ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 29.03.2024, 11:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [35]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [27]
ИннАрт
Курс "Даешь патент на изобретение" [2]
Материалы по курсу обучения созданию игр, игрушек и защиты своей интеллектуальной собственности
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ

Приём ТРИЗ "Дробление"
18.07.2010, 21:49
Козырева Н.А. "Неваляшка учит изобретать" (рукопись, 2010)

Лучший способ создать хорошую идею -  иметь много идей.

Лайнус Полинг, физик, нобелевский лауреат


Глава 1. Дробим, измельчаем… Что получаем???
Приём  ТРИЗ № 1 "Дробление"

а) разделить объект на части;   в) увеличить степень дробления объекта     б) выполнить объект разборным;

 Как применить приём «Дробление» к изобретению новой Неваляшки?

 

Проектируя игрушку с помощью приёма «Дробление», можно попробовать сделать её:

а) состоящей из новых частей (неразъёмных)

б) разбирающейся на отдельные части,

в) раздробить эти части на более мелкие…

 Напомню,  что структурная схема "обыкновенного", сплошного Неваляшки выглядит так:  

         Голова - Корпус - Руки - Основание- Груз.

Рассматривая приведенные ниже примеры изобретений, отмечайте на структурной схеме каким-нибудь знаком (например, штриховкой) - к каким частям игрушки приём  «Дробление» изобретатели уже применяли. Те части игрушки, которые останутся без  ваших пометок – будут ждать, пока вы приложите к ним свои творческие силы!

А может быть, вашими творческими усилиями в структурной схеме Неваляшки появятся новые элементы?

 Итак, изменяя игрушку с помощью приёма «Дробление», можно попробовать сделать «Ваньку» разбирающимся на отдельные части, и дробить эти части на более мелкие…

 На какие же части разделяют "Ваньку" изобретатели?

    9                       8

Патент США № 2458306,     Заявка ФРГ № OS 3543969,

1949г.                                  1986г.

 В 1949г. патент США № 2458306  выдан на "Ваньку-Встаньку",  голова  которого является съемной, надевается на ось. А на основании можно составлять из различных элементов корпус - как в обыкновенном строительном конструкторе.

Похожее решение  в 1986 г. используется  в заявке ФРГ № OS 3543969.  Только в этом случае  составные части корпуса не произвольно размещаются на основании, а нанизываются на  ось. Получается дополнительное  свойство игрушки -  своеобразная пирамидка. Да и  "голову" тоже можно поменять - можно на медвежью, а можно и на умную…

 

Выделение груза как самостоятельного элемента тоже можно считать применением приёма дробления, так как самые старые "Ваньки" имели просто утяжеленное основание. А современные изобретатели  не только выделили груз из основания. Они то прикрепляют груз к корпусу, то - к голове, а то и вовсе пускают его в "самостоятельное плавание".

Одновременно - в 1938 году - появились патент  Германии  № 666034  и  патент Великобритании  № 480564. Правда, они очень похожи между собой? На первый взгляд трудно понять различия между этими изобретениями.           

 4           3                                      

            патент  Германии  № 666034,    патент Великобритании  № 480564,

                                  1938г.                                            1938г.

И действительно, в каждом из них  груз раскачивается на валу, изменяя центр тяжести игрушки. Но англичане  сделали вал упругим (резиновым), и поэтому груз в их изобретении  может "подпрыгивать"  в вертикальной плоскости, над основанием. Кроме того, конструкция крепления груза к упругому валу позволяет грузу проскальзывать, перемещаться  вдоль вала. 

В этих изобретениях корпус тоже является отдельной частью игрушки, и "Ванька" может даже важно кивать головой!

 

Изобретатели в а.с. СССР № 1140812 и 1279647 изменяли способы крепления  груза к основанию, степень его свободы.

20                  11          21                             

а.с. СССР № 1140812      а.с. СССР 1279647             а.с. СССР № 1140811

Так, в первом из них груз жестко закреплён на упругой оси. Ось при раскачивании прогибается под весом груза, и центр тяжести игрушки изменяется. Во втором - груз через рычаг шарнирно закреплен на неподвижной оси. Шарик перекатывается по основанию  и заставляет "Ваньку" совершать интересные движения. А вот  груз-шарик в а.с. СССР № 1140811 совершенно свободен в своих передвижениях по основанию! Правда, его свобода ограничивается неподвижным грузом-перегородкой.

Творческое Задание № 5

Примените  приём 1а и попробуйте разделить Ваньку-Встаньку на такие части, на которые его ещё никто не делил… К каждому варианту ответа сделайте  рисунок или схему технического решения (на правой странице тетради "Мои изобретения").

 

 Посмотрим, как можно увеличить степень дробления нашего объекта - игрушки.

        а.с. СССР  № 1417905, 1988г.                                                           патент США № 2499743, 1950г.

12

13

 

 

 

 

 

Гонтарь С.П. в 1988г.  а.с. СССР  № 1417905,  "разделив"  груз на две части - шарики связаны между собой  нитью через отверстие в  перегородке. Размеры отверстия не позволяют шарикам "выскочить". При раскачивании игрушки шарики перекатываются  независимо друг от друга - пока позволяет длина нити и кромки отверстия. Как только один из шариков прижимается к перегородке, нить резко "дёргает" второй шарик, и снова движение игрушки изменяется.

А изобретатель из США ещё в 1950 году  решил просто отпустить  много  разных по размеру шариков-грузиков  в свободное движение вокруг неровного основного груза, закрепленного на дне игрушки, и получил на это патент № 2499743.

А вот  выполнил  "Ваньку" разборным и сразу увеличил степень дробления игрушки изобретатель  в  патенте СССР  1989 года   1819394:

10 

Это не одна игрушка, а целый  конструктор: "раздроблены" на  элементы и корпус (на конус,  набор колец и кругов, колпачок), и ось (предлагается набор из жесткой прямой оси, гибких  и спиральных осей), и груз (в качестве   груза выступают  съемные части корпуса - кольца, круги, шарики,  конус).  И всё для того, чтобы  из получившегося набора "запчастей"  можно было  собрать  разнообразные игрушки: подвески для коляски, погремушки, пирамидку, бильбоке, песочный набор, кольцеброс, Йо-Йо, и конечно, Ваньку-встаньку!  Кроме этого, набор позволяет разнообразить "внешность" и движения Ваньки-встаньки, собирая его из разных частей.

 

 Творческое Задание № 6

 Примените  приём 1б  и попробуйте "разобрать" Ваньку-Встаньку на такие части, из которых можно будет собрать что-либо очень интересное…

К каждому варианту ответа сделайте  рисунок или схему технического решения (на правой странице тетради "Мои изобретения").

 

Творческое Задание № 7

Примените  приём 1в  и попробуйте увеличить степень дробления Ваньки-Встаньки или любых его составных частей …

К каждому варианту ответа сделайте  рисунок или схему технического решения (на правой странице тетради "Мои изобретения").

 

Мне кажется, эту главу можно закончить словами:

Ты на части раздели         (разные!)

Эти части разбери             (подальше!)

Ещё мельче раздроби       (смелее!)

И попробуй – собери        (получилось?)  НОВОЕ!!!

 

Что ещё можно почитать по этой теме:

 

  Козырева Н.А.   Методика обучения элементам ТРИЗ с помощью  игрушки "Неваляшка"

 

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-1

 

 

Козырева Н.А.. Компьютерная игра "Неваляшка учит изобретать" (ТРИЗ) 

http://www.triz-journal.com/archives/2002/08/a/index.htm http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-4

Козырева Н.А. Обучение инновационной деятельности: от рождения идеи до её воплощения в жизнь

 

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-7

 

 Козырева Н.А.  Детский инновационно-развлекательный центр. Программа формирования инновационного мышления детей и подростков через разработку игр и игрушек.  

 

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-11

 

  Козырева Н.А. Выставка игрушек-изобретений как системообразующий центр для пропаганды и обучения ТРИЗ, ЖСТЛ, РТВ  http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/10-1-0-8

 Козырева Н.А. Проект создания молодежного бизнес-инкубатора   «Выставка игрушек-изобретений»  (КРАТКО)   http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-12

 

The presentation for: World permanent exhibition - museum of toys – inventions

 

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-10http://kozyreva.ucoz.ru/load/35-1-0-97

 

 Козырева Н.А. Проект «Выставка игрушек» http://trizland.ru/projects-toys.php

 

 Козырева Н.А. Приглашаю на Выставку! http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/10-1-0-9

 

       http://trizland.ru/trizba.php?id=139

 

Категория: НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ | Добавил: kozyreva | Теги: детское изобретательство, приём Дробление, методы изобретательства, развивать креативность, неваляшка, ТРИЗ, Козырева, изобретения, инженер игрушек
Просмотров: 3306 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz