Типовые приемы разрешения противоречий по ТРИЗ часть 2
25.Принцип самообслуживания A. объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции;
B. использовать отходы (энергии, вещества).
26.Принцип копирования A.вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии; B.заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии);
C.если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным и ультрафиолетовым.
27.Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности A.заменить дорогой объект набором дешевых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).
28.Замена механической системы A.заменить механическую схему оптической, акустической или "запаховой";
B.использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом;
C.перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных - к меняющимся во времени, от неструктурных - к имеющим определенную структуру;
D.использовать поля в сочетании с ферромагнитными частицами.
29.Использование пневмоконструкций и гидроконструкций A. вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие;
B.использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом: надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные.
30.Использование гибких оболочек и тонких пленок A. изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок. В. вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки
31.Применение пористых материалов A.выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т. д.);
B.если объект уже выполнен пористым, предварительно заполнить поры каким-то веществом.
32.Принцип изменения окраски A.изменить окраску объекта или внешней среды;
B.изменить степень прозрачности объекта или внешний среды.
33.Принцип однородности
A.объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам).
34.Принцип отброса и регенерации частей A.выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т. д) или видоизменена непосредственно в ходе работы;
B. расходуемые части объекта должны быть восстановлены непосредственно в ходе работы.
35.Изменение физико - химических параметров объекта A.изменить агрегатное состояние объекта;
B.изменить концентрацию или консистенцию;
C.изменить степень гибкости;
D.изменить температуру.
36.Применение фазовых переходов A.использовать явления возникающие при фазовых переходах, например, изменение объема, выделение или поглощение тепла и т. д.
37.Применение теплового расширения A.использовать тепловое расширение (или сжатие) материалов;
B.использовать несколько материалов с разными коэффициентами теплового расширения.
«Как научиться изобретать» - в книге с таким названием советский инженер, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер ещё в 1961 году изложил основы своей методики решения изобретательских задач. С тех пор новая, научная технология творчества получила название ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач. Большой коллектив исследователей продолжает развивать идеи Г.С. Альтшуллера. Сегодня ТРИЗ изучают в сотнях школ технического творчества и институтах России, ближнего и дальнего зарубежья.
ТРИЗ, как и всякая наука, содержит более простые и более сложные разделы.
Азбукой ТРИЗ, основным элементом теории, на котором построены все её эффективные инструменты, считается понятие «противоречия». Именно противоречия порождают все конфликты в нашей жизни, в развитии любой технической системы. И разрешение противоречий позволяет устранить нежелательные эффекты, добиться выполнения наших требований к системе.
Для этого в ТРИЗ разработаны Типовые Приёмы Разрешения Противоречий. Их всего 40. и называются они просто - 40 типовых приемов ТРИЗ.
Для того чтобы подобрать нужный типовой приём, для технических систем существует специальная таблица.
Но их можно использовать и для разрешения любых «бытовых» проблем, конфликтов а также бизнес-задач.
Просто … просто попробуйте прочитать текст приёма и «применить» его к своей ситуации. И так – с КАЖДЫМ приёмом ( просто «перебором»), пока найденное количество ВОЗМОЖНЫХ решений вас не устроит.
А потом уже занимайтесь « доводкой» решений - что вам лучше подойдет в данной конкретной ситуации.
В любом случае постоянная практика использования типовых приёмов ТРИЗ в ЛЮБЫМ противоречивым ситуациям сформирует у вас свою собственную интуицию и чутьё, а главное вы поймёте что НЕТ НЕРЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ, а есть разные варианты решений которые могут быть полезны в тех или иных конкретных ситуациях.
Естественно, что если в приёме речь идёт о частях объекта, но в применяя его в отношении человека - это могут быть его мотивация, навыки, одежда, привычки и т.д., а вовсе не пожелание «расчленёнки» его на физические части.
То же и о ситуации – там свои «части» - место, обстановка, позиции сторон, этапы какого-то бизнес-или технологического процесса и т.д.
http://kozyreva.ucoz.ru/load/20 Типовые приёмы ТРИЗ применяются также в педагогике - с детьми от 4-х лет, формируя у них творческое изобретательское мышление. Для детей эти приёмы сформулированы в «сказочном виде» и носят общее название РТВ-ТРИЗ (Развитие Творческого Воображения-ТРИЗ). Подробнее смотрите методику «ТЕРЕМОК СКАЗОК»
Вы можете сами вместе со своими детьми «пройти» и научиться применять эти творческие приёмы ТРИЗ в сказочном виде!