ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 17.04.2024, 00:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Общесистемные статьи [3]
Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" [19]
для детей 3-7 лет
Экономическая игра «ВЫБИРАЮ УСПЕХ» [6]
для детей от 10 лет, подростков и взрослых
Компьютерная игра "Неваляшка" [3]
для детей от 9 лет, подростков, студентов технических ВУЗов
Игра "ХОРОВОД СКАЗОК" [7]
для детей 7-12 лет
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Система развивающих игр Н.Козыревой » Игра "ХОРОВОД СКАЗОК"

Игра “ХОРОВОД СКАЗОК”- описание структуры карт
16.06.2011, 01:26

Н.А. Козырева

Игра  "ХОРОВОД  СКАЗОК”: описание структуры карт

 ( из статьи  Н.А. Козырева. Система развивающих  настольных игр.  «Пачатковая школа», Минск, № 3-8/1997 г. http://kozyreva.ucoz.ru/load/19, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-24  )

 

Игра  рассчитана на детей от 7 до 12 лет.  Игра может быть применяться детьми самостоятельно - для развлечения, или взрослыми с детьми  -  при  проведении занятий  по развитию речи  в детском саду, школе, по курсам С.Гин  «Мир Фантазии», «Мир Человека», или родителями в развивающем досуге в семье.

 

Настольная  печатная развивающая игра " ХОРОВОД  СКАЗОК" (в дальнейшем - "игра”) предназначена для вырабатывания навыков системного мышления - анализа,  классификации, синтеза,  развития творческого воображения - поиска  аналогий, противоречий, применения приемов фантазирования для сочинения сказок.

Существует два варианта игры - более простой и более сложный. Они отличаются количеством  уровней информации, противоречий, который вкладывается в каждую карту.  Простой вариант называется «Хоровод сказок», сложный имеет название  - «Лабиринт сказок».

«Хоровод сказок» состоит из набора 36  сюжетных  карт  и может комплектоваться набором картонных досок  (для использования при обучении различным  методикам творчества).

Игра составлена на основе шести знакомых детям сказок: "Дюймовочка”, "Снежная Королева”, "Кот в Сапогах”, "По щучьему велению”, "Буратино”, "Чиполлино”.

Игровые задания  представляют собой различные варианты игр  в  лото, домино, пасьянс, карты, а также литературных игр -  собственно   рассказывания  историй  по заранее заданным правилам.  В каждой карте заложено столько много уровней информации, что  нагрузка на ребенка будет очень значительной. Поэтому время "общения"  с этой игрой ребенок должен дозировать сам. Игра с картами " ХОРОВОД  СКАЗОК" - это очень трудная интеллектуальная работа, в ходе которой у ребёнка интенсивно развиваются логическое и творческое мышление, воображение, эмоциональный интеллект.

 

Описание  карт

Каждая карта представляет собой "перевертыш"  - на ней по определенным  правилам   перепутаны  легко узнаваемые герои ( звери, люди, птицы, рыбы ), ситуации и предметы из  трех  сказок.   Герои на карте могут совершать не свойственные им по сказке, инверсные  поступки  (хороший герой - плохой поступок и наоборот).  Герои  ярко выражают свои эмоции.

Таким образом мы изначально закладываем  в карту :

-  НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

- РАЗНЫЕ УРОВНИ ПРОТИВОРЕЧИЙ

- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

- СИСТЕМНОСТЬ

- ВАРИАТИВНОСТЬ

- ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ

    

 Рассмотрим   эти  элементы карт подробнее на примере  двух карт.  

Карта 5

     Фон - Эшафот,  зрители - Чиполлино, синьор Помидор, кум Тыква

своем домике.

     Герои -  Паучки  ткут  паутину  в подземном ходе.  Дюймовочка

свечкой освещает паучкам ход.  Полевая Мышь роет нору дальше.

     Ситуация - Казнь Горошка.  Помост,  под ним - "в  разрезе"  -

подземный ход,  ведущий в норку мыши. На помосте  Мальвина надевает веревку на шею Горошку.

      Предметы - Свечка, паутина, нора

      Эмоции - Горошек плачет,  Арлекино довольный,  гордыцй своей

работой,  Чиполлино и Кум Тыква грустные, с-р Помидор потирает руки.

     Противоречие - Ход слишком маленький для Горошка

                    Свечка должна подпалить паутину

                    Чиполлино, которого ловят, не может сидеть

рядом со своим врагом Помидором.

                     Мальвина - плохая.

Карта 23

     Фон - Замок Людоеда.  На столе черепа и кости.  В окне виден топор, рубящий дрова.

     Герой -  Людоед  загнал Лису Алису и Кота Базилио наверх дров. Она в маске, Кот  с перевязанным одним глазом - в шляпе и сапогах Кота в Сапогах.

     Ситуация - В окно влетают поленья (виден колющий их топор) и сами складываются  в штабеля.  Кот и Лиса  отбиваются от Людоеда, бросая в него поленья.

     Предмет - Топор, дрова.

     Эмоции - Людоед плачет. Лиса и Кот с ласковыми  мордочками.

     Противоречия:

- противоречие свойств  -  дрова в замке вообще-то не складывают , дрова не влетают наверх сами.

- противоречия  эмоций  - Лиса бросает дрова  с таким ласковым выражением на мордочке?  Почему Людоед плачет?

 

Теперь, после того как вы представили в своем воображении эти две ново-сказочные карты, рассмотрим подробнее вышеперечисленные элементы сказочных карт-перевертышей.

 

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

            Карта № 5 -  Сочетание элементов сказок  "Дюймовочки”, "Чиполлино” и  "Буратино”.

Карта № 23 -  Сочетание элементов  сказок "По щучьему велению”, "Кот в Сапогах” и  "Буратино”.

 

Каждая карта - это НЕБЫЛИЦА. В это смысле  ближайший аналог - "бином фантазии" Дж.Родари.   Знакомство с картой  уже вызовет  много вопросов у ребенка. А забавность порождает интерес - разобраться, что же там не соответствует "правильным" сказкам. Это  игровое побуждение  к   элементарным навыкам анализа. В то же время  каждая карта при всей своей "небывальщине"  может явиться "биномом" безудержной фантазии для ребенка - по моему мнению, когда ребенок ВИДИТ перед глазами эту эклектику ( а не просто слышит, как у Дж.Родари), ЕМУ ПРОЩЕ  рассказать , додумать эту ситуацию - ведь ВИДНЫ  и место действия, и погода, и взаимодействие ( пусть необычное) героев и предметов, и их ( иногда необычные) поступки и эмоции . А ведь этих "небылиц" целых 36!

Да, перепутать сказки можно по-разному. Да, свой  вариант  перепутывания  я сознательно навязываю ребенку.  Да, я насильно загоняю его  в свою колею  места действия, героев,  предметов, поступков, характеров, эмоций.  Но, распутывая мои противоречия, ребенок  должен ШАГАТЬ ПО СТРУКТУРЕ СКАЗКИ! А чтобы он делал это ОСОЗНАННО,  взрослый должен ему помочь ( см. далее  "Использование игры  для сочинения   сказок по методу Проппа")  Прошагав по этой структуре  5-10 раз,  он  и свои сказки будет  СТРОИТЬ !

Даже простое рассматривание этих карт  ДОЛЖНО разбудить у ребенка  крамольную, еретическую мысль -

 от  сначала "ТАК НЕ БЫВАЕТ!"  до

  ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ? КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ  ЭТО БЫЛО ВОЗМОЖНО?"

ЭТО НАЧАЛО  ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО  МЫШЛЕНИЯ !

Даже если  сначала кроме такого  первоначального рассматривания карт   ребенок  дальше не пойдет,  мысль, что "БЫВАЕТ  ВСЁ !"  несомненно, сработает  позже.

 

- РАЗНЫЕ УРОВНИ ПРОТИВОРЕЧИЙ

В каждой карте свои  противоречия - где между  средами обитания героев, где между временем года и жизнью героя, где между функциями предметов, героев , их характерами, эмоциями, поступками , ситуацией  -    и самое главное,  ребенок может находить СВОИ   ПРОТИВОРЕЧИЯ  - те, которые изначально не закладывались.

     В карте № 5 :

 - противоречия  размеров- ход слишком маленький для  Горошка

 - противоречия  свойств -  паутина должна сгореть - слишком близко свечка

 - противоречия  характеров -  Чиполлино "не может”  сидеть рядом с Синьором Помидором и смеяться над казнью Горошка,  а Мальвина "не должна”  вешать Горошка.

  В карте № 23:

- противоречия свойств  -  дрова в замке вообще-то не складывают и не рубят.

- противоречия характеров  - Людоеду не пристало убегать от Лисы и Кота, а Лиса и Кот Базилио "не должны” приставать к сильным - они привыкли обманывать слабых и глупых.

- противоречия  эмоций  - почему Лиса гонится за Людоедом  с таким ласковым выражением на мордочке?  Почему Людоед плачет?

 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

При создании игры большое влияние оказало на меня  очень оригинальное пособие С.Гин "Мир человека" . Это позволило в  имеющуюся схему игры внести новые уровни информации, которые могут понадобиться на уроках.  В частности  заложить  противоречивость  многих эмоций, черт характера героев, их  мыслей и поступков( см. предыдущий абзац).

 - СИСТЕМНОСТЬ

На каждой карте можно выделить  подсистемы, системы, надсистемы,  элементы структуры сказки.

Элементы структуры - герои, ситуация, предметы, характеры, поступки.

Карта № 5 .  Состоит из двух  систем.  Система  1 -  страна Принца Лимона- подсистемы - деревня, дороги, иерархия  сословий, законность, под-под-системы -  дома, строения, жители, над-система - Наш Мир - окружающая Среда.

Система 2 -  подземелье, подсистема - норка, ходы, жители, под-подсистема - одежда, предметы. Надсистема - поверхность  планеты.

Сочетание двух систем дают новую систему, с новыми свойствами.

 Карта № 23 - Система - Королевство, подсистема - Замок Людоеда,  герои , под-подсистема - обстановка,  предметы, характеры

Системы можно выделить и по-другому. Это может быть одним из игровых заданий - найти другие системы и построить для них цепочки над-под-систем.

Можно рассмотреть свойства систем, Какие характеристики надсистем  позволяют существовать данным системам? Могут ли  они быть в пустыне? А посреди  большого современного города? Какие элементы "чужды” для данных систем , "не вписываются” и т.д. Так можно прийти к противоречиям в данных картах.

Набор  36  карт представляет собой полную систему - из него можно ВЫЛОЖИТЬ  ЛЮБУЮ ИЗ  6 СКАЗОК  ( это может быть одним из игровых заданий).

По  выложенной линии сказки  можно составить ряд ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ - БУДУЩЕЕ как для всей сказки, так и для каждого героя.

 

- ВАРИАТИВНОСТЬ

Любое из игровых заданий ПРИНЦИПИАЛЬНО   МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ РАЗЛИЧНЫМИ   ПРАВИЛЬНЫМИ  СПОСОБАМИ !

Даже сложить  известную сказку из карт  можно по-разному  - ведь  ее элементы   разбросаны на многих  картах.  К тому же, есть   некоторые элементы,  которые можно уверенно отнести  к нескольким  сказкам сразу.

 

- ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ

 (подробнее про приемы см. Н.А. Козырева. Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"  для  преподавания отдельных элементов ТРИЗ. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load )

 

Один из вариантов изготовления карт предполагает использование пустой  "рубашки" карты для  размещения там ВОЛШЕБНИКОВ  (вот только не будет ли это   лишней перегрузкой?), каждый из которых  в графической форме  выполняет один из приемов фантазирования  -

- увеличение-уменьшение

- оживление-омертвление

- динамизация - статика

- дробление-объединение

- ускорение- замедление и др.

Это может пригодиться, когда дети уже уверенно овладели содержанием карт, умеют  строить из них и сочинять новые сказки, для того, чтобы  открыть перед ними новый уровень фантазирования: с помощью ВОЛШЕБНИКОВ тоже можно  неузнаваемо изменить как  старую сказку, так и только что сочиненную новую!

 

 

Что ещё можно почитать по этой теме:

 

 Козырева Н.А. О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО» http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 

Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

 

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.   http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25
опубликовано также  на сайте  http://jlproj.ru/load/32-1-0-36,

 

 

по игре «Хоровод сказок» для обучения детей 6-12  лет работе с противоречиями (элементы ТРИЗ), развитию творческого воображения

Козырева Н.А. Игра «Хоровод  сказок»   http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-11, http://kozyreva.ucoz.ru/load/37-1-0-104

Козырева Н.А. Апробация игры "ХОРОВОД СКАЗОК"

http://kozyreva.ucoz.ru/load/37, http://kozyreva.ucoz.ru/load/37-1-0-119

Н.А. Козырева. "ХОРОВОД  СКАЗОК”: ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ИГРЫ http://kozyreva.ucoz.ru/load/37, http://kozyreva.ucoz.ru/load/khorovod_skazok_literaturnye_igry/37-1-0-175

Н.А. Козырева. Игра "ХОРОВОД  СКАЗОК” обучает детей элементам  системного мышления http://kozyreva.ucoz.ru/load/37, http://kozyreva.ucoz.ru/load/igra_khorovod_skazok_obuchaet_detej_ehlementam_sistemnogo_myshlenija/37-1-0-176

Н.А. Козырева.  Использование  игры "Хоровод сказок” в начальной школе http://kozyreva.ucoz.ru/load/37,  , http://kozyreva.ucoz.ru/load/ispolzovanie_igry_khorovod_skazok_v_nachalnoj_shkole/37-1-0-174

 

А.В. Корзун. О мотивации учащихся к осознанному выбору темы исследования http://www.jlproj.org/this_bibl/Korzun_s08-2.pdf

А.В. Корзун. ОТСМ-ТРИЗ как технология подготовки специалистов в образовании http://www.jlproj.org/this_bibl/pedkollej_ETRIA_ru.pdf

С. Гин.  Мир фантазии.  http://www.trizway.com/art/book/6.html,, http://www.ozon.ru/context/detail/id/4591583/

 

по играм «ТЕРЕМОК СКАЗОК» для детей 4-7 лет:

Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" - где купить  http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/kupit_teremok_skazok/2010-06-27-2

 Н.А. Козырева. Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"  для  преподавания отдельных элементов ТРИЗ. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load

 Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ с игрой «ТЕРЕМОК СКАЗОК»

      http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/vospitateljam_detsadov/2

       Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» в работе логопедов. М., 2010. http://teremok-skazok.ucoz.ru/load

 Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия). - М., 2010, http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

 Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/20

 Козырева Н.А.  Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия).М., 2010, http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

 Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК  СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество. - М.:  Школьный психолог. 2007,  № 9.  - http://kozyreva.ucoz.ru/load/20, http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701114

 

Отзыв официального оппонента В.Т. Кудрявцева на диссертацию Н.А. Козыревой

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/publ

http://www.vtk.interro.ru/book/3/325/2.htm

http://www.tovievich.ru/book/3/325/3.htm

 

Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии, 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК»: авторская игровая методика развития творческого мышления. 30 развивающих игр-занятий со сказками для детей 4-7 лет.  Пособие для родителей. - М., 2009 http://teremok-skazok.ucoz.ru/load/posobie_dlja_roditelej_quot_teremok_skazok_quot_30_razvivajushhikh_igr_s_rebjonkom/1-1-0-16

 Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» -110 развивающих игр со сказками. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/110_razvivajushhikh_igr_so_skazkami_teremok_skazok/2010-07-28-3

 

Работы других авторов по ТРИЗ-педагогике

Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник  дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. – Ульяновск, 1999. http://volga-triz.ru/metod.php

 Жмырева М.А., Сидорчук Т.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречиями. - Ульяновск, 2001.  http://volga-triz.ru/metod.php

Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование  Элементов  ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн.: , 2000г. http://www.trizminsk.org/e/233007.htm

Корзун  А. В., Кишко С.В.  Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. // WWW-документ/ http://www.trizminsk.org/e/prs/23301602.htm#037

Крохина И.Н. Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями http://www.gym5cheb.ru/lessons/index.php-numb_artic=415279.htm

Крохина И.Н., Костылькова Л. Н. Использование методов ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми логопедических групп как путь создания педагогики успеха http://www.jlproj.org/this_bibl/Krohina1.pdf

Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск: ИПКПРО, 2003

Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). - СПб.: «ТРИЗ-ШАНС», 1995 / http://www.trizminsk.org/e/2312.htm

Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником /http://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm

Мурашковска И.Н. Сказка, отворись! //Пачатковая школа. 2000. № 8-10. http://www.trizminsk.org./e/23207/htm

Нестеренко А.А. Элементарные» сюжеты сказок .  http://www.trizminsk.org./e/prs/233023/htm

Нестеренко А.А., Алешина О.В. Анализ героев через их отношение к проблемной ситуации // Педагогика + ТРИЗ. – Гомель: Система «ТРИЗ-ШАНС», 1998.  http://www.trizminsk.org./e/prs/233024/htm

Новикова К.Т., Миранович Т.В. (педагог А.В. Корзун)  «Авторская система развивающих игр

"Хоровод сказок" как инструмент формирования сильного мышления и управляемого воображения

дошкольников».   http://kozyreva.ucoz.ru/load/37

Родари Д. Грамматика фантазии: ведение в искусство придумывания историй. – М., 1978

Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим. – Мозырь: Белый Ветер, 2006, http://volga-triz.ru/metod.php

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. "Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "Да-Нет" //  Пачатковая школа. 2001.  № 11. //WWW-документ/ http://www.trizminsk.org/e/23209.htm

Творческие задания "Золотого Ключика /Андреева А.В., Лелюх С.В.,  Сидорчук Т.А., Яковлева Н.А. – Самара: Центр развития образования, 2001г. http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm  http://volga-triz.ru/metod.php

Хоменко Н.Н. Игра Да-нет при обучении ТРИЗ http://www.trizminsk.org/e/yes-no.htm

Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. - М.: Педагогика-Пресс, 1993, http://www.ozon.ru/context/detail/id/3672982/

Категория: Игра "ХОРОВОД СКАЗОК" | Добавил: kozyreva | Теги: типовые приемы фантазирования, развить креативность, ТРИЗ в играх, игры со сказками, Хоровод сказок, Н.Козырева, развить мышление, игра для детей 7-12 лет
Просмотров: 2616 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz