТТМ-2013:

1.  «Обучение использованию глобальных систем охраны интеллектуальной собственности в рамках инновационного развития России для патентования и коммерциализации научно-технических разработок молодежи» (В.Г. Оплачко, Роспатент)

2.«Как определить перспективность и возможности дальнейшего развития технического решения ребенка» (М.С. Гафитулин, мастер ТРИЗ)

3.«Использование изобретательских приемов при создании и совершенствовании  товаров». (В.И. Тимохов, мастер ТРИЗ, В.Ю, Бубенцов, ТРИЗ-специалист)

4.«Возможности коммерциализации и продвижения научно-технических разработок детей и молодежи» (Козырева Н.А.)

5.«Методика обучения детей  приемам технического творчества через создание фильмов» (Навернюк А.Ю.)

 За март-октябрь 2013 года специалистами МШИ было проанализировано более 1000 научно-технических проектов ребят. Большая часть проектов оказалась исследовательскими работами (часто реферативного плана) или учебными проектами, в которых ребята создавали модели известных технических объектов, или собирали модели с помощью конструкторов различного вида (Lego, «Знаток» и др.). Несомненно, такие работы необходимы для развития первичного интереса детей к техническому творчеству, однако нас интересовали проекты, в которых была видна самостоятельная, оригинальная мысль автора – как в постановке задачи разработки, так и в собственно решении  этой задачи. Такие проекты тоже были выявлены, и на 1.11.2013г. в нашей базе данных их 264.Эти проекты были проанализированы с приглашением экспертов из инновационных фондов, руководителей малых инновационных предприятий Москвы, и по 28 из них были даны заключения о возможности коммерциализации разработок.

В результате проекты были сгруппированы по 5 направлениям, коммерциализация которых возможна:

  1. Через Департамент  образования города Москвы  (проекты для использования в сфере образования: для школ и других образовательныхучреждений, для образовательного процесса,   для расширения кругозора и организации познавательного досуга детей)
  2. Через  отраслевые профессиональные сообщества  (проекты для транспорта, авиации, энергетики  и др.)
  3.  Через  инновационные сообщества (бизнес-ангелов)
  4.  Через грантовые  программы (УМНИК)
  5.  Через создание МИП (для авторов старше14 лет, или если в команде проекта есть студент)

Для работы по этим направления с проектами и заинтересованными организациями были разработаны типовые планы, которые конкретизируются под каждый проект, и согласовываются  с авторами проектов и педагогами.

По трём проектам начата работа по патентованию: проведен патентный поиск, авторы участвовали в семинарах по ТРИЗ,  анализируют техническое решение на предмет возможностей расширения областей применения.

На стенде Департамента Образования Москвы в рамках XIII Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи  НТТМ-2013 ГБОУ «ИннАрт» представило 8 проектов, на выставке «Дни инноваций Министерства обороны РФ – 4 проекта. Все проекты были высоко оценены специалистами, авторам-старшеклассникам поступили предложения о поступлении в профильные ВУЗы.

 

Проведенная работа по анализу проектов детей и молодежи показала, что необходимо в сознании и педагогов и детей «разделить» исследовательские проекты от изобретательских. Авторы проектов, содержащих инженерно-технические разработки, зачастую просто не понимают ГДЕ их проект может быть использован, кому он нужен. Поэтому было инициировано соответствующее обсуждение в Департаменте образования Москвы и принято решение о проведении ежегодно Московского городского конкурса инженерно-технических проектов «Я-Изобретатель» для детей 10-18 лет, с соответствующей образовательной программой для участников, которую организует ГБОУ «ИннАРт»

Финал Конкурса «Я-Изобретатель»-2013 пройдет 27 ноября 2013г. Помимо дипломов и призов, призеры Конкурса получат возможность:

1.изготовления 3D моделей своих разработок, и патентования их в качестве изобретений;

2.участвовать в летнем выездном лагере научно-технической направленности (инновационное предпринимательство, ТРИЗ, тайм-менеджмент, лидерство);

3.наставничества над своими проектам со стороны ТРИЗ-специалистов МАТРИЗ (очно и дистанционно, по скайпу).

Все участники конкурса получают возможность пройти дополнительную образовательную программу по коммерциализации своих разработок. В неё входят бесплатные консультации и семинары, как во время проведения Конкурса, так и после него по следующим темам:

по  подготовке заявки на участие  в Конкурсе;

по эффективной презентации проектов перед жюри 

 по повышению степени новизны и оригинальности технического решения проблемы;

по защите интеллектуальной собственности (патентованию);

по развитию  технического решения методами инновационного консалтинга;

по созданию личного бренда  автора;

по тайм-менеджменту;

по продвижению проекта на других Конкурсах, выставках, профессиональных сообществах;

экскурсии в центры исследований и разработок ведущих кампаний (лидеров промышленности по номинациям) и знакомство с современными технологиями и методами выполнения научно-технических разработок;

консультации  профильных специалистов по теме проекта;

 В день проведения финала Конкурса - 27 ноября 2013г.-Московская Школа Изобретателей откроет лабораторию прототипирования«3D-СОЗИДАТЕЛЬ», оснащенную новейшим компьютерным оборудованием и 3D принтерами. Проблема десятка открывшихся в России центров протипирования состоит в том, что они ждут авторов, студентов, заказчиков с идеямино этот поток людей крайне мал, и дорогостоящее оборудование простаивает. Мы решаем проблему создания «клиентского потока» тем, что

а) фокусируем  в едином центре – ГБОУ «ИннАрт» - помощь школьникам Москвы в изготовлении макетов уже имеющихся у них и оцененных экспертами разработок (за счет средств Департамента Образования Москвы):

1.      Помощь победителям конкурса «Я-Изобретатель»-2013 в изготовлении моделей своих разработок;

2.      Помощь авторам проектов в изготовлении моделей своих разработок по проектам, включенным в программу коммерциализации;

 б) организуем обучение детей и молодежи созданию собственных оригинальных предметов и их изготовление на 3D принтерах. Для обучения разработана оригинальная методика на основе типовых приемов ТРИЗ, морфанализа, метода фокальных объектов, и учебные программы в объёме 20ч/ 40ч/ 144ч. Это позволит юным авторам сократить время от рождения идеи до её воплощения  в жизнь. И ТРИЗ получит возможность вписаться в новую надсистему – поскольку центры 3D моделирования сейчас создаются по всей России - как важнейший элемент образовательной программы, поскольку позволит «сегодня готовить специалистов для бизнеса, который возникнет завтра».

 И наконец, последний элемент выстраиваемой нами системы подготовки юных изобретателей – СОЗИДАТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО – это наставничество, инновационный консалтинг уже отобранных другими специалистам проектов. На ноябрь 2013 года у нас есть согласие МАТРИЗ и лично 23 ТРИЗ-мастеров и специалистов, проживающих в России, США, Израиле, Корее, Германии, каждый из которых готов «вести» от 2 до 5 проектов. Это позволит разработать и в пилотном режиме с декабря  2013 г. по май 2014г. отработать механизм он-лайн наставничества с детьми и молодежью, который принципиально отличается от дистанционной работы со взрослыми профессионалами. Потребуется также создавать специальные интерактивные  курсы для ребят, «переводить ТРИЗ» на доступный для детей язык и видео-, использовать игровой формат для применения  имеющихся инструментов ТРИЗ в их собственных проектах, для их улучшения. А может быть, изучив  ТРИЗ и под руководством наставников – ребята придут к решению об иной постановке проблемы для своей будущей разработки, преодолев барьер ранее поставленной педагогамизадачи.

Эти сложные, пока не решенные нами задачи открывают перспективы распространения ТРИЗ в качестве методики сопровождения результатов научно-технического талантливых детей по всему миру. Надеюсь, к следующей конференции в 2014 году у нас появятся результаты для обсуждения. 

 

 ЛИТЕРАТУРА

1.      Козырева Н.А. Перспективы социализации и профориентации учащихся в процессе коммерциализации их научно-технических разработок. Москва, НИИСО, 2013

2.      Школа "Созидатель". Детали концепции номер 17 /рук. Козырева Н.А. - М.:  Управление школой. 2012, № 3 (551). 

3.      Козырева Н.А.  Исследовательская деятельность школьников в области технического творчества.  Тезисы докладов Российской педагогической конференции «Исследовательская деятельность школьников». Москва, МПГУ, 2005.

4.      Козырева Н.А. Обучение приёмам устранения противоречий  и законам развития систем на примере запатентованных игрушек (из опыта работы  в Могилёвской школе развития творческого мышления), с. 134-140 в сб.:  Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской  научно-практической конференции./С.В. Григорьев, А.С. Фролов. – М.: МГДД(Ю)Т, 2003. – 190с. ISBN 5-8094-0032-9

5.      Козырева Н.А. Обучение инновационной деятельности: от рождения идеи до её воплощения в жизнь. Тезисы докладов международной научной конференции «Система непрерывного экономического образования: проблемы и перспективы». Горный Алтай, 30 июня – 5 июля 2003г.

6.      Козырева Н.А. Педагогика творчества //Журнал «Новые ценности образования», Москва, № 1/2003г., с.96-102

Скачать презентацию к докладу можно зарегистрировавшись в качестве пользователя на сайте. в этом случае вверху текста появится значок: скачать с сервера.

 

С даты проведения Конференции прошел месяц, и за это время появилась целая фотогалерея  Конкурса "Я-Изобретатель". её можно посмотреть 

Победители  Конкурса

 

Контакты:

Козырева Нелли Арнольдовна

nellydelf@mail.ru

 

Категория: ТРИЗ | Добавил: Delf2010 | Теги: Конкурс Я Изобретатель, дети изобретатели, Московская Школа Изобретателей, Козырева Н., ТРИЗ обучение, НТТМ, коммерциализация разработок
Просмотров: 2607 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz