ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ В ТВОРЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ ИГР - 1971-2002г.г. (СКАЧАТЬ ТЕКСТ) - ТРИЗ - Развитие инновационного мышления по ТРИЗ - работы Н.Козыревой - Персональный сайт
ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 05.12.2016, 15:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [25]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [23]
ИннАрт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 343
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » ТРИЗ

ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ В ТВОРЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ ИГР - 1971-2002г.г. (СКАЧАТЬ ТЕКСТ)
20.10.2008, 23:06
акмеология, психология творчества, творческая личность, креативность, патенты, изобретения, научно-техническое творчество, изобретатели игр, игрушки-изобретения, психолого-акмеологическое исследование, исследование акме:  мотивационного компонента акме, операционно-технического компонента акме, субъектно-динамического компонента акме, секрет творчества, методы творчества, типовые приемы изобретательства, ТРИЗ

 

                                                                                   Обоснование подхода

 

Изучение психологии творчества в современной ситуации научно-технического прогресса является важнейшей темой, но, как отмечает  М.Г. Ярошевский «это требует от нашей науки новых исследовательских программ, новых теоретических схем, интегрирующих в самой сердцевине психологического познания - его теоретических моделях и эмпирических орудиях - личностное, социальное и предметно-созидательное в общении человека с миром» [1].

Такую новую теоретическую схему мы пытались найти для изучения психологических характеристик изобретателей игр по продуктам их творчества, используя акмеологический подход. Акмеология изучает процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности, достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. И.Н. Семёнов вводит концепцию творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала [2]. Этот положение даёт нам основание для того, чтобы использовать акмеологический подход к анализу творчества изобретателей, понимая, что изобретательство не является для них «профессией» в общеупотребительном смысле этого слова, но получение патента является «творческим акме», что, по И.Н. Семёнову, является эквивалентом профессионального достижения.

Применение этого подхода в контексте поставленных нами задач позволило выстроить стратегию конкретного психолого-акмеологичекого исследования.  Она включает:

  • Исследовательскую составляющую (анализ продуктов творчества всех изобретателей игр России за 1971-2002 годы);
  • Диагностическую (разработка критериев оценки акме и выявление различных уровней их проявления в творчестве изобретателей игр);
  • Проектировочную (создание игровых методик на основе акмеологических технологий для развития выявленных в работе  составляющих акме изобретателей игр).

Методика исследования

Объектом нашего исследования стали описания изобретений, выданных в  СССР в 1971-2002г. в области игр и игрушек, всего 2152 изобретения [3]. Был разработан критериально-диагностический аппарат, который позволяет описать общие и особенные характеристики изобретателей игр по совокупности описаний изобретений, используя для  выявления

а) мотивационного компонента акме - «уровни целеполагания»; формулу и таблицу  «целевой профиль изобретательской активности»; характер мотивации;

б) операционно-технического компонента акме  - коэффициенты дивергентности, гибкости, быстроты, переноса; количество использованных типовых приёмов и закономерностей по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);

в) субъектно-динамического компонента акме - тип творческой активности.

Для изучения операционно-технических характеристик творческой деятельности был проведен патентно-технический и количественно-качественный анализ. Анализируются  изобретения, выявляются проявленные изобретателями игр "индивидуальные методы творчества” особенности креативности, дивергентности, гибкости, переноса, быстроты, типовых приёмов, эффектов и закономерностей развития систем по ТРИЗ.

В данном докладе мы остановимся  лишь на результатах исследования только одной из операционно-технических характеристик творческой деятельности изобретателей игр, а именно – на использовании в их изобретениях элементов ТРИЗ (типовых приёмов, эффектов и закономерностей развития систем).

Нас интересовал вопрос: присуще ли использование элементов ТРИЗ творчеству только наиболее «продуктивных» изобретателей? Будут ли они наблюдаться у авторов с меньшей творческой продуктивностью, или у  начинающих изобретателей?

Для ответа на этот вопрос мы выборочно исследовали описания изобретений  лидеров (от 20 до 35 изобретений), авторов из «средней группы», количество изобретений у которых от 10 до 19, и «начинающих» авторов (от 1 до 9 изобретений).

 

ТЕКСТ  пропущен

 

ВНИМАНИЕ! Полный текст статьи высылается по запросу на

  nellydelf@mail.ru

 ........................................... 
Результаты исследования

Предложенная нами методика количественно-качественного анализа  операционно-технических характеристик  творческой деятельности изобретателей игр  позволила описать индивидуальный творческий стиль каждого автора дистанционно, на основе анализа продуктов их деятельности (описаний изобретений). При этом у каждого автора – и лидирующих по количеству изобретений, и начинающих – оказывается возможным выделить индивидуальный творческий стиль.

Прямой связи между элементами ТРИЗ и продуктивностью творчества изобретателей не выявлено. Их используют и начинающие авторы (3 изобретения), и лидеры (более 20).  Лидер по количеству изобретений Р.Л. Фельдман (имеет 35 изобретений) использовал 10 типовых приёмов ТРИЗ, а отстающий от него в два раза по количеству изобретений В.М. Таран (17 изобретений) в то же время опережает его по количеству использованных приёмов ТРИЗ (15 приёмов).

В использовании типовых приёмов, эффектов и закономерностей развития систем, описанных в ТРИЗ, тоже удалось выявить яркие индивидуальные различия авторов. От полного неиспользования элементов ТРИЗ (Генель В.С.), до очень широкого их применения  в творчестве В.А. Кайе (17 приёмов и три закономерности развития систем).

            Все полученные индивидуальные результаты использования элементов ТРИЗ изобретателями игр были обработаны и сведены в  таблицу 2.  

            Мы видим, что:

  • не все типовые приёмы ТРИЗ представлены в творчестве изобретателей игр;
  • частота использования  различных приемов имеет  ярко выраженный индивидуальных характер;
  •  геометрические эффекты слабо представлены в творчестве изобретателей игр;
  • имеются  не описанные в ТРИЗ «авторские» типовые приемы, которые заслуживают дополнительного изучения и включения в информационный фонд ТРИЗ

Проведенное исследование послужило научной основой для разработки методики обучения типовым приемам изобретательства с помощью игрушек «Неваляшка учит изобретать» и компьютерной обучающей игры «Научи Неваляшку кланяться».

Таким образом, руководствуясь акмеологическим подходом, представилось возможным не только провести анализ уже созданных творческих продуктов в сфере игр и выявить некоторые личностные психологические характеристики их авторов, но и предложить практические методы для саморефлексии и саморазвития изобретателей игр. Они послужат основой для прогнозирования и проектирования будущей игровой среды, для выявления путей и способов развития творческой личности.

Литература

1.      Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. – 1985, № 6. - с. 14-26.

2.      Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. - Запорожье, 1992.

3.   Козырева Н.А. Пространство игры и игрушки в изобретательском  творчестве// Московская игротека.Вып.3, М., 2003,С.34-45.

4.      Козырева Н.А. Пространство игры и игрушки в творчестве советских изобретателей.

http://www.trizland.ru/trizba/books/1752 

5.      Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняске, 1989

6.      Викентьев И.Л., Ефремов В.И.  Кривая, которая всегда вывезет. Геометрия для изобретателей. В кн.: Правила игры без правил/ сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1989. – 280с.

 

                                            Что ещё можно почитать по этой теме:

 Козырева Н.А.  Пространство игры и игрушки в творчестве советских изобретателей (1971-1992г.г.)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-16

 

Козырева Н.А. Анализ  российской изобретательской деятельности в области игр и игрушек, 1971- 2002 г.г.   http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-17

 

Козырева Н.А.    О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО»

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Козырева Н.А. Исследование акме творческой личности  в отечественной и зарубежной литературе 

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-66

 

Козырева Н.А. Методика психолого-акмеологического количественно-качественного анализа творческих продуктов  изобретателей игр

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-52

             Козырева Н.А.   Операционно-технические характеристики  творческой деятельности  изобретателей игр (элементы ТРИЗ) (рукопись)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/31-1-0-18

 

             Козырева Н.А. Субъектно-психологическое описание характеристик конкретных изобретателей игр по продуктам их творчества

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/16-1-0-65

 

Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 
Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25

 

           Козырева Н.А.   Методика обучения элементам ТРИЗ с помощью  игрушки "Неваляшка"

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-1

 
            Козырева Н.А. ТРИЗ:  Рассылка "Изобретаем Неваляшку"

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/8-1-0-3

http://www.trizland.ru/trizba.php?id=161

 

             Козырева Н.А.. Компьютерная игра "Неваляшка учит изобретать" (ТРИЗ)

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-4

http://www.triz-journal.com/archives/2002/08/a/index.htm

 

Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21

 

Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми      правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 

Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК  СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество. - М.:  Школьный психолог. 2007,  № 9. http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-22

 

Категория: ТРИЗ | Добавил: kozyreva | Теги: изобретатели игр, патенты, психология творчества, ТРИЗ, НТТМ, изобретения, творческая личность, акмеология, креативность, игрушки
Просмотров: 8582 | Загрузок: 52
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz