ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 26.11.2024, 10:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Общесистемные статьи [3]
Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" [19]
для детей 3-7 лет
Экономическая игра «ВЫБИРАЮ УСПЕХ» [6]
для детей от 10 лет, подростков и взрослых
Компьютерная игра "Неваляшка" [3]
для детей от 9 лет, подростков, студентов технических ВУЗов
Игра "ХОРОВОД СКАЗОК" [7]
для детей 7-12 лет
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Система развивающих игр Н.Козыревой » Игра "ХОРОВОД СКАЗОК"

Игра “ХОРОВОД СКАЗОК” обучает детей элементам системного мышления
16.06.2011, 01:18

Н.А. Козырева

"ХОРОВОД  СКАЗОК”: применение  игры для обучения детей 7-10 лет элементам  системного мышления ( из статьи  Н.А. Козырева. Система развивающих  настольных игр.  «Пачатковая школа», Минск, № 3-8/1997 г. http://kozyreva.ucoz.ru/load/19, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-24  )

 

Игра  рассчитана на детей от 7 до 12 лет, и может использоваться как в начальной школе (в т.ч. в группах продленного дня), так и при организации внешкольного досуга детей, а также при проведении семейного развивающего досуга.

Настольная  печатная развивающая игра " ХОРОВОД  СКАЗОК" (в дальнейшем - "игра”) предназначена для вырабатывания навыков системного мышления - анализа,  классификации, синтеза, развития творческого воображения - поиска аналогий, противоречий, применения приемов фантазирования для сочинения сказок.

«Хоровод сказок» состоит из набора 36  сюжетных  карт. Игра составлена на основе шести знакомых детям сказок: "Дюймовочка”, "Снежная Королева”, "Кот в Сапогах”, "По щучьему велению”, "Буратино”, "Чиполлино”.

Игровые задания  представляют собой различные варианты игр  в  лото, домино, пасьянс, карты, а также литературных игр -  собственно   рассказывания  историй  по заранее заданным правилам. В каждой карте заложено столько много уровней информации, что  нагрузка на ребенка будет очень значительной. Поэтому время "общения"  с этой игрой ребенок должен дозировать сам. Игра с картами " ХОРОВОД  СКАЗОК" - это очень трудная интеллектуальная работа, в ходе которой у ребёнка интенсивно развиваются логическое и творческое мышление, воображение, эмоциональный интеллект.


Известно, что  исходными в мышлении являются логические операции - отдельные законченные, устойчивые и повторяющиеся  умственные действия,  посредством которых ученики  приобретают  информацию: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация  и  др. Системное мышление,  включающее  более высокий уровень анализа систем-подсистем-надсистем, законов развития систем и их взаимодействия,  состояния  систем  в прошлом, настоящем и будущем,   определения противоречий и способов их разрешения,  несомненно опирается на прочный фундамент  освоенных ребенком  элементарных логических операций.


Одно из назначений  игры "Хоровод сказок " -  обучение элементарным логическим операциям  (классификация,  анализ, синтез),  навыкам системного мышления (анализ систем, выявление  и разрешение противоречий) и развитие  воображения детей в игровой форме.
Основные элементы системного мышления можно вырабатывать с помощью различных игровых заданий,  которые приводятся в данной статье.  А комбинировать эти задания можно  по  желанию учителя, в любых игровых формах. Конечно, в  зависимости  от того,  какой навык хочет "детальнее проработать" учитель, он  может предложить свою схему, свой ход игры.

Логические операции  - АНАЛИЗ     и   СИНТЕЗ

   Анализ и синтез  -  основные логические операции, без них  не может совершаться ни одна из форм мышления . Они - конструирующие  элементы мыслительной деятельности человека и всегда выступают в единстве. Анализ  - разложение   изучаемого объекта на  характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон,  изучение каждого элемента в отдельности как части целого.  Синтез - соединение частей или свойств изучаемого объекта в единое целое, установление характера   изменения свойств.

Игра "Хоровод сказок” предлагает в качестве объекта  хорошо знакомых детям героев в необычных ситуациях.  Это дает возможность обучения анализу и синтезу  с помощью игровых заданий. Например:

     - описать карту, соединив логически всех героев, предметы и ситуацию (фактически сделать "новую" сказку по карте )

     - связать в новую историю две любые рядом лежащие карты

            - то же, если есть один общий герой

            - то же, если есть один общий предмет

     - связать в новую историю карты,  полученные по результатам работы по классификации

     - сложить  и  рассказать  "старую" сказку,  используя все карты, в которых есть ее элементы, при этом игнорируя "лишние" элементы карт

     - рассказать "бесконечную" сказку, связывая в новую историю ряд последовательно выкладываемых карт

     - выявить и разрешить противоречие по цепочке:"Так не может быть,  потому что....Так может быть, потому что..." Например: "Герда  не  может, ловить Щуку  в проруби колпачком Буратино,  потому что Буратино никогда не снимал колпачок. Герда может...,потому что  бабушка ей связала точно такой же колпачок."             

 

Логическая операция  -  СРАВНЕНИЕ

       Всем  предметам, явлениям и процессам присущи признаки сходства и различия. Эти признаки отражаются в различных процессах  познавательной деятельности человека: ощущениях, восприятиях, представлениях, памяти и мышления.  Установление сходства и различия  -  это одно из существенных условий  познания человеком  явлений и закономерностей, существенный этап в  формировании мышления.   СРАВНЕНИЕ - важнейшая операция сознательного усвоения знаний школьниками, оказывающая  сильное влияние на формирование их познавательных способностей.  Владеть операцией сравнения - значит понимать ее суть и  уметь сравнивать по определенным признакам новый материал, устанавливать  различные связи между   новыми и ранее усвоенными знаниями.

         Операции   СРАВНЕНИЕ   можно  обучать, предлагая различные игровые задания с картами.

       - выявить "нормальную" ситуацию - кто должен быть героем, какие предметы там нужны

       - выявить  "чужой" предмет

       - выявить  "чужого" героя

       - выявить  " чужие" эмоции

     - выявить противоречия         - в поступках героев/   - в окружающей среде/  - в свойствах предметов

     - выявить  связи          - между героями/  - между героями  и  предметами/  - между характерами и поступками героев/  - между ситуацией и действующими лицами

     - выявить  аналогичных       - героев/   - предметы/ - ситуации/  - окружающую обстановку

 

Логическая операция  -  ОБОБЩЕНИЕ

Мысленный  переход от  отдельного  к  общему называют обобщением. Обобщение сокращает количество информации, заменяет знание множества сходных случаев  знанием одного принципа. Обобщение раскрывает сущность вещей как закономерность их развития, это позволяет установить необходимую связь единичных явлений внутри некоторого целого, а значит, открыть закономерности становления целого.  Логическую  операцию  ОБОБЩЕНИЕ   производят с  при помощи процесса  АБСТРАГИРОВАНИЯ . 

Абстрагирование - это мысленное вычленение отдельных признаков и свойств конкретного предмета или явления и мысленное отвлечение  их от множества признаков, свойств,  связей и сторон этого предмета. При обобщении предметов  или явлений  происходит выделение общего. Свойства, которыми  эти  предметы  отличаются, при этом отбрасываются, не принимаются в расчет. Сходные признаки  как бы отчленяются от предмета  и рассматриваются в отрыве  от него.

Этой сложный для освоения  ребенком  процесс можно "замаскировать”  игровыми заданиями:

     - Выложить  в ряд карты (не обращая внимания на "лишние элементы"), где есть

            - герои из одной сказки

            - ситуации из одной сказки

            - предметы из одной сказки

      - Собрать карты,  на которых есть  хотя  бы  один  общий признак, пусть даже это будет "небо голубое"

      - Собрать карты,  на которых есть  хотя  бы два общих признака и т.д.

      - Выложить ряд ( по  какому-либо заданному признаку)

       - аналогичных героев ( например, с хвостами)

       - аналогичных ситуаций ( например, нападение)

       - аналогичных противоречий (например, несоответствие поступка характеру героя )

       - аналогичных предметов (  например, средства передвижения )

        На занятиях по развитию речи можно  использовать вопрос "Что общего”:

     - между двумя картами: герои, ситуации, предметы, сказки, противоречия и т.д.

     -  между тремя картами

     -  между двумя героями

     -  между тремя героями и  т.д.

   

Логическая операция  -  КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификацией  называется распределение предметов какого-либо  рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим  предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.  Однако любая классификация  имеет относительный характер, поскольку многие   предметы и явления, вследствие своей сложности, не могут быть  раз и навсегда причислены к  какой-либо группе предметов или явлений. свойства

При использовании "Хоровода сказок” основанием деления  для обучения навыкам классификации  учитель может выбрать любой признак  карты - сказка, герой, предмет, ситуация,  эмоции,  характеры,  противоречия , даже время дня или пора года.  Например:

     разложить карты, где

     - есть общий герой

     - общий предмет

     - герои из одной сказки

     - предметы из одной сказки

     - "что-либо" из одной сказки

     - ситуации из одной сказки

     - герои совершают необычные для них поступки

     - герои проявляют необычные для них эмоции

     - есть "что-то", чего не может быть

     - есть аналогичные герои, предметы, окружающая обстановка

     - есть плохие герои

     - есть девочки ( мальчики)

                - есть только животные   и т.д.

 

Элементы  МЕТОДОВ  ПОИСКА НОВЫХ  РЕШЕНИЙ

 Метод   "Гирлянд ассоциаций” помогает найти большое  количество подсказок для новых идей при  помощи ассоциаций, но для этого требуется  богатое воображение, способность генерировать множество ассоциаций. Этому можно целенаправленно учиться.

      С помощью карт "Хоровода сказок " можно:

-  выстраивать "Цепочки ассоциаций”:

- по заданной карте дети по очереди говорят двумя словами, какие слова, чувства, эмоции у них вызывают на этой карте (выбирается один признак)           - герои/  - ситуация/  - предметы/   - окружающая обстановка

После того, как все дети выскажутся,  выбирается другой признак на этой же карте  и игра повторяется.  Эта игра обучает принципу, что ассоциациями можно в определенной степени управлять.

-   Дети объясняют все равно что -  любой элемент, их взаимосвязи  на  одной выбранной карте,  но с аргументами  "потому что": "Вода в пруду теплая, потому что лето", "Снежная Королева хорошая, потому что помогает Дюймовочке". И так по цепочке, не повторяя  утверждений и объяснений других детей - до тех пор, пока кто-либо не найдет что сказать по этой карте, чтобы не повторить предыдущих высказываний. (Можно подсказать, что про ту же воду в пруду  можно  говорить - и о цвете, и о глубине, и о состоянии поверхности,  и о   прозрачности, и о ее "прошлом” -  по времени дня или поре года, и многое-многое другое - но можно дать об этом догадаться самим ребятам).    


Элементы  ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)  (ссылки на литературу по ТРИЗ – в конце статьи)

Одним из навыком сильного мышления, целенаправленно вырабатываемом в ТРИЗ, является умение правильно находить и разрешать противоречия. В любой карте "Хоровода сказок” обязательно есть "запланированное" противоречие, но может быть, дети смогут найти и обосновать свои  противоречия.

Вот некоторые игровые задания  по этой теме:

- Выложить карты, где есть противоречия

                - в поступках героев

                - в окружающей среде

                - в свойствах предметов

 - Проанализировать противоречия: почему так не может быть

- Разрешить противоречия: найти какую-нибудь, пусть даже фантастическую, причину, почему так очень даже может быть, хотя бы иногда.


Что ещё можно почитать по этой теме:

 Козырева Н.А. О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО» http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.   http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25
опубликовано также  на сайте  http://jlproj.ru/load/32-1-0-36,

 

по игре «Хоровод сказок» для обучения детей 6-12  лет работе с противоречиями (элементы ТРИЗ), развитию творческого воображения

Козырева Н.А. Игра «Хоровод  сказок»   http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-11, http://kozyreva.ucoz.ru/load/37-1-0-104

Козырева Н.А. Апробация игры "ХОРОВОД СКАЗОК" http://kozyreva.ucoz.ru/load/37, http://kozyreva.ucoz.ru/load/37-1-0-119

 Н.А. Козырева.  Игра "ХОРОВОД  СКАЗОК”: описание структуры карт

http://kozyreva.ucoz.ru/load/37, http://kozyreva.ucoz.ru/load/igra_khorovod_skazok_opisanie_struktury_kart/37-1-0-177  

Н.А. Козырева.  Использование  игры "Хоровод сказок” в начальной школе http://kozyreva.ucoz.ru/load/37,  , http://kozyreva.ucoz.ru/load/ispolzovanie_igry_khorovod_skazok_v_nachalnoj_shkole/37-1-0-174

Н.А. Козырева. "ХОРОВОД  СКАЗОК”: ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ИГРЫ http://kozyreva.ucoz.ru/load/37, http://kozyreva.ucoz.ru/load/khorovod_skazok_literaturnye_igry/37-1-0-175

А.В. Корзун. ОТСМ-ТРИЗ как технология подготовки специалистов в образовании http://www.jlproj.org/this_bibl/pedkollej_ETRIA_ru.pdf

С. Гин.  Мир фантазии.  http://www.trizway.com/art/book/6.html,, http://www.ozon.ru/context/detail/id/4591583/

 

по играм «ТЕРЕМОК СКАЗОК» для детей 4-7 лет:

Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" - где купить  

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/kupit_teremok_skazok/2010-06-27-2

 Н.А. Козырева. Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"  для  преподавания отдельных элементов ТРИЗ. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load

 Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ с игрой «ТЕРЕМОК СКАЗОК»

      http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/vospitateljam_detsadov/2

     Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» в работе логопедов. М., 2010. http://teremok-skazok.ucoz.ru/load

 Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия). - М., 2010, http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

 Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/20

 Козырева Н.А.  Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия).М., 2010, http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

 Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК  СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество. - М.:  Школьный психолог. 2007,  № 9.  - http://kozyreva.ucoz.ru/load/20, http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701114

 Отзыв официального оппонента В.Т. Кудрявцева на диссертацию Н.А. Козыревой

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/publ

http://www.vtk.interro.ru/book/3/325/2.htm

http://www.tovievich.ru/book/3/325/3.htm

 Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии, 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК»: авторская игровая методика развития творческого мышления. 30 развивающих игр-занятий со сказками для детей 4-7 лет.  Пособие для родителей. - М., 2009 http://teremok-skazok.ucoz.ru/load/posobie_dlja_roditelej_quot_teremok_skazok_quot_30_razvivajushhikh_igr_s_rebjonkom/1-1-0-16

 Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» -110 развивающих игр со сказками. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/110_razvivajushhikh_igr_so_skazkami_teremok_skazok/2010-07-28-3

 


Категория: Игра "ХОРОВОД СКАЗОК" | Добавил: kozyreva | Теги: развить креативность, Хоровод сказок, развитие речи, развить мышление, Н.Козырева, развить фантазию, игра для детей 7-12 лет
Просмотров: 2823 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz