Перспективы социализации и профориентации учащихся
в процессе коммерциализации их научно-технических разработок
К. пс. н. Козырева Н.А., ГБОУ «ИннАРТ»
Козырева Н.А. Перспективы социализации и профориентации учащихся в процессе коммерциализации их научно-технических разработок. – Тезисы докладов научно-педагогической конференции «Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования на базе крупных образовательных комплексов». – М.: МГПУ НИИСО, 2013 г. Проектная деятельность в системе дополнительного образования на базе крупных образовательных комплексов. - Сборник статей. - ООО "Издательство "Экон-Информ" (Москва), 2013.- c. 17-21
Решая задачи многовекторного развития промышленности России в новом технологическом укладе, необходимо со школьной скамьи готовить кадры для инновационной экономики – прививая интерес детей к изобретательству, инженерно-конструкторской деятельности с использованием современных компьютерных технологий, к созданию пользующихся спросом товаров, к умению создавать коллективы и находить ресурсы для решения задач коммерциализации разработок.
Исходя из задач и приоритетов Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие столичного образования» («Столичное образование»), для обеспечения возможностей развития человеческого капитала обучающихся а также повышения компетентности педагогов системы столичного образования в сфере науки, техники и технологий, в деятельности Московского центра инноваций и научно-технического творчества ГБОУ «ИннАрт» выделено направление «Московская школа изобретателей», которое решает следующие задачи:
1. Обучение детей и молодежи изобретательству, с инициированием их собственных разработок современных товаров и услуг
2. Обучение детей и молодежи защите интеллектуальной собственности (позволяет знакомить детей с мировым уровнем новизны в выбранной области – и побуждает их изучать лучший, передовой опыт предшественников и корректировать свои разработки, чтобы этот уровень превосходить)
3. Обучение детей и молодежи процессам коммерциализации собственных разработок (включение их в реальный процесс прототипирования, изучения спроса на новый товар на выставках позволяет авторам понять рыночные требования к уровню разработок).
4. Обучение детей и молодежи коммуникативным навыкам для создания команд (временных творческих коллективов по реализации разработок): включение людей из разных образовательных учреждений в реальные процессы по менеджменту новой инновационной идеи позволит инициировать молодежные стартапы, для которых нужны иные (финансовые и имущественные) формы поддержки от государства.
5. Обучение использованию имеющихся форм и программ поддержки и финансирования стартапов («Умник», «МОСТ» и др.).
6. Обучение педагогов работе по инициированию среди учащихся разработок современных товаров и услуг.
Для решения этих задач разработана Программа коммерциализации научно-технических разработок детей и молодежи до 18 лет (далее- Программа)
Психологическое обоснование Программы
Резко усложнившееся в настоящее время функционирование подросткового социума требует от взрослых специального конструирования детских сообществ и построения особой деятельности, способной обеспечить самоутверждение растущих людей как социально значимых членов общества. В частности, это требует развертывания такой учебно-воспитательной деятельности, которая обеспечивает целенаправленное осуществление процесса социального созревания в двух непременных позициях социализации-индивидуализации, создающих ребенку возможности индивидуализироваться, развивая свою социальную сущность, самовыражаясь в обществе для общества. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми. Согласно нашей Программе, в творческой деятельности по созданию новых технических объектов на уровне изобретений реализуется потребность подростка в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности, что отвечает мотивационно-потребностной сфере личности подростка. Главное для него – не просто приобретение качеств взрослого человека, а раскрытие этих качеств через творческую активность, задающую его новую социальную позицию и признаваемую обществом. В этом случае не просто воспитываются личностные качества, но и задается принципиально иная структура потребностей и мотивов деятельности.
Непрерывное социальное развитие личности подростка реализуется, согласно Программе, в двуедином процессе творческой деятельности, где когнитивные аспекты создают новые возможности для развития социальной зрелости, для нового уровня осознания, присвоения, развития мотивационно-потребностной, аффективной сферы ребенка. В предметно-практической деятельности подросток осваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, исследуя примеры творчества изобретателей в выбранной самостоятельно сфере науки и технологии, что обеспечивает преимущественное формирование интеллектуальной активности. Предметно-практическая деятельность по осмыслению, исследованию и анализу мира вещей на высоком интеллектуальном уровне (уровне изобретений) позволяет ребенку оценить свои возможности и найти аналогии между своими решениями и тем, что сделали взрослые – до него. Это исследование может показать ребенку, что его идеи даже превосходят известный ранее изобретательский уровень в данной сфере, что является хорошей основой для формирования адекватной самооценки подростка.
При разработке Программы учитывается стержневое положение психологии развития, состоящее в том, что любая индивидуальность раскрывается не для себя и не в себе (что приводит к эгоизму), а в оценке себя среди других, другими, как значимого для других. Тогда самооценка подростка становится ценностью и для других. Деятельность в творческом коллективе актуализирует развитие человеческих отношений, способствует формированию оценки себя среди других, утверждению себя среди людей, что воспроизводит подростка как субъекта.
В общественно-признаваемой творческой деятельности по созданию новых товаров (на уровне изобретений), в составе творческого коллектива происходит развитие как раскрытие внутренних возможностей ребенка. Именно в деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно, растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия, через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.
Период с 10 до 14 лет связан с развертыванием, дальнейшим развитием и структурированием самосознания растущего человека. Основными показателями степени возрастной зрелости являются личностное самоопределение, качественное изменение социальной позиции в результате собственной успешной творческой деятельности. Меняется содержание и средства общения подростка с обществом. Согласно Программе, подросток выходит «напрямую» на общение с широким миром человеческой культуры в виде новейших достижений научно-технической мысли (патентов на изобретения), в наибольшей степени овладевая позицией «Я и общество». Содержательно это означает, что на данном уровне подростком решается не просто задача занятия определенного места в обществе, но и проблема индивидуального определения себя в обществе и через общество (путем принятия его обществом на желаемом – высоком уровне – через созданные им технические объекты-товары на уровне изобретений).
Таким образом, нами решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым само-определения подростком смысла своего существования.
Цели и задачи применения Программы
Целью практического применения Программы является создание инновационной среды, в которой в обучение и практику оказываются вовлеченными возрастные группы с различным уровнем подготовки: школьники младших, средних и старших классов, студенты колледжей, студенты и аспиранты московских вузов, а также представители бизнес-сообщества (предприниматели, отраслевые ассоциации, бизнес-ангелы и инвесторы).
Занятия в рамках Программы дают учащимся Москвы выход на новый уровень понимания ими общепредметных знаний как на ресурс для реализации своих разработок, и обеспечивают получение ими дополнительных профессиональных компетенций в области инновационного предпринимательства.
Учащиеся в ходе реализации собственного проекта проходят всю цепочку от концептуальной идеи до ее практического воплощения в виде товара, который должен быть востребован на отраслевом рынке. Они освоят типичный «творческий путь изобретателя», который представляет собой следующие этапы: он исследует недостатки существующих объектов (систем), придумывает новую идею; изготавливает модель, опытный образец нового товара; исследует свою идею на новизну и оригинальность по фонду известных решений; получает охранный документ (патент на изобретение, на промышленный образец и др); проверяет на рынке востребованность своего нового товара, при необходимости корректируя его; осуществляет поиск ресурсов (в т.ч. – инвесторов), заключает с инвесторами «лицензионный договор» на выпуск изобретения или самостоятельно организует производство.
На базе Программы организована подготовка к участию учащихся в мероприятиях (форумах, Конкурсах, выставках) городского, всероссийского и международного уровня, с организацией единого тематического стенда «Дети – изобретатели».
Специалисты Программы реализуют комплексное организационно-методическое и информационное сопровождение образовательной деятельности по данному направлению образовательных учреждений города Москвы. Проводится обучение педагогов по краткосрочным и среднесрочным программам повышения квалификации и переподготовки.
Реализация Программы позволит создать в городе Москве экосистему уникального пространства коммерциализации разработок научно-технического творчества молодежи и педагогов, основанного на освоении учащимися реального мирового уровня новизны в выбранных направлениях (создание изобретений), навыков оценки реального состояния рынка (через выставки, связь с отраслевыми ассоциациями, бизнес-сообществом), навыков создания команды и привлечения финансирования в проект (через государственные программы поддержки, бизнес-ангелов)
ЛИТЕРАТУРА
1. Козырева Н.А. Педагогика творчества //Журнал «Новые ценности образования», Москва, № 1/2003г., с.96-102
2. Козырева Н.А. Обучение приёмам устранения противоречий и законам развития систем на примере запатентованных игрушек (из опыта работы в Могилёвской школе развития творческого мышления), с. 134-140 в сб.: Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции./С.В. Григорьев, А.С. Фролов. – М.: МГДД(Ю)Т, 2003. – 190с. ISBN 5-8094-0032-9
3. Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной стратегии с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр. Тезисы докладов научно-практической конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ». Петрозаводск, 18-20 июля 2003г.
4. Козырева Н.А. Обучение инновационной деятельности: от рождения идеи до её воплощения в жизнь. Тезисы докладов международной научной конференции «Система непрерывного экономического образования: проблемы и перспективы». Горный Алтай, 30 июня – 5 июля 2003г.
5. Козырева Н.А. Исследовательская деятельность школьников в области технического творчества. Тезисы докладов Российской педагогической конференции «Исследовательская деятельность школьников». Москва, МПГУ, 2005.
Скачать презентацию к докладу можно, зарегистрировавшись в качестве пользователя на сайте. в этом случае вверху текста появится значок: скачать с сервера.
Контакты:
Козырева Нелли Арнольдовна
nellydelf@mail.ru
|