Играрассчитана на детей от 7 до 12 лет.Игра может быть применяться детьми самостоятельно
- для развлечения, или взрослыми с детьми -припроведении занятийпо развитию речив детском саду, школе, по курсам С.Гин «Мир Фантазии», «Мир Человека», или родителями
в развивающем досуге в семье.
Настольнаяпечатная развивающая игра " ХОРОВОДСКАЗОК" (в дальнейшем - "игра”)
предназначена для вырабатывания навыков системного мышления - анализа,классификации, синтеза,развития творческого воображения -
поискааналогий, противоречий,
применения приемов фантазирования для сочинения сказок.
Существует два варианта
игры - более простой и более сложный. Они отличаются количествомуровней информации, противоречий, который
вкладывается в каждую карту.Простой
вариант называется «Хоровод сказок», сложный имеет название- «Лабиринт сказок».
«Хоровод сказок» состоит из
набора 36сюжетныхкарти
может комплектоваться набором картонных досок(для использования при обучении различнымметодикам творчества).
Игра составлена на основе
шести знакомых детям сказок: "Дюймовочка”, "Снежная Королева”, "Кот в Сапогах”,
"По щучьему велению”, "Буратино”, "Чиполлино”.
Игровые заданияпредставляют собой различные варианты
игрвлото, домино, пасьянс, карты, а также литературных игр -собственнорассказыванияисторийпо заранее заданным правилам. В каждой карте заложено столько много уровней информации,
чтонагрузка на ребенка будет очень
значительной. Поэтому время "общения"с этой игрой ребенок должен дозировать сам. Игра с картами "
ХОРОВОДСКАЗОК" - это очень трудная
интеллектуальная работа, в ходе которой у ребёнка интенсивно развиваются
логическое и творческое мышление, воображение, эмоциональный интеллект.
Описаниекарт
Каждая карта представляет
собой "перевертыш"- на ней по
определеннымправиламперепутанылегко узнаваемые герои ( звери, люди, птицы, рыбы ), ситуации и предметы
изтрехсказок.Герои на карте могут совершать не свойственные им по сказке,
инверсныепоступки(хороший герой - плохой поступок и
наоборот).Героиярко выражают свои эмоции.
Таким
образом мы изначально закладываемв
карту :
- НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- РАЗНЫЕ
УРОВНИ ПРОТИВОРЕЧИЙ
-
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- СИСТЕМНОСТЬ
- ВАРИАТИВНОСТЬ
- ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ
ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ
Рассмотримэтиэлементы карт подробнее на
примередвух карт.
Карта 5
Фон - Эшафот,зрители - Чиполлино, синьор Помидор, кум
Тыква
Ситуация - Казнь Горошка.Помост,под ним - "вразрезе"-
подземный ход,ведущий в норку мыши. На помостеМальвина надевает веревку на шею Горошку.
Предметы - Свечка, паутина, нора
Эмоции - Горошек плачет,Арлекино довольный,гордыцй своей
работой,Чиполлино и Кум Тыква грустные, с-р Помидор
потирает руки.
Противоречие - Ход слишком маленький для
Горошка
Свечка должна подпалить
паутину
Чиполлино, которого ловят,
не может сидеть
рядом со своим врагом
Помидором.
Мальвина - плохая.
Карта 23
Фон - Замок Людоеда.На столе черепа и кости.В окне виден топор, рубящий дрова.
Герой -Людоедзагнал Лису Алису и Кота
Базилио наверх дров. Она в маске, Котс
перевязанным одним глазом - в шляпе и сапогах Кота в Сапогах.
Ситуация - В окно влетают поленья (виден
колющий их топор) и сами складываютсяв
штабеля.Кот и Лисаотбиваются от Людоеда, бросая в него поленья.
Предмет - Топор, дрова.
Эмоции - Людоед плачет. Лиса и Кот с
ласковымимордочками.
Противоречия:
-
противоречие свойств-дрова в замке вообще-то не складывают , дрова
не влетают наверх сами.
-
противоречияэмоций- Лиса бросает дровас таким ласковым выражением на мордочке?Почему Людоед плачет?
Теперь, после того как вы представили в своем
воображении эти две ново-сказочные карты, рассмотрим подробнее
вышеперечисленные элементы сказочных карт-перевертышей.
НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Карта №
5 -Сочетание элементов сказок"Дюймовочки”, "Чиполлино” и"Буратино”.
Каждая карта - это НЕБЫЛИЦА. В это смыслеближайший аналог - "бином фантазии"
Дж.Родари.Знакомство с картойуже вызоветмного вопросов у ребенка. А забавность порождает интерес - разобраться,
что же там не соответствует "правильным" сказкам. Этоигровое побуждениекэлементарным навыкам анализа. В то же времякаждая карта при всей своей
"небывальщине"может явиться
"биномом" безудержной фантазии для ребенка - по моему мнению, когда
ребенок ВИДИТ перед глазами эту эклектику ( а не просто слышит, как у
Дж.Родари), ЕМУ ПРОЩЕрассказать ,
додумать эту ситуацию - ведь ВИДНЫи
место действия, и погода, и взаимодействие ( пусть необычное) героев и
предметов, и их ( иногда необычные) поступки и эмоции . А ведь этих
"небылиц" целых 36!
Да,
перепутать сказки можно по-разному. Да, свойвариантперепутыванияя сознательно навязываю ребенку.Да, я насильно загоняю егов свою колеюместа действия, героев,предметов, поступков, характеров, эмоций.Но, распутывая мои противоречия, ребенокдолжен ШАГАТЬ ПО СТРУКТУРЕ СКАЗКИ! А чтобы он
делал это ОСОЗНАННО,взрослый должен ему
помочь ( см. далее"Использование
игрыдля сочинениясказок по методу Проппа")Прошагав по этой структуре5-10 раз,они свои сказки будетСТРОИТЬ !
Даже простое рассматривание
этих картДОЛЖНО разбудить у
ребенкакрамольную, еретическую мысль -
отсначала "ТАК НЕ БЫВАЕТ!"до
"АПОЧЕМУ БЫ И НЕТ? КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫЭТО БЫЛО ВОЗМОЖНО?"
ЭТО НАЧАЛОИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГОМЫШЛЕНИЯ !
Даже
еслисначала кроме такогопервоначального рассматривания картребенокдальше не пойдет,мысль, что
"БЫВАЕТВСЁ !"несомненно, сработаетпозже.
- РАЗНЫЕ УРОВНИ ПРОТИВОРЕЧИЙ
В
каждой карте своипротиворечия - где
междусредами обитания героев, где между
временем года и жизнью героя, где между функциями предметов, героев , их
характерами, эмоциями, поступками , ситуацией-и самое главное,ребенок может находить СВОИПРОТИВОРЕЧИЯ- те, которые изначально не закладывались.
В карте № 5 :
- противоречияразмеров- ход слишком маленький дляГорошка
- противоречиясвойств -паутина должна сгореть
- слишком близко свечка
- противоречияхарактеров -Чиполлино "не
может”сидеть рядом с Синьором Помидором
и смеяться над казнью Горошка,а
Мальвина "не должна”вешать Горошка.
В карте № 23:
-
противоречия свойств-дрова в замке вообще-то не складывают и не
рубят.
-
противоречия характеров- Людоеду не
пристало убегать от Лисы и Кота, а Лиса и Кот Базилио "не должны” приставать к
сильным - они привыкли обманывать слабых и глупых.
-
противоречияэмоций- почему Лиса гонится за Людоедомс таким ласковым выражением на мордочке?Почему Людоед плачет?
- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
При
создании игры большое влияние оказало на меняочень оригинальное пособие С.Гин "Мир человека" . Это
позволило вимеющуюся схему игры внести
новые уровни информации, которые могут понадобиться на уроках.В частностизаложитьпротиворечивостьмногих эмоций, черт характера героев, ихмыслей и поступков( см. предыдущий абзац).
- СИСТЕМНОСТЬ
На
каждой карте можно выделитьподсистемы,
системы, надсистемы,элементы структуры
сказки.
Элементы
структуры - герои, ситуация, предметы, характеры, поступки.
Карта
№ 5 .Состоит из двухсистем.Система1 -страна Принца Лимона- подсистемы - деревня,
дороги, иерархиясословий, законность,
под-под-системы -дома, строения,
жители, над-система - Наш Мир - окружающая Среда.
