Как
школа будет развивать и поддерживать предпринимательские компетенции и
инициативы учащихся
Одна из проблем сегодняшней школы - отсутствие выработки
компетенций, необходимых для встраивания молодого человека в современную жизнь,
для поиска места приложения своих сил и развития собственной карьеры. Развитие
ряда этих навыков, согласно Концепции, мы обеспечиваем, начиная с детского
сада, далее на всех уровнях школы, и особенно активно – в старших классах.
В концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» предусматривается следующее:
1.
Изучение предметов с позиций тех проблем, которые есть в современной науке,
чтобы подросток мог понимать горизонты развития изучаемых наук и технологий,
увидеть нерешенные научные задачи. Используем видеоуроки от лучших учителей
мира (на разных языках), on-line семинары и дискуссии,
конференции по предметам. Привлекаем к преподаванию, ведению мастер-классов,
семинаров, постановке ведущих ученых, работающих и приезжающих в Сколково:
людей, для которых работа на мировом уровне новизны, качества и конкурентоспособности
– это образ жизни. Знакомство с успешными (известными) людьми, имеющими опыт
достижения целей, опыт решения различных проблем, поможет школьнику найти
Наставника и Достойную цель, свою Задачу, которую он захочет решать в
дальнейшей творческой жизни, после окончания школы. Метанавыки ТРИЗ позволят
молодому человеку в ближайшем будущем быстро достигать переднего края любых
выбранных им наук и областей человеческого знания.
2.
Новый инструментарий для творческой работы детей, новые способы обучения в
игротеках, лабораториях, Центре НТТМ, в т.ч. с помощью программного обеспечения
для поддержки изобретательского, инновационного процесса.
Ряд
разработок имеется у членов нашей команды.
Н.А.
Козырева разработала игровую программу развития инновационного мышления
детей от 3 до 17 лет, часть игр запатентована.
Например, настольная экономическая игра «Выбираю Успех»
(патент России на изобретение) поможет подросткам 10-14 лет познакомиться с
главными
действующими лицами современной Инновационной Экономики –
сыграть роль Банкира, Изобретателя, Промышленника и Коммерсанта. Она обучает взаимодействию этих людей по всему
циклу от создания товара до его продажи.
В
компьютерной игре «Неваляшка учит изобретать» в образы игрушек-изобретений
заложен
интернациональный язык схем - он поможет
разобраться в приёмах изобретательства детям любых стран, в т.ч. on-line.
Компания
Guided Brainstorming LLC
(USA)
разработала программное обеспечение для
школьников:
для
начальной школы - «InventionRoad»
(Путь к изобретению)
для
средней школы - "Guided Brainstorming Companion"
(Генератор Идей)
для
старших классов - "Guided Brainstorming Pro" (Профессиональный
Генератор Идей)
3. Создание в Школе интеллектуальной, творческой среды:
·
Разнообразные лаборатории, конструкторские
бюро современного типа. Например, лаборатории: естественнонаучные (химия,
физика, техника, биология…); радиоэлектроники; программирования; робототехники;
изобретательства и прогнозирования; дизайна; Web-дизайна; создания новых игрушек;
новых технологий; центр прототипирования, др.
·
Клубы («клуб+курс обучения»): Клуб
естествознания; Клуб загадок и парадоксов науки; Клуб любителей головоломок,
Клуб настольных игр, Клуб разработчиков мобильных игр и приложений, Робоклуб;
Клуб изобретателей; Кейс-клуб (решение различных кейсов); Chalengeклуб
(предпринимательские состязания); Форсайт-клуб (прогнозирование); Стартап-клуб;
Клуб блоггера; Клуб «Лидерства», др.
·
Различные конкурсы, олимпиады,
обсуждения проектов и решений кейсов по реальным проблемам, мозговые штурмы –
по социальной, инновационной, предпринимательской тематике
·
Постоянно действующий «лекторий»,
в т.ч. в дистанционном режиме – лекторы, тренеры, выдающиеся ученые,
изобретатели, предприниматели – как со Сколково, Москвы, так и со всего мира
·
Постоянно действующие в Школе
мини-выставки, инсталляции, посвященные искусству, науке, предпринимательству,
технологическим новинкам, мобильные выставки достижений школьников
·
Специально выделенные места в
Школе, в городском социокультурном пространстве, на Интернет-площадках – для
постоянного обсуждения ученических проектов; для презентаций своих идей в
присутствии школьников-коллег, экспертного совета, приглашенных специалистов
·
Молодежный инкубатор талантов –
для поддержки и реализации комплексных проектов учащихся в гуманитарной сфере,
развития социального предпринимательства
·
Молодежный бизнес-инкубатор для
инициирования и активной поддержки учеников в процессе создания и успешной
реализации изобретательских, инновационных и предпринимательских проектов в области
техники и IT
·
«Клуб выпускников Школы» - для поддержки
личных и творческих отношений с друзьями, партнерами, учителями уехавшим из
школы выпускникам и школьникам (или готовящимся приехать в Школу).
4. Привлечение детей для решения реальных проблем.
·
«Шефская инновационная помощь».
Посещение кампусов компаний в Сколково
·
Использование механизмов и
инструментов «Open innovations» для решения реальных проблем резидентов
Сколково и ведущих компаний мира (при заключении соответствующих соглашений с
компаниями)
·
Создание «Клуба экспертов» и
«Экспертного совета» Школы (ученики + родители + внешние квалифицированные
эксперты)
·
Активная работа по профориентации
(возможно, создание некоммерческого Фонда профориентации, работа которого
организована на новых, современных принципах). Партнерство с рекрутинговыми и
фандрайзинговыми агентствами
·
Создание Биржи для привлечения
школьников подростков к работе по выполнению типовых сервисных работ, в
инновационных проектах, во фриланс-режиме на предприятиях Сколково и вне его.
·
Мотивирование учащихся для
отличной учебы, участия в реальных проектах: креативные (инновационные)
сертификаты; система рекомендаций, отзывов. Система договоров с ВУЗами.
5. Использование Школой ближайших надсистемных ресурсов.
·
Привлечение для участия в
обучающем, проектном и других процессах в Школе – родителей, предпринимателей,
ученых, инноваторов, менторов, в т. ч. из СИНТ, фирм-резидентов Сколково
·
Привлечение к различным формам
обучения (мастер-классы, семинары, исследовательские, изобретательские и
предпринимательские проекты и др.) многонациональное научное, инновационное и
предпринимательское сообщество Сколково.
6. Мы последовательно научим детей уверенно оценивать
субъективную и объективную новизну своих решений, создавать конкурентоспособные
творческие продукты в любых видах деятельности (гуманитарных, технических,
технологических, IT).
При этом старшеклассники в молодежном бизнес-инкубаторе, в со-творчестве с
представителями фирм-резидентов Сколково, дополнительно освоят основные формы
создания современных инноваций:
·
Инициативную: разработка нового товара по инициативе и на риск автора,
и дальнейший поиск возможностей, ресурсов для его внедрения - производства,
финансирования, продвижения
·
Потребительскую: изучение потребностей рынка, выявление скрытых от
других закономерностей и создание «под запрос» новых товаров-услуг, используя
свои навыки креативного мышления и командной творческой работы в многоязычном
коллективе (intercomprehension)
·
Договорную: приложение своих творческих способностей, изобретательских
навыков и метанавыков в решении проблем по ОТСМ-ТРИЗ в заданном Заказчиком
(обычно руководством R&D) направлении.
Что еще почитать о Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» (Конкурс «Школа
Сколково»)
Пресс-релиз Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» http://kozyreva.ucoz.ru/news/press_reliz_koncepcija_sozidatel_shkola_skolkovo/2011-12-11-198
Миссия школы
Уникальность Концепции
«СОЗИДАТЕЛЬ»
Кратко - тезисы Концепции
«СОЗИДАТЕЛЬ»
О Команде разработчиков Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»
Публикации членов команды
О
Конкурсе «Школа Сколково»
Список победителей первого этапа Конкурса
Отдельные
материалы к Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ»
Как школа будет развивать и поддерживать предпринимательские
компетенции и инициативы учащихся
Возможность для учащегося выстроить
технологический профиль
Соответствие возрасту образовательных, информационных сред
Принципы
подбора персонала
Требования к подготовке учителя
Функции педагога и уровни их
реализации
Школьный уклад
|