Изучая результаты первичной и заключительной диагностики, мы заметили изменения в применении детьми мыслительных операций при работе с объектами, проблемными ситуациями. В конце работы у них стала наблюдаться определённая вариативность и подробность в составлении сюжетов сказок, воображаемого образа. При разрешении противоречий дети стали выдвигать идеи, отличающиеся от типовых. Активно этому содействовали игры литературной направленности, т.к. в творческой работе дети пользуются прототипами, изменяя их для создания новой идеи, то есть, производят модификацию объекта, чего не могли сделать в начале исследования.
В начале работы все дети пользовались традиционными классификациями. Система игр «Хоровод сказок» и отдельные тренинги по пособию дали возможность детям понять и увидеть проявление относительности, вариативности отношения объекта к классифицируемой структуре, показали необходимость рассматривать ситуации системно, выявили, что основой для классификации может быть любой признак. По окончании работы дети стали создавать свои варианты классификации, в зависимости от принятого основания. Работая с пособием, дети научились воспринимать карту, изображение не как изолированную картинку, а как систему, у которой есть прошлое (предыстория), настоящее (факт), будущее (последствия), а так же выделять подсистемы и относить к определённой надсистеме. Ребята научились замечать противоречия в ситуациях, на основе этого решать проблемные задачи.
Результаты заключительной диагностики показали, что дети перестали относиться к проблемам с позиции безысходности, неразрешенности, не исключают невероятные возможностиразрешения, предлагая разнообразные варианты. Они подсознательно стремятся к идеальному конечному результату, хотя мы не ставили задачу научить их формулировать ИКР. Появилась тенденция использования навыков системного мышления не только на специальных занятиях, но и на занятиях других видов, играх и других видов деятельности.
…
Одной из задач нашей работы было изучениедидактического потенциала игр и игрового пособия. Система игр Н. А. Козыревой изначально предполагает формирование и усовершенствование основных логических операций, развитие творческого воображения детей, воспитание культуры поведения, нравственных качеств личности, развитие речи, а также всех мыслительных процессов.Однако это ещё и материал для творческого роста самого воспитателя. Как написала нам Нелли Арнольдовна: «Предполагаемые схемы игр - лишь руководство к действию для творческого человека». Это значит, система игр имеет большой потенциал применения в деятельности дошкольного учреждения. На основе разработанного пособия нами были составлены свои игры: «Прятки», пространственные, линейные, описательные «Данетки». Мыиспользовали элементы тренингов,применяемых в ТРИЗ-педагогике. Решая задачу «на применение» и рассматривая дидактический материал комплекса «Хоровод сказок» как наглядность, можно найти способы использования пособия на разных занятиях. Большой потенциал пособия мы видим в развитии детской эмоциональной сферы, сферы общения.
Любая развивающая игра и пособие должны быть многофункциональными, с позиции критериев идеальности: игра одна, а задач решает множество, должна включать образовательный, психологический, воспитательный аспекты, и мы считаем, что развивающие игры и пособие Н. А. Козыревой соответствуют данным требованиям. Следовательно, её внедрение в практику детского сада не только возможно, но и весьма полезно.
Статья Т.Миранович и К..Новикова «Авторская система развивающих игр "Хоровод сказок" как инструмент формирования сильного мышления и управляемого воображения дошкольников»
Козырева Н.А. Психологические условия формирования
творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М.,
2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/20
Гуткович
И.Я., Самойлова О.Н. Сборникдидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. – Ульяновск,
1999. http://volga-triz.ru/metod.php
Жмырева М.А., Сидорчук Т.А. Система творческих
заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречиями. -
Ульяновск, 2001.http://volga-triz.ru/metod.php
Крохина
И.Н., Костылькова Л. Н. Использование методов ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми
логопедических групп как путь создания педагогики успехаhttp://www.jlproj.org/this_bibl/Krohina1.pdf
Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие
творческого мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск: ИПКПРО,
2003
Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки
(методика рассказа по картинке). - СПб.: «ТРИЗ-ШАНС», 1995 / http://www.trizminsk.org/e/2312.htm
Нестеренко А.А., Алешина О.В. Анализ героев через их
отношение к проблемной ситуации // Педагогика + ТРИЗ. – Гомель: Система
«ТРИЗ-ШАНС», 1998.http://www.trizminsk.org./e/prs/233024/htm
Новикова К.Т., Миранович Т.В.
(педагог А.В. Корзун) «Авторская система развивающих игр
"Хоровод сказок" как инструмент
формирования сильного мышления и управляемого воображения
Сидорчук
Т.А., Хоменко Н.Н. "Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной
игры "Да-Нет" //Пачатковая
школа. 2001.№ 11. http://www.trizminsk.org/e/23209.htm
Творческие задания
"Золотого Ключика /Андреева А.В., Лелюх С.В.,Сидорчук Т.А., Яковлева Н.А. – Самара: Центр
развития образования, 2001г. http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htmhttp://volga-triz.ru/metod.php