Рассматривая приведенные ниже примеры изобретений, отмечайте на структурной схеме каким-нибудь знаком (например, штриховкой) - к каким частям игрушки приём«Дробление» изобретатели уже применяли. Те части игрушки, которые останутся безваших пометок – будут ждать, пока вы приложите к ним свои творческие силы!
А может быть, вашими творческими усилиями в структурной схеме Неваляшки появятся новые элементы?
Итак, изменяя игрушку с помощью приёма «Дробление», можно попробовать сделать «Ваньку» разбирающимся на отдельные части, и дробить эти части на более мелкие…
На какие же части разделяют "Ваньку" изобретатели?
Патент США № 2458306, Заявка ФРГ № OS 3543969,
1949г. 1986г.
В 1949г. патент США № 2458306выдан на "Ваньку-Встаньку",головакоторого является съемной, надевается на ось. А на основании можно составлять из различных элементов корпус - как в обыкновенном строительном конструкторе.
Похожее решениев 1986 г. используетсяв заявке ФРГ № OS 3543969.Только в этом случаесоставные части корпуса не произвольно размещаются на основании, а нанизываются наось. Получается дополнительноесвойство игрушки -своеобразная пирамидка. Да и"голову" тоже можно поменять - можно на медвежью, а можно и на умную…
Выделение груза как самостоятельного элемента тоже можно считать применением приёма дробления, так как самые старые "Ваньки" имели просто утяжеленное основание. А современные изобретателине только выделили груз из основания. Они то прикрепляют груз к корпусу, то - к голове, а то и вовсе пускают его в "самостоятельное плавание".
Одновременно - в 1938 году - появились патентГермании№ 666034ипатент Великобритании№ 480564. Правда, они очень похожи между собой? На первый взгляд трудно понять различия между этими изобретениями.
И действительно, в каждом из нихгруз раскачивается на валу, изменяя центр тяжести игрушки. Но англичанесделали вал упругим (резиновым), и поэтому груз в их изобретенииможет "подпрыгивать"в вертикальной плоскости, над основанием. Кроме того, конструкция крепления груза к упругому валу позволяет грузу проскальзывать, перемещатьсявдоль вала.
В этих изобретениях корпус тоже является отдельной частью игрушки, и "Ванька" может даже важно кивать головой!
Изобретатели в а.с. СССР № 1140812 и 1279647 изменяли способы креплениягруза к основанию, степень его свободы.
а.с. СССР № 1140812а.с. СССР 1279647а.с. СССР № 1140811
Так, в первом из них груз жестко закреплён на упругой оси. Ось при раскачивании прогибается под весом груза, и центр тяжести игрушки изменяется. Во втором - груз через рычаг шарнирно закреплен на неподвижной оси. Шарик перекатывается по основаниюи заставляет "Ваньку" совершать интересные движения. А вотгруз-шарик в а.с. СССР № 1140811 совершенно свободен в своих передвижениях по основанию! Правда, его свобода ограничивается неподвижным грузом-перегородкой.
Творческое Задание № 5
Применитеприём 1а и попробуйте разделить Ваньку-Встаньку на такие части, на которые его ещё никто не делил… К каждому варианту ответа сделайтерисунок или схему технического решения (на правой странице тетради "Мои изобретения").
Посмотрим, как можно увеличить степень дробления нашего объекта - игрушки.
а.с. СССР№ 1417905, 1988г.патент США № 2499743, 1950г.
Гонтарь С.П. в 1988г.а.с. СССР№ 1417905,"разделив"груз на две части - шарики связаны между собойнитью через отверстие вперегородке. Размеры отверстия не позволяют шарикам "выскочить". При раскачивании игрушки шарики перекатываютсянезависимо друг от друга - пока позволяет длина нити и кромки отверстия. Как только один из шариков прижимается к перегородке, нить резко "дёргает" второй шарик, и снова движение игрушки изменяется.
А изобретатель из США ещё в 1950 годурешил просто отпуститьмногоразных по размеру шариков-грузиковв свободное движение вокруг неровного основного груза, закрепленного на дне игрушки, и получил на это патент № 2499743.
А вотвыполнил"Ваньку" разборным и сразу увеличил степень дробления игрушки изобретательвпатенте СССР1989 года№ 1819394:
Это не одна игрушка, а целыйконструктор: "раздроблены" наэлементы и корпус (на конус,набор колец и кругов, колпачок), и ось (предлагается набор из жесткой прямой оси, гибкихи спиральных осей), и груз (в качествегруза выступаютсъемные части корпуса - кольца, круги, шарики,конус).И всё для того, чтобыиз получившегося набора "запчастей"можно былособратьразнообразные игрушки: подвески для коляски, погремушки, пирамидку, бильбоке, песочный набор, кольцеброс, Йо-Йо, и конечно, Ваньку-встаньку!Кроме этого, набор позволяет разнообразить "внешность" и движения Ваньки-встаньки, собирая его из разных частей.
Творческое Задание № 6
Применитеприём 1би попробуйте "разобрать" Ваньку-Встаньку на такие части, из которых можно будет собрать что-либо очень интересное…
К каждому варианту ответа сделайтерисунок или схему технического решения (на правой странице тетради "Мои изобретения").
Творческое Задание № 7
Применитеприём 1ви попробуйте увеличить степень дробления Ваньки-Встаньки или любых его составных частей …
К каждому варианту ответа сделайтерисунок или схему технического решения (на правой странице тетради "Мои изобретения").
Мне кажется, эту главу можно закончить словами:
Ты на части раздели(разные!)
Эти части разбери(подальше!)
Ещё мельче раздроби(смелее!)
И попробуй – собери(получилось?) НОВОЕ!!!
Что ещё можно почитать по этой теме:
Козырева Н.А. Методика обучения элементам ТРИЗ с помощьюигрушки "Неваляшка"
Козырева Н.А. Детский инновационно-развлекательный центр. Программа формирования инновационного мышления детей и подростков через разработку игр и игрушек.