ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 23.04.2024, 11:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Семинары и консультации [24]
Любимые высказывания [53]
Путе-водитель по книгам [33]
Советую посетить-анонсы мероприятий [33]
Программа развития НТТМ в Москве [9]
My English news [1]
my works on TRIZ by English and French
Разные новости [30]
про все
игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" [16]
купить, посетить семинар
Конкурс "Инновационная игрушка" [3]
Приглашаем к участию!
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2016 » Июль » 23 » Заметки к Форуму АСИ - об уроке "Технология" в школе
13:07
Заметки к Форуму АСИ - об уроке "Технология" в школе

Об уроке "Технология" в школе

С интересом изучила  разные точки зрения в дискуссии на Форуме АСИ 22 июля.

пожалуй, соглашусь  с тем, что " Если внедрять эти модные направления в школе, то это будет в худшем случае профанация, а в лучшем случае – популяризация. Но получения полезных для жизни навыков не будет."

Почему?  "а  ларчик просто открывался"?

потому что - в школе ОДИН  учитель на 20-30 учеников и в лучшем случае - 1 специалист  НА ШКОЛУ  по «техническим средствам обучения»  ( я даже не говорю про оснащение).

а в кружках - все-таки 1 педагог на 10-15 учеников и есть лаборант (инженер), который за техникой во время занятия следит .


призывы «привлекать энтузиастов (IT и т.д.) в школу»...  Вопросы:

во-первых, сравните зарплаты и подумайте, сколько пассионариев вы найдёте.

понимаете ли  вы, что к уроку на 45 оплачиваемых МИНУТ ему готовится придётся… часа 4, если не больше? Плюс добавьте  время на «перемещение»  - от места работы энтузиаста  к школе и обратно, пару раз в неделю.  Причём  ВЕСЬ УЧЕБНЫЙ ГОД и  обычно в первой половине дня, когда у детишек занятия. А не тогда, когда вдруг у энтузиаста найдётся свободный часик..  вопрос: останется ли у энтузиаста основная работа, кормящая его и семью, после таких «перемещений»?

да, и насчет 45 минут… мы же имеем в виду – ОДИН класс. А в школе

 

во-вторых, чистая психология:

IT –ники привыкли работать с машинными кодами, техникой.

 а тут - ЖИВЫЕ НЕУГОМОННЫЕ детишки со СВОИМИ интересами, характерами. ЭТО РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ, разные классы профессий - "человек-техника" и "человек-человек".

и из класса в 20-30 человек если даже трети будет неинтересна вся эта механика- технология, то они урок реально сорвут. и ЧТО будет желать с ними IT энтузиаст? это же не в гугле почитать на какую кнопочку нажать..

он вообще понимает КАК с ДЕТЬМИ работать? да ещё и возраст-то разный -и 11 летние, и 16-летние, со своими особенностями мотивации -поведения...

увы, абсолютно НЕ КАЖДЫЙ профи в любой области может рассказать что-то детям ИНТЕРЕСНО и минут на 20.. а если занятия системно вести 32 недели?...   

 хватит ли его энтузиазма ОСВАИВАТЬ  МЕТОДЫ и МЕТОДИКИ  преподавания этого нового предмета  детям  

( здесь я пока молчу про то, что их ещё реально НЕ СУЩЕСТВУЕТ, их ещё предстоит разработать-апробировать-написать-утвердить-издать.. но при МНОГОмиллионных  вливания министерства это можно сделать за года два – если  серьёзно, с апробацией и анализом, коррекцией. Кто будет ОСВАИВАТЬ  эти деньги – уже понятно)

 

в  третьих...  интересно, а как вы собираетесь избавить «приглашенного гуру»  от того вала отчётности, от которого стонут учителя всех остальных предметов? или «по приказу Минобрнауки» именно приглашенных специалистов освободите от отчетности? Или за них эту работу будут выполнять «штатные» рабочие лошадки- учителя технологии?

И не плюнет ли ваш энтузиаст на  эту горы отчётности и школу после первых попыток его «вписать» в рамки СУЩЕСТВУЮЩЕЙ школьной системы?

И это я ещё не затрагивала вопрос СОДЕРЖАНИЯ образования по этому предмету, компетенций, о которых  справедливо поднимали вопрос коллеги, ФГОС…

В  общем, налицо противоречие между  СИСТЕМОЙ и совершенно  пока  чужеродным для неё «кусочком а ля нью технолоджи», который пытается  внедриться в систему , замаскировавшись  под  ШКОЛЬНЫЙ предмет – «технология». Любая здоровая система, подозревая в этом кусочке «бомбу», «инородное тело», естественно, пытается защищаться всеми возможными способами.

Давайте применим  некоторые принципы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач, о  которой упомянул  Павел Лукша на Форуме 21 июля ) для решения этих противоречий.

Пока просто набрасываем  структуру возможных решений,  анализировать-синтезировать будем потом .

  1. Разрешение противоречий во времени

В одно время  дети ходят на уроки в обычную школу (которая реформируется в своём темпе-логике),

В другое время дети ходят  на - «необычные уроки»  технологии

 

  1. Разрешение противоречий в пространстве

В одном  месте  – обычные  уроки (которые реформируются в своём темпе-логике),

В другом месте  - «необычные уроки»  технологии

 

  1. Разрешение противоречий в системных отношениях (структуре системы)

В одной части образовательной  системы (школе)  - обычные  уроки

В другой части образовательной  системы - «необычные уроки»,   В ТОМ ЧИСЛЕ  - и   технологии, и Worldskills

 

Я не буду сейчас  для анализа подключать «тяжёлую артиллерию» ТРИЗ – 40 типовых приёмов разрешения противоречий, анализ закономерностей развития систем и др.

Но  уже  первые три принципа выводят нас , на мой взгляд,  на вполне достойное  решение,  к тому  же – уже проверенное годами, вернуться к которому мы можем на новом витке технологической спирали:

межшкольные учебно- производственные комбинаты (УПК), Конечно, с новым названием-брендом, оснащением, другими-современными профессиями

МЕЖШКОЛЬНЫЕ – это 1-2 комбината на город, в которых собраны и НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (оборудование в доступном для детей варианте), и  СПЕЦИАЛИСТЫ, умеющие работать с детьми по НОВЫМ технологиям.

Как это и было в 80е годы, дети ОДИН день в неделю посещают  УПК по выбранной специальности  - на 6-8 часов-уроков, которые, конечно, надо не по 45 минут организовывать, а по другому. Может быть,  сделать возможность выбирать  по одной разной профессии на год, или делать четверть «перебора профессий», это уже детали организации процесса.

Более того, дети смогут здесь  не просто обучаться  новым и БУДУЩИМ  профессиям  по стандартам  Worldskills, но и полноценно заниматься  ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ – конструкторско-изобретательской (не путать с исследовательской – её нужно оставить в школах учителям-предметникам), с выходом и на готовые изделия. Может быть – и на коммерциализацию, на предпринимательство, но это тема отдельного обсуждения.

Поскольку это ИНОЕ  образовательное учреждение, чем школа, то и  формальные-отчетные требования к организации  учебного процесса , и варианты  оплаты могут быть иными, чем в школе.

Могут быть и региональные особенности профессий, когда предприятие –монополист  или корпорация   оборудует  учебные  классы  под свои профессии.

Чем УПК будут отличаться от широко рекламируемых КВАНТОРИУМОВ ? (я не говорю что кванториумы не нужны. Они нужны, но просто это ДРУГАЯ функция образовательной  деятельности)

  1. Охватом детей. Всё-таки кванториумы – это дополнительное образование  для НЕКОТОРОЙ  части детей, а для других – просто «развлекательная наука»,  может на уровне экскурсий.  ПОКА Я ВИЖУ ТАМ БОЛЬШЕ ЭМОЦИЙ, чем  системной работы с детьми.

А УПК  будут обязательны для всех детей - может быть,даже с 5-6 класса?  – и это  возможность наладить  серьёзную профориентационную работу, с прохождением тестов,  пониманием того, какой ВИД современных профессий ребёнку более подходит.. 

  1. Учебным процессом для ВСЕХ детей. в УПК можно будет ПО-ИНОМУ, «распределённо»  и с иной нагрузкой на учителя  реализовать учебный процесс по предмету «технология». Но сначала ответив на вопрос: а КАКИЕ именно компетенции  нужно дать ВСЕМ детям на выходе (анализируя и , может быть, внеся изменения во ФГОС). И с подготовкой соответствующих УМК.
  2. Охватом профессий  (широкой профориентацией) и преемственностью различных ступеней образования – переходом от средней школы к профессиональному образованию (то, что не удалось сделать в профильных классах – конечно, надо этот опыт проанализировать, чтобы снова не наступить на «высокотехнологичные , уже роботоуправляемые грабли) .

Всё-таки действительно, при всех красивых картинках, которые рисуются в презентациях Кванториумов – не всем детям эти профессии и интересны, и нужны. Но есть и другие , более традиционные и  интересующие подростков профессии – это и те же повара-пекари-кондитеры, и автомеханики, и художники-мультипликаторы, и парикмахеры… список можно взять-продолжить даже из Юниор Worldskills. И УПК могут быть  реализованы на базе СИНЕРГИИ , объединения производственных площадок  и специалистов нескольких современных колледжей, в каждом городе надо смотреть  - как именно. В этой логике кванториумы станут ступенькой не к профессиональному (начальному и среднему) образованию в логике Юниор Worldskills, а к высшему профессиональному образованию.

Эту возможность – не пытаться «влезть» как медведь в Теремок с новыми «уроками технологии» в школу, а реализовывать свои идеи  в УПК – кто-то из коллег-практиков  предлагал, простите , не знаю кто именно.

Возможно,  Техническое задание на конкурс Минобрнауки по разработке КОНЦЕПЦИИ уроков, который выиграла команда  проводившая ЭТО МЕРОПРИЯТИЕ, просто не предусматривает  реализации «уроков» вне школ. И именно поэтому, уважаемые коллеги-практики, вся эта горячая дискуссия просто не имела смысла, и ВАМ кажется, что АСИ и иже с ними ВАС не слышали. 

Да слышали они, просто – ИМ НЕ НУЖЕН  ВАШ СМЫСЛ, «не вписывается» он в рамки отчётности по выигранному лоту-ТЗ, вероятно.

 Вы честно думали,  предлагали реальные решения, присылали презентации, даже похоже "драли горло" на дискуссии, пытаясь донести СМЫСЛ..

 НО  СМЫСЛ лежит на более «верхних этажах» принятия решений. Если будет объявлен ДРУГОЙ конкурс, с ИНЫМ смыслом – то вас услышат, ваши презентации возьмут и используют.

Правда, не факт,  что вы об этом вообще узнаете.

 

такова логика ФОИВов- " а Васька слушает да ест".  причём ГРАМОТНО  ест многомиллионные конкурсные бюджеты.  так что берегите свои нервы, уважаемые педагоги-практики-технологи. 

Эту ИГРУ уже выиграли те, кто её затеял, кто прописал свои правила. И пропишут СВОИ смыслы, как бы  вы "не драли глотки". Красивая картинка массовки будет в отчётности: "проведено активное народное обсуждение".

 

Нелли Козырева,

доцент кафедры психологии,

зав. лаб. игровых технологий в образовании МГУ им А.Кулешова,

автор игровых методик развития инновационного мышления школьников,

канд. психол наук, специалист по ТРИЗ
nellydelf@mail.ru

 

Козырева Н.А. Неваляшка учит... изобретать! или Самоучитель творческого мышления посмотреть

Козырева Н.А. Компьютерная игра "Неваляшка учит изобретать" (ТРИЗ)

http://www.triz-journal.com/archives/2002/08/a/index.htm,  http://kozyreva.ucoz.ru/loadhttp://kozyreva.ucoz.ru/load/28-1-0-4

Козырева Н.А. Обучение инновационной деятельности: от рождения идеи до её воплощения в жизнь   http://kozyreva.ucoz.ru/loadhttp://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-7

Козырева Н.А.  Детский инновационно-развлекательный центр. Программа формирования инновационного мышления детей и подростков через разработку игр и игрушек.  

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-2http://kozyreva.ucoz.ru/load/11-1-0-11

Категория: Программа развития НТТМ в Москве | Просмотров: 1982 | Добавил: kozyreva | Теги: Аси, ТРИЗ, Козырева Н.А., урок технологии, межшкольный учебно-производственный, Форум АСИ
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
«  Июль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz