ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 20.04.2024, 09:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [35]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [27]
ИннАрт
Курс "Даешь патент на изобретение" [2]
Материалы по курсу обучения созданию игр, игрушек и защиты своей интеллектуальной собственности
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » Молодежный бизнес-инкубатор

Обучение инновационной деятельности (СКАЧАТЬ ТЕКСТ)
13.10.2008, 23:47

творчество, идея, изобретение, обучение, семинар,  тренинг,  ТРИЗ, ТРИЗ-педагогика, психология, акмеология,  инновации, инновационная экономика, креативный менеджер, молодежный бизнес-инкубатор, выставка игрушек-изобретений, деловая игра, НТТМ, Козырева

 

1.      Инновационная деятельность в развитии России

 

Повышение инвестиционной активности является  в настоящее время одной из ключевых задач по реализации экономической политики России: увеличения вдвое национального валового дохода за 10 лет. Причём Президент России В.Путин обращает внимание участников инвестиционного рынка на необходимость разработки новых товаров, которые станут визитной карточкой России на международных рынках [1].

Кто придумает эти новые товары, кто будет их производить?  Ведущая роль в инновационном процессе принадлежит изобретателям и венчурному капиталу. Инновационный бизнес – это создание и внедрение в промышленное производство интеллектуального продукта.  Венчурный бизнес – основная форма промышленного освоения инноваций. Несмотря на то, что в настоящее время существующие экономические отношения, федеральное бюджетное и налоговое законодательство  не поддерживают венчурные проекты именно в силу их принципиально рискового характера,  правительство Москвы видит перспективу  в поддержке предпринимателей-новаторов. Мэр Москвы  Ю. Лужков указал на особую необходимость всемерного привлечения молодёжи к инновационной деятельности, обучению творчеству со школьной скамьи. Но  изобретатель - генератор идей не обязательно обладает хваткой  деловой бизнесмена. Для помощи им в Москве созданы технопарки, молодёжный бизнес-инкубатор в Центральном административном округе, организуется Московский венчурный фонд при правительстве столицы [2].
 
2.      Творчество: от изобретательства к решению личностных проблем
 
Научить изобретать можно любого человека. Методические  возможности для этого дала Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – активно развивающаяся с 60-х годов 20 века наука о методах решения  трудных, проблемных инженерных и социальных задач, созданная советским учёным Г.С. Альтшуллером и его  учениками [3]. Последние 15 лет на базе разработанных ими  методов решения нестандартных, творческих задач возникло новое направление  инновационной педагогики – ТРИЗ-педагогика.  В России, странах СНГ и за рубежом существуют сотни классов, курсов, семинаров в дошкольных учреждениях, школах, ВУЗах,  системе  повышения квалификации, на которых проводится обучение элементам ТРИЗ  по различным программам. Эффективность обучения детей и взрослых творческому мышлению с помощью элементов ТРИЗ неоднократно подтверждалась [4].
 

В последние годы задача обучения творчеству, расширения  творческих возможностей человека рассматривается психологами как самый эффективный способ активного развития личности. При этом всё чаще само понятие "творчество" рассматривается в более широком смысле: как способность человека  гибко относиться к самой своей жизни, как способность  находить альтернативные варианты решений проблем, как способность добиваться успеха в реализации своих идей [5].  Профессор психологии и образования из Йельского университета Р. Штернберг полагает, что  успешное творчество в жизни не сводится только к способности генерировать новые идеи. Он предлагает   вырабатывать у людей три различные составляющие успешной  самореализации [6]:

1.      Собственно творческую: умение находить новые интересные идеи, выходить за рамки принятых норм, видеть скрытые для других возможности.

2.      Аналитическую: способность анализировать и оценивать идеи, предвидеть последствия новых идей, решать проблемы и принимать решения.

3.      Практическую: умение реализовывать идеи. Даже самая великолепная идея бесполезна, пока её не воплотят в реальном мире в виде эффективного решения, пока она не принесёт своих плодов.

ТРИЗ позволяет обучить человека методическим инструментам для творческой и аналитической составляющей успеха: типовые приёмы устранения противоречий,  стандарты на решение изобретательских задач, 9-экранная схема мышления, закономерности развития систем и способы прогнозирования, методы развития  управляемого творческого воображения… Надо  «добавить» практическую часть и научить реализовывать идеи!

Необходимо создать такую инновационную среду, в которой человек может не только научиться развивать свои способности, но и реализовывать свои творческие идеи.  Мы можем соединить ресурсы системы образования,  индустрии развлечения и  венчурного капитала для  обучения людей  во время отдыха, развлечения.

 

3.        Концепция проекта «Выставка игрушек-изобретений»

 

Для системного обучения развитию творческого аналитического практического мышления предлагаю  реализовать проект «Выставка игрушек-изобретений» [7-8]. «Выставку игрушек-изобретений» можно создать  в  парках для семейного отдыха. Эти организации заинтересованы в том, чтобы отличаться от других подобных учреждений  какой-то «изюминкой». Обучение посетителей приёмам творчества одновременно с отдыхом - может быть  для них  интересным предложением. «Выставка игрушек-изобретений» - это новый, оригинальный центр для массового отдыха  детей и их родителей.  Выставка предоставит рабочие места и поле для широкой практической отработки  необходимых в рыночной среде навыков для студентов инженерных, экономических и педагогических ВУЗов.

Цель проекта: создать такую среду, в которой человек (ребёнок и взрослый) может не только развить свои творческие способности, но и научится реализовывать, воплощать в жизнь свои творческие идеи (стремиться к достижению Достойной Творческой Цели). 

Идея Выставки: собрать в одном месте ВСЕ когда-либо придуманные людьми игрушки-изобретения (их модели) - с начала 20 века (и продолжать постоянно пополнять экспозицию новыми изобретениями в этой области). Такой Выставки пока нет нигде в мире - есть только отдельные экспозиции по разным видам игрушек, причём не всегда изобретений.

Задача Выставки (главная полезная функция): обучать детей, студентов и взрослых на основе игрушек-изобретений:

-    пользоваться творческими приёмами (различными инструментами ТРИЗ)  для придумывания новых идей в технической и литературной  областях  творчества, методам разрешения конфликтных ситуаций в жизни;

-    навыкам реализации своих идей, воплощения их в жизнь.

Результат: Дети и взрослые, отдыхая, «играючи», одновременно «самообучаются» с помощью гидов-студентов навыкам успешной творческой самореализации.  Выставка возникает «сама» (по желанию и усилиями надсистем).

Ресурсы: «самообучающая», развивающая среда из игрушек-изобретений.

Она возникнет, если соединить ресурсы системы образования (методики преподавания ТРИЗ, ТРИЗ-специалисты, обязательное прохождение практики на производстве для студентов инженерных, педагогических и экономических  высших учебных заведений), индустрии развлечения (поток посетителей – дети и их родители, помещения) и венчурного капитала (финансы) для  пропаганды и обучения людей ТРИЗ во время отдыха, развлечения. Для привлечения ресурсов инвесторов необходима эксклюзивность Выставки, что обеспечивается собранием коллекции из всех когда либо запатентованных в мире игрушек. Для проведения обучающих занятий потребуется  только часть этой коллекции (до 30-50% экспонатов),  но чтобы их собрать, нужно поставить более крупную задачу: иметь ВСЕ игрушки –изобретения.

Системный эффект: При массовом обучении детей и их родителей с помощью гидов-студентов приемам творчества, изобретательства (ТРИЗ) и изготовлению придуманных ими игрушек (а также сказок, фантастики), возможно воспитание поколения инициативной и творческой молодёжи, способной самостоятельно ставить и решать  творческие задачи, вырабатывать свою личную жизненную стратегию, стремиться к Достойной Цели (ДЦ).

 

4.      Выставка: ведём по этапам «Творческого Пути Изобретателя»

 

Если  проанализировать типичный  «Творческий Путь Изобретателя», то он будет состоять из следующих этапов:

-    придумывает новую идею;

-    проверяет на новизну и оригинальность;

-    получает охранный документ (патент на изобретение, на полезную модель, на промышленный образец);

-    изготавливает модель, опытный образец нового товара;

-    заключает  с инвесторами «лицензионный договор» на  выпуск  изобретения, или самостоятельно организует  производство.

При разработке структуры экспозиции Выставки ставилась задача не только научить посетителя изобретать, но и последовательно осуществлять помощь в реализации придуманного на Выставке творческого продукта. Для этого  необходимо обеспечить знакомство посетителей со всеми этапами творческого пути изобретателей,  показать какие виды работ необходимо осуществить на данном этапе, какие специалисты могут помочь решить возникающие проблемы. 

Ниже кратко изложена примерная   структура экспозиции Выставки, которая, на наш взгляд, позволяет решить поставленную задачу.

1.               Тематические залы: по видам игр и игрушек; по физическим, химическим, геометрическим эффектам, положенным в их основу; залы фирм-производителей запатентованных игрушек. В этих залах проводятся обучение элементам ТРИЗ (типовым приёмам изобретательства, закономерностям развития систем). Здесь могут работать гидами слушатели школ ТРИЗ, студенты инженерных и педагогических ВУЗов.  Гид должен добиться того, что слушатели придумают идею новой игрушки с использованием изученного изобретательского приёма.  Будущие педагоги могут отрабатывать  коммуникационные навыки  управления группой, «привязывать» свои предметные знания (физика, химия, геометрия) к  реальным, жизненным задачам  создания новых предметов. Будущие инженеры отработают на практике различные методы поиска новых идей, этапы их функциональной и конструктивной проработки.

2.               Зал  «Изобретающих  Компьютеров». В этом зале проводится экспресс-проверка  придуманной посетителями игрушки  по патентному фонду. Может использоваться компьютерная база данных, создавать которую и постоянно пополнять могут студенты-программисты. Для студентов инженерных ВУЗов патентный поиск по  реальному запросу посетителя  – это хорошая практика по курсу «Основы патентоведения».

3.               Творческая Мастерская. Здесь работают Мастера-Изобретатели (студенты технических ВУЗов), есть разные станки, приспособления, материалы. С помощью Мастеров ребёнок и его родители могут сразу изготовить макет придуманной игрушки и забрать его домой (ещё один экземпляр игрушки остаётся на выставке). Творческая Мастерская – это  аналог  станции юных техников, работающей на новую функцию: обучать изготовлению макетов собственных идей. Для будущих инженеров работа по изготовлению макетов игрушек – это и  реальное  освоение различного оборудования, и постоянное решение всё новых и новых технологических задач – а как с помощью имеющегося оборудования   изготовить ту или иную модель.

4.               Инновационный зал. Здесь ребенок и его родители (авторы только что придуманной и проверенной на новизну игрушки) могут заключить договор с Выставкой. Например, об изготовлении нескольких экземпляров  новых игрушек с информацией об авторе, использовании их для подарков на проводимых конкурсах и для благотворительных целей;  о проведении маркетинговых исследований идеи, составлении бизнес-плана, патентовании изобретения, производстве игрушки или продаже лицензии. Именно в такие инновационные проекты вкладывает средства венчурный капитал [9]. В этом зале могут работать  гидами студенты инженерных и экономических ВУЗов, менеджеры инновационных фондов, что позволит им практически освоить решение многих задач, связанных с инновационными процессами -  и нюансы  составления лицензионных договоров,  и методы расчёта экономической эффективности инновации, и варианты маркетинговых исследований, и  расчёт и составление  бизнес-планов на реальные новации.

5.               Зал начинающих изобретателей. Для каждого автора новой идеи игрушки оформляется отдельный стенд с его фотографией и макетом игрушки. Для ребёнка будет важно  видеть как на его стенде появляются новые придуманные им игрушки. Гиды – студенты-дизайнеры, специалисты по рекламе -  в реальных условиях научатся «находить изюминку» в каждом новом авторе, новой идее, и преподносить её ярко,  вырабатывать и выражать свой собственный авторский стиль.

6.               Зал Сказок. Здесь работают гиды-педагоги («Феи сказок») – они учат посетителей сочинять сказки и фантастические истории с помощью приёмов развития творческого воображения (РТВ). Студенты лингвистических специальностей получат хорошую творческую практику.

7.               Библиотека Игр. Здесь  можно получить на несколько часов любую имеющуюся на выставке игру или игрушку и  поиграть тут же в зале с друзьями. Гидами могут быть студенты-библиотекари.

Для обучения посетителей – детей, подростков и родителей – элементам ТРИЗ в каждом зале можно использовать уже известные, апробированные  методики, используемые в ТРИЗ-педагогике [10-12]. Продвигаясь по разным залам, в каждом из них ребёнок и взрослый не только придумывают новую идею, но и ДЕЛАЮТ  дальнейшие шаги по  её реализации – проверяют на оригинальность и новизну, получают «творческий патент», «издают» сказку и  изготавливают макет игрушки, заключают «авторский договор». Таким образом мы знакомим  начинающего изобретателя с тем путём, которым ему придётся пройти на дороге к его Достойной Цели. Ребёнок познакомится с людьми, которые ему нужны будут для реализации его идей – патентоведы, издатели, мастера, инженеры (конструкторы и технологи), экономисты. И очень важно, чтобы  на каждом шаге он получал психологическое «подкрепление», «якоря»  как в виде  материальных  предметов («патентов», «изданной» сказки, макета его идеи, «его стенда»), так и в виде положительного эмоционального заряда [13]. Надеемся, что посещение такой Выставки сможет стать для ребёнка и его родителей настоящей «Встречей с чудом» [14] и будет способствовать осознанному формированию собственной творческой стратегии жизни [15].
 ВНИМАНИЕ! Полный текст статьи высылается по запросу на  nellydelf@mail.ru
Что ещё можно почитать по этой теме:

 

Козырева Н.А.  Детский инновационно-развлекательный центр. Программа формирования инновационного мышления детей и подростков через разработку игр и игрушек.  

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-11

 

Козырева Н.А. Выставка игрушек-изобретений как системообразующий центр для пропаганды и обучения ТРИЗ, ЖСТЛ, РТВ

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/10-1-0-8

 

Козырева Н.А. Проект создания молодежного бизнес-инкубатора   «Выставка игрушек-изобретений» (КРАТКО)

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2, http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-12

 

The presentation for: World permanent exhibition - museum of toys – inventions

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-10, http://kozyreva.ucoz.ru/load/35-1-0-97

 

Козырева Н.А. Проект «Выставка игрушек» http://trizland.ru/projects-toys.php

 

Козырева Н.А. Приглашаю на Выставку! http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/10-1-0-9

       http://trizland.ru/trizba.php?id=139

 

О развитии инновационной деятельности в Подмосковье http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/o-razvitii-innovatsionnoi-deyatelnosti-v-podmoskove

 
Козырева Н.А.   Методика обучения элементам ТРИЗ с помощью  игрушки "Неваляшка"

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-1

 

Козырева Н.А. ТРИЗ:  Рассылка "Изобретаем Неваляшку"

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/8-1-0-3

http://www.trizland.ru/trizba.php?id=161

 

Козырева Н.А.. Компьютерная игра "Неваляшка учит изобретать" (ТРИЗ)

http://kozyreva.ucoz.ru/load, http://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-4

https://subscribe.ru/archive/job.education.neval/200401/21024522.html

 

Начинает работать Молодежный бизнес-инкубатор "Выставка игрушек-изобретений"

Категория: Молодежный бизнес-инкубатор | Добавил: kozyreva | Теги: семинар тренинг ТРИЗ, инновационная деят, изобретение, инновации, психология творчество, креативность в бизнесе, детское изобретательств, НТТМ, инженер игруше
Просмотров: 4201 | Загрузок: 168
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz