ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 22.11.2024, 07:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Общесистемные статьи [3]
Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" [19]
для детей 3-7 лет
Экономическая игра «ВЫБИРАЮ УСПЕХ» [6]
для детей от 10 лет, подростков и взрослых
Компьютерная игра "Неваляшка" [3]
для детей от 9 лет, подростков, студентов технических ВУЗов
Игра "ХОРОВОД СКАЗОК" [7]
для детей 7-12 лет
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Система развивающих игр Н.Козыревой » Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК"

ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия)
14.02.2010, 20:05
6 февраля 2010 года  в рамках Второго Международного сказкотерапевтического фестиваля «Психология сказки и Сказка психологии» (МГППУ, Центр практической психологии образования http://cppo.ru) прошел мастер-класс кандидата  психол. наук   Н.А. Козыревой  "ТЕРЕМОК СКАЗОК: как сказки помогают стать автором своей жизни".   

На нем присутствовало около 30 педагогов-психологов из Москвы и Московской области, Владимирской и Нижегородской области, Беларуси. Посмотреть фотографии с мастер-класса 
можно...»
Участники ознакомились с принципами, положенными в основу игровой методики «ТЕРЕМОК СКАЗОК»:

1. «ОТСУТСТВИЕ» на карточке  героя позволяет использовать ТЕРЕМОК СКАЗОК как проективную психологическую методику;

2. ПРОТИВОРЕЧИЯ, которые возникают при вложении в карточку «чужого героя»  – провоцируют, вызывают проявление авторской позиции;

3. ПРЕВРАЩЕНИЯ – двусторонность изображений на карточках и вкладышах позволяет «перевернуть ситуацию»;

4. ИНТЕРАКТИВНЫЙ режим работы с воображением (формирование «управляемого воображения» благодаря 30 игровым заданиям)

5. АВТОДИДАКТИЗМ (после того как взрослый покажет разные приемы работы с игровым материалом, дети могут играть сами)

6. РЕСУРСЫ – обучение детей и взрослых в игровой форме эффективным методам поиска ресурсов для выхода из проблемной ситуации. Для этого используются типовые приёмы разрешения противоречий (приемы РТВ-ТРИЗ), которые описаны в пособии  как «игровые задания» (30 вариантов заданий). 

 Поскольку эти типовые приёмы применяются в разных областях деятельности

(в Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – для  решения технических проблем http://www.trizland.ru/trizba.php?id=1 ,

в ТРИЗ-педагогике – для развития воображения и речи детей http://kozyreva.ucoz.ru/publ/1-1-0-15 ,

в НЛП (Роберт Дилтс) и конфликтологии – для разрешения конфликтов http://www.piter.com/book.phtml?978549807633 , )

то мы выходим на развитие метапредметных компетенций и личностных параметров  детей. Таким образом, использование психологом инновационной психотехнологии «ТЕРЕМОК СКАЗОК» в качестве ПРАКТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ позволяет выйти на  решение тех новых задач, которые являются полем работы  практического психолога в образовании в свете принятия новых стандартов образования (о чем говорил на пленарном заседании 5 февраля фестиваля Юрий Михайлович Забродин - проректор по научной работе МГППУ, доктор психологических наук, профессор)

         Одной из проблем в работе со взрослым клиентом является трудность: тяжело «увидеть», «опознать» типовые сценарии своего жизненного пути. И тем более  трудно – сформулировать свой путь и способы решения проблем.

Игровой набор «ТЕРЕМОК СКАЗОК» – это практический  ИНСТРУМЕНТ психолога,  который задействует   наглядно-образное и наглядно-действенное мышление взрослых для решения их проблем, помогает увидеть и скорректировать элементы своего сценария.

      Участники мастер-класса увидели и попробовали использовать  в работе  этот психокоррекционный аспект игровой методики «ТЕРЕМОК СКАЗОК».

Они  разделились на несколько групп:

1. «Авторы», или «клиенты» -  сочиняли сказки про выбранного ими героя (герой выбирался из предложенных вкладышей «ТЕРЕМКА СКАЗОК»). Каждому автору был выдан игровой набор  «ТЕРЕМОК СКАЗОК».

2. «Психологи» - наблюдали за процессом составления  клиентами историй, фиксировали свои наблюдения.

 Работа с игровым набором  «ТЕРЕМОК СКАЗОК» проходила в несколько этапов.

На первом этапе авторам давалось задание: «У твоего героя – сказочный выходной. Ты автор, и ты можешь придумать для своего любимого героя всё, что хочешь». Авторы  подбирали по своему замыслу карточки, вкладывали туда своего героя,  сочиняли сказочные истории и рассказывали их всем присутствовавшим.

Т.е. авторы практиковались в создании собственных смыслов при вкладывании героя в «чужую», изначально не предназначавшуюся для него картинку.  И в выстраивании «жизненного пути» для своего героя из таких, наделенных новым смыслом, картинок.

Психологи делились  своими  наблюдениями за процессом составления сказок. Сразу было заметно, какие разные жизненные сценарии  заложили авторы в свои истории, но собственно сценарии на этом этапе не обсуждались. Важно было отметить их принципиальное различие, при том что начальные условия – набор карточек и вкладышей «ТЕРЕМОК СКАЗОК» - у всех был одинаковый.

 На втором  этапе авторам давалось задание: «А теперь переверни на другую сторону вкладыш с героем в каждой карточке. И из того, что получилось, ты должен придумать новую  сказочную историю».   (После «переворота» вкладыша  в картинках оказывались различные герои, которые или были там «подходящими» по первоначальному смыслу сказки, или оказывались «чужими». У  авторов оказалось от 4 до 10 таких «противоречивых» картинок (зависит от того, сколько они использовали карточек на первом этапе).

Таким образом,  автор должен был связать в некое единство (им самим придуманное и заданное)  получившийся «хаос», причём у автора уже был положительный опыт «вписывания» героя в «чужую» картинку, создания там СВОЕГО смысла. Т.е. автора намеренно помещали в ситуацию «как в жизни»: ты планируешь и хочешь одно (как на первом этапе), а жизнь подкидывает свои «картинки». И надо, сохранив значимые для себя цели (иногда – задав совершенно иные цели, чем на первом этапе) – создать из этого кажущегося хаоса  комфортное, удобное для себя «жизненное путешествие».

Психологи также делились  своими  наблюдениями за процессом составления сказок, сравнивания действия авторов на первом этапе (комфортном для личности) и на втором (дискомфортном).

 На третьем этапе авторы получали задание: «А теперь переверни на другую сторону все КАРТОЧКИ. И из того, что получилось, ты должен придумать новую  сказочную историю, используя любых других героев и карточки».  (После «переворота» карточек те герои, которым авторы  придавали смысл на предыдущем, втором этапе, снова оказались в необычных, противоречивых ситуациях).

Т.е. на этом этапе мы впервые переходим к целенаправленному ПОИСКУ РЕСУРСОВ для преобразования «хаотичной, противоречивой» ситуации. Пока – простым интуитивным подбором нужных ресурсов, без «инструментов» преобразования, поскольку формат мастер-класса не позволял осуществить ознакомление и направленное их использование. Однако при практической работе с клиентом необходимо включать в работу отдельным (вводным) этапом проигрывание хотя бы части из 30 игровых заданий, описанных в пособии к игре. Отметим, что именно они служат  инструментами для такого поиска  и применения ресурсов для преобразования ситуации. В них приведены типовые приёмы фантазирования, или типовые приемы разрешения противоречий по ТРИЗ.

 На четвертом этапе мы объединили авторов, которые сочиняли истории про одного героя, в пары. Их задание было – составить общую, совместную историю, используя любые карточки.

Психологи также объединились, и наблюдали коллективную работу, а после делились своими наблюдениями. Мы действительно увидели два совершено разных способа взаимодействия при составлении одной сказки, которые авторы выработали в процессе совместной 5-минутной (!) работы.

 В результате такой этапной работы с  игровым набором «ТЕРЕМОК СКАЗОК» в ограниченном временном режиме мастер-класса авторы-клиенты научились ставить свои цели, интегрировать «неудобные» ситуации и придавать им собственный смысл. А психологи-наблюдатели убедились в возможности использования «ТЕРЕМКОВ» в консультировании. Более подробно эта технология рассматривается на 6-часовом семинаре, который проводится в Москве ежемесячно. Участники семинара получают удостоверения. Ближайшие семинары – 20 февраля и 20 марта ( подробнее см. http://kozyreva.ucoz.ru/news/2010-02-11-115).

 При работе с семейными парами возможна параллельная работа с обоими супругами, и обсуждение способов прохождения ими каждого этапа. Эта работа может быть проведена за 5 сеансов.

1-й  сеанс:

обсуждение целей, поставленных клиентами;

1-й этап  (вышеописанный) составления сказки с комплектом «ТЕРЕМОК СКАЗОК» (у каждого клиента должен быть свой набор «ТЕРЕМКА);

обсуждение;

проигрывание игровых заданий «ТЕРЕМКА СКАЗОК» (по выбору психолога, для подготовки работы с поиском ресурсов и эффективного преобразования ситуации)

2-й  сеанс:

2-й этап (работа с «хаосом, противоречиями»), обсуждение, проигрывание новых игровых заданий «ТЕРЕМКА СКАЗОК» (по выбору психолога).

3-й  сеанс:

проигрывание новых игровых заданий «ТЕРЕМКА СКАЗОК» (по выбору психолога), 3-й этап (работа с «ресурсами»), обсуждение.

4-й  сеанс:

проигрывание новых игровых заданий «ТЕРЕМКА СКАЗОК» (по выбору психолога), 4-й этап (работа в паре), обсуждение.

5-й  сеанс:

проигрывание новых игровых заданий «ТЕРЕМКА СКАЗОК» (по выбору психолога);

обсуждение исходной поставленной цели клиентов;

составление клиентами общей сказки (с целью разрешения проблемы, в которой в качестве препятствий должны быть реальные  трудности клиентов, и для их преодоления они должны целенаправленно пробовать применять ресурсы и инструменты разрешения противоречий, которые были ими ранее изучены при проигрывании игровых  заданий;

подведение итогов сказкотерапевтической работы.

 Таким образом, участники мастер-класса убедились в том, что игровой набор «ТЕРЕМОК СКАЗОК» – это практический  ИНСТРУМЕНТ психолога,  который задействует   наглядно-образное и наглядно-действенное мышление взрослых для решения их проблем, помогает увидеть и скорректировать элементы своего сценария, т.е. сказки помогают стать автором своей жизни.

Это позволяет использовать методику «ТЕРЕМОК СКАЗОК» как  технологию психодидактической работы с детьми и взрослыми по мягкой (недирективной)  коррекции жизненных сценариев, и, соответственно, решению заявленных клиентами проблем.

 Отметим,  что мастер-класс проводился с целью демонстрации именно психологических аспектов сказкотерапии,  и не стояла задача рассказать про использование игровой методики «ТЕРЕМОК СКАЗОК» в педагогических целях, для развития дошкольников.

Однако педагогический аспект применения  игровой методики «ТЕРЕМОК СКАЗОК» для развития детей 4-7 лет рассматривается на  6-часовых семинарах, которые проводятся в Москве ежемесячно (подробнее см. http://kozyreva.ucoz.ru/news/2010-02-11-115).

А также описан  в статьях

Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК  СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество. - М.:  Школьный психолог. 2007,  № 9. http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-22

Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-21

Козырева Н.А.   Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23,

Игровой набор –методика развития детей 4-7 лет "ТЕРЕМОК СКАЗОК" получил особую рекомендацию от Национальной ассоциации игрушечников России (НАИР)! Скачать рекомендацию можно на http://kozyreva.ucoz.ru/photo/rekomendacija_dlja_igr_quotteremok_skazokquot/3-0-213

 

И ещё "ТЕРЕМОК СКАЗОК"  вошел в каталог «50 лучших игрушек России» и рекомендован для использования  в учреждениях образования! Скачать информацию из каталога  можно на http://kozyreva.ucoz.ru/load/20


Приобрести «ТЕРЕМОК СКАЗОК» можно в магазинах Москвы, С-Пб, Интернет-магазинах - см.  http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/kupit_teremok_skazok/2010-06-27-2


почитать ещё про  «ТЕРЕМОК СКАЗОК:


Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК»: авторская игровая методика развития творческого мышления. 30 развивающих игр-занятий со сказками для детей 4-7 лет.  Пособие для родителей. - М., 2009 http://teremok-skazok.ucoz.ru/load/posobie_dlja_roditelej_quot_teremok_skazok_quot_30_razvivajushhikh_igr_s_rebjonkom/1-1-0-16

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» -110 развивающих игр со сказками. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов

http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/news/110_razvivajushhikh_igr_so_skazkami_teremok_skazok/2010-07-28-3

 

Кудрявцев В.Т. Отзыв на диссертацию Н.А. Козыревой. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/publ

 

Н.А. Козырева. Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"  для  преподавания отдельных элементов ТРИЗ. http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load

 

Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ с игрой «ТЕРЕМОК СКАЗОК»

      http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/vospitateljam_detsadov/2

     

      Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ на основе сказки «Красная Шапочка»,      http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/vospitateljam_detsadov/2

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» в работе логопедов. М., 2010. http://teremok-skazok.ucoz.ru/load

Категория: Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" | Добавил: kozyreva | Теги: игры ТРИЗ, психокоррекционная игра, ТРИЗ-педагогика, сказкотерапия, Козырева Н, авторская методика
Просмотров: 4158 | Загрузок: 38
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz