Использование метода фокальных объектов
по программе «Начинаем изобретать» с детьми 7-9 лет
Н.А. Козырева, канд. психол. наук, руководитель Московской школы изобретателей ГБОУ «ИннАрт», Ключ Н.В., методист ГБОУ «ИннАрт»
(опубликовано в журнале «Юные изобретатели Москвы», №1/2014г.)
Кратко о МФО
МФО создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, а в 50-е г.г. 20го века метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
МФО является инструментом для активизации ассоциативного мышления человека.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.
Метод фокальных объектов позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта.
Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки, находить необычные прилагательные для описания предметов, объектов, явлений.
Применение: метод фокальных объектов широко используется в изобретательстве и бизнесе - для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства, целенаправленного создания инноваций.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО МФО*
- Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…).
- Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 ИНТЕРЕСНЫХ слов - прилагательных, деепричастий, глаголов).
- Выбирается фокальный объект (на нём фокусируется мысль) и цель использования МФО (например, создать объект с новыми необычными свойствами).
- Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются.
- ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.
- Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения (для конкретной ситуации).
*ВНИМАНИЕ!
В приведенном алгоритме, в отличие от «классических схем», работа по МФО начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?
Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их «подходящие» свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.
Например, при работе по МФО с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч. «забор». Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства «дырявый, грязный». И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель.
В результате развития ассоциаций по словосочетаниям «грязный скальпель», «дырявый скальпель» он разработал несколько новых видов хирургического инструмента. «Грязный скальпель» - на него наносят нужное для операции покрытие из лекарств (т.н. «грязь») – для остановки крови, анестезии, обеззараживания и т.д. Один из вариантов «грязи» - заиндевевший скальпель, т.е. сильно замороженный. Им легко и безболезненно можно выполнять простые операции.
Если бы мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как «грязный» и «дырявый». А именно они дали самые сильные необычные решения.
Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если дети сделают «домашнюю заготовку» из 50-100 слов и их свойств, то они смогут на несколько лет обеспечить эффективную работу по МФО по ЛЮБЫМ фокальным объектам. Поэтому советуем педагогам собирать свою «копилку свойств», которые называют дети при работе по МФО. Далее можно будет выписывать их на карточки и использовать только свойства для совершенствования любых предметов.
Приводим список слов для метода фокальных объектов, которые используются на занятиях в ГБОУ «ИннАрт».
Бочка
Колесо
Дождь
Очки
Обезьяна
|
Сугроб
Котёнок
Зонт
Окно
Сон
|
Мяч
Снег
Зеркало
Студент
Нож
|
Дверь
Река
Апельсин
Слон
Дружба
|
Удочка
Часы
Ветер
Утюг
Курица
|
Попугай
Чайник
Ссора
Пальто
Мёд
|
Пчела
Лодка
Записка
Духи
Верёвка
|
Поросёнок
Подушка
Трава
Шарф
Игла
|
Дельфин
Шляпа
Ножницы
Песня
Афиша
|
Фанера
Шайба
Дыня
Деньги
Движение
|
Мостовая
Ноготь
Палка
Тигр
Картофель
|
Кафель
Борщ
Закат
Спальня
Кирпич
|
Роса
Шоколад
Собака
Выключатель
Дорога
|
Заяц
Телефон
Генерал
Шкаф
Пена
|
Селёдка
Сосна
Намёк
Тарелка
Шина
|
Циркуль
Змея
Шишка
Брелок
Ржавчина
|
Музыка
Блокнот
Мыло
Ёж
Волна
|
Слово
Веер
Ложка
Цветок
Велосипед
|
Болтун
Ваза
Туфли
Дерево
Сверчок
|
Крокодил
Клякса
Забор
Фуфайка
Авария
|
Лягушка
Флюгер
Фантазия
Карикатура
Каникулы
|
Рекомендации по применению метода:
1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор – застрявший, ветер – завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор – грязный, покосившийся, кошка – голодная, цветок – дырявый.
3. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования – это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
4. Необходимо записать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект – будильник, то надо выписать ВСЕ варианты – голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. Далее нужно зачитывать по очереди эти варианты и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут, желательно их также записывать.
5.При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
«Что ЭТО может быть?», «Где ЭТО можно использовать?». Вопрос «Кому ЭТО надо?» поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет «ЭТО» покупать и платить за «ЭТО» деньги.
6. При отборе наиболее эффективных решений в бизнесе обычно используют экспертов. При работе с детьми можно одну подгруппу детей назначить экспертами.
Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне «отсекают» кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи.
Более пристального внимания заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они могут оказаться вполне реализуемыми.
Метод фокальных объектов можно эффективно применять как метод тренировки фантазии (креативности) – и для школьников, и для взрослых. Проводятся специальные тренинги "креативный менеджер" с использованием МФО для сотрудников предприятий и организаций, PR-агенств.
Ниже приведен конспект занятия по МФО, которое разработано Н.В. Ключ и проводится по программе «Начинаем изобретать» для детей 7-9 лет в ГБОУ «ИннАрт».
Конспект занятия
Тема
|
Метод Фокальных объектов
|
Цели, задачи
|
- Предложить идею необычного фонтана, используя Метод Фокальных Объектов.
- Актуализировать знания по системе «Фонтан»: виды фонтанов, функции.
- Повторить тему «Метод Фокальных Объектов»
- Проведение опыта «Фонтан Герона»
- Создание рисунка необычного фонтана, презентация идеи классу.
|
Оборудование материалы
|
- Демонстрационная иллюстрация «Фонтан»
- Для опыта «Фонтан Герона»:
- бутылка с широкой крышкой, в крышке два отверстия под соломинки,
- две соломинки,
- вода
- миска для воды,
- влажные салфетки, лучше бактерицидные.
- салфетки.
- Ксерокопия задания «лабиринт»- на каждого.
- Предметные карточки для генерации идей: часы, торт, воздушный шар.
- Компьютерная презентация «Необычные фонтаны»
- Для рисунка:
- Писчая бумага формата А5
|
План занятия
|
- Разминка – загадка
- Система «Фонтан», актуализация знаний о фонтанах.
- Опыт «Фонтан Герона»
- Презентация «Фонтаны»
- МФО Лаборатория изобретателей
- Рисунок «Необычные фонтаны»
|
План занятия
|
Этап, место
|
Игры и упражнения
|
Время
|
Разминка-Загадки
|
- Приветствие
- Вспоминаем тему прошлого занятия: «Метод Фокальных объектов»
- С чем нам сегодня предстоит поработать? Отгадайте:
Детские загадки про фонтан:
В суматохе городской
В летнем парке день-деньской.
В бронзовой чаше
Дождик пляшет.
(Фонтан.)
Водяные Цапли
Разбросали капли.
На ноге стоят одной-
Сеют пылью водяной.
(Фонтаны.)
В центре парка или сада,
Никому я не преграда;
Мой цветок подобен раю,
Я - водою расцветаю,
Очень мой прекрасен стан,
А зовут меня - (фонтан)
В. Стручков
|
5 мин
|
Изучение системы Фонтан
|
Система Фонтан
- Для чего нужна?
- Из чего состоит?
- Где обычно располагается?
- Есть ли у вас любимые фонтаны?
- Какие свойства есть у фонтанов?
|
5 мин
|
Опыт
«Фонтан Герона»
|
Опыт «Фонтан Герона»
Давайте сделаем настоящий фонтан сами?
Нам понадобятся 2 соломинки, бутылка с двумя отверстиями в крышке, вода и миска.
Бутылка заполняется на две трети, синяя соломинка вставляется в крышку так, чтобы не касаться воды. Гибкая часть отгибается на 90 градусов.
Розовая опускается в воду.
Если подуть в синюю соломинку, то из розовой польется вода.
Давайте попробуем!
Для того, чтобы дети могли сами подуть в соломинку, ее надо протирать бактерицидной салфеткой.
|
10 мин
|
Презентация «Необычные фонтаны»
|
Презентация «Необычные фонтаны»
На ноутбуке рассматриваем, какие необычные бывают фонтаны.
В чем их необычность?
На что они похожи?
Какие свойства есть у фонтанов?
|
10 мин
|
МФО
|
Лаборатория изобретателей
Давайте сами придумаем новые фонтаны с необычными возможностями!
Карточки для придумывания (слова для метода фокальных объектов): часы, торт, воздушный шар, шишка, трава.
Дети называют по очереди или записывают интересные, необычные свойства этих предметов.
(В зависимости от подготовки группы эта часть проводится фронтально, или в малых группах, или индивидуально – один предмет на одного ребенка).
Далее свойства этих предметов переносятся на фонтан, дети придумывают – может ли быть такой фонтан, как можно сделать такой фонтан.
|
25 мин
|
Анализ предложенных решений
|
Варианты решений, предложенных детьми: фонтаны съедобные, светящиеся, перемещающиеся, с картинками, праздничные (ко Дню рождения или Новому Году), с использованием воздушной струи и пищевых красителей, управляемые зрителями и пр.
Детям необходимо найти свою «нишу», своего потребителя для каждой предложенной идеи. Педагог помогает ребятам наводящими вопросами.
|
20 мин
|
Продуктивная деятельность.
|
Волшебные фонтаны.
Рисуем свой необычный фонтан, представляем его группе.
( можно изготовить части фонтана из бумаги, картона, пластилина, других материалов)
Подводим итоги занятия.
|
15 мин
|
|