ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 14.10.2024, 08:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [35]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [27]
ИннАрт
Курс "Даешь патент на изобретение" [2]
Материалы по курсу обучения созданию игр, игрушек и защиты своей интеллектуальной собственности
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » Московская Школа Изобретаталей

Перспективы социализации и профориентации учащихся в процессе коммерциализации их научно-технических разработок
08.12.2013, 19:59

Перспективы социализации и профориентации учащихся 

в процессе коммерциализации их научно-технических разработок

К. пс. н. Козырева Н.А., ГБОУ «ИннАРТ»

Козырева Н.А. Перспективы социализации и профориентации учащихся в процессе коммерциализации их научно-технических разработок. – Тезисы докладов  научно-педагогической конференции «Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования  на базе крупных образовательных комплексов». – М.: МГПУ НИИСО, 2013 г. Проектная деятельность в системе дополнительного образования на базе крупных образовательных комплексов. -  Сборник статей. -  ООО "Издательство "Экон-Информ" (Москва), 2013.- c. 17-21

Решая задачи многовекторного развития промышленности России в новом технологическом укладе, необходимо со школьной скамьи готовить кадры для инновационной экономики – прививая интерес детей к изобретательству, инженерно-конструкторской деятельности с использованием современных компьютерных технологий, к созданию пользующихся спросом товаров, к умению создавать коллективы и находить ресурсы для решения задач коммерциализации разработок.

Исходя из задач и приоритетов Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие столичного образования» («Столичное образование»), для обеспечения возможностей развития человеческого капитала обучающихся а также повышения компетентности педагогов системы столичного образования в сфере науки, техники и технологий,  в деятельности Московского центра  инноваций и научно-технического творчества ГБОУ  «ИннАрт» выделено направление «Московская школа изобретателей», которое решает  следующие задачи:

1.      Обучение детей и молодежи изобретательству, с инициированием их собственных разработок современных товаров и услуг

2.      Обучение детей и молодежи защите интеллектуальной собственности (позволяет знакомить детей с мировым уровнем новизны в выбранной области – и побуждает их изучать лучший, передовой опыт предшественников и  корректировать свои разработки, чтобы этот уровень превосходить)

3.      Обучение детей и молодежи процессам коммерциализации собственных разработок (включение их в реальный процесс прототипирования,  изучения спроса на новый товар на выставках позволяет авторам понять рыночные требования к уровню разработок).

4.       Обучение детей и молодежи коммуникативным навыкам для создания команд (временных творческих коллективов по реализации  разработок): включение людей из разных образовательных учреждений в реальные процессы по менеджменту новой инновационной идеи позволит инициировать молодежные стартапы, для которых нужны иные (финансовые и имущественные) формы поддержки от государства.

5.      Обучение использованию имеющихся форм и программ поддержки  и финансирования стартапов («Умник», «МОСТ» и др.).

6.      Обучение педагогов работе  по инициированию среди  учащихся разработок современных товаров и услуг.

Для решения этих задач разработана Программа коммерциализации научно-технических разработок детей и молодежи до 18 лет  (далее- Программа)

 

Психологическое обоснование Программы

Резко усложнившееся в настоящее время функционирование подросткового социума требует от взрослых специального конструирования детских сообществ и построения особой деятельности, способной обеспечить самоутверждение растущих людей как социально значимых членов общества. В частности, это требует развертывания такой учебно-воспитательной деятельности, которая обеспечивает целенаправленное осуществление процесса социального созревания в двух непременных позициях социализации-индивидуализации, создающих ребенку возможности индивидуализироваться, развивая свою социальную сущность, самовыражаясь в обществе для общества. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми. Согласно нашей Программе, в творческой деятельности по созданию новых технических объектов на уровне изобретений реализуется потребность подростка в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности, что отвечает  мотивационно-потребностной сфере личности подростка. Главное для него – не просто приобретение качеств взрослого человека, а раскрытие этих качеств через творческую активность, задающую его новую социальную позицию и признаваемую обществом.  В этом случае не просто воспитываются личностные качества, но и задается принципиально иная структура потребностей и мотивов деятельности.

Непрерывное социальное развитие личности подростка реализуется, согласно Программе, в двуедином процессе творческой деятельности, где когнитивные аспекты создают новые возможности  для развития социальной зрелости, для нового уровня осознания, присвоения, развития мотивационно-потребностной, аффективной сферы ребенка. В предметно-практической деятельности подросток осваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, исследуя примеры творчества изобретателей в выбранной самостоятельно сфере науки и технологии, что обеспечивает преимущественное формирование интеллектуальной активности. Предметно-практическая деятельность по осмыслению, исследованию и анализу мира вещей на высоком интеллектуальном уровне (уровне изобретений) позволяет ребенку оценить свои возможности и найти аналогии между своими решениями и тем, что сделали взрослые – до него. Это исследование может показать ребенку, что его идеи даже превосходят известный ранее изобретательский уровень в данной сфере, что является хорошей основой для формирования адекватной самооценки подростка.

При разработке Программы учитывается стержневое положение психологии развития, состоящее в том, что любая индивидуальность раскрывается не для себя и не в себе (что приводит к эгоизму), а в оценке себя среди других, другими, как значимого для других. Тогда самооценка подростка становится ценностью и для других. Деятельность в творческом коллективе актуализирует развитие человеческих отношений, способствует формированию оценки себя среди других, утверждению себя среди людей, что воспроизводит подростка как субъекта.

В общественно-признаваемой творческой деятельности по созданию новых товаров (на уровне изобретений), в составе творческого коллектива происходит развитие как раскрытие внутренних возможностей ребенка. Именно в деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно, растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия, через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному  поведению и самореализации.

Период с 10 до 14 лет  связан с развертыванием, дальнейшим развитием и структурированием самосознания растущего человека. Основными показателями степени возрастной зрелости являются личностное самоопределение, качественное изменение социальной позиции в результате собственной успешной творческой деятельности. Меняется содержание и средства общения подростка с обществом. Согласно Программе, подросток выходит «напрямую» на общение с широким миром человеческой культуры в виде новейших достижений научно-технической мысли (патентов на изобретения), в наибольшей степени овладевая позицией «Я и общество». Содержательно это означает, что на данном уровне подростком решается не просто задача занятия определенного места в обществе, но и проблема индивидуального определения себя в обществе и через общество (путем принятия его обществом на желаемом – высоком уровне – через созданные им технические объекты-товары на уровне изобретений).

Таким образом, нами решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым само-определения подростком смысла своего существования.

Цели и задачи применения Программы

Целью практического применения Программы является создание инновационной среды, в которой в обучение и практику оказываются вовлеченными возрастные группы с различным уровнем подготовки: школьники младших, средних и старших классов, студенты колледжей, студенты и аспиранты московских вузов, а также  представители бизнес-сообщества (предприниматели, отраслевые ассоциации, бизнес-ангелы и инвесторы).

Занятия в рамках Программы дают учащимся Москвы выход на новый уровень понимания ими общепредметных знаний как на ресурс для реализации своих разработок, и обеспечивают получение ими дополнительных профессиональных компетенций в области инновационного предпринимательства.

Учащиеся в ходе реализации собственного проекта проходят всю цепочку от концептуальной идеи до ее практического воплощения в виде товара, который должен быть востребован на отраслевом рынке. Они освоят типичный  «творческий путь изобретателя», который представляет собой следующие этапы: он исследует недостатки существующих объектов (систем), придумывает новую идею; изготавливает модель, опытный образец нового товара; исследует свою идею на новизну и оригинальность по фонду известных решений; получает охранный документ (патент на изобретение, на промышленный образец и др); проверяет на рынке востребованность своего нового товара, при необходимости корректируя его; осуществляет поиск ресурсов (в т.ч. – инвесторов), заключает с инвесторами «лицензионный договор» на выпуск изобретения или самостоятельно организует  производство.

На базе Программы организована подготовка к участию учащихся в мероприятиях (форумах, Конкурсах, выставках) городского, всероссийского и международного уровня, с организацией единого тематического стенда «Дети – изобретатели».

Специалисты Программы реализуют комплексное организационно-методическое и информационное сопровождение образовательной деятельности по  данному направлению образовательных учреждений города Москвы. Проводится обучение педагогов по краткосрочным и среднесрочным программам повышения квалификации и переподготовки.

 

Реализация Программы позволит создать в городе Москве экосистему уникального пространства коммерциализации разработок научно-технического творчества молодежи и педагогов, основанного на освоении учащимися реального мирового уровня новизны в выбранных направлениях (создание изобретений), навыков оценки  реального состояния рынка (через выставки, связь с отраслевыми ассоциациями, бизнес-сообществом), навыков создания команды и привлечения финансирования в  проект (через государственные программы поддержки, бизнес-ангелов)

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Козырева Н.А. Педагогика творчества //Журнал «Новые ценности образования», Москва, № 1/2003г., с.96-102

2.      Козырева Н.А. Обучение приёмам устранения противоречий  и законам развития систем на примере запатентованных игрушек (из опыта работы  в Могилёвской школе развития творческого мышления), с. 134-140 в сб.:  Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской  научно-практической конференции./С.В. Григорьев, А.С. Фролов. – М.: МГДД(Ю)Т, 2003. – 190с. ISBN 5-8094-0032-9

3.      Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр. Тезисы докладов  научно-практической конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ». Петрозаводск, 18-20 июля 2003г.

4.      Козырева Н.А. Обучение инновационной деятельности: от рождения идеи до её воплощения в жизнь. Тезисы докладов международной научной конференции «Система непрерывного экономического образования: проблемы и перспективы». Горный Алтай, 30 июня – 5 июля 2003г.

5.       Козырева Н.А.  Исследовательская деятельность школьников в области технического творчества.  Тезисы докладов Российской педагогической конференции «Исследовательская деятельность школьников». Москва, МПГУ, 2005.

 

Скачать презентацию к докладу можно, зарегистрировавшись в качестве пользователя на сайте. в этом случае вверху текста появится значок: скачать с сервера. 

Контакты:

Козырева Нелли Арнольдовна

nellydelf@mail.ru

 

 

Категория: Московская Школа Изобретаталей | Добавил: Delf2010 | Теги: дети изобретатели, Московская Школа Изобретателей, Козырева Н., коммерциализация НТТМ, социализация подростков
Просмотров: 1763 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz