Использование игры “Хоровод сказок” в начальной школе
16.06.2011, 00:47
ПРИМЕЧАНИЕ:
«Урок 1Зачем, чему, как и где учиться?» означаетпорядок и название урока по пособию С.Гин, опубликованному в "Пачатковай
школе”..
«Урок2/4Приемы запоминания, мнемотехника»- порядок и название урока, относящегося ко
второму полугодию,
«Пункт 4 »-пунктурока методическогопособия
С.Гин, к которому относится предлагаемый материал
ПРИМЕЧАНИЕ:
«Урок 1 Зачем, чему, как и где учиться? »
означает порядок и название урока по пособию С.Гин, опубликованному
в "Пачатковай школе”..
«Урок
2/4 Приемы запоминания, мнемотехника» - порядок и
название урока, относящегося ко второму полугодию,
«Пункт 4
» - пункт урока методического пособия С.Гин, к которому
относится предлагаемый материал
Урок
1 Зачем, чему, как и где учиться?
Пункт 4.
Игра с
картами "ХОРОВОД СКАЗОК”:
Есть ли школы у птиц и зверей? А у сказочных героев?
Выберите из карт учеников, которые могут ходить в ОДНУ ШКОЛУ. Чему они там будут учиться?
У кого в школе получилось больше учеников?
А могут ли ходить в одну школу например, Дюймовочка, Щука и Карабас
Барабас?
Если НЕТ, то почему?
Если ДА, то почему? Что общее они могут изучать?
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ :
Обучение
анализу ( различать свойства героев )
Обучение
классификации ( можно ли расположить по определенному
признаку )
Обучение
синтезу ( школа из различных учеников - это новая система, которая может
обладать совершенно неожиданными свойствами ).
Урок
2 Школьные правила: целесообразность и вариативность
Предлагаемые С. Гин игры "Невпопад” и "Ловушка” можно проводить с
"Хороводом сказок”.
Игра
"Невпопад"
Вопросы
учитель и правильно ответивший ученик должны задавать по любой из карт.
При ответ впопад - надо показать карту рисунком к учителю, при ответе
невпопад - рубашкой к учителю. При этом правильность ответа может
проверять сосед по парте - это "заставляет" ребенка выполнять двойную
работу - анализировать "и за того парня", контролировать,
что детям нравится.
Примеры
вопросов по картам №№ 5, 23:
Почему
смеется Чиполлино? Куда упадет
Адвокат Горошек? Куда ведет
подземный ход? Почему
улыбается Мальвина? Почему
Людоед удирает от Лисы Алисы и Кота Базилио? Зачем Лисе
Алисе и Коту Базилио гоняться за Людоедом? и т.д.
Игра
"Ловушка"
Учитель читает фразы ( в том числе и явно ошибочные ) из сказок, которые есть
на картах, а ребеной должен реагировать - правду, неправду сказал учитель, или
непонятно.
При этом правильность ответа также может проверять сосед по парте
А поскольку
в варианте 2 возможно несколько вариантов правильных ответов, работа по
контролю еще более усложняется.
3 варианта
игры:
1.
ПРОСТОЙ - произносится любая фраза из "правильной” сказки, из
карты, или неправильная фраза.
Согласен - показывает любую карточку картинкой учителю
Не согласен - показывает рубашкой учителю.
Не понимаю - ничего не показывает.
2.
СЛОЖНЫЙ - вводим критерий отбора - герой, ситуация или предмет
Согласен - показывает картинкой учителю ту карточку, на которой есть или герой
из названной сказки, или ситуация относится к сказке, или предмет из
сказки ( как заранее условились ).
Не согласен - показывает рубашкой учителю.
Не понимаю - ничего не показывает.
Например,
задали критерий " герой из сказки”:
" Мальвина-
девочка с голубыми волосами,- очень любила всех учить " можно
согласиться
и показать любую карту, где есть герои из сказки "Буратино” -Бкратино,
Артемон, Мальвина, Карабас Барабас и др.
Если
задали критерий "предмет из сказки”, можно согласиться и показать
любую карту, где есть предметы из сказки "Буратино” - Золотой
Ключик, полено-Буратино, "Азбука”, холст с очагом и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ :
Анализ
ситуации на карте, разложение на элементы
Формирует
способность работать с МОДЕЛЬЮ, СИМВОЛОМ сказки - по ее
элементу.
3. БОЛЕЕ
СЛОЖНЫЙ
Учитель
читает фразы, относящиеся только к КАРТАМ - а поскольку
на картинках заранее есть несоответствия, противоречия, то получается , что
фраза " Чиполлино заливался хохотом, видя как Мальвина
своей хорошенойкой ручкой поправляет веревку на шее предателя -
адвоката Горошка", в принципе неправильна, но она есть на
карте! Можно чередовать фразы из "правильных" сказок, КАРТ, и
неправильные фразы.
Согласен - должен найти карту, к которой относится описание
Учителя.
Не согласен - показывает рубашкой учителю.
Не понимаю - ничего не показывает.
Побуждает к
более глубокому анализу ситуации на карте.
Урок
4 Первоначальные сведения из анатомии
Пункт 4.
Игра с
картами.
А похожи ли
органы у сказочных героев на наши? Покажите их карты.
- Дюймовочка, Мальвина, Буратино
Какие
органы есть у сказочных героев, а нет у нас?
-Хвост, жабры, рога, копыта, крылья
Каких
органов нет у сказочных героев, а у нас есть?
- Ног ( Щука) / - Волос ( Ласточка)
Урок
5 Подсистемы человека: количество и вариативность
Пункт 3
Чем
кушают наши герои? Покажите, кто - клювом/
- ртом/ - жабрами
Чем
(как) передвигаются? Покажите, кто - летает/ -
ползает/ - плавает
Есть ли у
них - сердце, легкие, кости, зубы ? Покажите.
А у кого их
нет? Покажите.
Урок
6 Болезни
Итог урока.
А
какие болезни могут быть у ( Учитель достает любую карту) Снежной Королевы?
У Чиполлино?
Они
похожи на наши болезни?
А
какие непохожие на наши болезни могут быть у Буратино?
Почему?
Что с ним может случиться такого, что с нами не произойдет?
- У Снежной королевы "оттает" рука ( Кай ошпарит ее кипятком)
- В Буратино заведется древесный жучок и будет его подтачивать
изнутри.
Урок
7 Прошлое: развитие ребенка до школы
Итог
А кто из
сказочных героев МАЛЬЧИК, а кто ДЕВОЧКА? Разложите мальчиков и
девочек отдельно . ( На некоторых картах будут и
мальчик, и девочка вместе. Их можно произвольно относить к любой
"стороне", лишь бы правильно понимали, кто из них есть
кто). Дети должны сами выйти на героев, которые "непонятно кто".
А есть ли
герои, про которых нельзя сказать, кто они по полу?
А кто
появился на свет, не так, как вы? Покажите карты с ними.
- Щука, Дюймовочка, Буратино
А как
появились Снежная Королева? Принц Лимон? Какими они были раньше?
Урок
8 Будущее
Пункт 3.
А
есть ли будущее у сказочных героев? Развиваются ли они? Покажи, у кого
есть.
Как?
Что ты предложишь тем, у кого ПОКА НЕТ БУДУЩЕГО?
Подводим к
тому, что было бы интересно знать об их новых приключениях, когда герои
вырастут, через несколько лет. А потом мы сами это придумаем!
Умирают ли
сказочные герои? Расскажите.
Начало игр с картами по схемам
сказок по методу С.Гин ( оператор РВС «размеры-время-стоимость» с героями)
Выложи
ряд карт, в которых есть герои, предметы, ситуации, относящиеся к ОДНОЙ
сказке . К этому времени дети уже десятки раз анализировали карты по
разным признакам и должны их узнавать. В этом задании заложено еще
одно искусственное препятствие для детей - им надо выделить на карте ТОЛЬКО
элемент нужной сказки ( по своему выбору или заданию Учителя) ,
АБСТРАГИРУЯСЬ от всех других элементов, имеющихся на карте.
Расскажи
эту сказку если герою изменить возраст ( задать - в какую сторону).
В чем это будет видно? Какие поступки он не совершит? А что сможет сделать
по-иному? Молодец! А теперь оставим героя обычным, а изменим возраст другому
герою. А теперь какой будет сказка?
На
этом уроке есть принципиальным методический момент. Дети уже знают,
что можно "путать" героев, предметы, ситуации разных сказок (
по знакомству с картами). Еще они знают, что сказку можно рассказывать
по-разному. Но на этом уроке мы показываем им ПЕРВЫЙ СПОСОБ
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО менять сказку. И показываем, что менять
можно РАЗНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Очень важно дать им возможность
"перебеситься", перепробовать изменение возраста РАЗНЫХ ГЕРОЕВ.
И пусть они эти сказки рассказывают друг другу ( у соседей по парте
должны быть разные сказки). А можно устроить конкурс
- 2-3 группы по 3-4 человека ( или соревнования между партами)
сочиняют разные версии одной сказки.
Соревновательный
момент здесь очень важен, поскольку проиграть никто просто не сможет, все
выиграют - Учителю нужно приготовиться хвалить ВСЕ варианты. Дети все
равно останутся при мнении, что их сказка самая интересная. А если у какой-то
группы будет совсем замечательная, то это стимул для
остальных на следующие уроки.
Мы с вами придумаем еще много сказок!
Урок 10 Противоречия в предметах и погоде
Карты можно
использовать для предложенной С.Гин игры в магазин.
А также:
Учитель
берет любую карту.
- В
ЭТОЙ СИТУАЦИИ какой герой хороший, а какой плохой?
- Чем плох
хороший герой ?
- Чем хорош
плохой герой ?
- Для
кого и для чего хорошо а для кого плохо?
Урок 11 Противоречия в поступках и ситуациях
Пункт 2.
На картах
уже изначально есть ПРОТИВОРЕЧИЯ, НЕСТАНДАРТНЫЕ ситуации. И в каждой
ситуации может меняться смысл действий героев, их поступки надо рассматривать
именно в данном контексте.
Более
глубокий анализ содержания карт, выявление контекста
Урок
12 Противоречия в окружающем
Пункт 2.
По предложенной
С.Гин схеме ( цель- средства) можно выбрать карты с плохими и хорошими героями.
Здесь дети опять столкнутся с противоречием - плохой сказочный герой на
карте может совершать хороший поступок и наоборот.
Это повод
для того чтобы разобраться :
- Все ли
плохо в плохом герое и все ли хорошо в хорошем?
Если выбрать карту, на которой герой совершает инверсные для себя поступки, то
можно предложить детям сочинить новую сказку про него, используя
"ПОДСКАЗКУ - КАРТУ" .
Это одно из основных предназначений карт -
сочинение по ним новых сказок.
Ребенку проще фантазировать, ЧТО-ТО ВИДЯ ПЕРЕД
ГЛАЗАМИ.
Это еще
один новый для него прием сочинения сказок
( после изменения РВС - изменения возраста)
-
сделать НАОБОРОТ ( слово ИНВЕРСИЯ
лучше пока не говорить).
Урок 15 Противоречие: мысли / поступки
Пункт 2. По
схеме, предложенной С.Гин, разложить карты "Хоровода сказок”
Урок
16 Противоречия: любовь, семья, дети
Пункт
1
Учитель
выбирает карту с Плохим героем.
- А есть
ли кто-либо, кто его любит? За что?
А вы смогли
бы полюбить Снежную Королеву?
А что бы вы ей сказали, сделали хорошего, чтобы и она
вас полюбила? Вы бы ее любили такой, какая она есть, или попытались бы ее
изменить? А можно ли ее любить, не пытаясь ее изменить? ( Философские
вопросы, над которыми мучаются и взрослые).
Пункт 2.
Учитель
выбирает карту с Плохим героем.
- Почему
плохой герой не любит хорошего?
А
если они подружатся, как дальше может сложиться сказка?
Например: Лиса
Алиса, влюбленная в Пьерро, пытается "спасти ” его
от несчастной любви к Мальвине, попутно спасая сбежавшую от
Карабаса Барабаса кукольную кампанию от гнева Хозяина театра. Ей придется
бороться с Карабасом. Какие методы она будет использовать ( обман,
хитрость, лесть, а может, какие-нибудь другие?)
Это новый
для детей способ сочинения сказки - тоже инверсия, но направленная не на
характер, а на взаимоотношения героев.
Пункт 3.
Учитель
выбирает карту с Плохим героем.
- А почему
Плохой герой совершает эти поступки? Может он обижен? Или его заколдовали?
Неужели он родился таким?
Придумайте
новую сказку, из которой стало бы ясно, почему он стал плохим.
Здесь детям придется проанализировать "весь жизненный путь
плохого героя" до того, как он
попал в эту сказку - но ведь это они уже умеют делать!
И еще придется использовать несколько вариантов
ИНВЕРСИИ - ведь наш герой уже хороший, а надо для него найти
плохого, обидчика . А кому бы поручить такую роль?
Урок
2/3 Память
Пункт 5.
Тесты на
память:
ЗРИТЕЛЬНАЯ
- Учитель берет 6-8 карточек в руки и идет по проходу. Надо их найти в своей
колоде.
СЛУХОВАЯ
- Учитель перечисляет героев, предметы, которые есть на разных
картах. Надо найти этих героев и предметы ( все равно на
какой карте они будут, лишь бы запомнили - ВАРИАТИВНОСТЬ ответов!)
ОДНОВРЕМЕННО может сработать система
ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ - ведь дети уже
карты хорошо знают,
и
некоторые могут воспользоваться этим при запоминании.
Можно посоветовать применить
мнемоническое правило запоминания - связывать с образами!
Тест с карточками может дать более высокий результат,
чем с несвязанным набором слов. Но
это и хорошо, придаст ребенку уверенности в своих силах!
Пункт 3.
Игры на
запоминание.
Играют дети вдвоем. Ведущий другому игроку выкладывает ряд
карт на 30 сек. Потом игрок отворачивается,
ведущий меняет местами карты, некоторые заменяет на другие. Игрок
должен восстановить порядок карт и сами карты.
При этом и ведущий должен запомнить то, что сам выложил, и сравнить с
ответом!
Пункт
4.
Задание -
Учитель читает фразы из сказок. Надо выложить карту, где есть ЧТО-ТО
(герой, предмет или ситуация) из этой нормальной сказки.
Надо узнать
сказку, найти (идентифицировать) что-то из нее ! Так по
элементно готовим к самостоятельному построению
сказок.
Урок
2/4 Приемы запоминания, мнемотехника
Пункт 1.
Называть две группы слов. Первая - не связанные по сказкам, но
имеющиеся на картах вместе слова (герои-предметы). Вторая группа -
связанные по сказкам слова (герои- предметы) в разном наборе.
- А кто -
нибудь при ответе вспоминал карты? ( Ведь они уже видели их много
раз).
Если кто-то вспоминал карты - это прекрасно, говорит о внимании и
способностях к ассоциациям.
А теперь те же задания - связанные по сказкам или
связанные по
картам
слова.
Но теперь
дети ОБЯЗАТЕЛЬНО должны пользоваться картами при запоминании
о ответе!
Пункт 2.
Сказочный герой забыл свою сказку! Помоги ему - собери ВСЕ карты, в
которых есть ЧТО-ТО из его сказки. Сосед по парте ( а у него
потерялся герой из другой сказки) должен проверить, правильно
ли ты собрал карты.
УСЛОЖНЕНИЕ:
Расположи карты в той
последовательности, в которой происходит сказка.
Таким образом формируем несколько навыков :
вспомнить сказку - ПАМЯТЬ
собрать предметы, героев, ситуации - ВНИМАНИЕ И
АНАЛИЗ
оценить работу соседа - АНАЛИЗ
"защитить" свою работу - ЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАТЬ СВОЙ
ВЫБОР ( если сосед не согласен )
Урок
2/8 Свойства характера: честность и лживость
Пункт 2.
Разложи
карты:
- Кто
честный?
-Кто лжец?
Игра "ПРОТИВОРЕЧИЕ”
- Мы
придумали новую сказку ... ( Учитель называет любую из ранее
придуманных сказок) .Это хорошо или плохо?
-
Маленькому братику, который еще не знает "нормальных" сказок, мы
рассказали нашу сказку "Про добрую Лису Алису и Глупого
Пьерро". И он будет думать, что это сказка - настоящая, и Лиса
- хорошая, друг всех кукол. Мы соврали или нет? Может
ли как-то наша сказка "навредить" братику?
Пункт 3.
Придумаем
новую сказку - пусть лживый герой станет правдивым ( новое
использование ИНВЕРСИИ). Что получится? Будет ли
сказка? Что сделать, чтобы сказка стала интересной?
Здесь есть нюанс - при правде сказка
"рассыпается". Можно усложнить задание или дать детям
догадаться - надо сказать правду, но так, чтобы она не мешала ( в
оболочке). Это ПРОТИВОРЕЧИЕ, и его можно попытаться решить с детьми.
Урок 2/10 Эмоции: положительные
Пункт 2.
2 варианта
игры - простой и сложный.
1 вариант
- просто разложить в ряд карты, где герои выражают определенные
эмоции.
2 вариант -
"ДОМИНО" Колоду карт раздают по 6 на 3-4 игрока ( и остаток).
Цель игры - первым избавиться от своих карт.
1
игрок - ходит с любой карты. Если у него есть несколько карт,
где есть одна общая эмоция, то можно "выбросить" сразу
несколько карт ( их можно также расположить перпендикулярно общему ряду,
при этом каждая карта может послужить началом своего ряд).
2
игрок - должен из своих карт продолжить - выложить в
ряд одну или несколько карт, где есть любая из эмоций ,
изображенных на предыдущей карте.
Если
он не нашел среди своих карт ничего подходящего , берет новую карту из
колоды и пропускает ход.
Карты можно добавлять не только к последней в ряду, но и к первой ( принцип
ДОМИНО).
Заодно дети
могут найти другие эмоции, которые не были заложены на карте
изначально , и это замечательно. А уж доказывать, почему они
выложили эту карту, им придется суровым критикам - своим друзьям
- мало ли кто захочет схитрить и
побыстрее избавиться от своих карт. Вот простор для лжи и
фантазии!
Предлагаемые задания с материалом игры "ХОРОВОД СКАЗОК” к
некоторым урокам по методике С.Гин могут быть
творчески видоизменены учителем в зависимости от поставленных им