творчество, идея, мозговой штурм, психология, инновации, лидер, креативный работник, управление персоналом
2. Договоритесь о главном Еще на собеседовании с кандидатом (или сотрудником) договоритесь о следующем порядке работы:
§ получив задание, сотрудник разрабатывает и предлагает свое творческое решение (например, дизайн) по своему усмотрению;
§ если предложенное решение подходит – замечательно. У вас есть результат, а сотрудник смог самореализоваться;
§ если не устраивает, то сотрудник должен выполнить работу уже в соответствии с замечаниями и требованиями/виденьем (вашими или заказчика), несмотря на досаду за отвергнутое решение.
3. Объясните, кто заказывает музыку Постарайтесь донести до «творца» восприятие каждой задачи как платного заказа, который лично ему поручает заказчик – внутренний (вы, ваше руководство, другие подразделения компании) или внешний (другая организация). И любой заказчик ждет реализации того, что нужно ему, а не художнику. По сути, так оно и есть: сотрудник нанят организацией для реализации конкретных задач, а не оплаты творческих экспериментов. И даже если художник считает заказчика упрямым тупицей, в любом случае работа должна быть сделана качественно к удовольствию клиента.
4. Не мучайте их планированием Творческим людям, как правило, сложно оценить продолжительность предстоящей работы и составить план-график работ. Сделайте это сами. Понаблюдайте, сколько времени обычно занимают у вашего сотрудника отдельные виды работ и что влияет на их продолжительность. Помогайте с планированием. Предусматривайте запас на переделку работы из-за «непопадания» в цель с первого раза. Рано или поздно ваши «творцы» научатся этому сами, но нужно время.
5. Не требуйте вдохновения по графику Вдохновение – капризная вещь. Установите гибкий график, если это необходимо. У меня работал копирайтер, которому лучше всего работалось в вечерние и ночные часы, а нахождение в офисе с 9 до 18 часов – угнетало. От сдвига рабочих часов выиграли и сотрудник, и компания.
6. Хвалите по заслугам Творческие люди в большей степени нуждаются в признании и похвале за свою работу. Не скупитесь на поощрение (особенно словом), но (!) только когда похвала заслужена, когда требуемый вами результат получен. Положительная обратная связь должна указать сотруднику, в каком ключе надо работать, чтобы достигать успеха. По-возможности признавайте заслугу публично.
7. Критикуйте позитивно Критика должна быть справедливой. Берегите самолюбие «творца»: делайте «разбор полетов» только с глазу на глаз, предваряя и завершая критику указанием положительных моментов в его работе.
8. Никогда не сравнивайте гениев Каждый из них считает себя уникальным, а свое произведение – лучшим. Соцсоревнование ни к чему хорошему в плане мотивации не приведет.
9. Установите границы свободы Определите для творческого сотрудника зону его компетенции и не вторгайтесь в нее. Специалист должен иметь область, где он чувствует себя профессионалом и сам принимает решения. В конце концов, не делайте за «творца» его работу.
10. Будьте либеральны в мелочах и непреклонны в главном Давайте возможность самореализации в вещах непринципиальных, не влияющих на конечный результат.
|