Система
2 -подземелье, подсистема - норка,
ходы, жители, под-подсистема - одежда, предметы. Надсистема - поверхностьпланеты.
Сочетание
двух систем дают новую систему, с новыми свойствами.
Карта № 23 - Система - Королевство, подсистема
- Замок Людоеда,герои , под-подсистема
- обстановка,предметы, характеры
Системы
можно выделить и по-другому. Это может быть одним из игровых заданий - найти
другие системы и построить для них цепочки над-под-систем.
Можно
рассмотреть свойства систем, Какие характеристики надсистемпозволяют существовать данным системам? Могут
лиони быть в пустыне? А посредибольшого современного города? Какие элементы
"чужды” для данных систем , "не вписываются” и т.д. Так можно прийти к
противоречиям в данных картах.
Набор36карт представляет собой полную систему - из него можно ВЫЛОЖИТЬЛЮБУЮ ИЗ6 СКАЗОК( это может быть одним
из игровых заданий).
Повыложенной линии сказкиможно составить ряд ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ -
БУДУЩЕЕ как для всей сказки, так и для каждого героя.
- ВАРИАТИВНОСТЬ
Любое
из игровых заданий ПРИНЦИПИАЛЬНОМОЖНО ВЫПОЛНИТЬ РАЗЛИЧНЫМИПРАВИЛЬНЫМИСПОСОБАМИ !
Даже
сложитьизвестную сказку из картможно по-разному- ведьее элементыразбросаны на
многихкартах.К тому же, естьнекоторые элементы,которые можно уверенно отнестик несколькимсказкам сразу.
- ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ
(подробнее про приемы см. Н.А. Козырева.
Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК" для преподавания
отдельных элементов ТРИЗ. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load
)
Один
из вариантов изготовления карт предполагает использование пустой"рубашки" карты дляразмещения там ВОЛШЕБНИКОВ(вот только не будет ли этолишней перегрузкой?), каждый из которыхв графической формевыполняет один из приемов фантазирования-
-
увеличение-уменьшение
-
оживление-омертвление
-
динамизация - статика
-
дробление-объединение
-
ускорение- замедление и др.
Это
может пригодиться, когда дети уже уверенно овладели содержанием карт,
умеютстроить из них и сочинять новые
сказки, для того, чтобыоткрыть перед
ними новый уровень фантазирования: с помощью ВОЛШЕБНИКОВ тоже можнонеузнаваемо изменить какстарую сказку, так и только что сочиненную
новую!
Козырева
Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников
(на материале игр с противоречием): Автореф.
дисс. канд. психол. наук. – М., 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/20
Гуткович
И.Я., Самойлова О.Н. Сборникдидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. –
Ульяновск, 1999. http://volga-triz.ru/metod.php
Жмырева М.А., Сидорчук Т.А. Система творческих
заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречиями. -
Ульяновск, 2001.http://volga-triz.ru/metod.php
Крохина И.Н.,
Костылькова Л. Н. Использование методов ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми
логопедических групп как путь создания педагогики успехаhttp://www.jlproj.org/this_bibl/Krohina1.pdf
Лелюх
С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и
речи дошкольников. – Ульяновск: ИПКПРО, 2003
Мурашковска
И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). - СПб.:
«ТРИЗ-ШАНС», 1995 / http://www.trizminsk.org/e/2312.htm
Нестеренко
А.А., Алешина О.В. Анализ героев через их отношение к проблемной ситуации //
Педагогика + ТРИЗ. – Гомель: Система «ТРИЗ-ШАНС», 1998.http://www.trizminsk.org./e/prs/233024/htm
Новикова К.Т., Миранович Т.В.
(педагог А.В. Корзун) «Авторская система развивающих игр
"Хоровод сказок" как инструмент
формирования сильного мышления и управляемого воображения
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.
"Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры
"Да-Нет" //Пачатковая школа.
2001.№ 11. //WWW-документ/ http://www.trizminsk.org/e/23209.htm
Творческие задания "Золотого Ключика /Андреева А.В.,
Лелюх С.В.,Сидорчук Т.А., Яковлева Н.А.
– Самара: Центр развития образования, 2001г. http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htmhttp://volga-triz.ru/metod.php