ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 26.01.2022, 23:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
документы Конкурса [2]
официальные документы,материалы и презентации
команда "СОЗИДАТЕЛЬ" [16]
о членах нашей команды
полезные статьи по инновационной школе [11]
мысли по инновационной школе
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 369
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Проект "Школа Сколково" » полезные статьи по инновационной школе

Соответствие возрасту образовательных, информационных сред
12.12.2011, 04:03

Соответствие возрасту образовательных, информационных сред 

Цель Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»  - создание такой среды, в которой ребенок на разных возрастных этапах, с учетом зоны ближайшего развития сможет не только развивать свои познавательные и творческие способности, но и научится исследовать и реализовывать возможности воплощать в жизнь свои творческие идеи, тем самым осознавая и самоопределяя смысл своего существования как творческой личности для общества.

При этом мы исходим из положения Л.С. Выготского о том, что «среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и её специфических человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда играет роль не обстановки, а источника развития».

 Образовательная среда понимается нами как "...система влияний и условий формирования личности по определенному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении" (В.А.Ясвин).


Речь в данном случае идет не о формировании «одинаковых» личностей, а о направленном воздействии среды, обеспечивающим развитие определенных качеств.

 В условиях высокой неопределенности учебного процесса, связанной с решением нестандартных (творческих) проблем, образовательная среда играет решающую роль, являясь источником ресурсов для формирования личности каждого участника образовательного процесса.

Ребенок развивается, решая в среде творческие задачи на познание, преобразование, создание и применение объектов (классификация творческих умений И.Н. Мурашковски, классификация творческих задач Г.В.Тереховой).

Ключевой вопрос – какой компонент среды является основным источником проблем и ресурсов для их решения на разных этапах развития личности ребенка. Опираясь на концепцию развития личности С.И.Гессена, выделяющего три периода развития личности: аномию (необходимые ограничения на поведение ребенка накладывает как бы сама природа) – гетерономию (ограничения и условия деятельности задаются в большей степени социальным компонентом среды), автономию (период к настоящему творчеству, представляющему собой бесконечную череду задач), а также разработки по ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин, А.Н.Поддьяков), можно выделить следующие периоды в освоении образовательной среды:

 1.                  Дошкольное детство – ведущую роль играет предметная среда, она же является основным источником проблем и ресурсов. Упор делается на создание условий для экспериментирования с реальными объектами окружающего мира, самостоятельного моделирования (пособия, содержащие абстрактные обозначения возникают в процессе детских исследований непосредственно из идей, предложенных самими детьми); используются универсальные пособия, содержащие «скелет», организующий мыслительные действия ребенка. Конкретное наполнение полностью или частично делается из продуктов детского творчества (рисунков, поделок). Постепенно формируется игровая среда путем введения дидактических и сюжетно-ролевых игр, в том числе – компьютерных пособий.

 2.                  В начальной школе – ведущую роль играет среда дидактических игр при сохранении роли предметной среды, особенно на начальном этапе обучения. Вводится в активную деятельность младших школьников среда Интернет – как источник познавательных текстов в печатном, видео- и аудио форматах, компьютерные игры – как среда для решения творческих задач, среда лего (в том числе – программирование лего-роботов) как средство формирования проектных и алгоритмических умений.

 3.                      

Необходимо отметить следующее:

А) Члены команды «СОЗИДАТЕЛЬ» имеют десятки разработанных, запатентованных игр, пособий, в т.ч. компьютерных, которые в наибольшей мере соответствуют развитию креативных и интеллектуальных навыков детей в возрастном периоде от 3 до 17 лет. Например, развивающая компьютерная программа «ЧИККО И ВСЕЛЕННАЯ» (Т.Сидорчук), технология развития речи в играх со сказками «ТЕРЕМОК СКАЗОК» (Н.А. Козырева), компьютерная игра «НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ» (Н.А. Козырева), конструкторы «АНТАЗИЯ», «ЛЕКО», «СПИРАЛЬКИ» (А.М. Навернюк, 16-летний школьник), и др.

Часть разработанной игровой среды уже выпускается и ее можно приобрести для комплектации групп.

Другие разработки нуждаются в финансировании процесса подготовки производства и выпуска опытной партии.

При выпуске полного комплекта предметно-развивающей среды для дошкольного возраста по концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» возможно оснащение этим комплектом детсадов страны, работающих по любой программе.

И поскольку развивающие детей «мыслительные инструменты» заложены авторами в способы игровых действий, то присвоение детьми эффективных метанавыков произойдет, хотя максимальный эффект будет достигнут при применении воспитателями и педагогами развивающих методик концепции «СОЗИДАТЕЛЬ».

 

Б) Необходимо формировать предметную среду дошкольных учреждений, начальной школы опираясь преимущественно на продукцию отечественных производителей. Это позволит передать детям культурные архетипы России, что полезно российским детям для формирования национального менталитета, а зарубежным – для ознакомления с нравственными ценностями нашей страны в доступной им на данном возрастном периоде образной форме, в игровой деятельности.

 В то же время нельзя обойтись без использования в работе с детьми новейших зарубежных инновационных разработок, аналоги которых в России не выпускаются. Предстоит разработать систему психолого-педагогических критериев, позволяющей педагогам «отсеивать» от приобретения в детский сад и школу высокотехнологичных игр, игрушек, пособий, но нравственно чуждых, несущих иные ценности, правила и законы, реализуя тем самым право ребёнка на комфортную гуманитарную среду.

 Предложенные меры позволят создать образовательную, материальную, информационную, гуманитарную среду ребёнка не только соответствующей его возрасту, но и соответствующей современным мировым технологическим возможностям.

           

Дополнительно отметим, что в концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» заложено свойство «саморазвития» детьми окружающих их игровых, образовательных, материальных, информационных, гуманитарных сред. Так, творческие задания на создание новых предметов и игровой среды интегрированы в различные формы занятий по ТРИЗ, начиная с детского сада до старшей школы, системно используя возрастающий уровень знаний детей по предметам (например, физических и геометрических эффектов) методикам создания идей (от метода фокальных объектов к бенчмаркингу), их навыков в воплощении идеи в образцы товаров (от бумажных макетов до 3D моделей в центре прототипирования). Соответствующие творческие задания на создание-преобразование информационных, гуманитарных сред также системно интегрированы в основной образовательный процесс школы, программы дополнительного образования детей и родителей.

 Это позволяет сделать детей СОЗИДАТЕЛЯМИ интересной для НИХ, современной ИМ среды, сделать их активными участниками процессов преобразования мира и инициаторами перемен - успешными творческими Личностями.

 

 Что еще почитать о Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» (Конкурс «Школа Сколково») 

 Пресс-релиз Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» http://kozyreva.ucoz.ru/news/press_reliz_koncepcija_sozidatel_shkola_skolkovo/2011-12-11-198

 Миссия школы

Уникальность Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»

Кратко -  тезисы Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»

О Команде разработчиков Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»

Публикации членов команды

О Конкурсе «Школа Сколково»

Список победителей первого этапа Конкурса

 

Отдельные материалы к Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»

Как школа будет развивать и поддерживать предпринимательские компетенции и инициативы учащихся

Возможность для учащегося выстроить технологический профиль

Соответствие возрасту образовательных, информационных сред

Принципы подбора персонала

Требования к подготовке учителя

Функции педагога и уровни их реализации

Школьный уклад

 

Более подробно материалы к Концепции вы можете посмотреть на

http://skolkovo.wikispaces.com

 

Хочется отметить, что данная Концепция писалась под ТЗ (и  соответствующую структуру документа), рекомендованное Экспертным советом Сколково - для команд участниц данного конкурса. Поэтому в ряде разделов нам - для полноты Документа - пришлось несколько раз повторить часть тезисов из нашей Концепции. Надеемся, что это не помешает Вам вникнуть в основные мысли/положения нашей Концепции.

 

Мы надеемся получить, пожелания, замечания, вопросы от Вас - и вообще - завязать дискуссию, найти партнеров. Мы постараемся ответить на все Ваши вопросы, соображения… Пишите нам на nellydelf@mail.ru.  

 

Категория: полезные статьи по инновационной школе | Добавил: kozyreva | Теги: юный изобретатель, развивающая предметная среда, ТРИЗ, конструктор Антазия, Школа Сколково, инновационная школа, Концепция СОЗИДАТЕЛЬ
Просмотров: 762 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2022 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz