ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 26.12.2024, 13:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Общесистемные статьи [3]
Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" [19]
для детей 3-7 лет
Экономическая игра «ВЫБИРАЮ УСПЕХ» [6]
для детей от 10 лет, подростков и взрослых
Компьютерная игра "Неваляшка" [3]
для детей от 9 лет, подростков, студентов технических ВУЗов
Игра "ХОРОВОД СКАЗОК" [7]
для детей 7-12 лет
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Система развивающих игр Н.Козыревой » Игра "ХОРОВОД СКАЗОК"

“ХОРОВОД СКАЗОК”: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ
16.06.2011, 00:59

Н.А. Козырева

                                "ХОРОВОД  СКАЗОК”: ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ИГРЫ

( из статьи  Н.А. Козырева. Система развивающих  настольных игр.  «Пачатковая школа», Минск, № 3-8/1997 г. http://kozyreva.ucoz.ru/load/19, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-24  )

 

Игра  рассчитана на детей от 7 до 12 лет, и может использоваться как в начальной школе (в т.ч. в группах продленного дня), так и при организации внешкольного досуга детей, а также при проведении семейного развивающего досуга.

Настольная  печатная развивающая игра " ХОРОВОД  СКАЗОК" (в дальнейшем - "игра”) предназначена для вырабатывания навыков системного мышления - анализа,  классификации, синтеза, развития творческого воображения - поиска аналогий, противоречий, применения приемов фантазирования для сочинения сказок.

Но в первую очередь эта игра  может быть использована для развития речи - родителями, педагогами в продленной группе, воспитателями в летних лагерях отдыха.

«Хоровод сказок» состоит из набора 36  сюжетных  карт. Игра составлена на основе шести знакомых детям сказок: "Дюймовочка”, "Снежная Королева”, "Кот в Сапогах”, "По щучьему велению”, "Буратино”, "Чиполлино”.

Игровые задания  представляют собой различные варианты игр  в  лото, домино, пасьянс, карты, а также литературных игр -  собственно   рассказывания  историй  по заранее заданным правилам. В каждой карте заложено столько много уровней информации, что  нагрузка на ребенка будет очень значительной. Поэтому время "общения"  с этой игрой ребенок должен дозировать сам. Игра с картами " ХОРОВОД  СКАЗОК" - это очень трудная интеллектуальная работа, в ходе которой у ребёнка интенсивно развиваются логическое и творческое мышление, воображение, эмоциональный интеллект.

 

При первом знакомстве с игрой можно  просто рассматривать  карты  и составлять  рассказ  по схеме - Место действия- ситуация-  герои- предметы- эмоции- поступки- противоречия- сказки. При этом  полезно "подталкивать" ребенка к анализу  примерными вопросами :

- Что и кто к какой сказке относится ? Почему?

-  Место действия к какой сказке относится?

-  Какие  предметы находятся " не на своем  месте"?

-  Какие герои "не такие "  - по характеру, по поступкам?

-  Кто должен быть на месте  этого героя  "по-правде"?

-  А какой должна быть ситуация "по-правде"?

-  А какие предметы должны быть "по-правде"?

-  Что (кто) выполняет не свойственное ему действие?

- Какие противоречия ты видишь?

-   Чего  не может быть  "на  самом деле" А почему?

-   Придумай,  а почему бы это все-таки могло получиться.

 и т.д. в зависимости от контекста  карты.

 

"БЕСКОНЕЧНАЯ  СКАЗКА"

     Играет несколько человек.

1 вариант

      По очереди выкладывая карту из общей колоды в продолжающийся  ряд  ,  надо рассказать историю о ее элементах (героях, предметах,  ситуации), связывая ее не только с предыдущей картой, но и в историю, в которой бы участвовали все ранее выложенные карты.  Таким образом все вместе должны сочинить  новую сказку. При этом тот игрок, который не смог придумать продолжение общей истории для своей карты, выбывает.

     Выигрывает тот,  кто останется после выбывания всех,  кто своей фантазией дольше продержится.

2 вариант

    Сначала игрокам раздают все карты на руки,  а потом они по очереди составляют историю по ряду из карт, но при этом этом у каждого игрока есть выбор - какую из имеющихся у него карт положить в данный момент. Остальное аналогично.

 

ПАСЬЯНСЫ

В данном  случае под "пасьянсом" подразумевается игра,  в которой все карты изначально выкладываются в  виде  какой-либо фигуры, причем  часть из них "открыта",  а далее открытые карты собираются по определенным признакам,  а закрытые карты открываются по определенным правилам.

Например карты выкладываются в виде треугольника (можно по одной - получится большой треугольник, или по несколько (одна на одну)- получится треугольник поменьше). Нижние карты открываются.

     1 вариант игры:

     Игрок должен рассказать новую сказку,  использовав нижние открытые карты. Те из карт, которые он "связал" в новую сказку, он забирает,  и открывает предыдущие. Следующий должен сделать то же самое - сочинить новую сказку по открытым картам.  Выигрывает тот, кто в конце игры соберет большее количество карт - значит, он использовал в своих рассказах больше карт.

          2 вариант игры:

Можно играть  одному игроку. Условие- надо перекладывать на первую (верхнюю) карту ту из открытых,  где  есть  что-либо общее - или герой,  или предмет (но не ситуация или противоречие). Причем это правило относится к элементам только предыдущей карты.  То есть если мы кладем второй карту, на которой, как и на первой,  есть Снежная Королева,  то третьей мы  можем положить карту, где, как и на второй, есть лед, или ведра, или Кот, или любой другой общий элемент. Переложив все  открытые карты,  можно открывать следующий ряд карт.  Цель игры - раскрыть все карты и переложить их на первую.  Если  какой-то  ряд полностью переложить  не удается,  значит,  пасьянс не удался, этот игрок проигрывает.

Условие игры,  признак, по которому выкладываются карты, может быть другим, как строго определенным, так и более мягким - это оговаривается перед началом игры.

 

ЛОТО

В данном случае под "ЛОТО" подразумеваются игры,  в которых  ведущий выбирает карту и предлагает ее игрокам,  а каждый из игроков собирает карты по какому-то признаку -  по  сказке, по герою или по любому другому принципу.

Например, 6 игроков собирают каждый свою сказку. После того,  как ведущий показал новую карту,  те из игроков,  которым эта карта подходит по каким-то признакам ( например,  есть герой из собираемой сказки), поднимают руку. Тот, кто первым узнал "свою" карту,  забирает ее и выкладывает в свой ряд.  Если кто-то ошибся и карта ему не подходит, он на один ход "выбывает" из игры, не участвует в розыгрыше новой карты.

Выигрывает тот, кто  первым собрал,  например,  6 карт по одной сказке.  Или тот,  у кого получился длиннее ряд, когда у ведущего закончились все карты.

Игра может проводиться с более жестким условием - собирают сказку ТОЛЬКО по героям,  или по предметам, или по ситуациям. В этом случае обязательно надо задать ограничение на количество карт,  необходимых для победы (надо иметь в  виду,  что разные элементы  одной сказки имеются в 18 различных картах), но не более шести.

 

ДОМИНО

В данном случае под "ДОМИНО" подразумеваются игры,  в которых сначала все карты раздаются поровну играющим,  и  каждый из  игроков  по  очереди  выкладывает одну или несколько своих карт   (как - оговаривается перед началом игры) в общий ряд  по тому  признаку,  который  задает ПРЕДЫДУЩИЙ игрок.  Выигрывает тот, кто быстрее избавится от своих карт.

Например, первый игрок  выкладывает  карту  и  предлагает признак "герой". Это значит, что следующий игрок должен выложить карту,  на которой есть какой-либо из героев предыдущей карты. После  этого  он  может предложить свой признак "сказка "Кот в сапогах" - и следующий игрок должен выложить карту, на которой есть что-либо от этой сказки.  Если такой карты нет,  то игрок пропускает ход.  Если у игрока несколько карт, отвечающих нужному признаку,  он может (если это оговорено вначале) их выложить в любом количестве. Причем он выкладывает их вертикально, "поперек" ряда, и следующий игрок может свою карту присоединить к любой из "вертикальных". Так образуются "развилки",  как в нормальном "домино".

Игра может  также  проводиться по тому признаку,  который задается вначале и не изменяется всю игру - например,  признак "предмет". Следующий  игрок  выкладывает  карту  только с тем предметом , который есть на предыдущей.

 

ИГРЫ   В  КАРТЫ

  "РУЧЕЕК"

Раздают по 6 карт. Исходя из того, каких сказок попалось больше, игрок принимает решение, какую сказку он будет  собирать. Поскольку об этом нельзя говорить, может получиться, что несколько игроков будут собирать одну и ту же сказку.  это  не страшно. Надо  собрать 6 карт,  в которых есть элементы нужной сказки - герои,  или предметы,  или ситуации - об этом условии договариваются заранее. Для этого игрок ту карту, которая ему не нужна, отдает следующему, и от него получает в обмен не нужную тому. Следующий игрок обменивается картами с третьим, и так до тех пор, пока кто-то не соберет 6 карт по нужному признаку.

 

"ВЕРЮ-НЕ-ВЕРЮ"

В эту  игру можно играть в двух различных ситуациях - или когда дети только знакомятся с картами,  или когда они уже хорошо знают карты.

     Раздают колоду карт, как в "дурака"- по 6  всем играющим.

     Цель игры  - избавиться от своих карт.

     По любой считалке выбирают первого,  кто делает  ход.  Он выкладывает на стол карту картинкой вниз и говорит фразу,  относящуюся к этой карте, причем эта фраза может быть изначально правильной  или неправильной.  Например,  фраза "Кот в Сапогах, лежа на печи,  читал "Азбуку" - правильна по отношению к карте ( но не к сказке).  А фраза "Мышь лежала на печи и читала "Азбуку" в данной карте -  неправильна.  Следующий  игрок  должен сказать,  верит  он или не верит,  что "Кот в Сапогах лежит на печи и читает "Азбуку".  Если он поверил, и фраза соответствует  карте,  то карты идут в "Отбой".  Если он поверил,  а фраза не соответствует,  то  он  забирает  карту  себе  и  делает  свой ход. Если игроков мало,  то они берут по одной карте из прикупа после каждого своего хода.  Выигрывает тот,  кто первым  избавится от своих карт.

 

"ЧЕТВЕРКА"

Играют 4 человека. Цель игры - быстрее избавиться от своих карт. Раздают по 6 карт.

Определяющим, основным элементом карты является  ситуация.

Например, если ситуация из "Снежной Королевы" (когда она уносит Кая на санках), то, независимо от того, герои и предметы каких еще сказок  присутствуют  на  карте,  главной (ДЛЯ ЭТОЙ ИГРЫ) считается на этой карте сказка "Снежная Королева".

Первый "заходит" ко второму, выкладывая любую карту. Второй должен "отбить" картой,  содержащей любой  элемент,  какой есть на первой - герой, предмет или сказку (определяется по ситуации).  Третий может "скинуть" любую свою карту,  на которой есть аналогичный элемент, кроме того, которым отбился второй - например,  если второй отбился героем, то третий может скинуть только предмет или сказку. Четвертый может скинуть карту с тем элементом, который ему останется после предыдущих игроков. Тогда первый отбил карту,  они складываются в отбой. Если ему нечем отбивать, он забирает карту. В отбой также идут выложенные другими игроками карты.      Второй игрок может отбиться не одной,  а несколькими картами, если у него есть - с героем,  предметом,  сказкой. Тогда последующие игроки могут скинуть только карту с тем элементом, который им останется (если останется) - по очередности.

Таким образом, если все игроки выложили по 1 карте, то с одного  тура  уходит в отбой 4 карты.  Причем ВСЕ ИГРОКИ после тура обязаны взять из колоды по 1 карте (до тех пор,  пока они там  будут).То есть им выгодно избавиться от одной из карт при чужом ходе. А отбивающемуся выгодно отбиться большим количеством карт.

"Подкидывание" лишних карт отбивающемуся игроку  в  игре не предусмотрено.

    

Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо не избавится от всех своих карт.

          

УСЛОЖНЕННЫЙ вариант игры "ЧЕТВЕРКА"

Все игроки, выкладывающие свои карты, должны рассказать историю, связывающую их карту с первоначально выложенной.

УПРОЩЕННЫЙ  вариант игры "ЧЕТВЕРКА"

В этом случае делающий ход игрок называет какой-либо элемент карты (герой, предмет или сказка), а отбивающийся и прочие игроки должны  выложить именно этот элемент,  но относящийся к любой из имеющихся в исходной  карте  сказок.  Например,  если назван "герой",  то отбивающийся может выложить карты с героями любых трех сказок,  присутствующих на  первой  карте. Третий  и четвертый игроки могут выложить героев только тех сказок,  которые  ранее не были использованы предыдущим игроком.

    

ПРОПП

(подробнее про карты Проппа  см. Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» -110 развивающих игр со сказками. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/110_razvivajushhikh_igr_so_skazkami_teremok_skazok/2010-07-28-3)

 

Для этих игр потребуется дополнительно маленькое  пособие - краткая структура сказки по Проппу, описанная в виде карточек, расположенных отдельно на полосе (не разрезается).

1 Вариант - со старой сказкой

Эта полоса кладется на стол,  и любые карты, которые дети достают, они должны положить под тем элементом структуры сказки,  к которому,  по их мнению, эту карту можно отнести. Таким образом "выкладывается" старая сказка. Победит тот, кто ее соберет.  Можно применять этот принцип в игре в  лото,  пасьянс, домино, карты.

2 Вариант - с новой сказкой

Таким же образом,  раскладывая карты по заранее  заданной жесткой структуре, надо собрать, рассказать, любую новую историю из имеющихся у игрока карт.

 

 Что ещё можно почитать по этой теме:

 

 Козырева Н.А. О трактовках терминов «ТВОРЧЕСТВО» http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-6, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-53

 Козырева Н.А. Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-7, http://kozyreva.ucoz.ru/load/18-1-0-67

Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной   стратегии  с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.   http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-25
опубликовано также  на сайте  http://jlproj.ru/load/32-1-0-36,

 

по игре «Хоровод сказок» для обучения детей 6-12  лет работе с противоречиями (элементы ТРИЗ), развитию творческого воображения

Козырева Н.А. Игра «Хоровод  сказок»   http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-11, http://kozyreva.ucoz.ru/load/37-1-0-104

Козырева Н.А. Апробация игры "ХОРОВОД СКАЗОКhttp://kozyreva.ucoz.ru/load/37, http://kozyreva.ucoz.ru/load/37-1-0-119

 Н.А. Козырева.  Игра "ХОРОВОД  СКАЗОК”: описание структуры карт

http://kozyreva.ucoz.ru/load/37, http://kozyreva.ucoz.ru/load/igra_khorovod_skazok_opisanie_struktury_kart/37-1-0-177  

Н.А. Козырева. Игра "ХОРОВОД  СКАЗОК” обучает детей элементам  системного мышления http://kozyreva.ucoz.ru/load/37, http://kozyreva.ucoz.ru/load/igra_khorovod_skazok_obuchaet_detej_ehlementam_sistemnogo_myshlenija/37-1-0-176

Н.А. Козырева.  Использование  игры "Хоровод сказок” в начальной школе http://kozyreva.ucoz.ru/load/37,  , http://kozyreva.ucoz.ru/load/ispolzovanie_igry_khorovod_skazok_v_nachalnoj_shkole/37-1-0-174

А.В. Корзун. ОТСМ-ТРИЗ как технология подготовки специалистов в образовании http://www.jlproj.org/this_bibl/pedkollej_ETRIA_ru.pdf

С. Гин.  Мир фантазии.  http://www.trizway.com/art/book/6.html,, http://www.ozon.ru/context/detail/id/4591583/

 

по играм «ТЕРЕМОК СКАЗОК» для детей 4-7 лет:

Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" - где купить    http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/kupit_teremok_skazok/2010-06-27-2

 Н.А. Козырева. Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"  для  преподавания отдельных элементов ТРИЗ. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load

 Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ с игрой «ТЕРЕМОК СКАЗОК»

  http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/vospitateljam_detsadov/2

       Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» в работе логопедов. М., 2010. http://teremok-skazok.ucoz.ru/load

 Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия). - М., 2010, http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

 Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/20

 Козырева Н.А.  Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2  http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия).М., 2010, http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

 Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК  СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество. - М.:  Школьный психолог. 2007,  № 9.  - http://kozyreva.ucoz.ru/load/20, http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701114

 Отзыв официального оппонента В.Т. Кудрявцева на диссертацию Н.А. Козыревой

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/publ, http://www.vtk.interro.ru/book/3/325/2.htm, http://www.tovievich.ru/book/3/325/3.htm

 Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии, 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК»: авторская игровая методика развития творческого мышления. 30 развивающих игр-занятий со сказками для детей 4-7 лет.  Пособие для родителей. - М., 2009 http://teremok-skazok.ucoz.ru/load/posobie_dlja_roditelej_quot_teremok_skazok_quot_30_razvivajushhikh_igr_s_rebjonkom/1-1-0-16

 Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» -110 развивающих игр со сказками. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/110_razvivajushhikh_igr_so_skazkami_teremok_skazok/2010-07-28-3

 

Работы других авторов по ТРИЗ-педагогике

Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник  дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. – Ульяновск, 1999. http://volga-triz.ru/metod.php

 Жмырева М.А., Сидорчук Т.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречиями. - Ульяновск, 2001.  http://volga-triz.ru/metod.php

Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование  Элементов  ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн.: , 2000г. http://www.trizminsk.org/e/233007.htm

Корзун  А. В., Кишко С.В.  Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. // WWW-документ/ http://www.trizminsk.org/e/prs/23301602.htm#037

Крохина И.Н. Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями http://www.gym5cheb.ru/lessons/index.php-numb_artic=415279.htm

Крохина И.Н., Костылькова Л. Н. Использование методов ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми логопедических групп как путь создания педагогики успеха http://www.jlproj.org/this_bibl/Krohina1.pdf

Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск: ИПКПРО, 2003

Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). - СПб.: «ТРИЗ-ШАНС», 1995 / http://www.trizminsk.org/e/2312.htm

Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником /http://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm

Мурашковска И.Н. Сказка, отворись! //Пачатковая школа. 2000. № 8-10.  http://www.trizminsk.org./e/23207/htm

Нестеренко А.А. Элементарные» сюжеты сказок .  http://www.trizminsk.org./e/prs/233023/htm

Нестеренко А.А., Алешина О.В. Анализ героев через их отношение к проблемной ситуации // Педагогика + ТРИЗ. – Гомель: Система «ТРИЗ-ШАНС», 1998.  http://www.trizminsk.org./e/prs/233024/htm

Новикова К.Т., Миранович Т.В. (педагог А.В. Корзун)  «Авторская система развивающих игр

"Хоровод сказок" как инструмент формирования сильного мышления и управляемого воображения

дошкольников».   http://kozyreva.ucoz.ru/load/37

Родари Д. Грамматика фантазии: ведение в искусство придумывания историй. – М., 1978

Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим. – Мозырь: Белый Ветер, 2006, http://volga-triz.ru/metod.php

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. "Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "Да-Нет" //  Пачатковая школа. 2001.  № 11.  http://www.trizminsk.org/e/23209.htm

Творческие задания "Золотого Ключика /Андреева А.В., Лелюх С.В.,  Сидорчук Т.А., Яковлева Н.А. – Самара: Центр развития образования, 2001г. http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm  http://volga-triz.ru/metod.php

Хоменко Н.Н. Игра Да-нет при обучении ТРИЗ http://www.trizminsk.org/e/yes-no.htm

Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. - М.: Педагогика-Пресс, 1993, http://www.ozon.ru/context/detail/id/3672982/

 

Категория: Игра "ХОРОВОД СКАЗОК" | Добавил: kozyreva | Теги: типовые приемы фантазирования, развить креативность, ТРИЗ в играх, Хоровод сказок, развить мышление, Н.Козырева, игра для детей 7-12 лет
Просмотров: 2906 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz